Контроль возвратности кредита. Порядок претензионно-исковой работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль возвратности кредита. Порядок претензионно-исковой работы.



 

Процесс сопровождение кредита включает в себя проверки банка в процессе кредитования заемщика, а также исполнение заемщиком своих обязательств по погашению кредита и уплате процентов. Банки уделяют особое внимание процессу сопровождения кредита, поскольку его правильное построение позволяет снизить кредитные риски. Работа банка по сопровождению кредита является предметом пристального внимания Национального банка и за халатное к ней отношение предусмотрены значительные штрафы.

В процессе кредитования банки (а в некоторых случаях и другие органы) осуществляют контроль за деятельностью предприятия-заемщика. Основная цель этого контроля – предвидение и недопущение действий, событий и обстоятельств способных поставить под угрозу исполнение заемщиком своих обязательств.

Проверки банка (кредитные проверки, кредитный мониторинг) производятся работниками соответствующих отделов отвечающих за процесс кредитования (обычно это либо непосредственно отдел кредитования, или отдел сопровождения кредитов). Обычно за каждым кредитом закреплен определенный работник – кредитный инспектор на которого возложена вся работа по сопровождению кредита и решению всех проблем. Именно с этим человеком Вы должны согласовывать все свои действия касающиеся кредита и кредитуемого проекта. Постарайтесь установить с кредитным инспектором хорошие деловые отношения, поскольку от него зависит очень многое.

Ваша основная задача заключается в том, чтобы результаты этих проверок были только положительными. Отрицательные результаты по этим проверкам могут привести (в зависимости от условий кредитного договора) к следующим последствиям:

 Приостановление выделения кредита;

 Изменение условий кредитования (залога) в сторону ужесточения;

 Досрочное взыскание кредита (части кредита) и расторжение договора;

Помимо того, что банк производит проверки, Вы обязаны самостоятельно информировать его обо всех обстоятельствах способных отразиться на своевременном и полном исполнении обязательств по кредитному договору. Это положение обычно фиксируется в кредитном договоре. Сложно определить точный перечень обстоятельств при возникновении которых заемщик должен уведомить банк, поскольку банк и заемщик могут по-разному оценивать степень возможной угрозы.

Обычно этот перечень включает:

 ухудшение финансово-экономического положения;

 реорганизация предприятия;

 смена руководства предприятия;

 изменения планов по реализации прокредитованного проекта;

Как правило, такой перечень не зафиксирован точно и, поэтому желательно информировать банк обо всех своих проблемах. Следует помнить о том, что, умышленное несообщение должностным лицом юридического лица кредитору или органу, выделившему дотацию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования квалифицируется по уже рассматриваемой нами ранее статье 237 Уголовного кодекса. Поскольку банк кровно заинтересован в благополучии своего заемщика, то на весь период кредитования ему оказывается всякая поддержка в решении проблем. Крайне негативно воспринимаются попытки утаить от банка свои проблемы, тем более что сделать это обычно не удается.

Торговые предприятия и снабженческо-сбытовые организации, не принимающие мер по обеспечению рентабельной работы, растратившие собственные оборотные средства, имеющие длительные просроченные платежи по кредитам и другим обязательствам, имеющие спецссудные счета, переводятся на кредитование по ссудным счетам, с оформлением задолженности на конкретные сроки погашения.

Помимо выше перечисленных последствий не стоит забывать и о деловой репутации предприятия и о Вашей репутации как руководителя. Кредитуясь в банке, Вы формируете свою кредитную историю, и от того какая она будет, зависит многое в будущем. В настоящее время банки придают большое значение различным компьютерным банкам данных по клиентам, и «проштрафившийся» клиент может надолго попасть в черный список, которым будут пользоваться банки и у такого клиента могут возникнуть проблемы при получении последующих кредитов, в том числе в других банках. Постарайтесь не запятнать Вашу кредитную историю и не нарушать своих договорных обязательств.

