Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодификация и ее особенности. Виды кодифицированных актов.

Поиск

Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Подобно другим способам систематизации, кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делать его более компактным, согласованным, освобождать от фактически утративших силу и недействующих нормативных правовых актов. В процессе кодификации происходит поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми, крупными актами сводного характера. Тем самым решается проблема "расчистки" законодательства от устаревших и малоэффективных актов. Например, в связи с принятием Кодекса об административных правонарушениях были признаны утратившими силу полностью или частично около тысячи ранее принятых нормативных актов.

Будучи подведением известных "итогов" правового регулирования, кодификация вместе с тем направлена на установление норм, имеющих целью удовлетворение новых потребностей общественной практики в правовом регулировании общественных отношений. Иными словами кодификация – это не только закрепление определенных, действующих норм и их систематизация, но и одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее в качестве одного из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности.

Творческая роль кодификации выражается в укреплении системности законодательства, усилении его юридического единства и согласованности.

Кодификация способствует формированию в системе законодательства своеобразных укрупненных блоков, образуемых кодификационными и группирующимися вокруг них консолидированными актами. Такого рода блоки усиливают в законодательстве элемент устойчивости, обеспечивают более четкое построение его системы.

Кодификация традиционно связывается с систематизацией и совершенствованием, главным образом, законодательных актов. Поэтому ее результаты выражаются в форме основного, обладающего наибольшей юридической силой кодификационного акта, который характеризуется совокупностью специфических, только ему присущих черт.

Кодификационный акт регулирует важную, значительную и достаточно обширную область общественных отношений, юридически оформляет и закрепляет наиболее существенные и устойчивые отношения в обществе. Из этого следует, что кодификационный акт должен содержать стабильные нормы, рассчитанные на достаточно продолжительный период времени (на определенную перспективу). Эффективность действия кодификационного акта во многом будет зависеть от того, насколько точно законодатель учтет тенденции развития данных общественных отношений, их динамику.

Кодификационный акт, как правило, значителен по объему и имеет сложную структуру. Обычно он охватывает большое число статей и разбивается на части, разделы, главы.

Кодификационный акт, объединяя в стройную систему относительно однородные нормативные предписания, как правило, существенно обновляет регулирование определенной сферы общественных отношений. Он содержит в себе обязательный элемент новизны, поскольку при кодификации вносятся новые элементы в правовое регулирование определенного круга общественных отношений, восполняются пробелы в законодательстве. Этим, в частности, кодификационный акт отличается от укрупненного (консолидированного) акта.

Таким образом, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность (систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Это юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала.

Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов форму. Это – основы законодательства, кодексы, уставы, положения и др.

В основах содержатся определения, указываются цели законодательства, единые для субъектов принципы правового регулирования, формулируются законоположения, дающие основные ориентиры правовой регламентации данных общественных отношений. По своей природе это обычно нормы-принципы, нормы-дефиниции.

Кодекс – традиционно устоявшаяся форма кодификационного акта. Кодекс представляет собой крупный сводный акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений. Нормы кодекса, как правило, исчерпывающе регулируют соответствующие отношения и не нуждаются в конкретизирующих эти нормы актах. Отсюда – определенная специфика кодексов, выражающаяся в меньшей, по сравнению с основами, степени абстрактности правовых предписаний, а также в том, что наряду с нормами-принципами, нормами-дефинициями в них содержится больше конкретных норм.

Кодекс дает возможность обобщать и систематизировать многочисленные нормы действующего законодательства по определенной теме. Создание кодексов – один их эффективных путей решения проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.

Кодификационные акты могут приниматься в форме уставов, положений, правил.

Устав – это нормативный правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта и т.д.). Уставы регулируют деятельность определенных органов, организаций и учреждений, их права и обязанности, основы их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами.

Под положением обычно понимается нормативный правовой акт, достаточно детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, организации, учреждения).

Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.

В форму положений, уставов и правил преимущественно облекаются нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, требующим подробной регламентации.

 

Инкорпорация и ее виды.

Инкорпорация – это такая форма систематизации при которой НПА подвергаются лишь внешней обработке без изменения их содержания и затем объединяются в разного рода сборники.

Основной задачей инкорпорации является создание собраний, сборников или свода законов государства. Выделяют следующие виды инкорпорации:

1) В зависимости от субъекта осуществляющего этот вид деятельности: официальную, полуофициальную, неофициальную.

  • Официальная инкорпорация – утверждения собраний и сборников инкорпорированных актов теми органами, которые ранее эти акты приняли.
  • Полуофициальная инкорпорация – это утверждения сборников специально уполномоченных на то государственных органов.
  • Неофициальная инкорпорация — упорядочение нормативных правовых актов организациями и отдельными лицами по своей инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа. Может осуществляться научными и учебными учреждениями, организациями, ведомствами, частными издательствами и отдельными лицами, поскольку такие лица и организации не имеют специальных полномочий издавать собрания законодательства, аналогичные тем которые имеют место при официальной инкорпорации, то неофициальные сборники источниками права не являются (т.е. на них нельзя ссылаться в правоприменительной деятельности).

2) По способу упорядочения нормативного материала выделяют:

  • Предметную (НПА объединяются в сборник по предмету регулирования);
  • Хронологическую инкорпорации (НПА располагаются в сборнике по времени их издания).

3) В зависимости от объема нормативного материала охваченного инкорпорацией выделяют:

  • генеральную (обработке подвергаются все действующие законодательство);
  • частичную инкорпорации (НПА в рамках отдельных отраслей права или института).

Выделяют следующие виды инкорпоративных актов: собрания, сборники, свод законов.

Сборниками называют инкорпоративные издания законов и иных НПА принятых одним или несколькими правотворческими органами, а так же тематическими изданиями законов и иных НПА.

Собрания – инкорпоративные издания нормативных актов высших органов государственной власти и управления.

Свод законов – это собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения. Это сведение в одно целое всех нормативных актов в государстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.244 (0.009 с.)