Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место социологии в системе научного знания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возникнув в XIX в. как самостоятельная наука и заняв особое место в структуре научного знания, социология не только не утрачивает связей с другими отраслями науки, но и постоянно расширяет эти связи. Данное обстоятельство продиктовано сложностью и многообразием самого объекта исследования — общества, потребностью применения общенаучных методов его изучения.Наиболее тесные связи социология имеет с социальной философией. Последняя является разделом философии, изучает качественное своеобразие общества (его отличие от природы, отношение общества и его подсистем: государства, религии, морали, культуры). В ряду общих проблем, исследуемых философией и социологией, находятся проблемы социального прогресса и его критериев, соотношение стихийности и сознательности в общественном развитии и др. В конце XIX — начале XX в. на границе социологии и психологии возникла новая дисциплина — социальная психология. Первоначально она носила название «психология толп», или «психология масс», и изучала закономерности социального поведения и деятельности больших социальных групп. Со временем ее предмет расширился и включил психологию малых социальных групп. Большую роль социальная психология играет при исследовании и выработке рекомендаций при возникновении конфликтных ситуаций в коллективах.Социология также тесно взаимосвязана и с другой общественной наукой — политологией. Если социология большое внимание уделяет вопросам социального поведения групп и общностей, то вполне закономерно, что ее предмет исследования связан и с характером власти, степенью развитости политической сферы жизни, особенностями политико-правового режима того или иного общества. Вся человеческая история свидетельствует о том, что общество и его субъекты (как группы, так и отдельные индивиды) всегда вовлечены в осуществление властных функций. Все эти субъекты в той или иной степени используют политико-правовые институты для реализации своих интересов. Таким образом, система социальных отношений не просто взаимосвязана с областью политики, но и пронизывает ее, что в свою очередь обусловливает взаимодействие социологии и политологии. В то же время политология, занимаясь исследованием политики, политических процессов, обязательно сталкивается с потребностью прояснения сущности субъектов политики, в качестве которых выступают государство, организация, личность и др. Именно это обусловливает необходимость взаимодействия социологии и политологии при исследовании общих проблем и выработке практических рекомендаций, призванных оптимизировать функционирование политических институтов.
Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Социологическое исследование - это конкретная разновидность научного исследования вообще. Оно должно подчиняться общенаучным требованиям, главное из которых - вычленение истинных фактов из моря ложных заблуждений и критическая проверка полученных знаний на предмет их соответствия уже добытым и проверенным ранее научным знаниям. Позиция ученого в гуманитарной сфере науки несколько отличается от позиции ученого в области естественнонаучных и технических дисциплин. В социологии исследователь одновременно является и лицом знающим, и лицом оценивающим (события). Ведь критика - это не только рассудительность, но избирательность по отношению к окружающей реальности. Познанный материал должен быть тщательно взвешен, осмыслен, критически оценен социологом. Правда, надо заметить, что проблема вынесения критической оценки в социологии не так проста, как может показаться. На протяжении ста лет о проблеме ценностей и оценок в методологии идет среди ученых нешуточный спор. Для социологии первым его ясно озвучил в начале столетия Макс Вебер. Он предлагал различать два похожих явления: Первое в науке категорически запрещается со стороны исследователя, второе не только приветствуется, но и рекомендуется в качестве важнейшего правила. Ученый должен быть свободным от оценок, но не от нравственных ценностей. Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационнотехнических процедур, связанных единой целью - получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения. Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. Социология, как и всякая наука, имеет как свой научный (академический), так и практический характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического исследования. В свою очередь, каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, например, в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д. 2. Полевой этап. Включает сбора первичной социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.009 с.) |