Форма, объем, и периодичность проверок устанавливаются банком в кредитном договоре. Обычно они производятся раз в квартал (но не реже одного раза в процессе кредитования), но если ваше положение вызывает у банка беспокойствие, то они могут производиться и гораздо чаще. Часто заемщиков раздражают проверки банка, поскольку это воспринимается как элемент недоверия и отрыв работников предприятия от важной работы. Обычно это сопровождается заявлениями типа: «мы проценты вам платим вовремя и чего вам еще надо?». Такое отношение недопустимо. Во-первых, это просто раздражает банковских служащих, а во-вторых, это может трактоваться ими как «препятствие кредитному контролю», а это очень серьезное нарушение, которое карается как минимум приостановлением кредитования. Относитесь к работе кредитных работников с пониманием и уважением. Не уклоняйтесь от проверок, создавайте все необходимые условия для их работы.

Следует помнить, что во время проверки, работник банка активно общается с работниками предприятия. Во время таких формальных и неформальных общений, работник банка получает определенную информацию о состоянии дел на фирме. Эта информация может сформировать определенное мнение о состоянии дел на фирме – как положительное, так и отрицательно. Поэтому, желательно корректно определить круг общения определенными лицами. Не оставляйте банковского инспектора наедине со своей чересчур болтливой секретаршей – она может пожаловаться ему на то, что фирму «достали» кредиторы и Вы проиграли очередное дело в хозяйственном суде в результате чего придется платить огромный штраф налоговой инспекции. Может быть инспектор и не станет уточнять у вас правда это или нет, но доложит о «поступлении оперативной информации» своему руководству и Вы так и не поймете почему вам не с того не с сего отказали в увеличении кредита. Вся информация о предприятии, которая поступает кредитору должна контролироваться, фильтроваться и, при необходимости, комментироваться. Это не означает, что Вы должны скрывать истинное положение дел, но думать о том как Вы выглядите в глазах кредитора следует обязательно.

Результаты проверок оформляются справками. Требуйте, что бы вас как руководителя знакомили с результатами проверок. Если Вы с чем-то не согласны, то Вы вправе потребовать внесение своих возражений в справку или можете их изложить в официальном письме в адрес банка. Второй экземпляр справки-проверки (или ее копия) должен оставаться на предприятии.

Споры и разногласия, возникающие между банком и заемщиком в процессе кредитования неизбежны. В основном они связаны с изменениями условий кредитования. В частности, много конфликтов возникает по следующим вопросам:

 увеличение процентной ставки по кредиту;

 отказ банка от увеличения суммы кредита;

 отказ банка от замены предмета залога;

Все споры должны решаться посредством переговоров. Судебные разбирательства бесперспективны, поскольку длительны и требуют дополнительных затрат. Судебный спор однозначно означает, что в этом банке Вы уже точно больше кредитов не получите. При этом предприятие приобретает славу скандалиста, не зависимо от того было ли она право или нет. Все спорные вопросы должны найти свое отражение в деловой переписке. Отправляемые в адрес банка письма рекомендуется посылать с уведомлением о вручении. Все притязания заемщика должны быть аргументированы и подтверждены документами. Только это позволит ему надеется на благоприятное решение его вопроса.

Иногда вопросы возникают из-за разного толкования юристами банка и заемщика отдельных норм законодательства. Если мнение заемщика представляется достаточно аргументированным, то банк может направить соответствующий запрос в Национальный банк или в другое ведомство. Однако, если позиция заемщика слабо обоснована и ее ошибочность, по мнению банка, очевидна, то такой запрос банк писать не станет, как бы его заемщик не уговаривал. Не рекомендуется обращаться в Национальный банк напрямую, поскольку это является своего рода нарушением «субординации». Национальный банк справедливо считает, что все вопросы должны решаться через банк клиента. Следовательно, клиент должен направлять запрос в банк, а тот, в свою очередь, может переадресовать его в Национальный банк. Это касается также ходатайств клиентов по отдельным вопросам. Например, крупное предприятие хочет получить кредит, но у банка исчерпан лимит на указанного заемщика. Увеличить лимит можно, только получив специальное разрешение Национального банка. Такие разрешения выдаются только в исключительных случаях, например для реализации важного инвестиционного проекта. Схема действия такова: заемщик пишет ходатайство в банк, прилагая все необходимые обоснования и расчеты, банк пишет ходатайство в Национальный банк, прилагая ходатайство и расчеты заемщика.

