Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансов, их классификация.

Поиск

Понятие финансовой системы и её элементы.

Финансовая система России в литературе рассматривается в двух смыслах:

— как совокупность финансовых институтов, т. е. совокупность различных групп денежных отношений, однородных по методам и формам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов;

—-как совокупность специальных органов исполнительной власти государства и местного самоуправления, основной целью создания и существования которых является управление финансами для создания необходимых условий функционирования государства и местного самоуправления, для решения различных вопросов развития общества, в котором действуют товарно-денежные отношения. Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

 

 

Финансово-правовые отношения и их субъекты.

Финансово-правовое отношение можно определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями. Участниками финансово-правовых отношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица, публичные образования и местное самоуправление.

Классифицируют финансовые правоотношения и по субъектам, участвующим в них. По указанному признаку финансовые правоотношения могут возникать между:

— органами государственной власти;

— органами государственной власти и местного самоуправления;

— представительными (законодательными) органами и органами исполнительной власти;

— органами исполнительной власти и судебными органами;

— финансовыми и кредитными органами;

— государственными унитарными предприятиями и их вышестоящими органами управления (министерствами, службами и т. д.);

— государственными учреждениями и их вышестоящими органами (министерствами, службами и т.д.);

— финансовыми органами и хозяйствующими субъектами;

— налоговыми органами и хозяйствующими субъектами;

— налоговыми органами и гражданами;

— Центральным банком РФ (Банком России) и кредитными организациями;

— кредитными организациями и хозяйствующими субъектами

и др.;

 

 

Методы финансово-правового регулирования.

Метод – способ воздействия права на общественные отношения, система специфических средств, приемов, с помощью которых право регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

Финансово-правовому регулированию свойственны и такие методы, как рекомендации, согласования, однако, основным методом является метод властных предписаний, который учитывает специфику предмета правового регулирования, т. е. тех общественных отношений, участники которых — юридически неравные субъекты, хотя они и не находятся, как правило, в субординарном подчинении. В условиях развития рынка в связи с принятием ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, финансовые отношения могут регулироваться нормами гражданского законодательства, и в этих ситуациях следует признать применение гражданско-правового метода регулирования, основанного на равенстве, дозволительности, диспозитивности, в регулировании отношений, являющихся предметом финансового права. В частности, это касается определенных видов бюджетных, налоговых отношений.

 

Источники финансового права

Основными источниками финансового права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы (правила поведения общего характера) финансового права.

Система:

1) Конституция РФ

2) ФКЗ «О Правительстве», «О судебной системе».

3) Кодексы (БК, ГК, НК), ФЗ

4) Указы Президента, Постановления Правительства

5) Нормативные правовые акты субъектов Федерации, местного самоуправления, содержащие нормы, регулирующие финансовые отношения.

6) Международные договоры

 

 

Доходы местных бюджетов.

В местные бюджеты поселений полностью зачисляются налоговые доходы от земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также часть налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами в соответствии с установленными нормативами: налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины.

К неналоговым доходам местных бюджетов относятся:

· часть прибыли муниципальных унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления;

· плата за негативное воздействие на окружающую среду; сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.

До разграничения государственной собственности на землю в бюджеты поселений и городских округов поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, находящихся в границах поселений, предназначенных для жилищного строительства, а в бюджеты муниципальных районов — доходы от продажи и передачи в аренду земельных участков, расположенных на межселенных территориях.

Представительные органы местного самоуправления в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством, могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры их ставок и предоставлять льготы по их уплате, при этом правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета.

Межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения возникают:

1) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

2) между органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления;

3) между органами государственной власти одного субъекта РФ и органами государственной власти другого субъекта РФ;

4) между органами власти субъекта РФ и органами местного самоуправления;

5) между органами одного местного самоуправления и органами другого местного самоуправления.

Объектом межбюджетных отношений являются бюджетные денежные средства, которые должны быть направлены на выполнение функций РФ в целом, субъектов РФ и местного самоуправления.

Межбюджетные отношения осуществляются путем межбюджетных трансфертов — средств одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемых другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты федерального бюджета предоставляются в форме:

1) финансовой помоши бюджетам субъектов РФ;

2) субвенций бюджетам субъектов РФ;

3) финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований;

4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

5) бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ предоставляются в форме:

1) финансовой помощи местным бюджетам;

2) субвенций местным бюджетам;

3)средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением или обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти;

4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

5) бюджетных кредитов местным бюджетам.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

1) финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений;

2) субвенций, перечисляемых в региональные фонды финансовой поддержки поселений и региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

3) субвенций, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

4) средств, перечисляемых в федеральный бюджет или в бюджет субъекта РФ в связи с погашением или обслуживанием муниципального долга муниципального образования перед федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъекта РФ;

5) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций. Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета.

