Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «физиология и анатомия человека

Поиск

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Биолого-химический факультет

Кафедра «ФИЗИОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

И ЖИВОТНЫХ»

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

для студентов очной и очно-заочной формы обучения

направление подготовки «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ», профиль «ФИЗИОЛОГИЯ»

Составитель: к.б.н., доцент МОРЯКИНА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА

ГРОЗНЫЙ, 2016

Предмет и задачи психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Основное содержание предмета психофизиологии составляет психофизиологическая проблема - проблема соотношения психики и мозга, души и тела.

• Первое решение этой проблемы определяется как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении психики и мозга, то есть психика и мозг признаются как независимые сущности, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

Психофизиологическая идентичность - вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим;

Психофизиологическое взаимодействие - вариант частичного решения проблемы. Предполагает, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, но допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

 

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления:

• психофизиология типов темперамента и поведения;

• психофизиология памяти и обучения;

• психофизиология мотивации и эмоций и др.;

• психофизиология речи;

• психофизиология органов чувств;

• психофизиология организации движений;

• а также дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психических различий.

 

Компьютерная томография

Компьютерная томография (КТ) — новейший метод, дающий точные и детальные изображения малейших изменений плотности мозгового вещества. КТ соединила в себе последние достижения рентгеновской и вычислительной техники.

Главное отличие КТ от рентгенографии состоит в том, что рентген дает только один вид части тела. При помощи компьютерной томографии можно получить множество изображений одного и того же органа и таким образом построить внутренний поперечный срез, или "ломтик" этой части тела. Томографическое изображение — это результат точных измерений и вычислений показателей ослабления рентгеновского излучения, относящихся только к конкретному органу. Таким образом, метод позволяет различать ткани, незначительно отличающиеся между собой по поглощающей способности. Измеренные излучение и степень его ослабления получают цифровое выражение. По совокупности измерений каждого слоя проводится компьютерный синтез томограммы. Завершающий этап — построение изображения исследуемого слоя на экране дисплея. Для проведения томографических исследований мозга используется прибор нейротомограф. Помимо решения клинических задач (например, определения местоположения опухоли) с помощью КТ можно получить представление о распределении регионального мозгового кровотока. Благодаря этому КТ может быть использована для изучения обмена веществ и кровоснабжения мозга.

В ходе жизнедеятельности нейроны потребляют различные химические вещества, которые можно пометить радиоактивными изотопами (например, глюкозу). При активизации нервных клеток кровоснабжение соответствующего участка мозга возрастает, в результате в нем скапливаются меченые вещества и возрастает радиоактивность. Измеряя уровень радиоактивности различных участков мозга, можно сделать выводы об изменениях активности мозга при разных видах психической деятельности. Последние исследования показали, что определение максимально активизированных участков мозга может осуществляться с точностью до 1 мм.

Компьютерная томография стала родоначальницей ряда других еще более совершенных методов исследования: томографии с использованием эффекта ядерного магнитного резонанса (ЯМР-томография), позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), функционального магнитного резонанса (ФМР). Эти методы относятся к наиболее перспективным способам неинвазивного совмещенного изучения структуры, метаболизма и кровотока мозга.

При ЯМР-томографии получение изображения основано на определении в мозговом веществе распределения плотности ядер водорода (протонов) и на регистрации некоторых их характеристик при помощи мощных электромагнитов, расположенных вокруг тела человека. Полученные посредством ЯМР-томографии изображения дают информацию об изучаемых структурах головного мозга не только анатомического, но и физикохимического характера. Помимо этого, преимущество ядерно-магнитного резонанса заключается в отсутствии ионизирующего излучения; в возможности многоплоскостного исследования, осуществляемого исключительно электронными средствами; в большей разрешающей способности. Другими словами, с помощью этого метода можно получить четкие изображения "срезов" мозга в различных плоскостях.

Позитронно-Эмиссионная трансаксиальная Томография (ПЭТ-сканеры) сочетает возможности КТ и радиоизотопной диагностики. В ней используются ультракороткоживущие позитрон излучающие изотопы ("красители"), входящие в состав естественных метаболитов мозга, которые вводятся в организм человека через дыхательные пути или внутривенно. Активным участкам мозга нужен больший приток крови, поэтому в рабочих зонах мозга скапливается больше радиоактивного "красителя". Излучения этого "красителя" преобразуют в изображения на дисплее. С помощью ПЭТ измеряют региональный мозговой кровоток и метаболизм глюкозы или кислорода в отдельных участках головного мозга. ПЭТ позволяет осуществлять прижизненное картирование на "срезах" мозга регионального обмена веществ и кровотока.

