ТОП 10:

История. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2012. - 127 с.



История

Конспект лекций

 

 

Москва, 2012


ББК

УДК

 

 

Составители: проф., д.и.н. Бодрова Е.В., проф., д.и.н. Гусарова М.Н., проф., д.и.н Захаров В.Ю., доц. к.и.н. Беспятова Е.Б., доц. к.и.н. Ефременко В.В.

 

 

История. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2012. - 127 с.

Рекомендовано студентам высших учебных заведений негуманитарных вузов, изучающих курс «История» для подготовки к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому тестированию и экзамену

 

© Бодрова Е.В., 2012.

© Гусарова М.Н., 2012.

© Захаров В.Ю., 2012.

© Беспятова Е.Б., 2012.

© Ефременко В.В., 2012.

© Московский государственный

университет приборостроения

и информатики 2012.

 

Содержание

 

 

Тема 1. Введение в учебный курс «История» ….................................................................. 5

  1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения

истории, историография …..................................................................................................... 5

  1. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего

Востока и Античности …....................................................................................................... 9

  1. Проблема места и роли России в мировой истории ….............................................10

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья …................... 14

  1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития …..............................14
  2. Развитие русских земель в период середины XII-начала XV вв. Удельная Русь...23
  3. Борьба Руси с иноземными захватчиками …............................................................ 26

Тема 3. Образование Российского государства …................................................................27

  1. Становление Московского централизованного государства …...............................27
  2. Московское царство. Реформы «Избранной рады»...................................................30
  3. Причины и последствия опричнины …......................................................................31

Тема 4. «Новое время». «Смутное время» Московского государства …........................... 33

  1. Возникновение капиталистического уклада...............................................................34
  2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени» ….......................... 34
  3. Московское государство в годы правления первых Романовых ….........................37

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII веке …...................................... 47

  1. «Петровская революция» и ее значение ….................................................................47
  2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения …........................52
  3. Просвещенный абсолютизм в России.........................................................................54
  4. Внешняя политика России в XVIII веке …................................................................57

Тема 6. На пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской

истории ….................................................................................................................................59

  1. Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции

развития …................................................................................................................................59

  1. Правление Александра I - время упущенных возможностей? …...........................63
  2. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I.........64
  3. Реформы 60-70-х годов XIX в. в контексте общемирового развития …................66
  4. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке …............................69
  5. Внешняя политика России в XIX веке …................................................................. 74

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти

в России в начале ХХ в. Революционный кризис в России в 1917 году …........................78

  1. Начало капиталистической индустриализации и ее особенности …......................78
  2. Аграрная реформа П.А. Столыпина ….................................................................... 79
  3. Причины, основные эапы, итоги первой российской революции....................... ...81
  4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма.82
  5. Причины революционного кризиса 1917 года …..................................................... 83
  6. Итоги Февральской революции. Крушение монархии..................................... 84
  7. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства …................................. 84
  8. Октябрьская революция 1917 года. Феномен большевизма ….............................. 85

Тема 8. Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития в 20-30-е годы

ХХ века …................................................................................................................................. 86

  1. Тенденции социально-экономического и политического развития мира в

20-30-е годы ХХ в. Первые преобразования советской власти ….................................. 87

  1. Гражданская война в России и ее роль в развитии страны …................................ 89
  2. Советское государство. Модели социалистического строительства …............... 91

Тема 9. Кризис международных отношений в первой половине ХХ века......................... 97

  1. Генезис военно-политического кризиса первой половины ХХ века ….......... ....... 97

 

  1. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и

национальные интересы ….....................................................................................................98

  1. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и ее

противоречия …................................................................................................................... 101

  1. Советская Россия в системе международных отношений в 1920-30-е годы …....104
  2. Вторая Мировая война как продолжение кризиса …..............................................105
  3. Великая Отечественная война: триумф и трагедия …............................................106

Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного

развития ….............................................................................................................................108

  1. Возникновения и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического

процесса …..............................................................................................................................108

  1. НТР и ее социально-экономические последствия …..............................................109
  2. НТР: СССР и современная Россия ….......................................................................111
  3. «Оттепель» в СССР: (1953-1964 годы) …................................................................112
  4. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964-1985 годы) …..............114
  5. «Перестройка» (1985-1991) …...................................................................................115
  6. Распад СССР …...........................................................................................................116

Тема 11. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков …............................................................117

1. Последствия распада СССР …....................................................................................117

  1. Реформирование социально-экономической сферы …...........................................118
  2. Складывание новой политической системы …........................................................122
  3. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации ….................................123

Заключение к курсу …............................................................................................................126

 

План

1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.