Неисполнение обязательств по кредитному договору подразумевает в первую очередь несвоевременные или неполные расчеты по уплате процентов, погашению основного долга и пени. Неоплата долга – это очень тяжелый грех. Даже самая незначительная просрочка это уже подрыв репутации предприятия, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подобные вещи не происходили. Но если это уже произошло, то следует найти достойный выход из создавшегося положения и снизить негативные последствия.

Заметим, что указ президента устанавливает, что за несвоевременное погашение кредитов и процентов накладывается штраф в размере от 30 до 50 базовых величин на должностных лиц.

 

Пролонгация.

 

При наличии объективных причин, не позволяющих заемщику своевременно выполнить обязательства перед банком по погашению кредита, по ходатайству заемщика банк вправе в отдельных случаях пролонгировать срок возврата кредита. Пролонгация кредита на выплату заработной платы не допускается.

Под объективными причинами обычно понимают обстоятельства, которые возникли по независящим от заемщика причинам, и не могли быть им предусмотрены (с целью минимизации последствий). Как правило, это:

 Невыполнение поставщиками, подрядчиками и смежниками своих обязательств повлекшие срыв графика реализации проекта;

 Действия государственных органов (введение новых ограничений, налогов, сборов, лицензий, не предусмотренных при планировании проекта);

 Задержка расчетов с покупателями и заказчиками;

 Форс-мажорные обстоятельства (природные и техногенные катастрофы, действия правительства и т.п.);

Все обоснования должны быть изложены в письменном виде с приложением необходимых документов. Требуется указать на какой срок, по вашему мнению, требуется отсрочка платежа. Решение о пролонгации кредита обычно принимает кредитный комитет. Если банк сочтет ваши доводы убедительными, то кредит может быть пролонгирован, т.е. дата погашения кредита будет перенесена на определенный срок. Банк отказывает в пролонгации если:

 Кредит выдавался на выплату заработной платы;

 Ходатайство заемщика ничем не обосновано;

 Добиваясь пролонгации, заемщик только пытается отсрочить неизбежную просрочку;

 Проведенные проверки банка выявили различного рода нарушения, свидетельствующие о недобросовестном исполнении заемщиком условий договоров;

 Имеются серьезные основания предполагать, что пролонгация кредита требуется заемщику для того, что бы принять меры по сокрытию своего имущества и денежных средств от взыскания банка (распродажа имущества, в том числе заложенного, вывод денег за рубеж и т.п.);

 Ситуация вокруг прокредитованного проекта складывается таким образом, что никакая отсрочка платежа не поможет;

 Выявлен факт недостаточности обеспечения по кредитному договору;

Если по кредиту было предоставлено поручительство (гарантия), то банк не вправе пролонгировать кредит без согласия на это поручителя (гаранта). В противном случае, поручительство (гарантия) утрачивает силу. Таким образом, еще одной причиной отказа банка в пролонгации является несогласие поручителя (гаранта).

Заемщики требуют максимальный срок пролонгации, но он устанавливается банком обосновано исходя из сложившейся ситуации. С учетом пролонгации срок пользования кредитом не может превышать: для кредита в текущую деятельность 12 месяцев, для кредита на инвестиции – 6 лет. Т.е. это означает, что если первоначально кредит на закупку сырья был выдан на 11 месяцев, то пролонгирован он может быть максимум на 1 месяц. Пролонгация сверх указанных сроков возможна только в исключительных случаях по решению Совета или Правления банка и превышение не может быть более 6 месяцев. По пролонгированному кредиту, как правило, процентная ставка устанавливается повышенной. Это своего рода наказание за несвоевременный возврат кредита и за причиненный банку моральный ущерб. Проценты по пролонгированному кредиту в текущую деятельность не относятся на себестоимость, а уплачиваются из прибыли.

Пролонгация производится на основании дополнительного соглашения к кредитному договору, в котором и отражаются ее условия. Пролонгированная задолженность переносится банком на другой ссудный счет (он открывается банком самостоятельно без вашего участия). Повторная пролонгация, как правило, не практикуется, хотя и не запрещена законодательством.