В настоящее время разрабатываются новые технологии для изучения и измерения происходящих в мозге процессов, основанные, в частности, на сочетании метода ЯМР с измерением мозгового метаболизма при помощи позитронной эмиссии. Эти технологии получили название метода функционального магнитного резонанса (ФМР).

Электроокулография

Для психофизиолога наибольший интерес представляют три категории глазных реакций: сужение и расширение зрачка, мигание и глазные движения.

Пупиллометрия — метод изучения зрачковых реакций. Зрачок — отверстие в радужной оболочке, через которое свет попадает на сетчатку. Диаметр зрачка человека может меняться в пределах от 1,5 до 9 мм. Величина зрачка существенно колеблется в зависимости от количества света, падающего на глаз: на свету зрачок, сужается, в темноте — расширяется. Наряду с этим, размер зрачка существенно изменяется, если испытуемый реагирует на воздействие эмоционально. В связи с этим пупиллометрия используется для изучения субъективного отношения людей к тем или иным внешним раздражителям.

Диаметр зрачка можно измерять путем простого фотографирования глаза в ходе обследования или же с помощью специальных устройств, преобразующих величину зрачка в постоянно варьирующий уровень потенциала, регистрируемый на полиграфе.

Мигание (моргание) — периодическое смыкание век. Длительность одного мигания приблизительно 0,35 с. Средняя частота мигания составляет 7,5 в минуту и может варьировать в пределах от 1 до 46 в минуту. Мигание выполняет разные функции в обеспечении жизнедеятельности глаз. Однако для психофизиолога существенно, что частота мигания изменяется в зависимости от психического состояния человека.

Движение глаз широко исследуются в психологии и психофизиологии. Это разнообразные по функции, механизму и биомеханике вращения глаз в орбитах. Существуют разные типы глазных движений, выполняющие различные функции. Однако наиболее важная среди них функция движений глаз состоит в том, чтобы поддерживать интересующее человека изображение в центре сетчатки, где самая высокая острота зрения. Минимальная скорость прослеживающих движений около 5 угл. мин/с, максимальная достигает 40 град/с.

Электроокулография — метод регистрации движения глаз, основанный на графической регистрации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных мышц. У человека передний полюс глаза электрически положителен, а задний отрицателен, поэтому существует разность потенциалов между дном глаза и роговицей, которую можно измерить. При повороте глаза положение полюсов меняется, возникающая при этом разность потенциалов характеризует направление, амплитуду и скорость движения глаза. Это изменение, зарегистрированное графически, носит название электроокулограммы. Однако микродвижения глаз с помощью этого метода не регистрируются, для их регистрации разработаны другие приемы.

Амплитуду движения глаз определяют в угловых градусах. Движения глаз подразделяются на:

• микродвижения, направленные на сохранение местоположения глаз в орбите; к ним относятся тремор (мелкие, частые колебания амплитудой 20 - 40 угловых секунд), дрейф (медленное, плавное перемещение глаз, прерываемое микроскачками) и микросаккады (быстрые движения продолжительностью 10 - 20 мс и амплитудой 2-50 угловых минут);

• макродвижения, связанные с изменением местоположения глаз в орбите. Наибольший интерес в психофизиологическом эксперименте представляют макросаккады (отражают обычно произвольные быстрые точные смещения взора с одной точки на другую, например, при рассматривании картины, при быстрых точностных движениях руки и т. д. Их амплитуда варьирует в пределах от 40 угловых минут до 60 угловых градусов. Прослеживающие движения глаз (плавные перемещения глаз при отслеживании перемещающегося объекта в поле зрения. Амплитуда прослеживающих движений ограничивается пределами моторного поля глаза (±60 угловых градусов по горизонтали и ±40 угловых градусов по вертикали). В основном прослеживающие движения глаз носят непроизвольный характер, начинаются через 150 - 200 мс после начала движения объекта и продолжаются в течение 300 мс после его остановки).

 

Электромиография

Мышечную систему образно определяют, как биологический ключ человека к внешнему миру.

