Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная динамика зрительных функций.↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В развитии зрительного анализатора после рождения выделяют 5 периодов: 1) формирование области жёлтого пятна и центральной ямки сетчатки в течение первого полугодия жизни – из 10 слоёв сетчатки остаются 4 (зрительные клетки, их ядра и пограничные мембраны);, 2) увеличение функциональной мобильности зрительных путей и их формирование в течение первого полугодия жизни; 3) совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2-ух лет жизни; 4) формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими органами в течение первых лет жизни; 5) морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые 2-4 мес. жизни. Зрение новорожденного характеризуется диффузным светоощущением. В результате недоразвития коры большого мозга оно является подкорковым (гипоталамическим), примитивным (протопатическим). Поэтому наличие зрения у новорожденного исследуется проверкой вызывания в каждом глазу реакции зрачков (прямой и содружественной) на освещение светом и общей двигательной реакции (рефлекса Пейпера – «с глаза на шею» т.е. откидывание головки ребёнка кзади, нередко до степени опистотонуса). По мере совершенствования корковых процессов и черепной иннервации р азвитие зрительного восприятия проявляется у новорожденного в реакции слежения вначале в течение секунд (взор «дрейфует» в направления предмета или против, когда он останавливается даже). Со 2-ой недели появляется кратковременная фиксация (средняя острота зрения - в пределах 0,002-0,02). Ко 2-ому мес. появляется синхронная(бинокулярная) фиксация (острота зрения = 0,01-0,04 - появляется форменное предметное зрение и ребёнок живо реагирует на мать). К 6-8 мес. дети различают простые геометрические фигуры (острота зрения = 0,1-0,3). С 1 года – дети различают рисунки (острота зрения = 0,3-0,6). С 3 лет – острота зрения = 0,6-0,9 (у 5-10% детей = 1,0). В 5 лет – острота зрения = 0,8-1,0. В 7 -15 лет – острота зрения = 0,9-1,5. Параллельноостроте зрения развивается цветовое зрение, но судить о его наличии удаётся значительно позже. Первая более или менее отчётливая реакция на яркие красные, жёлтые и зелёные цвета появляется у ребёнка к первому полугодию жизни. Для правильного развития цветового зрения необходимо создание детям условий хорошей освещённости и привлечения внимания к ярким игрушкам на расстоянии 50 см и больше, меняя их цвета. Детские гирлянды для новорожденного должны иметь в центре жёлтые, оранжевые, красные и зелёные шары (поскольку центральная ямка более всего чувствительна к жёлто-зелёной и оранжевой части спектра), а шары синего, белого цвета и тёмные – помещать по краям. Бинокулярное зрениие является высшей формой зрительного восприятия. Характер зрения у новорожденного вначале монокулярный т.к. он не фиксирует взглядом предметы, а движения его глаз не координированные. Затем он становится монокулярнным альтернирующим. При возникновении к 2-ум мес. рефлекса фиксации предмета развивается одновременное зрение. На 4-ом мес.- дети устойчиво фиксируют осязаемые ими предметы т.е. возникает т.н. плоскостное бинокулярное зрение. Кроме того, возникает сужение зрачка, фиксация близких предметов т.е. аккомодация, а к 6 мес. - появляются содружественные движения глаз, конвергенция. Когда дети начинают ползать, они сопоставляя перемещение своего тела с пространственным расположением и отстоянием окружающих предметов от их глаз, изменением их величины, постепенно развивают пространственное, глубинное бинокулярное зрение. Необходимыми условиями его развития являются достаточно высокая острота зрения в обоих глазах (при visusе в одном глазу = 1,0, на другом – не меньше 0,3-0,4); нормальная иннервация глазодвигательных мышц,отсутствие патологии проводящих путей и высших зрительных центров. Стереоскопическое бинокулярное зрение развивается у ребёнка уже в 6-летнем возрасте, но полноценное глубинное бинокулярное зрение (наивысшая степень развития бинокулярного зрения) устанавливается к 9-15 годам. Поле зрения у новорожденного, по мнению большинства авторов, развивается от центра к периферии, постепенно, в течение первых 6 мес. жизни. Область жёлтого пятна (вне центральной ямки) достаточно хорошо развита морфологически и функционально уже в раннем возрасте. Это подтверждается тем, чтозащитный рефлекс смыкания век ребёнка при быстром приближении предмета к глазу в направлении зрительной линии т.е. к центру сетчатки развивается раньше всего - на 8-ой неделе. Тот же рефлекс при движении объекта сбоку, с периферии выявляется значительно позже - лишь на 5-ом мес. жизни. В раннем возрасте поле зрения имеет узкий трубкообразный характер. Некоторое представление о поле зрения у детей первых лет жизни можно получить лишь на основании их ориентации при движениях и ходьбе, по поворотам головы и глаз в сторону передвигающихся на различных расстояниях и различной величины и цвета предметов, игрушек. У детей дошкольного возраста границы поля зрения примерно на 10% уже, чем у взрослых.