2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.

3. Проблема места и роли России в мировой истории.

 

М.В. Ломоносов

 

«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться».

В.О. Ключевский.

 

Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).

Исторические источники  
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. вещественные источники: предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии, историки же рассматривают их как вспомогательные. аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX вв., они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер.  

 

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).

Методы исторических исследований  
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития , а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран.   Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется для анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования.      

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности.

В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории.

I. Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества.

Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества (Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное, в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий.

 

II. Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться.

Английский историк и социолог А. Тойнби, изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную. Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер.

III. Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Однако в теории отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную теорию, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран Запада.

Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

 

2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности

Первобытное общество (40 тыс. лет назад – 4-3 тыс. до н.э.) время доцивилизованного, догосударственного существования человечества    
Древний мир (4-3 тыс. до н.э. – V в. н.э.) время формирования основных типов развития: восточного и западного    
Средние века (V-XV вв.) на Ближнем и Среднем Востоке сформировалась арабо-мусульманская цивилизация в Азии – китайско- конфуцианская и индийская цивилизации на европейском континенте сформировались восточно-европейская и западно-европейская цивилизации  
Новое время (XVI — начала ХХ века (по мнению некоторых ученых с 50-х годов ХХ вв.) утверждение капиталистического способа производства, рыночной экономики, либеральных политических воззрений, рациональной светской картины мира, приоритета науки, веротерпимости, массовой культуры  
Новейшее время (с начала ХХ века, по другим данным с 60-х гг. ХХ в.) формирование информационного общества, распад колониальной системы, обострение глобальных проблем современности (истощение ресурсов, проблема Север- Юг, рост исламского экстремизма, экологический вопрос)  

План

1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития.

2. Развитие русских земель в середине XII- начале XV вв. Удельная Русь.

3. Борьба Руси с иноземными захватчиками.

Норманские теории

Старая норманская теория   Авторы: немецкие ученые середины XVIII в. (работавшие в России): Миллер, Байер Шлецер Современная норманская теория Авторы: шведские и датские ученые XX в.  
Норманны = Варяги = Русы Основные положения: восточные славяне всилу своей отсталости были не способны самостоятельно создать государство; за них это сделали норманны, которых славяне пригласили либо в качестве своеобразных «третейских судей» (Байер, Миллер), либо они выступили в роли завоевателей (Шлецер). Норманы и варяги - это один и тот же народ из Скандинавии (варягами норманов называли славяне). Русы - одно из норманских племен, чьим вождем был Рюрик. Отсюда название государства «Русь» и правящая династия Рюриковичей скандинавского происхождения. Основные аргументы: а) легенда о призвании новгородцами Рюрика с братьями (сведения ПВЛ) в 862 г.; б) имена первых русских князей - скандинавского происхождения (Олег, Игорь, Ольга); в) финское название Швеции Ruotsi (созвучное с названием «Русь»); г) аналогии с норманскими завоеваниями в VIII-IX вв. в Северной Франции (Нормандия), Англии и Южной Италии. Слабая сторона: теория считается не научной, так как по данным современной науки «научить» другой народ государственности нельзя, как и невозможно создать государство путем завоевания без наличия в этом государстве внутренних предпосылок. Сильная сторона: опора на письменные источники и, прежде всего, на «Повесть временных лет» Основные положения: у восточных славян государство возникло в результате длительного внутреннего развития, но при этом норманны из Скандинавии оказали значительное влияние на этот процесс, дав правящую династию и название государства. Дополнительные аргументы: а) исследование датских летописей, где в860-е гг. упоминается местный вождь Руарик Ютландский, имя которого исчезает со страниц датских хроник в сер. 860-х гг.; б) данные археологических раскопок в районе Новгорода и Смоленска, в ходе которых были найдены вещи скандинавского происхождения. Слабые стороны этих аргументов: а) исчезновение имени Руарика из датских летописей можно объяснить и его смертью; б) удельный вес найденных при раскопках скандинавских вещей составляет 5-7 %.  

