ТОП 10:

Лекция 9. Иконография праздника Вознесение Господне.



  1. Новозаветные источники. Литургическая традиция празднования.
  2. Теофанический и эсхатологический характер композиции Вознесения как прообраза Второго Пришествия. Первые изображения на вратах Санта Сабины, мюнхенском авории, в Бауитских апсидах, на ампулах Монцы: вариативность первоначальной иконографии. Пентекостальная коннотация Вознесений на ампуле Монцы 10 и миниатюре Евангелия Равуллы F. 13 v.
  3. Изображение Богоматери в связи с темой Воплощения. «Анахроническое» введение апостола Павла в круг апостолов для изображения плиромы церковной.
  4. Купольное расположение композиций Вознесения в системе росписей крестово-купольных храмов XI-XII вв. (Мозаики храма Софии в Фессалониках и мн. др.), его символическая интерпретация.
  5. Эволюция иконографии Вознесения в древнерусском искусстве XVI в. – введение изображения камня со следами ног Христа как указание на паломническую реликвию Елеонской горы.
  6. Иконография Вознесения на Западе. «Вознесение рукой Отца» (разработка раннехристианского варианта иконографии), «Вознесение во славе» (византийское влияние), промежуточные варианты. Сложение особой иконографии в познеготическом искусстве (изображение ног Христа в окружении облаков как знак Его Вознесения на небеса и коленопреклоненных апостолов). Изъятие фигуры Богоматери из композиции Вознесения, его причины.

 

Лекция 10. Иконография праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

1. История установления праздника и его иконография – исключительно русское литургическое творчество. Литературные источники.

2. Ранние изображения – клеймо Суздальских врат, икона из Киева к. XII-XIII вв. и их связь с Богородичными реликвиями Влахернского храма.

3. «Новгородский» извод Покрова как результат контаминации двух событий: видения св. Андрея Юродивого во время осады Константинополя и «обычного чуда» от иконы Богоматери Эпискепсис во Влахернском храме. Построение композиции по иконографической формуле видения.

4. «Владимиро-Суздальский», или «Московский», извод Покрова с включением дополнительного композиционного регистра с Романом Сладкопевцем, хором, патриархом и императором, слушающими его в Софии Константинопольской – совмещение праздников, отмечающихся 1 октября.

5. Образование общерусской иконографии Покрова в XV-XVI вв.

6. Новый извод Покрова в искусстве конца XVI-XVII в. – шествие Богоматери со святыми или Моление, стоя на коленях (икона как иллюстрация житийного повествования).

7. Выделение фигуры Богоматери, держащей Покров, в самостоятельный «краткий вариант» иконографии в XVIII – XIX вв.

8. Почитание ризы Богоматери на Западе и отражение темы Покрова Богоматери в искусстве Европы – «Богоматерь Мизеркордия». Ее рефлексы в народном искусстве стран Восточной Европы, Украины и Белоруссии XVII-XIX вв., влияние на русскую иконографию Богоматери «Всех скорбящих Радость».

 

Лекция 11. Иконография Воскресения Господня («Анастасис» и «Сошествие во ад»).

1. Литературные источники о Воскресении. Литургическая традиция празднования.

2. Сложение триумфальной композиции Анастасис в VI-VII вв.: Христос попирает персонификацию ада (влияние композиции «Император, попирающий побежденного врага» из триумфального императорского цикла) и поднимает восстающих Адама и Еву. Типология жеста «захват запястья», его истоки и значение.

3. Хронология дальнейшего развития исходного ядра: введение ветхозаветных царей и праведников: Давида, Соломона, Предтечи и др. святых, ангелов с добродетелями и демонов с пороками под влиянием аскетической литературы в палеологовский период.

4. Трактовка темы Воскресения в католическом средневековом искусстве: параллельное сложение композиций «Сошествие Христа во ад» (соответствовавшей Великой Субботе) и «Восстание от Гроба» (Воскресению – Пасхе) в связи с формулой Апостольского Кредо.

