Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь человека как отражение его внутреннего мира

Поиск

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности.

Речь имеет свои свойства:

• содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;

• понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

• выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

• бездейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

• выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;

• выступает носителем информации, памяти, сознания;

• является средством мышления;

• выступает регулятором человеческого общения и поведения;

• выступает средством управления поведением других людей.

Существуют определенные виды речи:

• устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой;

• монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени, излагающего свои мысли;

• диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

• письменная речь - это речь посредством письменных знаков;

• внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

• система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука;

• легкие и главная дыхательная мышца - диафрагма;

• генераторная система, т.е. звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

• резонаторная система, т.е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П. Павлову, у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система - это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана:

• с левым полушарием головного мозга;

• со слухоречевой зоной коры больших полушарий - задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

• с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Эмоции человека

Эмоции человека - это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний.

С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями).

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например, эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное.

То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.

Функции эмоций

Коммуникативная. Эмоции облегчают общение, они помогают понимать других людей в различных ситуациях.

Оценочная. Человек дает оценку событию, исходя из своих потребностей и эмоций по этому поводу. И это помогает спрогнозировать будущие события.

Мобилизующая. Эмоции помогают мобилизовать свои силы в чрезвычайных ситуациях.

Подкрепляющая. Эмоции способствуют выработке определенных рефлексов, и в результате остаются глубокие следы в памяти.

Запуск стереотипных реакций. В критических ситуациях, когда некогда думать, эмоции включают стереотипное реагирование (страх – бегство).

Бывают следующие виды эмоций:

Негативная;

Позитивная;

Нейтральная.

Отрицательные, негативные эмоции – это гнев, ярость, обида, страх. А положительные – радость, интерес. Полюс эмоции зависит от того, что вызывает эмоции.

Среди них выделяется несколько главных:

· Печаль – негативная эмоция, она связана с переживанием негативного фактора.

· Радость – положительная эмоция, интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией.

· Страдание – это отрицательная эмоция, она связана с невозможностью получения самых важных потребностей человека.

· Злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные эмоции, направленные против ощущаемой несправедливости.

· Удивление – это эмоция, которая не имеет четко выраженного знака. Она может быть и негативной, и положительной, зависит это от внешних обстоятельств. Отражает противоречие между уже имеющимся опытом и новым.

· Страх – это негативная эмоция, выступает как защитная реакция организма в случае угрозы здоровью и благополучию которая возникает при опасности.

· Отвращение – это отрицательная эмоция, которая возникает из-за резкого противоречия с эстетическими или нравственными установками человека.

· Стыд – это отрицательная эмоция, она может возникнуть, если человек осознает несоответствие своего поведения ожиданиям окружающих.

· Интерес – положительная эмоция, которая способствует развитию умений и приобретению знаний.

· Волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему.

· Обида – отрицательное переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;

· Смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;

· Жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.008 с.)