Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2012. - 127 с.↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История Конспект лекций
Москва, 2012 ББК УДК
Составители: проф., д.и.н. Бодрова Е.В., проф., д.и.н. Гусарова М.Н., проф., д.и.н Захаров В.Ю., доц. к.и.н. Беспятова Е.Б., доц. к.и.н. Ефременко В.В.
История. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2012. - 127 с. Рекомендовано студентам высших учебных заведений негуманитарных вузов, изучающих курс «История» для подготовки к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому тестированию и экзамену
© Бодрова Е.В., 2012. © Гусарова М.Н., 2012. © Захаров В.Ю., 2012. © Беспятова Е.Б., 2012. © Ефременко В.В., 2012. © Московский государственный университет приборостроения и информатики 2012.
Содержание
Тема 1. Введение в учебный курс «История» ….................................................................. 5
истории, историография …..................................................................................................... 5
Востока и Античности …....................................................................................................... 9
Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья …................... 14
Тема 3. Образование Российского государства …................................................................27
Тема 4. «Новое время». «Смутное время» Московского государства …........................... 33
Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII веке …...................................... 47
Тема 6. На пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской истории ….................................................................................................................................59
развития …................................................................................................................................59
Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ в. Революционный кризис в России в 1917 году …........................78
Тема 8. Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития в 20-30-е годы ХХ века …................................................................................................................................. 86
20-30-е годы ХХ в. Первые преобразования советской власти ….................................. 87
Тема 9. Кризис международных отношений в первой половине ХХ века......................... 97
национальные интересы ….....................................................................................................98
противоречия …................................................................................................................... 101
Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития ….............................................................................................................................108
процесса …..............................................................................................................................108
Тема 11. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков …............................................................117 1. Последствия распада СССР …....................................................................................117
Заключение к курсу …............................................................................................................126
План 1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография. 2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности. 3. Проблема места и роли России в мировой истории.
М.В. Ломоносов
«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». В.О. Ключевский.
Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).
Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).
Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов. Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос. Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог. Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса. Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования. Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории. I. Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества. Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции. Теория постиндустриального общества (Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное, в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий.
II. Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться. Английский историк и социолог А. Тойнби, изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами. Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную. Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер. III. Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя. Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Однако в теории отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом. Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную теорию, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран Запада. Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.
2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности
План 1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития. 2. Развитие русских земель в середине XII- начале XV вв. Удельная Русь. 3. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Норманские теории
Общий вывод: В каждой из теорий есть свои достоинства и недостатки. Сегодня в научной исторической литературе доминирует точка зрения об объективности процесса образования государства у восточных славян. Это стало результатом длительной эволюции социально-экономических, политических, культурных процессов внутри славянского мира. В то же время, историки не отрицают наличия и определенного влияния норманнского фактора на процессы складывания государства восточных славян. Культура Древней Руси
Выводы · Во Владимиро-Суздальской земле формируется монархическая форма правления. · Владимирские князья ведут борьбу за общерусское главенство. Им даже удается подчинить своей воле Новгород (князь Всеволод называл его своей «отчиной»), Муром и Рязань. В подчиненных землях были посажены или сыновья владимирского князя, или его наместники. После смерти Всеволода Большое Гнездо начался длительный период усобиц между его сыновьями, что в конце концов привело к дальнейшему дроблению Владимиро – Суздальской земли. Галицко-Волынское княжество Территория – междуречье Днестра и Прута, Карпаты. Водные пути (Дунай, Западный Буг, Днестр) вели из Западной Европы, Балтики в Византию и на Восток. Стремительное развитие ремесел. · Галицкая земля закрепилась за правнуками Ярослава Мудрого (Володарь и Василько Ростиславичи). Объединилась и обособилась от Киева в 40-50-е гг. ХП в. при перемышльском князе Владимире Володаревиче. · Волынская земля – вотчина потомков Изяслава Мстиславича. Объединилась и обособилась от Киева в 30-е гг. ХП в. при князе Изяславе Мстиславиче (внук Владимира Мономаха). Главная особенность – сильные позиции боярства в Галиче и сильная княжеская власть в Волынском княжестве, наличие многочисленных городов с устоявшимися вечевыми традициями. Структура власти Вече Князь Боярство (общество)
Даниил Романович (сын Романа Мстилавича, в 1199 г. объединившего Галицкую и Волынскую земли) в борьбе с боярством придерживался принципа: «Пчел не передавив, меду не едать». Политическая нестабильность Галицко-Волынской земли выражалось в том, что периоды усиления княжеской власти сменялись длительными периодами нестабильности и междоусобиц. Огромную роль в этом играл и внешнеполитический фактор. Новгородская земля Территория – Северо-Западная Русь. Слабое развитие земледелия (природно-климатические условия). Широкое развитие промыслов и ремесел. Выгодное геополитическое положение. Торговые пути: ─ «Из варяг в греки» (Балтика – Черное море) ─ «Из варяг в арабы» (Балтика – Каспийское море – Средняя Азия) Рано сложившаяся мощная боярская вотчина. Структура управления
Тема 3. Образование Российского государства. План ВЫВОД На рубеже XV-XVI вв. завершается длительный и драматический процесс «собирание русских земель» в единое государство. В годы правления Ивана Ш появляется новое название «Россия». По своему составу она была многонациональная и многоконфессиональная. Это было одним из существенных отличий нашей страны от стран Западной Европы, где также завершался процесс складывания национальных государств. Социально-экономические факторы определяли формы формирующихся государств. Этапы объединения Итоги Ø укрепил великокняжескую власть; Ø изменения в административной структуре (переход от удела к уезду); Ø усиление роли боярства (бояре возглавляли Государев Двор); Ø к Москве присоединилось Нижегородско-Суздальское княжество; Ø подчинение церкви великокняжеской власти (при выборе митрополита решающий голос принадлежал великому князю); не принятие в 1439 г. флорентийской унии с римско-католической церковью.