5. Влияние на древнерусскую иконографию Воскресения в XV-XVI вв. Эволюция композиции «Анастасис» к «Воскресению – Сошествию во ад» в древнерусском искусстве XVI-XVII вв. Канонические, апокрифические и гимнографические литературные источники о Сошествии во ад.

 

Тема V. Иконография праздников с общей иконографической формулой учительства.

Лекция 12. Иконография праздника Пятидесятницы.

1. Литературные источники.

2. Сиро-палестинская традиция празднования единого пентекостального периода и первоначальные композиции Вознесения-Пятидесятницы как отражение этой практики.

3. Создание самостоятельной иконографии Пятидесятницы на основе раннехристианской формулы учительства, сложившейся под влиянием античной схемы disputatio Семи мудрецов (Мемфисский Серапеум). Апостольский синтронон со свободным пространством между центральными апостолами – образ дидаскалии Святого Духа.

4. Эволюция изображения «адресатов» даров Духа Святого: избранный народ и язычники (Par. Gr. 510 f. 301, купольные мозаики Осиос Лукас, Сан-Марко в Венеции); варварские народы и император, как олицетворение христианской империи; император и варвар; царь-космос со свитками апостольской проповеди. Вероятные исторические и экклезиологические объяснения этих иконографических модификаций.

5. Иконография Пятидесятницы на Западе – игнорирование античной формулы дидаскалии, обязательное изображение Богоматери, обусловленное буквальным прочтением текста Деяний. Отражение догмата Филиокве в западной иконографии Пятидесятницы. Влияние на русскую иконографию в XVII-XVIII вв.

 

Лекция 13. Композиции с общей иконографической формулой учительства: Преполовение Пятидесятницы и Вселенские соборы.

1. Возникновение праздника Преполовения Пятидесятницы, первые литературные свидетельства.

2. Иконография Преполовения по формуле учительства (античные прототипы). Число книжников (шесть, а не двенадцать, как в Пятидесятнице) – указание на неполноту Ветхозаветного откровения. Византийская иконография Преполовения с Христом-Вседержителем и русские варианты с Христом в типе Эммануила. Гипотетические интерпретации (в том числе – Н.В. Покровского и Н.П. Кондакова).

3. Западный вариант темы – двенадцатилетний Христос в храме с учителями.

4. Литургическая традиция празднования памяти Вселенских соборов.

5. Формирование изобразительного цикла Вселенских соборов после завоевания Константинополя крестоносцами как пикторальное исповедание веры. Основа изначальной иконографии собора - формула учительства по аналогии с Пятидесятницей, в которой первоверховные апостолы заменены патриархом и императором. Центральное пространство между ними свободно, обозначая дидаскалию Святого Духа («Изволися Святому Духу и нам…»). Равновесие позиций патриарха и императора – образ симфонии Церкви и государства.

6. Последующая стадия развития иконографии: искажение смысла «дидаскалии Духа» - центральное «учительное» место занимает император (Ферапонтово, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, Успенский собор Московского Кремля).

 

Тема VI. Иконография праздников с общей иконографической формулой встречи.

Лекция 14. Иконография праздника Сретения.

1. Канонические и апокрифические литературные источники.

2. Первое изображение Сретения на мозаике триумфальной арки Санта Мария Маджоре, созданная под влиянием императорского искусства. Последующая замена исходной композиции на «Представление новорожденного богам» античной иконографии.

3. Содержание и особенности иконографической формулы встречи, ее истоки в античном искусстве – композиция Adventus. Постиконоборческая иконография Сретения: ранняя лаконичная трехфигурная композиция, престол с киворием – иконографическая вокабула алтаря и храма.

4. Два извода Сретения в византийском и древнерусском искусстве. Усложнение композиции в XVII веке.

5. Литургическая традиция праздника в католической церкви – «Очищение Богоматери» и «Представление Господа в Храме», месса светильников. Ее влияние на западную иконографию сюжета.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.6 (0.005 с.)