1. Электромиография — метод исследования функционального состояния органов движения путем регистрации биопотенциалов мышц. Электромиография — это регистрация электрических процессов в мышцах, фактически запись потенциалов действия мышечных волокон, которые заставляют ее сокращаться.

2. Мышца представляет собой массу ткани, состоящую из множества отдельных мышечных волокон, соединенных вместе и работающих согласованно. Каждое мышечное волокно — это тонкая нить, толщиной всего лишь около 0,1 мм до 300 мм длиной. При стимуляции электрическим потенциалом действия, приходящим к волокну от мотонейрона, это волокно сокращается иногда примерно до половины первоначальной длины. Мышцы, участвующие в тонких двигательных коррекциях (фиксация объекта глазами), могут иметь в каждой единице всего по 10 волокон. В мышцах, осуществляющих более грубую регулировку при поддержании позы, в одной двигательной единице может быть до 3000 мышечных волокон

Регистрация ЭМГ позволяет выявить намерение начать движение за несколько секунд до его реального начала. Помимо этого, миограмма выступает как индикатор мышечного напряжения.

Прибор, с помощью которого регистрируются биопотенциалы мышц, называется электромиографом, а регистрируемая с его помощью запись электромиограммой (ЭМГ). ЭМГ, в отличие от биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), состоит из высокочастотных разрядов мышечных волокон.

3. Техника ЭМГ

В настоящее время применяются различные варианты подкожных (игольчатых) и накожных (поверхностных) электродов.

Обычно пользуются биполярным отведением, помещая один электрод на участке кожи над серединой ("двигательной точкой") мышцы, а второй - на 1 - 2 см дальше.

При монополярном отведении один электрод помещают над "двигательной точкой" исследуемой мышцы, второй - над ее сухожилием или на какой-либо отдаленной точке (на мочке уха, на грудине и т. д.).

 

Строение и функции нейронов

Нервная система состоит из триллионов нейронов, отростки которых – нервные волокна – пронизывают все тело. Обычная нервная клетка получает информацию от сотен и тысяч других клеток и передает сотням и тысячам, а количество соединений в головном мозге превышает 1014 - 1015. Эти клетки способны генериро­вать и очень быстро передавать электрические сигналы, называемые нервными импульсами. Вся информация, необходимая для управления телом, может быть получена, проанализирована и распределена за доли секунды. Эта информа­ция постоянно корректируется в зависимости от условий, чтобы организм мог на них адекватно реагировать.

Нервные клетки как независимые элементы нервной системы были открыты сравнительно недавно - в XIX в., в морфологических исследованиях Р. Дютроше, К. Эренберга и И. Пуркинье. С тех пор они не перестают привлекать к себе внимание исследователей.

 

Характеристики нервных клеток:

1. Размеры и форма;

2. Цвет;

3. Механизм электрической возбудимости и др.

В структурах мозга можно выделить клетки двух типов: нейроны и глию.

1. Размеры нейронов могут быть от 1 (размер фоторецептора) до 1000 мкм.

Форма нейронов также исключительно разнообразна, чаще всего неправильна. Существуют нейроны, напоминающие "листик" или "цветок". Иногда поверхность клеток напоминает мозг - она имеет "борозды" и "извилины". Исчерченность мембраны нейронов увеличивает ее поверхность более чем в 7 раз.

 

   
Рис. Чувствительная (А) и двигательная (Б) нервные клетки. Схема. Стрелки указывают направления движения нервных импульсов:1-тело нервной клетки; 2-отростки нервной клетки; 3-двигательные нервные окончания; 4-чувствительные нервные окончания.   Рис. Типы нейронов:1-униполярный; 2-ложноуниполярный; 3-биполярный; 4-мультиполярный.

 

В нервных клетках различимы тело и отростки. В зависимости от количества отростков различают:

1. Униполярные (монополярные) – имеют один отросток – аксон. Аксон - это осевой цилиндр, по которому импульсы передаются от тела нейрона к другому нейрону или эффектору, например, мышце. Нейрон способен пропускать нервный импульс только в одном направлении – от дендрита к аксону.

2. Биполярные – имеют два отростка – один аксон и один дендрит.

3. Мультиполярные – имеют не только аксоны, но и дендриты, по которым в нейрон поступают сигналы от других клеток. Дендритное дерево некоторых нейронов чрезвычайно разветвлено.

