Классификация финансовых правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация финансовых правоотношений



1) в зависимости от институтов и подотраслей финансового права: а) правоотношения, возникающие в сфере государственного страхования;
б) правоотношения, возникающие в сфере государственного кредитования;
в) правоотношения в сфере государственного финансирования;
г) налоговые правоотношения;
д) правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения;
е) правоотношения, возникающие в банковской сфере;
ж) валютные правоотношения;
2) по характеру:
а) материальные – через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права);
б) процессуальные – в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм);
3) по субъектному составу:
а) финансовые правоотношения с участием федеральных органов РФ;
б) финансовые правоотношения с участием органов власти субъектов РФ;
в) финансовые правоотношения с участием органов местного самоуправления;
4) в зависимости от источников правовых норм, регулирующих финансовые отношения:
а) урегулированные исключительно нормами финансового права;
б) урегулированные как нормами финансового, так и нормами иных отраслей права.
5) по особенностям объекта:
а) имущественные – объектом являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.;
б) неимущественные – объектом являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, – проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т.д.

Юридические факты в финансовом праве

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции

Юридические факты в финансовом праве представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов, во-первых, по тем последствиям, которые они влекут, и, во-вторых, по их волевому содержанию.

Правообразующие факты вызывают возникновение финансовых правоотношений. Например, приобретение земельного участка образует возникновение обязанности по уплате земельного налога; Правоизменяющие факты изменяют финансовые правоотношения.Например, изменение ставки по налогу, введение налоговой льготы. Правопрекращающие факты обусловливают прекращение финансовых правоотношений. Таковыми являются действия лица по исполнению юридической обязанности (уплата долга кредитору прекращает отношение по договору займа). Также может прекращаться в следствии смерти человека.

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношения по наследованию, прекращению налоговой обязанности, изменение правоотношения по кредитному договору.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

События — это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.).

Действия — волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих финансово-правовых норм. Неправомерные действия — это преступления и проступки, идущие вразрез с предписаниями норм финансового права. Бездействие – это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

 

Структура финансового правоотношения

1) субъект - физические, юридические лица, государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования; 2) объект - денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц; 3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансовых правоотношений; 4) основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы; 5) метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный; 6) способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.

Субъекты финансового права и финансовых правоотношений

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Субъекты (участники) бюджетного правоотношения, их права и обязанности

1)Российская Федерация; 2) субъекты РФ; 3) муниципальные образования. Субъекты бюджетных отношений действуют в лице органов власти.

Законодательные (представительные) органы:

1) рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении; 2) осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов; 3) формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ; 4) осуществляют другие полномочия; 5) не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Органы исполнительной власти:

1) осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления; 2) исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета; 3) представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления.

Банк России совместно с Правительством РФ:

1) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики; 2) обслуживает счета бюджетов; 3) осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Органы государственного, муниципального финансового контроля:

1) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 2) проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.007 с.)