Демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения.



Демографические проблемы волнуют все страны мира. Они оставили свою отметину и на динамике населения Беларуси. Численность населения Беларуси по состоянию на 2009 год составила 9 503 807 тыс. человек. До начала 90-х годов она постоянно росла, но темпы роста постепенно снижались. Особенно интенсивно это снижение проявилось в 90-е годы, а с 1993 года начался процесс естественной убыли населения. Уникальную информацию о численности и составе населения по полу, возрасту, национальности, образованию, семейному положению, занятию и другим характеристикам представляет перепись населения. Она является важнейшим информационным ресурсом о населении, получаемом на государственном уровне путем опроса граждан. К основным преимуществам переписи населения относится и то, что она обеспечивает получение демографических показателей на уровне самых малых административно-территориальных единиц, и эти показатели сопоставимы между территориями, так как относятся к единому моменту времени.Очередная перепись населения Республики Беларусь 2009 года была обусловлена возросшей потребностью органов государственного управления в демографических данных для анализа изменений, произошедших в численности и составе населения за определенный исторический период. Перепись населения 2009 года – первая перепись, использующая современные информационные технологии, но базирующаяся на опыте, накопленном национальной статистикой за весь период ее развития. Изменение уровня рождаемости является одним из основных факторов, влияющих на численность населения. В 80-е годы Республика Беларусь, как и другие европейские государства, постепенно перешла к модели двухдетной семьи. В условиях социально-экономического кризиса среди населения сложился и укрепляется как норма образ однодетной и даже бездетной семьи. В республике в основном преобладают семьи с одним ребенком. Отмечаются тенденции смещения среднего возраста матери при рождении первого ребенка с 20-22 лет к 23-25 годам (таблица 1).В республике дети рождаются в основном в зарегистрированном браке. В то же время в последние годы наметилась тенденция роста числа внебрачных детей.Наибольшая доля детей, рожденных вне брака, приходится на матерей в возрасте 20–29 лет, проживающих в основном (более 65%) в городских поселениях. Рост внебрачных рождений также можно объяснить распространением фактических брачных отношений, которые официально не регистрируются. Доля внебрачных рождений за период с 1990 года до 2002 года самой низкой была в Гродненской области. Наиболее высоким этот показатель был в Могилевской области. Настораживающим является и тот факт, что все большая доля матерей – это женщины в возрасте до 20 лет, не состоящие в браке. В начале 90-х годов тенденция снижения смертности и медленного роста средней продолжительности жизни сменилась на противоположную. Различия половозрастного состава определяют и различия в уровне смертности в городе и на селе. рост смертности в городах был выше, чем на селе (соответственно 40,5 и 32,4%). По уровню общего показателя смертности Беларусь занимает третье место среди республик СНГ после Украины и России. Анализ динамики смертности показывает ее рост практически по всем наблюдаемым причинам смерти.

35.Социальный институт религии в структуре общества. Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции. Слово «религия» означает дословно -- благочестие, набожность, святыня. Религия -- совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов. Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Религия как социальный институт имеет свои специфические социальные функции. В современной социологической литературе существуют различные классификации социальных функций религии:

1. Мировоззренческая - религия дает ответы «на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божественного замысла».

2. Компенсаторная - религиозное мировоззрение позволяет людям «сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряет их с неизбежным».

3. Функция социальной самоидентификации - религиозные учения и ритуалы, обряды «объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели».

5. Функция социального контроля - «религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль над поведением людей». Отдельные нормы религиозной жизни применяются не только к членам религиозной группы, но и к другим людям.

6. Адаптационная функция - религия способна помочь человеку адаптироваться к новой среде, новым условиям. Так, «сохраняя родной язык, знаковые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым».

7. Охранительная функция - большинство религий оказывает поддержку правительству. «Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть, в свою очередь, оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям».

Главными же атрибутивными признаками религии являются (структура):

1. Обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида).

2. Религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы.

3. Религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии.

4. Религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований -- вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба -- попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни.

5. Религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы -- это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам.

6. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Так, в христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи.

36.Структура и социальные функции религии. Религия представляет собой сложное образование, в структуре которого следует выделить четыре основных элемента: религиозное сознание; религиозный культ; религиозную организацию и религиозные отношения. Религиозное сознание – одна из форм общественного сознания, воспринимающая мир и человека как созданные Богом. Оно имеет два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Религиозная психология – это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, разделяемых верующими.Религиозная идеология – это стройная система идей и теорий, в которых изложены основы вероучения той или иной религии, их социальное значение. Религиозная организация – добровольное объединение последователей той или иной религии и выраженное юридически санкционированной или самопровозглашенной организацией. Ее функциями являются: удовлетворение религиозных потребностей верующих через отправление религиозного культа; распространение своего вероучения в обществе непосредственно или через средства массовой информации; религиозное обучение и воспитание членов организации и защита прав верующих. Говоря о религиозных организациях, надо особо остановиться на понятиях «церковь» и «секта з. Секта – термин внутрицерковный, обозначающий объединение верующих, противопоставляющих себя тому или иному авторитетному религиозному течению.Образование сект имеет место во многих религиях. Широкое распространение сектантство получило и в христианстве. Религиозный культ-совокупность действий верующих людей и средств, которые они применяют для выражения ими веры в своего Бога, преданности его учению и надежды на его покровительство. Религиозный культ включает в себя средства культа и культовую деятельность. К средствам культа относятся культовые здания (храм, мечеть, синагога, дацан и т.п.), культовые предметы, культовое искусство.К культовой деятельности относятся: богослужение, молитвы, обряды, таинства, посты, религиозные праздники. Религиозные отношения – социальные связи поведения и деятельности, которые формируются в соответствии с религиозным сознанием в процессе религиозной активности и охватывают собой разнообразные формы взаимодействия между верующими людьми, отношение верующих людей к окружающей их природе и обществу, отношение верующих людей к Богу и всему «потустороннему» миру. По видам религиозные отношения можно разделить на внекультовые и культовые. Внекультовые религиозные отношения-. Это отношения, которые складываются, в процессе религиозного воспитания между родителями и детьми, между преподавателями духовных учебных заведений и обучаемыми, между религиозными миссионерами и их слушателями. В культовых религиозных отношениях преимущественное значение имеют отношения верующих людей к Богу и ко всему остальному потустороннему миру.К функциям религии относятся те ее существенные признаки, которые проявляются при решении главных задач религии в обществе и в отношении к верующим. Именно функции религии в решающей степени определяют роль и место религии в жизни общества. К числу наиболее значимых относятся: функция удовлетворения религиозных потребностей верующих людей, мировоззренческая, воспитательная, компенсаторная, утешительная, консолидирующая, тестирующая, культуротранслирующая.Удовлетворение религиозных потребностей верующих людей является главной функцией религии. Она обеспечивает, как считают верующие люди, их связь с Богом. Мировоззренческую функцию религия выполняет, создавая определенную картину строения мира. Воспитательную функцию религия выполняет, побуждая человека принять и реализовать в своей жизни определенную систему моральных ценностей. Компенсаторную функцию религия выполняет, утверждая наличие в мире всемогущего начала, которое может помочь человеку и обществу в трудной для них ситуации: в борьбе со стихийными бедствиями, в борьбе со злом, в борьбе с собственными слабостями, в борьбе с болезнями. Утешительную функцию религия выполняет, утверждая в сознании верующих людей тезис «Всё по воле Бога». Консолидирующую функцию религия осуществляет путем создания для той или иной общности верующих людей единой системы духовных ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.006 с.)