Понятие, классификация и структура финансовых правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, классификация и структура финансовых правоотношений



 

Финансовое правоотношение - это общественное отношение, возникающее в процессе финансовой деятельности государства и урегулированное нормами финансового права. Она является разновидностью правового отношения, поэтому ему свойственны все признаки, которые характерны для любого правоотношения.

Вместе с тем, финансовое правоотношение имеет особенности, которые выделяют его из системы правовых отношений. Так, финансовое отношение:

1. возникает исключительно в области финансовой деятельности государства;

2. возникает на основе нормы финансового права;

3. является, по существу, экономическим, т.е. непосредственно зависит от уровня развития экономики;

4. является имущественным (денежным) отношением;

5. одним из участников этого отношения всегда выступает само государство либо уполномоченные им государственные органы. Эти органы наделены определенными властными полномочиями в отношении других субъектов организаций, физических лиц.

Следует подчеркнуть, что только три признака в совокупности отграничивают финансовое правоотношение от другого правоотношения:

1. финансовые правоотношения всегда возникают по поводу собирания и распределения денежных средств через централизованные фонды государства;

2. властный характер, обусловленный императивностью финансово-правовой нормы, в результате чего одной из сторон правоотношения обязательно выступает государство, уполномоченный государственный орган;

3. носят имущественный характер.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения является критерием, отграничивающим его от гражданско-правового отношения. Отдельные административные отношения также имеют властно-имущественный характер. Например, отношения по поводу наложения и взыскания административных штрафов. Однако эти административные отношения возникают в процессе осуществления государственного управления и не связаны с финансовой деятельностью государства.

Классификацию финансовых правоотношений разграничивают по трем критериям:

1. в зависимости от функций права;

2. по характеру финансово-правовых норм;

3. по видам финансово-правовых институтов.

С учетом функций права финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права. В финансовом праве регулятивных правоотношений большинство, поскольку финансовое право направлено на позитивное регулирование отношений, в процессе которых происходит мобилизация финансовых ресурсов в централизованные фонды государства и распределение этих финансовых средств. Охранительные финансовые правоотношения - обеспечивают реализацию охранительной функции права. Эти финансовые правоотношения выполняют вспомогательную функцию и возникают в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе финансовой (экономической) санкции. К финансовым охранительным отношениям относятся, например, отношения, связанные с нарушением бюджетного законодательства, налогового законодательства, с нарушением правил ведения кассовых операций.

В зависимости от характера финансово-правовой нормы финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные финансовые правоотношения реализуют права и обязанности субъектов, по собиранию, распределению и использованию соответствующих централизованных финансовых ресурсов. Примером материальных финансовых правоотношений служат правоотношения содержанием, которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, и соответственно право налогового органа требовать его уплаты. Процессуальные финансовые правоотношения являются формой проявления порядка реализации прав и обязанностей субъектов финансового права. Процессуальные, финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией их реализации. К числу процессуальных финансовых отношений можно отнести, например, правоотношения по бюджетному процессу.

По видам финансово-правовых институтов различают следующие финансовые правоотношения: по поводу финансового контроля; бюджетные; по поводу формирования и исполнения государственных внебюджетных фондов; налоговые; по неналоговым платежам; по государственному кредиту (государственному внутреннему и внешнему долгу, по государственному обязательному страхованию; по поводу сметно-бюджетного финансирования; по бюджетным ссудам и займам; в сфере денежного обращения и расчетов; в сфере валютного регулирования.

В структуру финансовых правоотношений включаются следующие элементы: субъект; объект; содержание. Субъект финансового правоотношения - это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем финансовых прав и обязанностей. Анализ белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что субъектами финансового права (участниками финансовых правоотношений) являются:

1. Республика Беларусь и ее территориальные образования;

2. Президент Республики Беларусь;

3. органы государственной власти Республики Беларусь (законодательные и исполнительные органы);

4. органы специальной компетенции, осуществляющие финансовую деятельность государства (Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.);

5. органы управления государственными внебюджетными фондами (Правление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь);

6. бюджетные учреждения;

7. субъекты хозяйствования;

8. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Объекты финансовых правоотношений - то, по поводу чего возникают финансовые правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников. Объекты финансовых правоотношений весьма многообразны. Как правило, о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых речь идет в самой правовой норме. Для выявления сути финансовых правоотношений необходимо уяснить их юридическое содержание, которое раскрывается через субъективные права и обязанности их участников. Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Содержание финансовых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников. Субъективному финансовому праву всегда соответствует субъективная финансовая обязанность. Субъективное право участника финансовых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний. В свою очередь, юридическая обязанность участника финансовых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны финансового правоотношения.