                 
 
Концепция профессора Г. Кузьмина (занимает промежуточное положение между норманнскими и антинорманскими теориями)  
 
 
Норманны ≠ Варяги ≠ Русы  
 
 
Основные положения: норманны, варяги и русы - это разные народы неславянского происхождения. Норманны - это жители Скандинавии, варяги - жители южной Прибалтики, русы - потомки германского племени ругов, которое проживало в верховьях Дуная. Их вождь Одоакр в 476 г. захватил Рим и уничтожил Западную Римскую империю. Через 100 лет руги были вытеснены из Италии лангобардами, под ударами которых руги разделились на две части. Одни стали продвигаться дальше на Восток, по пути давали название географическим объектам в честь своего племени (этим объясняется наличие названий на - рос, - рус, - рог в самых разных частях Европы). После того как они пересекли Карпаты и поселились в районах Новгорода и Киева, руги приняли активное участие в создании Древнерусского государства. Они дали ему название (Русь) иправящую династию (у ругов уже был опыт государственности). Затем руги были полностью ассимилированы славянами.
 
   
Основные аргументы: а) данные из ПВЛ ─ норманны, варяги и русы упоминаются раздельно; б) данные из «Повести временных лет» о том, что русы первоначально проживали в области Норик в верховьях Дуная (именно там в V-VI вв. проживали руги); в) археологические раскопки в районе Новгорода и Киева показали, что в слоях VII – IX вв. обнаруживается аномалия погребального обряда (преобладает трупоположения (захоронение в земле), тогда как до принятия христианства у славян преобладал обряд трупосожжения (захоронение урн с прахом сожженного покойника в курганах ─ «могылах»).
 
   
Сильная сторона теории: Концепция объясняет разбросанность названий на -рос, -рус, -рог в разных частях Европы (Германия, Швейцария, Прибалтика, Карпаты, Украина).  
 
   
Слабая сторона теории: В районе Новгорода и Киева в V1I-IX вв. действительно могли проживать неславянские племена, но необязательно это были руги.  

 

 

 

 

 


Общий вывод:

В каждой из теорий есть свои достоинства и недостатки. Сегодня в научной исторической литературе доминирует точка зрения об объективности процесса образования государства у восточных славян. Это стало результатом длительной эволюции социально-экономических, политических, культурных процессов внутри славянского мира. В то же время, историки не отрицают наличия и определенного влияния норманнского фактора на процессы складывания государства восточных славян.

Культура Древней Руси

До крещения Руси Направления культуры После крещения Руси  
Начатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта Образование Распространилась кириллица из Византии, возникло летописание - «Повесть временных лет», монах Нестор, начало XII века первые литературные произведения - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение детям» Владимира Мономаха, исторические повести. Появились монастырские и княжеские школы, распространение грамотности, берестяные грамоты  
Фольклор, языческие песни, сооружения из дерева — дома, крепости, мосты Искусство, архитектура Началось каменное зодчество (Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Пскове), из Византии переняли крестово-купольный тип храма. Появилась мозаика, фресковая живопись, иконописание, церковное песнопение  

 

Развиты обработка дерева и металла, гончарное, кожевенное и ювелирное производство Ремесло Возросло число ремесел (до 60), более совершенные формы ремесла — чернь, зернь, скань, техника перегородчатых эмалей, началась чеканка собственной монеты  
Многоженство, умыкание невест, относительная свобода женщин Повседневный быт Моногамия, церковный брак, подчинение женщины мужчине, у которого возрастала ответственность за семью и детей  
У князей — расширение территории и укрепление своей власти Философия, идеология Определение места Руси в мировой истории, идея сильной княжеской власти, сильного и единого государства  

 

Выводы

· Во Владимиро-Суздальской земле формируется монархическая форма правления.