Изменение промежуточных сроков погашения кредита (графика погашения) возможна без совершения переноса соответствующей части задолженности на счет по учету пролонгированной задолженности. Таким образом, этот случай не является пролонгацией как таковой. Это важно по следующим причинам:

 Не страдает кредитная репутация заемщика;

 Проценты по данной задолженности не рассматриваются как проценты по пролонгированному кредиту и, следовательно, не выплачиваются за счет прибыли (если кредит выдавался в текущую деятельность);

Несмотря на то, что пролонгация рассматривается как вынужденная мера и, по мнению Национального банка должна производиться лишь в отдельных случаях банки идут на это, поскольку просрочка кредита для них является крайне невыгодным обстоятельством. Хотя и в том и в другом случае банку кредит не возвращен, пролонгированная ссуда производит более успокоительное впечатление на банкиров чем просроченная. В то же время пролонгированная ссуда становится объектом более пристального внимания со стороны банка. Это, как правило, выражается в том, что проверки банка становятся чаще и выполняются более тщательно. Часто, сразу после подписания пролонгации банк начинает рассматривать различные варианты своих действий на случай непогашения кредита.

Такого понятия как пролонгация процентов в банковской практике нет. Срок уплаты процентов может быть перенесен путем подписания дополнительного соглашения к кредитному договору. Можно изменить сроки оплаты процентов по кредиту установив их как ежеквартальные или в конце срока кредитования. Можно просто отсрочить уплату процентов за определенный месяц. На практике банки это обычно не делают, предпочитая относить неуплаченные проценты на счет просроченных процентов.

Помимо всего перечисленного выше есть и такой вид пролонгации, как пролонгация в случае принятия актов законодательства Республики Беларусь об изменении сроков погашения кредитов. В этом случае банк предоставляет рассрочку погашения так как это будет прописано в законодательном акте. Разумеется, что подобные акты появляются только в отношении государственных предприятий АПК или промышленностью.

 

Просрочка и ее последствия.

 

Просрочка означает несвоевременное (или неполное) исполнение заемщиком своих обязательств по уплате процентов и (или) погашению кредита. Следует особо сказать о времени исполнения заемщиком обязательства в день платежа по нему. Часто банки выносят на просрочку кредит или проценты уже по итогом «пустого» рейса (пакета платежей между банками) в 15.00 мотивируя это тем, что в 17.00 в банке заканчивается рабочий день. Это верно не во всех случаях. Если заемщик находиться на расчетно-кассовом обслуживании в банке-кредиторе, то платеж должен быть произведен до конца рабочего дня в этом банке (до 17.00 или 18.00 – при списании средств самим банком, или же до окончания операционного времени работы с клиентами, например 15.00 – при предоставлении клиентом платежного поручения). Если же заемщик обслуживается в другом банке, то он вправе произвести платеж до 24.00. Следовательно, в этом случае банк вправе внести сумму на просрочку только на следующий день, когда факт отсутствия средств будет официально зафиксирован в балансе банка.

Просроченная задолженность отражается на отдельном счете. По просроченному кредиту начисляются повышенные (часто очень значительно) проценты, которые предприятие уплачивает из прибыли. Впрочем, при определенных обстоятельствах банк вправе и не производить увеличение процентной ставки. За просрочку процентов банк взимает пеню. Размер пени устанавливается условиями кредитного договора и обычно составляет от 0,1 до 1% в день от суммы просроченных процентов.

Действия банка в случае просрочки, их решительность и жесткость зависят от следующих обстоятельств:

 Характера и суммы просрочки. Просрочка процентов на 5-10 дней заурядное явление, если это не является симптомом более тяжелого заболевания предприятия. Просрочка кредита даже в незначительных суммах – очень серьезное обстоятельство;

 Характера взаимоотношений банка и заемщика. Если просрочка у заемщика с хорошей кредитной историей и деловой репутацией, то банк более склонен рассматривать ее как досадную случайность.

 Причин вызвавших просрочку. Если просрочка вызвана банальной задержкой платежа (покупатель вовремя не рассчитался), то это одно, а если просрочка вызвана общим крахом проекта, то это совсем другое;

 Поведения заемщика (его должностных лиц). Если руководитель уклоняется от встреч, не отвечает на телефонные звонки и параллельно оформляет себе второе гражданство, то это может вызвать очень стремительную и резкую реакцию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.026 с.)