Лекция 3. Императорское искусство и его влияние на язык христианской иконографии в IV-vi вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Императорское искусство и его влияние на язык христианской иконографии в IV-vi вв.



Часть 1. Императорское искусство.

  1. Понятие «Императорское искусство», его сложение в римском искусстве эпохи Империи. Наследие формул императорской иконографии официальным искусством «Нового Рима» - Византии. Сакральный характер императорского искусства. Основная цель – прославление единоличной власти Императора.
  2. Официальный императорский портрет, его виды и использование. Эволюция веристического императорского портрета к типологизированному схематичному изображению. Связь иконографических формул императорского искусства с придворным церемониалом.
  3. Триумфальный цикл императора: сцены на ипподроме. Важное место ипподрома в общественно-политической жизни византийского общества. Церемонии игр. Тема императорской победы.
  4. Константин Великий - первый христианский император. Миланский эдикт 313 г. Основание Нового Рима – Константинополя. Изображения Константина в официальном искусстве IV в.
  5. Император Юстиниан Великий – идеал «христианского императора».
  6. Переоценка места и роли императора в постиконоборческом искусстве IX-XII вв. Православие василевса - основа лигитимности его власти. Основные темы - подчинение власти василевса власти Панвасилевса – Христа, Инвеститура императора Христом и Богоматерью.
  7. Рефлексы официальных византийских формул в изображениях «варварских» государей Западной Европы.

 

Часть 2. Рефлексы императорского искусства в христианской иконографии в IV-VI вв.

  1. Триумфальный характер христианского искусства после Миланского эдикта. Заимствования римских «иконографических формул» в храмовой архитектуре: храм-базилика, ротондальный храм-мартириум.
  2. Апсидальные композиции раннехристианских храмов: «ликующий эсхатологизм», ожидание триумфа Второго Пришествия.
  3. Христианские сюжеты «Traditio legis», «Увенчание праведников», «Поклонение волхвов», «Спас на престоле», «Богоматерь Тронная», «Христос, попирающий льва и змия», «Триумфальный Крест» - истоки их иконографии в официальном искусстве. Заимствование вокабул «престол», «венец» и др. из репертуара императорского искусства.

 

Тема II. Иконография Спасителя и Богоматери.

Лекция 4. Проблемы иконографии Спасителя.

1. Символико-аллегорические изображения Спасителя в раннехристианском искусстве: Христос-Добрый Пастырь, Христос-Чудотворец, Христос-Учитель, Христос-Триумфатор. Их связь с изобразительными формулами искусства поздней античности.

2. Иконография облика Спасителя: античный облик, варианты «исторического» образа Христа в IV – VI вв. и их судьба в христианском искусстве последующих веков. Спас Эммануил, Христос Ветхий Денми.

3. «Спас в силах»: эволюция сюжета с V по XVI вв. и его параллель в искусстве Западной Европы - «Майестас Домини».

 

Лекция 5. Проблемы иконографии Богоматери.

  1. Иконография Богоматери в доиконоборческий период. Тип тронной Богоматери в искусстве – один из наиболее популярных в этот период. Иконография «Богоматери–Царицы», его судьба в искусстве Востока и Запада.
  2. «Знаки Приснодевства» Богоматери: эволюция формы и смысла. Ранний период (VI-VIII вв.) – 1 крест на челе Богоматери; 2 период (VIII-XII вв.) – множество крестов на мафории; 3 период (XIII - XIV вв.) – стабилизация 3 крестов, замена крестов звездами. Апотропический смысл знаков, их античные истоки. Отождествление их с «знаками Приснодевства» в период позднего средневековья.

Тема III. Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой рождества.

Лекция 6. Иконография Рождества Христова.

  1. Канонические и апокрифические литературные источники. Древняя литургическая традиция празднования единого эпифанического цикла. Установление праздника в IV в. в связи с антиарианской полемикой. Первые изображения Рождества Христова IV-V вв. – Младенец в яслях, вол и осел, вифлеемская звезда, сидящая Богоматерь (указание на безболезненное рождение), место действия – хлев под навесом.
  2. Изменение иконографии Рождества Христова в VI в., в связи с полемикой с монофизитами, на основе античной формулы рождества. Иконография христианских праздников – «богословие в красках». Иконографическая формула рождества в позднеантичных биографических циклах, основные составляющие ее вокабулы – женщина на ложе и омовение младенца (античные параллели - бейрутские мозаики со сценами рождения Александра Македонского, римские рельефы и др.). Иконография Рождества Христова в VI-VIII вв.: лежащая Богоматерь, Омовение Младенца Христа – ответ на монофизитство. Поза Иосифа по античной вокабуле «думающего», эпизод с Саломеей (исчезнувший после иконоборчества) - ответ на несторианство. Место действия - пещера в горе, ясли с Младенцем уподобляются литургическому престолу, которому предстоят вол и осел (символизирующие христиан из иудеев и язычников).
  3. Эволюция иконографии Рождества Христова в постиконоборческий период, вариации в древнерусском искусстве XII-XV вв. Пастух рядом с Иосифом, его интерпретация. Сложение «развернутой иконографии» Рождества Христова, ее популярность в искусстве XVI-XVII вв.
  4. Особенности изображения Рождества Христова в искусстве Западной Европы исходят из теории церковного искусства как «Библии для неграмотных» (концепция Карловых книг). Сложение двух излюбленных сюжетов: «Поклонение Св. Семейства Младенцу» и «Поклонение волхвов» в ущерб изображению собственно Рождества.

 

Лекция 7. Иконография Рождества Богородицы. «Рождества» святых.

  1. Литургическая традиция празднования. Апокрифические и гимнографические литературные источники.
  2. Сложение иконографии Рождества Богородицы на основе иконографической формулы рождества. Ранние памятники X-XI вв. Влияние античных изображений чудесных рождений, иконографии Рождества Христова. Ослабление догматического и усиление литургического подтекста композиции, введение бытовых деталей.
  3. Создание развитой композиции Рождества Богородицы в составе Протоевангельского цикла в палеологовском искусстве (мозаики Кахрие Джами и др). Особенности древнерусской иконографии праздника.
  4. Особенности западноевропейской иконографии (усиление бытового звучания). Католический догмат о непорочном зачатии Богоматери.
  5. Иконография рождества христианских святых. Создание иконографии Рождества Иоанна Предтечи, свт. Николая и других святых на основе античной формулы рождества. Сцена рождества святого в составе изобразительного житийного цикла. Житие святого как литературный источник иконографии.

 

Тема IV. Иконография праздников с общей иконографической формулой видения.

Лекция 8. Иконография праздника Преображение Господне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.007 с.)