ЛЕКЦИЯ Тема: ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИКА, РЕФРАКЦИЯ, АККОМОДАЦИЯ И ИХ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ АНОМАЛИЙ РЕФРАКЦИИ Учебная цель: дать понятие об оптической системе глаза, рефракции, аккомодации и их патологических состояниях; а также об их возрастных особенностях. Учебное время: 45 мин. Метод и место проведения занятия: групповое теоретическое занятие в аудитории. Наглядные пособия: 1.Таблицы:Разрез глазного яблока, рисунки и схемы, 3 типа клинической рефракции, их коррекция; изменения глаза при прогрессирующей осложненной близорукости. Кривая 2) Цветные слайды по теме - Офтальмология, часть 1-11. 3) Учебные видеоматериалы по теме. План лекции
Л И Т Е Р А Т У Р А: 1. Бочкарева А.А. Глазные болезни. - М.,1989. - С. 103-134. 2. Типовая программа по офтальмологии РК. - Астана., 2004 г. 3. Ковалевский Е.И. Офтальмогия. - М. – 1995 - С. 69-101. 4. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. - М., 1987. - С. 238-282. 5. Ковалевский Е.И. Глазные болезни. - М., 1986. - С.83-120. 6. Копаева В.Г. Глазные болезни. – М.: Медицина, 2002. – С. 84-128. 7. Аветисов Э.С. Справочник по офтальмологии. - М., 1978. - С. 91-97, 102-108, 118-124. 8.. Сидоренко Е.И Офтальмология: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – С. 106-127. 9.Аветисов Э.С. Близорукость. - М.: Медицина, 1986. - 239 с. 10.Фёдоров С.Н., Ярцева Н.С., Исманкулов А.О. Глазные болезни. – М.:Издательский центр "Фёдоров", 2000. - С. 82-109. Введение, значение данных проблем в практике врачей Любой специальности. Данная лекция посвящена одному из основных разделов курса глазных болезней в силу значительной распространённости этих заболеваний. Патология рефракции, как нарушение преломляющей способности глаза, сопровождающееся понижением зрения (и чаще всего высокая близорукость) занимает одно из первых мест среди причин инвалидности по зрению в мире. Более 90% новорожденных имеют гиперметропическую рефракцию от 1,8 до 3,6 Д, что обусловлено коротким переднее-задним размером его глазного яблока (16,2 мм). Миопичесая рефракция у новорожденных в ряде случаев обусловлена недоношенностью. У детей первых 3-ёх лет жизни в 93% случает отмечается гиперметропия, эмметропия – в 4%, а близорукость – около 2% случаев. До 10 лет, несмотря на постепенное увеличение пердне-заднего размера глаза на фоне роста организма, распространённость гиперметропии сохраняется достаточно высокой. Начиная с 10 лет заметно увеличивается частота миопии (в 11-14 лет – около 10%). К 19-25 годам доля близорукости достигает около 25%, гиперметропия составляет 31,2%, а эмметропия – 39,7%.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.01 с.) |