Итоги княжения Ивана III Ø Обретение независимости от Золотой Орды в 1480 г. Ø Издание в 1479 г. Судебника - первого свода законов единого российского государства. Ø Начало складывания системы центрального и местного управления
Боярская Дума, Казна, Дворец Бояре-наместники, волостели Ø Появление поместной системы землевладения. Ø Начало закрепощения крестьянства (введение Судебником правила «Юрьева дня»). Ø Присоединение Новгорода (1478 г.) Ø Принятие титула «самодержец». Ø Гербом российской монархии с 1497 г. стал двуглавый орел. Ø При занятии государственных и военных должностей был закреплен принцип местничества. Ø Установление дипломатических отношений с рядом европейских государств.
В княжение Василия Ивановича III (1505-1533 гг.) завершается территориальное оформление российской государственности (возвращение Смоленских земель из-под власти Литвы, присоединение Псковской республики и Рязанских земель к Москве). Особенности сформировавшегося государства: Ø гипертрофированная роль государства: государство мобилизует общество и направляет развитие общественных процессов; Ø утверждение отношений подданичества и службы (служилое государство); Ø сложился особый тип феодализма (крепостное право, самодержавие, жесткая зависимость от власти феодального сословия); Ø идеологизация власти. Государь – это герой, вождь, справедливый судья и защитник веры; Ø утверждение самодержавной формы правления.
План 1. Возникновение капиталистического уклада. 2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени». 3. Московское государство в годы правления первых Романовых. Смута период безвластия; потеря пути развития; общество находится в состоянии развала, оно потеряло нравственные ценности и ориентиры; российское государство находится на грани уничтожения.
«Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, преобразуясь в какую-то бесформенную массу». (В.О. Ключевский) Соборное уложение 1649 г.
Причины и этапы оформления крепостного права в России Понятие «крепостное право» происходит от термина «крепость». Оно употребляется в России с конца ХVI в. для обозначения документов, закреплявших права отчуждающейся собственности. Ему предшествовало понятие «крепостное состояние» (документы XVII-XVIII вв.), обозначавшее сословие частновладельческих крестьян. Выражение «крепостное право» появилось в русской публицистике XIX в. (Н.М. Карамзин). Крепостное право – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян от феодалов, власть которых распространялась на личность, труд и имущество принадлежавших им крестьян.
Причины утверждения крепостного права: Ø скудность экономических ресурсов страны, отсутствие у государства денег для оплаты службы дворян; Ø рост цен на сельскохозяйственную продукцию в Западной Европе вызывал стремление российских феодалов увеличить барщинную запашку для увеличения экспорта хлеба, но заставить работать крестьян на барщине, можно было только, юридически прикрепив их к земле; Ø негативные последствия опричнины и Ливонской войны вызвали массовое бегство крестьян на окраины, запустение Центральных, Северо-Западных регионов страны, Ø возросло недовольство дворян, и государство, опасаясь потерять поддержку своей социальной опоры, проводит крепостническую политику; Ø суровый климат и не слишком плодородные земли не располагали к занятию земледелием → крестьяне стремились переключиться на более выгодный род занятий → не выгодно государству; Ø обширная территория страны и слабая власть на периферии → остановить бегство крестьян можно было только юридически прикрепив их к земле. Ø уменьшение численности тяглового населения. Основные этапы закрепощения 1497 г. – Судебник Ивана III. Время перехода крестьян от одного владельца к другому было ограниченно двумя неделями в году до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября) при условии уплаты компенсации за переход – «пожилого» (первоначально – 50 коп.). 1550 г. – Судебник Ивана IV – размер «пожилого» несколько увеличен. 1581 г. – начало введения «заповедных лет» (временный запрет перехода в Юрьев день). 1581-1592 гг. — проведение переписи всего податного населения 1592 г. – предполагаемый указ о полном запрете Юрьева дня. Сам указ не сохранился, но существуют косвенные свидетельства его существования. 1597 г. – указ об «урочных летах» (5-летний срок сыска беглых крестьян). 1601-1602 г г. – в связи с голодом в стране были изданы указы Бориса Годунова о восстановлении в ряде районов правила Юрьева дня, если помещик не мог обеспечить своих крестьян продовольствием. 1607 г. - указ царя Василия Шуйского об установлении 15-летнего срока сыска беглых крестьян. 1649 г. – Соборное Уложение – отмена Юрьева дня навсегда и введение бессрочного сыска беглых крестьян, что означало окончательное введение крепостного права. Время становления «Абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда феодальные сословия приходят в упадок, а их средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла верх над другой». (К. Маркс. Соч. - Т.5. – С. 212)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.015 с.) |