Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние страха: биологический страх, социальный страх, моральный страх, дезинтеграционный страх

Поиск

Ситуации, вызывающие установку страха можно поделить на 4 группы:

1. Биологический (связан с непосредственной угрозой жизни)

2. Социальный (социальная угроза)

3. Моральный (невозможностью осуществления собственного выбора активности).

4. Дезинтеграционный (нарушение существующей структуры взаимодействия с окружающим миром).

Биологический страх

Вызывается ситуацией, угрожающей непосредственно жизни. Угроза может исходить извне или изнутри организма. В 1-вом случае угроза осознается ясно, и мы говорим о страхе. Он бывает сильнее, если нет возможности действовать, если человек чувствует себя в отношении опасности беззащитным. Даже сознание, что можно самому лишить себя жизни, уменьшает напряжение страха.

В другом случае осознание угрозы неопределенное, туманное. Причины страха неизвестны. Он возникает при нарушении внутреннего равновесия в организме, когда нарушается метаболический обмен организма со средой. Главным элементом этого обмена является кислород. Кислородная недостаточность сильнее всего отражается на НС, возбуждает состояние страха. Страх этого вида возникает при инфаркте сердца, при острой недостаточности кровообращения, бронхиальной астме, потере крови и т.п. Усиление страха зависит от степени уменьшения доступа кислорода, и поэтому страх при инфаркте сильнее, чем при анемии. Недостаток других элементов метаболического обмена: воды, питательных веществ – обычно не вызывает столь сильных состояний страха, как недостаток кислорода.

Социальный страх

Человек – существо общественное. Он не может жить и развиваться без других людей и без их культурного наследия. Под их влиянием он моделирует свою ориентацию в окружающем мире и связанные с ней основные эмоциональные установки. От них он перенимает большинство готовых форм взаимодействия с окружением. Следовательно, что исключение из социального мира, социальная смерть равна для человека биологической смерти.

Человек боится сатиры, осмеяния и других форм социального отвержения. С самых ранних лет он чувствует на себе взгляд других, и ему трудно от этого оценивающего взгляда освободиться. Его мучает чувство несправедливости, когда суждения о нем окружающих кажется ему неправильным, или чувство вины, когда, принимая это суждение, он сам себя казнит. В отношении к другому человеку приходится принимать установку приближения или отдаления. Безразличная установка – это негативная установка, трактующая другого человека как мертвый предмет. Под маской безразличного отношения человека к человеку кроется обычно страх и агрессия. Негативные чувства легко переносятся от одного человека другому (например, беспокойство матери переносится на ребенка, страх одного лица в толпе может вызвать общую панику.

Моральный страх

Это страх перед собственной совестью, которая выступает как судья и обвинитель и бывает более сурова, нежели социальное окружение. Человек обладает способностью к самоконтролю. Это принцип обратной связи, который можно пронаблюдать на деятельности НС. Например, в каждом движении, помимо потока импульсов, поступающих от нервных центров к соответствующим группам мышц, существует поток импульсов, протекающих в обратном направлении – от мышц к ЦНС. Эти импульсы сигнализируют о том, как выполнена команда из центра. Повреждение обратных путей приводит к серьезным двигательным расстройствам. Это – самоконтролирующая система двигательной активности; она функционирует без участия сознания. Но является своеобразной «совестью» мышечной активности; она дает оценку того, было ли данное движение выполнено хорошо или плохо. Наивысший уровень деятельности НС связывается уже с сознательной оценкой собственной активности.

Дезинтеграционный страх – пребывание вне общества

Взаимодействия с социальным окружением, исполнение определенных ролей и связанных с ним норм поведения, оценка самого себя соответственно реакции окружения влияют стабилизирующим образом на эмоциональное отношение к самому себе. В состоянии одиночества амплитуда колебаний собственной оценки самого себя оказывается больше. Отшельники чувствовали себя то близкими к святости, то к бездне греховности. В одиночестве легче дойти до самовлюбленности или крайней ненависти, кончающейся самоубийством. Изоляция от общества или аутизм приводит к негативным последствиям. К шизофреническому: «люблю и ненавижу самого себя».

Кроме того, страх оказывает защитную реакцию. Он подготавливает организм к борьбе с противником, в которой человек должен победить.

Так в состоянии страха:

1. Работа сердца сравнима по интенсивности с его работой при высокогорном восхождении, что усиливает физические возможности победы над врагом.

2. Потение ладоней стесняет товарищеские контакты, но облегчает захват противника в яростной борьбе.

3. Позывы к мочеиспусканию и дефекации физиологически целесообразны, так как легче убегать или бороться с пустым мочевым пузырем и кишечником, но вызывает хлопоты, если столкновение с окружением принимает иные формы.

4. Увеличение свертываемости крови противодействует кровотечению, которое в жестокой борьбе неизменно, но, если до такой борьбы дело не доходит, оно может привести к инфаркту.

60. Состояние агрессии

Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо. Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально (с враждебным намерением) или нет.

Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями. Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».

Итак, к агрессивным действиям относятся:

• Физическая агрессия (нападение)

• Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости – топанье ногами)

• Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем поводе)

• Негативизм (манера поведения, когда человек становится в оппозицию, от пассивного сопротивления до активной борьбы)

• Обида (зависть и ненависть к окружающим за их действия – реальные или вымышленные)

• Подозрительность (от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди вокруг приносят вред)

• Вербальная агрессия (выражение негативных чувств через словесные формы – крик, визг, ругань, проклятия, угрозы)

Подходов к пониманию агрессии немало, например, согласно эволюционной теории, агрессия – это инстинкт и считается, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Сторонники социобиологической теории, считают агрессивные проявления взаимодействием с конкурентами с целью повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами — недостатком пищи или брачных партнеров.

Агрессия может быть конструктивной, когда отсутствует злой умысел нанести кому-либо вред. В таком случае агрессивное поведение сводится к оборонительным или непреднамеренным действиям, или к агрессии, как самоутверждению. При неконструктивных агрессивных действиях – умысел нанести кому-либо вред, является основой выбора агрессивного поведения, как способа взаимодействия. Агрессия может быть направлена не только во вне, но и на собственную личность, что проявляется, как правило, суицидальным поведением или самоповреждением, например, когда подростки наносят разрезы на предплечья. Детская или подростковая агрессия имеют свои особенности, об этом чуть позже, в следующих статьях.

Не стоит путать агрессию (действия) и агрессивность – свойство личности, которое проявляется в готовности к агрессивному поведению. Таким образом, агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению. Изначально человек в процессе развития не обладает такой характеристикой, как агрессивность, поэтому специалисты говорят о том, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми с самого рождения. Агрессия – это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.007 с.)