Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика.



Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологией государства.Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная многоговариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений. Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы; религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение; поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, наблюдавшегося в первой половине 1990-х годов. Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов.Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей.Религиозная жизнь как составная часть общественной жизни, с одной стороны, является совокупностью универсальных общебелорусских, а с другой стороны, специфических региональных оценок и особенностей. Поэтому общегосударственные и региональные компоненты в одних случаях, взаимодействуя между собой, формируют систему гармоничного существования, а в других – вступают в противоречие, приводят к отчуждению и разграничению в религиозной среде. Одним вариантом решения такой проблемы, является изучение специфики религиозной ситуации каждого региона Беларуси отдельно. Актуальным для Беларуси являются и вопросы изучения внутрирелигиозной жизни общин и конфессий, их взаимоотношения между собой, и с государством, их миссионерская деятельность по привлечению новых адептов и расширения своей сферы влияния. Здесь в первую очередь хочется отметить неопротестантов, которые ведут активную деятельность по увеличению количества своих приверженцев, не только во всём мире, но и также в Беларуси.

 

38.Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси. Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Религия имеет две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии. С внешней стороны религия представляет собой прежде всего мировоззрение, включающее в себя ряд положений, без которых она теряет самое себя. С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание Бога. В наше время, когда формируется новое социальное мировоззрение на основе общечеловеческих ценностей, происходит процесс резкого повышения статуса религии в обществе, где ранее было престижно быть атеистом. Наличие таких факторов как экономический и социальный кризис, переоценка ценностей содействует углублённому поиску общественных идеалов в старых архетипах религиозного сознания. В общественном сознании религия занимает позицию гаранта стабильности, порядка, возрождения национальных традиций и духовных ценностей народа. Сейчас в Беларуси насчитывается 26 религиозных направлений. Существование разных конфессий является продолжением исторической традиции толерантности, характерной для белорусских земель ещё с времён средневековья. на 1 августа 2002 года, на Беларуси зарегистрировано 2830 религиозных общин. В настоящее время в Беларуси строится 215 культовых зданий. За годы, истекшие после распада Советского Союза, в Беларуси заметно изменилось общественное сознание, в частности, претерпели серьёзную эволюцию его религиозные характеристики. Во времена СССР неверующими себя называли до 70 процентов белорусов. К 1998 численность неверующих сократилась до 25.4 процента, а к 2000 году – до 20 процентов, то есть примерно в 3 раза. Одновременно существенно увеличилась количество тех, кто зачисляет себя в разряд верующих людей. Рост численности верующих особенно заметен среди женщин. Заметно расширился конфессиональный спектр религиозных объединений, на территории республики появились различные нетрадиционные религиозные организации: кришнаиты, саентологии, брахма-кумарис, дзен-буддизм, белое братство, сатанисты, естественный культ Сахадж Марг и другие. Вообще новые религиозные движения не занимают настолько значительного места в конфессиональной структуре белорусского общества чтобы рассматривать их как серьёзное социологическое явление. Приверженцы этих движений составляют не более 0.2% от всех жителей республики. Как феномен духовной жизни человека, религия даёт возможность отдельному человеку, социальной группе открывать смысл и цели своего существования поверх эмпирической действительности, её текучих, изменчивых форм. Последние наделяются характеристиками универсальности и сверхценности, что позволяет отдельному индивиду или группе надеяться стать сопричастными этому уровню бытия.

39.Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь. Государственно-конфессиональные отношения занимают особое место в системе общественных отношений. Республика Беларусь исторически является поликонфессиональным государством, где сосредоточено множество традиционных религий и нетрадиционных культов, которые делают затруднительным составление однозначного представления о месте и роли религиозных организаций в жизни каждого человека и общества в целом. Ведь на характер государственно-конфессиональных отношений оказывают влияние различные факторы, в том числе характер и внутреннее содержание религии, доминирование ее норм в общественной и частной жизни человека. Немаловажную роль в вопросе государственно-конфессиональных отношений играет и историческая составляющая. На формирование современной модели государственно-конфессиональных отношений повлияла советская идеологическая модель населения. В советский период произошло законодательное отделение религиозных организаций от государства. Наиболее ярким отражением модели взаимоотношения государства и конфессий является законодательство о свободе совести и, конечно, его реализация на практике. С момента установления суверенитета Республики Беларусь все сферы жизни общества подверглись изменениям. Сфера государственно-конфессиональных отношений не стала исключением. Барометром взаимоотношений государства и церкви выступает соблюдение прав и свобод граждан в области свободы совести. Понятие свободы совести сконцентрировало в себе идеи гуманизма, толерантности, свободы мировоззренческого выбора. Был взят курс на обеспечение прав граждан на свободу совести, активизировалась деятельность «традиционных» конфессий, появилось значительное количество новых религиозных течений. Все это потребовало изменений в государственно-правовом регулировании религиозной сферы жизни общества. Основные моменты государственно-конфессиональной политики также отражены в Конституции Республики Беларусь. Закрепляя право каждого на свободу совести, государство стремится к поддержанию гражданского мира и порядка в белорусском обществе. Естественным продолжением развития конституционных принципов, касающихся вопроса свободы совести и деятельности религиозных организаций, является Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», который стал отражением государственно-конфессиональной политики, сложившейся в реальной жизни. В основе государственно-конфессиональных отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных организаций в обществе, об их функциях, о сферах деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.005 с.)