Цели:

· выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;

· компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;

· стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;

· поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;

· снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

 

· 46. Государственный и муниципальный финансовый контроль в бюджетной сфере: задачи и формы.

· На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль.

· Законодательные (представительные) государственные и муниципальные органы осуществляют финансовый контроль на всех стадиях бюджетного процесса в следующих формах.

· Предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

· Текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

· Последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

· 49. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации: основания, субъекты и меры ответственности.

· Нарушение бюджетного законодательства - неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

· Перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлен ст. 282 Б К РФ.

· К ним относятся:

· 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

· 2) блокировка расходов;

· 3) изъятие бюджетных средств;

· 4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

· 5) наложение штрафа;

· 6) начисление пени.

· Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ перечислены в ст. 283 БК РФ. К ним, в частности, относятся: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и др.

· При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководители федеральных органов исполнительной власти имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета: списывать суммы бюджетных средств и процентов за их использование; взыскивать пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; списывать суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

· Руководители Федеральной службы финансово—бюджетного надзора принимают решения о списании сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, исполь—зо ванных не по целевому назначению их получателями; вносят представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлекают к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства (п. 2 ст. 284 Б К РФ).

· Руководители Федерального казначейства при выявлении нарушений вправе приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях (п. 3 ст. 284 Б К РФ).

Понятие финансов, их классификация.

Финансы возникают и существуют в обществе, где действуют товарно-денежные отношения. С помощью финансов государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития. Финансы выступают всегда в денежной форме, однако денежные отношения не исчерпываются финансами, они находятся в различных плоскостях.

В литературе финансы рассматриваются в двух аспектах:

— как совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения задач и функций;

— как совокупность фондов денежных средств, созданных государством и местным самоуправлением для обеспечения выполнения своих задач и функций.

Финансы, т. е. денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и части национального дохода общества в связи с созданием и использованием фондов денежных средств, очень разнообразны. Но при всем своем разнообразии они взаимообусловлены и взаимозависимы. Разнообразие финансов обусловило возможность объединения их в различные группы, получившие в литературе название «финансовые институты». Финансовым институтом являются, например, денежные отношения, возникающие в процессе создания и использования федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов или в процессе создания и распределения государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования) и т. д. Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

 

2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований.

Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социально-экономического развития общества. Следовательно, возникновение и существование финансовой деятельности государства обусловлено объективными потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума, осуществляя законодательную деятельность в области финансов, принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Совет Федерации рассматривает принятие Государственной Думой федеральных законов по вышеназванным вопросам, а Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ подписывает их и обнародует. Одновременно Государственная Дума, Совет Федерации как органы государственной власти для своего функционирования получают ассигнования из доходов федерального бюджета.

Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определены полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. В соответствии с вышеназванным законом Правительство:

— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

— разрабатывает и реализует налоговую политику;

— обеспечивает совершенствование бюджетной системы и т.д.

Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в совокупности получили название «финансовая система».

Важнейшим специальным органом государственной власти, созданным для осуществления финансовой деятельности, является Министерство финансов РФ. Министерству финансов подведомственны пять федеральных служб: ФНС, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство (федеральная служба). Федеральной службе страхового надзора переданы функции по страховому надзору, принадлежащие Министерству финансов Российской Федерации, функции Министерства финансов РФ по контролю и надзору были переданы Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.

Особое положение среди специальных органов государства занимает Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центробанк являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления. Основными целями его деятельности являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы.

 

 

3. Правовое положение министерства финансов.

Министерство финансов РФ (Минфин России) действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329. В соответствии с указанным Положением Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ в соответствии с Положением:

— вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения деятельности Министерства

— принимает нормативные правовые акты в сфере своей деятельности;

— осуществляет полномочия, связанные с составлением проекта федерального бюджета, его исполнением и составлением отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

— заключает от имени Российской Федерации договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;

— управляет государственным долгом Российской Федерации;

— выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг;

Структурными подразделениями Министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.008 с.)