Согласно классическим представлениям у нейронов один аксон. Согласно же наиболее новым результатам, полученным в электрофизиологических исследованиях с использованием красителей, которые могут распространяться от тела клетки и прокрашивать отростки, нейроны имеют более чем один аксон.

2. Внешняя характеристика нервных клеток - это их цвет. Он также разнообразен и может указывать на функцию клетки - например, нейро-эндокринные клетки имеют белый цвет. Желтый, оранжевый, а иногда и коричневый цвет нейронов объясняется пигментами, которые содержатся в этих клетках. Размещение пигментов в клетке неравномерно, поэтому ее окраска различна по поверхности - наиболее окрашенные участки часто сосредоточены вблизи аксонного холмика. По-видимому, существует определенная взаимосвязь между функцией клетки, ее цветом и ее формой.

3. Способность к генерации нервной клеткой распространяющегося нервного импульса определяется особым молекулярным устройством поверхностной мембраны, позволяющим воспринимать изменения проходящего через нее электрического поля, изменять практически мгновенно свою ионную проводимость и создавать за счет этого трансмембранный ионный ток, используя в качестве движущей силы существующие между вне- и внутриклеточной средой ионные градиенты. Этот комплекс процессов, объединяемых под общим названием "механизм электрической возбудимости", является яркой функциональной характеристикой нервной клетки.

 

Типы нейронов в зависимости от функции

Название нейрона Функции  
Чувствительные или афферентные нейроны Их тела лежат вне ЦНС. Как правило, биполярные (ложноуниполярные). Один из отростков, отходящих от тела нейрона, следует на периферию и заканчивается рецептором, который способен трансформировать энергию внешнего раздражения в нервный импульс. Второй отросток направляется в ЦНС (мозг). Эти нейроны еще называют сенсорными.
Вставочные (ассоциативные) Осуществляют замыкание или передачу возбуждения с чувствительного на двигательный или секреторный нейрон. Эти нейроны лежат в пределах ЦНС.
Эфферентные или двигательные нейроны Их тела находятся в ЦНС (или в симпатических и парасимпатических узлах). Их аксоны идут к рабочим органам (мышцам или железам). Передают импульсы к эффекторам (органам, отвечающим на раздражения), их еще называют моторными.

 

Строение и функции синапсов

Передача нервных импульса с одного нейрона на другой осуществляется с помощью синапсов (в переводе с греч. – соединение). Синапсы бывают:

1. Аксосоматические – аксон одного нейрона подходит к телу другого нейрона.

2. Аксодендритические – аксон одного нейрона контактирует с дендритом другого нейрона.

3. Аксоаксональные – аксон одного нейрона контактирует с аксоном другого нейрона.

4. Дендродендритические – дендрит с дендритом двух нейронов и т.д.

Синапсы находятся на дендритах. Синапсы - это структурно и функционально оформленные места контактов одной клетки с другой.

Термин произошел от греческого слова "застегивать" и был введен Ч. Шеррингтоном в 1897 г.

 

Рис.Схема строения синапса Передача информации от одного нейрона к другому происходит в синапсах. Нервные окончания разделены между собой синаптической щелью (2)шириной около 20 нм. Конец передающего ак­сона (донора) покрыт пресинаптической мембраной (1). Цитоплазма этих утолщений содержит многочисленные синаптические пузырьки (4) диаметром около 50 нм, внутри которых находится медиатор – вещество, с помощью которого нервный сигнал передаётся через синапс. Это вещество заполняет пространство (синаптическую щель) между дву­мя нейронами и генери­рует нервный импульс у принимающего нейрона или нейрона-реципиента, покрытого постсинаптической мембраной (3).

 

По большинству синапсов сигнал передаётся химическим путём, т.е. с помощью биологически активных веществ, которые называются нейромедиаторами. Роль медиаторов выполняют норадреналин, ацетилхолин, серотонин, дофамин и др. Прибытие нервного импульса вызывает слияние пузырька с мембраной и выход медиатора из клетки. Примерно через 0,5 мс молекулы медиатора попадают на мембрану второй нервной клетки, где связываются с молекулами рецептора и передают сигнал дальше. Передача информации в химических синапсах происходит в одном направлении. Передача импульсов может также затормаживаться (например, в результате воздействия на синапс сигналов, приходящих от других нейронов). После непрерывной работы запасы медиатора истощаются, и синапс временно перестаёт передавать сигнал. Наряду с химическими имеются электротонические синапсы, в которых передача импульсов происходит непосредственно биологическим путем между контактирующими клетками.