· Владимирские князья ведут борьбу за общерусское главенство. Им даже удается подчинить своей воле Новгород (князь Всеволод называл его своей «отчиной»), Муром и Рязань. В подчиненных землях были посажены или сыновья владимирского князя, или его наместники.

После смерти Всеволода Большое Гнездо начался длительный период усобиц между его сыновьями, что в конце концов привело к дальнейшему дроблению Владимиро – Суздальской земли.

Галицко-Волынское княжество

Территория – междуречье Днестра и Прута, Карпаты. Водные пути (Дунай, Западный Буг, Днестр) вели из Западной Европы, Балтики в Византию и на Восток. Стремительное развитие ремесел.

· Галицкая земля закрепилась за правнуками Ярослава Мудрого (Володарь и Василько Ростиславичи). Объединилась и обособилась от Киева в 40-50-е гг. ХП в. при перемышльском князе Владимире Володаревиче.

· Волынская земля – вотчина потомков Изяслава Мстиславича. Объединилась и обособилась от Киева в 30-е гг. ХП в. при князе Изяславе Мстиславиче (внук Владимира Мономаха).

Главная особенность – сильные позиции боярства в Галиче и сильная княжеская власть в Волынском княжестве, наличие многочисленных городов с устоявшимися вечевыми традициями.

Структура власти

Вече Князь Боярство

(общество)

 

Даниил Романович (сын Романа Мстилавича, в 1199 г. объединившего Галицкую и Волынскую земли) в борьбе с боярством придерживался принципа: «Пчел не передавив, меду не едать».

Политическая нестабильность Галицко-Волынской земли выражалось в том, что периоды усиления княжеской власти сменялись длительными периодами нестабильности и междоусобиц. Огромную роль в этом играл и внешнеполитический фактор.

Новгородская земля

Территория – Северо-Западная Русь. Слабое развитие земледелия (природно-климатические условия). Широкое развитие промыслов и ремесел. Выгодное геополитическое положение.

Торговые пути:

─ «Из варяг в греки» (Балтика – Черное море)

─ «Из варяг в арабы» (Балтика – Каспийское море – Средняя Азия)

Рано сложившаяся мощная боярская вотчина.

Структура управления

 

 

 

 

 

 

 


Тема 3. Образование Российского государства.

План

ВЫВОД

На рубеже XV-XVI вв. завершается длительный и драматический процесс «собирание русских земель» в единое государство. В годы правления Ивана Ш появляется новое название «Россия». По своему составу она была многонациональная и многоконфессиональная. Это было одним из существенных отличий нашей страны от стран Западной Европы, где также завершался процесс складывания национальных государств. Социально-экономические факторы определяли формы формирующихся государств.

Этапы объединения

Итоги

Ø укрепил великокняжескую власть;

Ø изменения в административной структуре (переход от удела к уезду);

Ø усиление роли боярства (бояре возглавляли Государев Двор);

Ø к Москве присоединилось Нижегородско-Суздальское княжество;

Ø подчинение церкви великокняжеской власти (при выборе митрополита решающий голос принадлежал великому князю); не принятие в 1439 г. флорентийской унии с римско-католической церковью.

 

Итоги княжения Ивана III

Ø Обретение независимости от Золотой Орды в 1480 г.

Ø Издание в 1479 г. Судебника - первого свода законов единого российского государства.

Ø Начало складывания системы центрального и местного управления

 

Боярская Дума, Казна, Дворец Бояре-наместники,

волостели

Ø Появление поместной системы землевладения.

Ø Начало закрепощения крестьянства (введение Судебником правила «Юрьева дня»).

Ø Присоединение Новгорода (1478 г.)

Ø Принятие титула «самодержец».

Ø Гербом российской монархии с 1497 г. стал двуглавый орел.

Ø При занятии государственных и военных должностей был закреплен принцип местничества.

Ø Установление дипломатических отношений с рядом европейских государств.