 

 


ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА

 

Понятие финансовых ресурсов

 

Финансовые ресурсы – фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения. Эти фонды денежных средств образуются в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП, главным образом чистого дохода. Эти фонды предназначены для использования на расширенное воспроизводство и общегосударственные нужды.

В денежном выражении валовой внутренний продукт представляет собой c + v + m, где c – стоимость износа основных средств, в виде амортизационных отчислений, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии; v – стоимость необходимого продукта; m – стоимость прибавочного продукта.

Каждая часть ВВП соответствует определенным элементам финансовых ресурсов. Основная сумма финансовых ресурсов, состоящая из прибыли, налогов, неналоговых доходов, прибыли доходов от внешнеэкономической деятельности и другие элементы в сумме составляют прибавочный продукт. Часть необходимого продукта v, в виде налогов и других отчислений, направляется в бюджет и другие фонды, образуя финансовые ресурсы. Часть c в виде амортизационных отчислений также входит в финансовые ресурсы. Указанные части ВВП входят в финансовые ресурсы частично, прибавочный продукт (m) полностью.

Если рассматривать по удельному весу названных источников, то основным источником формирования финансовых ресурсов в составе ВВП является чистый доход. Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятий и организаций, т.е. на расширение производства на микроуровне. Они используются на новые капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технического прогресса и другие нужды производства.

Часть децентрализованных финансовых ресурсов в виде целевых денежных фондов направляется на расширенное воспроизводство стоимости рабочей силы.

Вторым по величине источником финансовых ресурсов после чистого дохода являются амортизационные отчисления. Хотя основная функция амортизационных отчислений вложение и замещение изношенных основных фондов, но, учитывая долговременный период, через который осуществляется замещение изношенных основных фондов, оно происходит на новой технической основе и таким образом амортизационный фонд выступает источником не простого, а расширенного воспроизводства. На практике амортизационные отчисления как равняются на новое строительство, реконструкцию, модернизацию и расширение основных фондов.

Кроме названных источниками децентрализованных финансовых ресурсов могут быть экономия от снижения стоимости строительства, выполняемого хозяйственным способом, выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества предприятия и другие источники, например, кредиты банка, средства полученные от операций с ценными бумагами и другие заемные и привлеченные средства.

Пропорции формирования денежных фондов финансовых ресурсов на государственные предприятия контролируются соответствующими органами. В условиях рынка хозяйствующие субъекты сами определяют размеры фонда развития производства, фонда социального развития и жилищного строительства и др.

Другая часть чистого дохода обеспечивает формирование централизованного финансирования ресурсов, то есть формирование финансовых ресурсов на макроуровне, обеспечивая общегосударственные потребности. Централизованные финансовые ресурсы – это результат перераспределения главным образом чистого дохода осуществляемого через налоговые и неналоговые платежи.

Формирование централизованных финансовых ресурсов осуществляется так же за счет отчислений хозяйствующих субъектов органами государственного страхования на социальные страхования, имущественное и личное страхование, во внебюджетные фонды. Кроме того, источником централизованных финансовых ресурсов являются средства госкредита, т.е. полученные от реализации государственных ценных бумаг, облигаций и т.д.

Определенная часть централизованных финансовых ресурсов формируется за счет денежных поступлений от населения через налоги, сбора дохода от лотерей и др.

Часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот от продажи полезных ископаемых и других невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов, также служит источником централизованных денежных фондов. При эффективной организации источником финансовых ресурсов являются поступления от внешнеэкономической деятельности.

В результате перераспределительных процессов основная часть финансовых ресурсов государства аккумулируется в государственном бюджете. Это дает возможность осуществлять единую финансовую политику, финансировать важнейшие общегосударственные программы. В этих же целях в состав госбюджета включены ряд бывших внебюджетных фондов: дорожный фонд, фонд занятости и др., а с 2004 г. в состав госбюджета включен фонд социальной защиты населения.

Основные направления использования финансовых ресурсов - это финансирование развития народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, социальной защиты населения, финансирование обороны и правоохранительных органов, государственное управление и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.016 с.)