Дефекты синаптической передачи лежат в основе многих заболеваний нервной системы.

В соответствии с общепринятой точкой зрения синапс передает информацию только в одном направлении: информация течет от пресинаптической к постсинаптической клетке. Анализ же новых результатов заставляет предполагать, что существенная часть информации передается от постсинаптического нейрона к пресинаптическим терминалям нерва.

Строение и функции мозга

Строение мозга:

Спинной мозг, находящийся в позвоночном столбе, регулирует простейшие автоматизированные мышечно-двигательные реакции; переходит в

• продолговатый мозг головного мозга, регулирующий различные процессы жизнеобеспечения в организме, - дыхание и др.;

Средний мозг, через который проходят все нервные пути от органов чувств к большим полушариям. Средний мозг регулирует работу органов чувств. Проявление врожденных ориентировочных рефлексов (прислушивание, всматривание) - результат деятельности среднего мозга. В среднем мозге находится продолжающееся из продолговатого мозга сетевидное образование - ретикулярная формация. Импульсы от органов чувств как бы заряжают эту формацию, и она оказывает активизирующее (тонизирующее) влияние на деятельность головного мозга;

Промежуточный мозг - расположен над средним мозгом. Включает в себя таламус, гипоталамус, лимбическую систему и контролирует сложные витальные (жизненно важные) реакции, питание, защиту, размножение.

Подкорка – регулируют врожденную безусловно-рефлекторную деятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощущаются в виде эмоций. Образована ядрами:

1. Полосатое тело – высший регулятор вегетативной нервной системы и безусловных рефлексов. Полосатое тело делится на 2 части: хвостатое ядро – терморегуляция, обмен веществ, чечевицеобразное

2. Ограда – тонкая пластинка серого вещества.

3. Миндалевидное тело– в височной доле мозга. Подкорковый центр обоняния.

• Особенно развита у человека кора больших полушарий - орган высших психических функций.

Зоны коры:

Двигательная область – расположена в передней центральной извилине мозга в верхних отделах извилины – центры движения нижних конечностей, в средних – туловища, нижних – верхних конечностей и головы. Двигательная область каждого из полушарий вызывает сокращение мышц на противоположной стороне.

Сенсорная область – область кожного и мышечного чувства расположена в задней центральной извилине. Болевая и температурная чувствительность – кора теменной доли. Зрительная система представлена в затылочной зоне мозга. Слуховая система – в височной зоне. Обонятельная система – передний конец гиппокампальной извилины. Вкусовая система – гиппокампальная извилина, рядом с обонятельной областью коры.

Ассоциативные области занимают 80% коры. Эти области выражены в лобной, теменной и височной долях. В теменной области коры: представление об окружающем пространстве, о нашем теле. В лобной области – реализация сложных двигательных и поведенческих актов. Ассоциативные зоны связаны с мыслительной деятельностью человека, речью, памятью.

Примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью праксические зоны обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения.

Функции левого полушария: речь, письмо, счет, запоминание слов, имен, символов, понятие смысла, логическое рассуждение, восприятие деталей предмета, видение мира веселым и легким.

Функции правого полушария: музыкальный слух, восприятие пространства, запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц, людей, узнавание целого по части, восприятие эмоционального состояния, видение мира мрачным.

Центры речи, расположенные в левом полушарии, развиваются не от говорения, а от писания. Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют активнее речевых. Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная ассиметрия у него почти не разовьется. В случае поражения одного полушария, возможна частичная взаимозамещаемость функций и компенсация одного полушария за счет другого. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с 2-х различных точек зрения, познавать объекты не только с помощью логики (словесно-грамматический подход), но и при помощи интуиции (пространственно-образный подход). Специализация полушарий как бы порождает в мозге 2-х собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Для изучения работы изолированного полушария применяют такой метод: у каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее вещество, то получившее его полушарие быстро гаснет, а другое, прежде чем присоединиться к первому, успеет проявить свою сущность. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особо не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся чудеса. Люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в пространстве – не могли найти дорогу домой, не чувствовали где верх, где низ, не узнавали лица знакомых, не воспринимали интонации слов, их охватывала эйфория: он беспрерывно сыплет глупыми шутками, он беззаботен и словоохотлив. На каждый вопрос дается подробный ответ, изложенный литературно. Правда голос при этом иногда становится сиплым, человек гнусавит, шепелявит, ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонации, предлоги и союзы. Человек лишается творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, физик – все они перестают творить.

