Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Лекция 3. Императорское искусство и его влияние на язык христианской иконографии в IV-vi вв.
Похожие статьи вашей тематики
Часть 1. Императорское искусство.
- Понятие «Императорское искусство», его сложение в римском искусстве эпохи Империи. Наследие формул императорской иконографии официальным искусством «Нового Рима» - Византии. Сакральный характер императорского искусства. Основная цель – прославление единоличной власти Императора.
- Официальный императорский портрет, его виды и использование. Эволюция веристического императорского портрета к типологизированному схематичному изображению. Связь иконографических формул императорского искусства с придворным церемониалом.
- Триумфальный цикл императора: сцены на ипподроме. Важное место ипподрома в общественно-политической жизни византийского общества. Церемонии игр. Тема императорской победы.
- Константин Великий - первый христианский император. Миланский эдикт 313 г. Основание Нового Рима – Константинополя. Изображения Константина в официальном искусстве IV в.
- Император Юстиниан Великий – идеал «христианского императора».
- Переоценка места и роли императора в постиконоборческом искусстве IX-XII вв. Православие василевса - основа лигитимности его власти. Основные темы - подчинение власти василевса власти Панвасилевса – Христа, Инвеститура императора Христом и Богоматерью.
- Рефлексы официальных византийских формул в изображениях «варварских» государей Западной Европы.
Часть 2. Рефлексы императорского искусства в христианской иконографии в IV-VI вв.
- Триумфальный характер христианского искусства после Миланского эдикта. Заимствования римских «иконографических формул» в храмовой архитектуре: храм-базилика, ротондальный храм-мартириум.
- Апсидальные композиции раннехристианских храмов: «ликующий эсхатологизм», ожидание триумфа Второго Пришествия.
- Христианские сюжеты «Traditio legis», «Увенчание праведников», «Поклонение волхвов», «Спас на престоле», «Богоматерь Тронная», «Христос, попирающий льва и змия», «Триумфальный Крест» - истоки их иконографии в официальном искусстве. Заимствование вокабул «престол», «венец» и др. из репертуара императорского искусства.
Тема II. Иконография Спасителя и Богоматери.
Лекция 4. Проблемы иконографии Спасителя.
1. Символико-аллегорические изображения Спасителя в раннехристианском искусстве: Христос-Добрый Пастырь, Христос-Чудотворец, Христос-Учитель, Христос-Триумфатор. Их связь с изобразительными формулами искусства поздней античности.
2. Иконография облика Спасителя: античный облик, варианты «исторического» образа Христа в IV – VI вв. и их судьба в христианском искусстве последующих веков. Спас Эммануил, Христос Ветхий Денми.
3. «Спас в силах»: эволюция сюжета с V по XVI вв. и его параллель в искусстве Западной Европы - «Майестас Домини».
Лекция 5. Проблемы иконографии Богоматери.
- Иконография Богоматери в доиконоборческий период. Тип тронной Богоматери в искусстве – один из наиболее популярных в этот период. Иконография «Богоматери–Царицы», его судьба в искусстве Востока и Запада.
- «Знаки Приснодевства» Богоматери: эволюция формы и смысла. Ранний период (VI-VIII вв.) – 1 крест на челе Богоматери; 2 период (VIII-XII вв.) – множество крестов на мафории; 3 период (XIII - XIV вв.) – стабилизация 3 крестов, замена крестов звездами. Апотропический смысл знаков, их античные истоки. Отождествление их с «знаками Приснодевства» в период позднего средневековья.
Тема III. Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой рождества.
Лекция 6. Иконография Рождества Христова.
- Канонические и апокрифические литературные источники. Древняя литургическая традиция празднования единого эпифанического цикла. Установление праздника в IV в. в связи с антиарианской полемикой. Первые изображения Рождества Христова IV-V вв. – Младенец в яслях, вол и осел, вифлеемская звезда, сидящая Богоматерь (указание на безболезненное рождение), место действия – хлев под навесом.
- Изменение иконографии Рождества Христова в VI в., в связи с полемикой с монофизитами, на основе античной формулы рождества. Иконография христианских праздников – «богословие в красках». Иконографическая формула рождества в позднеантичных биографических циклах, основные составляющие ее вокабулы – женщина на ложе и омовение младенца (античные параллели - бейрутские мозаики со сценами рождения Александра Македонского, римские рельефы и др.). Иконография Рождества Христова в VI-VIII вв.: лежащая Богоматерь, Омовение Младенца Христа – ответ на монофизитство. Поза Иосифа по античной вокабуле «думающего», эпизод с Саломеей (исчезнувший после иконоборчества) - ответ на несторианство. Место действия - пещера в горе, ясли с Младенцем уподобляются литургическому престолу, которому предстоят вол и осел (символизирующие христиан из иудеев и язычников).
- Эволюция иконографии Рождества Христова в постиконоборческий период, вариации в древнерусском искусстве XII-XV вв. Пастух рядом с Иосифом, его интерпретация. Сложение «развернутой иконографии» Рождества Христова, ее популярность в искусстве XVI-XVII вв.
- Особенности изображения Рождества Христова в искусстве Западной Европы исходят из теории церковного искусства как «Библии для неграмотных» (концепция Карловых книг). Сложение двух излюбленных сюжетов: «Поклонение Св. Семейства Младенцу» и «Поклонение волхвов» в ущерб изображению собственно Рождества.
Лекция 7. Иконография Рождества Богородицы. «Рождества» святых.
- Литургическая традиция празднования. Апокрифические и гимнографические литературные источники.
- Сложение иконографии Рождества Богородицы на основе иконографической формулы рождества. Ранние памятники X-XI вв. Влияние античных изображений чудесных рождений, иконографии Рождества Христова. Ослабление догматического и усиление литургического подтекста композиции, введение бытовых деталей.
- Создание развитой композиции Рождества Богородицы в составе Протоевангельского цикла в палеологовском искусстве (мозаики Кахрие Джами и др). Особенности древнерусской иконографии праздника.
- Особенности западноевропейской иконографии (усиление бытового звучания). Католический догмат о непорочном зачатии Богоматери.
- Иконография рождества христианских святых. Создание иконографии Рождества Иоанна Предтечи, свт. Николая и других святых на основе античной формулы рождества. Сцена рождества святого в составе изобразительного житийного цикла. Житие святого как литературный источник иконографии.
Тема IV. Иконография праздников с общей иконографической формулой видения.
Лекция 8. Иконография праздника Преображение Господне.
- Литературные источники и литургическая традиция празднования.
- Особенности и содержание иконографической формулы видения. Составляющие формулы – «тайнозритель» и «объект видения (часто - имаго клипеата)». Содержание иконографической вокабулы «мандорла».
- Апсида как место возникновения композиции Преображения, обусловленное ее теофаническим характером. Первые изображения в Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне (аллегоризм, акцентированная эсхатологичность) и церкви Св. Екатерины на Синае.
- «Споры о Фаворском свете» XIV в. и их влияние на иконографию Преображения: символическое изображение нетварного света (различные формы сияния, их интерпретация), усиление темы столкновения нетварных Божественных энергий и падшего тварного мира в лице апостолов (изменение их поз).
- Развитие иконографии в искусстве позднего средневековья: включение дополнительных эпизодов, тяготение к нарративности.
- Праздник Преображения в Католической церкви и его иконография в искусстве Европы. Фаворский свет в схоластическом богословии, непризнание его нетварной природы. Преображение в произведениях западных художников (отсутствие изображения сияния или указание на его естественную, «атмосферную» природу). Тема света в искусстве барокко, его связь с мистической практикой католической церкви.
|