 

В княжение Василия Ивановича III (1505-1533 гг.) завершается территориальное оформление российской государственности (возвращение Смоленских земель из-под власти Литвы, присоединение Псковской республики и Рязанских земель к Москве) .

Особенности сформировавшегося государства:

Ø гипертрофированная роль государства: государство мобилизует общество и направляет развитие общественных процессов;

Ø утверждение отношений подданичества и службы (служилое государство);

Ø сложился особый тип феодализма (крепостное право, самодержавие, жесткая зависимость от власти феодального сословия);

Ø идеологизация власти. Государь – это герой, вождь, справедливый судья и защитник веры;

Ø утверждение самодержавной формы правления.

 

План

1. Возникновение капиталистического уклада.

2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».

3. Московское государство в годы правления первых Романовых.

Смута

       
   
 


период безвластия;

потеря пути развития;

общество находится в состоянии развала,

оно потеряло нравственные ценности

и ориентиры;

российское государство

находится на грани уничтожения.

 

«Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, преобразуясь в какую-то бесформенную массу».

(В.О. Ключевский)

Соборное уложение 1649 г.

 


 

Причины и этапы оформления крепостного права в России

Понятие «крепостное право» происходит от термина «крепость». Оно употребляется в России с конца ХVI в. для обозначения документов, закреплявших права отчуждающейся собственности. Ему предшествовало понятие «крепостное состояние» (документы XVII-XVIII вв.), обозначавшее сословие частновладельческих крестьян.

Выражение «крепостное право» появилось в русской публицистике XIX в. (Н.М. Карамзин).

Крепостное право – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян от феодалов, власть которых распространялась на личность, труд и имущество принадлежавших им крестьян.

 

Причины утверждения крепостного права:

Ø скудность экономических ресурсов страны, отсутствие у государства денег для оплаты службы дворян;

Ø рост цен на сельскохозяйственную продукцию в Западной Европе вызывал стремление российских феодалов увеличить барщинную запашку для увеличения экспорта хлеба, но заставить работать крестьян на барщине, можно было только, юридически прикрепив их к земле;

Ø негативные последствия опричнины и Ливонской войны вызвали массовое бегство крестьян на окраины, запустение Центральных, Северо-Западных регионов страны,

Ø возросло недовольство дворян, и государство, опасаясь потерять поддержку своей социальной опоры, проводит крепостническую политику;

Ø суровый климат и не слишком плодородные земли не располагали к занятию земледелием → крестьяне стремились переключиться на более выгодный род занятий → не выгодно государству;

Ø обширная территория страны и слабая власть на периферии → остановить бегство крестьян можно было только юридически прикрепив их к земле.

Ø уменьшение численности тяглового населения.

Основные этапы закрепощения

1497 г. – Судебник Ивана III. Время перехода крестьян от одного владельца к другому было ограниченно двумя неделями в году до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября) при условии уплаты компенсации за переход – «пожилого» (первоначально – 50 коп.).

1550 г. – Судебник Ивана IV – размер «пожилого» несколько увеличен.

1581 г. – начало введения «заповедных лет» (временный запрет перехода в Юрьев день).

1581-1592 гг.— проведение переписи всего податного населения

1592 г. – предполагаемый указ о полном запрете Юрьева дня. Сам указ не сохранился, но существуют косвенные свидетельства его существования.

1597 г. – указ об «урочных летах» (5-летний срок сыска беглых крестьян).

1601-1602 гг. – в связи с голодом в стране были изданы указы Бориса Годунова о восстановлении в ряде районов правила Юрьева дня, если помещик не мог обеспечить своих крестьян продовольствием.

1607 г. - указ царя Василия Шуйского об установлении 15-летнего срока сыска беглых крестьян.

1649 г. – Соборное Уложение – отмена Юрьева дня навсегда и введение бессрочного сыска беглых крестьян, что означало окончательное введение крепостного права.

Время становления

«Абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда феодальные сословия приходят в упадок, а их средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла верх над другой».

(К. Маркс. Соч. - Т.5. – С. 212)

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.201.14 (0.044 с.)