Если отключить левое полушарие – то возникнет полная противоположность. Творческие способности остаются, но во взоре человека печаль и тоска, реплики немногословны, в них мрачный скепсис, мир представляется в черном свете.

Содержание мышления многообразно

Во-первых, оно проявляется через его операции: (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизацию).

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Он позволяет понять составные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть "вглубь" предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отразить в своем сознании всю сущность явления.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность.

Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: (понятие, суждение и умозаключение).

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному классу.

Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений.

В-третьих, содержание мышления проявляется в функционировании его видов: (наглядно-действенного, образного, отвлеченного).

Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, мышление проявляется через его способы: (индукцию и дедукцию).

Индукция - это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Например, наблюдая в одном-двух случаях особенности того или иного предмета, мы распространяем это положение на все случаи использования всех его видов, хотя они и не наблюдались нами.

Дедукция - это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции. Например, чтобы доказать, что данный угол в треугольнике больше другого, строят следующее

дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: данный угол больше другого.

Эмоции человека

Эмоции человека - это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний.

С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями).

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например, эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное.

То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.

Функции эмоций

Коммуникативная. Эмоции облегчают общение, они помогают понимать других людей в различных ситуациях.

Оценочная. Человек дает оценку событию, исходя из своих потребностей и эмоций по этому поводу. И это помогает спрогнозировать будущие события.

Мобилизующая. Эмоции помогают мобилизовать свои силы в чрезвычайных ситуациях.

Подкрепляющая. Эмоции способствуют выработке определенных рефлексов, и в результате остаются глубокие следы в памяти.

Запуск стереотипных реакций. В критических ситуациях, когда некогда думать, эмоции включают стереотипное реагирование (страх – бегство).

Бывают следующие виды эмоций:

Негативная;

Позитивная;

Нейтральная.

Отрицательные, негативные эмоции – это гнев, ярость, обида, страх. А положительные – радость, интерес. Полюс эмоции зависит от того, что вызывает эмоции.

Среди них выделяется несколько главных:

· Печаль – негативная эмоция, она связана с переживанием негативного фактора.

· Радость – положительная эмоция, интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией.

· Страдание – это отрицательная эмоция, она связана с невозможностью получения самых важных потребностей человека.

· Злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные эмоции, направленные против ощущаемой несправедливости.

· Удивление – это эмоция, которая не имеет четко выраженного знака. Она может быть и негативной, и положительной, зависит это от внешних обстоятельств. Отражает противоречие между уже имеющимся опытом и новым.

· Страх – это негативная эмоция, выступает как защитная реакция организма в случае угрозы здоровью и благополучию которая возникает при опасности.

· Отвращение – это отрицательная эмоция, которая возникает из-за резкого противоречия с эстетическими или нравственными установками человека.

· Стыд – это отрицательная эмоция, она может возникнуть, если человек осознает несоответствие своего поведения ожиданиям окружающих.

· Интерес – положительная эмоция, которая способствует развитию умений и приобретению знаний.

· Волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему.

· Обида – отрицательное переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;

· Смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;

· Жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Основные факторы забывания

Большинство проблем с памятью связаны не с трудностями запоминания, а скорее — припоминания. Информация в памяти хранится неопределенно долго, но большей ее частью человек не может воспользоваться, так как он ее «забыл», хотя и утверждает, что когда-то об этом знал, читал, слышал. Это и есть процесс забывания, временное ситуационное, внезапное, полное или частичное, избирательное и т. п., т. е. процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема могущих быть актуа­лизированных в психике данных. Глубина забывания бывает по­разительной, иногда «забывшие» отрицают сам факт своего зна­комства с тем, что им надо вспомнить, не узнают то, с чем не­однократно сталкивались.

Забывание может быть обусловлено различными факто­рами.

Фактор забывания – время.

Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически зау



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.59 (0.021 с.)