Формы реализации права. Понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы реализации права. Понятие и виды.



Реализация норм права - это воплощение их предписаний в реальное поведение субъектов права. В то же время реализация права имеет две стороны. Во-первых, это следование праву со стороны государства, его органов и должностных лиц. Во-вторых, - осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства. Исходной формой реализации права государством является правотворчество.

1. В литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям, прежде всего в зависимости от юридического положения правореализующего субъекта выделяют два вида реализации права:

· Простая (непосредственная) реализация - осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов;

· Сложная (правоприменительная) реализация - осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права;

2. Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм):

· Использование норм права - состоит в реализации субъективных прав, то есть в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права;

· Исполнение норм права - состоит в реализации юридических обязанностей, то есть в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;

· Соблюдение норм права - состоит в реализации юридических запретов, то есть обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права;

Нормы права могут быть реализованы:

· Вне правоотношений;

· Посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений;

Вне правоотношений реализация права может осуществляться в виде воздержании от действий, запрещенных правом (хищение, хулиганство). Правовой запрет осуществляется в повседневной жизни, когда субъекты не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующее запрещение, воздерживаются от неправомерного поведения, сообразуя тем самым свои поступки с требованиями правовых норм. В большинстве случаев соблюдение запретов происходит незаметно, обычно не фиксировано, именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. Кроме этого, вне правоотношений нормы права могут реализовываться в форме активных действий по реализации прав, например, участие гражданина в демонстрации и исполнению юридических обязанностей, например, оплата проезда в транспорте. Специфика этой формы реализации в том, что все правореализующие действия прямо исходят из нормативного акта и не вызывают никаких юридически значимых последствий.

Реализация права посредством правоотношений, в свою очередь (в зависимости от правового положения субъектов), может быть подразделена на две группы:

· Гражданско - правовая форма - в этом случае правоотношения возникают между субъектами, находящимися в равном положении, не подчиненными друг другу; Сторонами таких правоотношений являются граждане, частные фирмы, кооперативы, общественные организации, которые заключат различного рода договоры, сделки, например, заем, наем квартиры, завещание, а также государственные организации, однако не в качестве органов, наделенных властными полномочиями, а как участвующие в хозяйственном обороте юридические лица. В данном случае они, выполняя хозяйственные функции, находятся в равном юридическом положении с теми лицами и организациями, которые вступают с ними в правоотношения, заключают с ними договоры, например, договоры аренды, поставки промышленной продукции.

· Административно-правовая форма - в этом случае правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия, т.е. стороны находятся в юридически неравном, соподчиненном положении; В правоотношениях подобного рода участвует государственный орган или должностное лицо, а также любой другой орган по специальному уполномочию государства, в результате возникают отношения власти подчинения.

3. По субъектному составу выделяют следующие формы реализации права:

· Индивидуальная форма, например, составление завещания, оплата проезда;

· Коллективная форма, например, заключение коллективного договора между администрацией предприятия и трудовым коллективом;

4. По внешнему проявлению выделяются:

· Активная форма, например, исполнение обязанности по уплате налогов, использование права заключить сделку;

· Пассивная форма, например, соблюдение всевозможных правовых запретов, когда требуется воздерживаться от определенных действий;

5. По методу воздействия выделяют:

· Добровольное осуществление права;

· Принудительное осуществление права;

 

85. Применение права, основные стадии и требования к применению права.

Применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки;

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности:

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах:

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Стадии применения права:

1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии устанавливаются жизненные факты, определяющие основу применения норм права.

Установление фактических обстоятельств производится с помощью доказательств. Под доказательствами понимают сведения о фактических обстоятельствах. К доказательствам относятся сведения о фактах, информация о них в документах, актах, свидетельских показаниях, а не логические суждения и доводы. Источники сведений о фактах требуют процессуальных форм закреплению.

Установление фактических обстоятельств дела – это логическая деятельность по предоставлению доказательств, необходимых для воспроизводства фрагментов действительности.

2. Установление юридической основы дела. Эта деятельность правоприменительных органов предусматривает: 1) выбор нормы, подлежащей применению; 2) проверку текста акта, в котором находится нужная норма права; 3) проверку подлинности самой нормы и ее действие во времени, пространстве и по кругу лиц.

Вначале устанавливается отрасль права, регулирующая данные отношения, затем выбирается конкретная норма, предусматривающая этот жизненный случай. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела.

3. Решение дела и документальное оформление принятого решения. Это этап решения юридического дела, с формально – логической стороны представленный умозаключением, где конкретные факты представлены через призму соответствующей нормы права.

По результату решения юридического дела принимается конкретный официальный документ, содержащий властное предписание, например, в форме приговора, решения определенного суда и т.д.

Решение юридического дела – особый акт, значимость которого состоит, во-первых, в том, что субъекты, принимающие решение, ответственны за него перед государством и гражданами; во-вторых, он определяет судьбу рассматриваемого дела.

4. Информирование заинтересованных сторон о принятом решении. Данная стадия является реализацией правового принципа гласности, т.е. доведения до сведения лиц о принятых решениях.

Характерной особенностью правоприминения выступает индивидуальность властного регулирования отношений. Наличие такой особенности означает, что общенормативные предписания сами по себе не могут обеспечить того, чего можно достичь при индивидуальном решении жизненных проблем с учетом конкретных ситуаций.

Основными требованиями применения права являются:

1) неуклонное соблюдение всех требований законности;

2) обоснованность - выявление всех относящихся к делу актов, тщательное и объективное изучение фактов и признание их достоверными, исключение всех недоказанных и сомнительных фактов;

3) целесообразность с точки зрения права имеет два аспекта. Первый, когда нормативный акт целесообразен с точки зрения регулирования общественных отношений. Поэтому следование ему есть целесообразное решение вопроса, достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Второй - «это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы права в конкретной жизненной ситуации»;

4) справедливость означает осознание правильности решения суда с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам всего общества.

Деятельность компетентных органов по применению права завершается и оформляется соответствующим актом, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

За нарушение требований актов виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он издан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.013 с.)