Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии законодательного процесса.

Поиск

1. Законодательная инициатива

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Законодательная ини­циатива может быть рассмотрена как совокупность дейс­твий по внесению управомоченными органами, должностными лицами, депутатами и обществен­ными организациями (субъектами права законодательной инициативы) в за­конодательный орган (его палату) проекта закона либо предложения об его издании, изменении или отмене, порождающую юридические последствия в виде обязанности указанного органа государственной власти рассмотреть законопроект (за­конодательное предложение) и принять по нему то или иное решение.

Решение, принятое законодательным органом (его палатой), не обязательно будет положи­тельным. Смысл права законодательной инициативы заключается в том, что ему соответствует обязанность законодательного органа (его палаты) принять соот­ветствующий законопроект к своему производству и выразить к нему свое отношение. Таким образом, право законодательной инициативы - это конституционно установленная, юридически значимая возможность компетентных субъектов инициировать законодательный процесс.

Реализация субъектом своего права законодательной инициативы является юридическим фактом, с которым свя­зано возникновение правоотношений по поводу рассмотрения и принятия правотворческим органом законодательного акта. По характеру последствий данный юридический факт относится к правообразующим, а по волевому содержанию - к действиям. Указанные действия, как и иные действия, составляющие содержание законодательного процесса, имеют публично-властный характер и осуществляются компетентными субъектами.

2. Обсуждение законопроекта.

Официальное обсуждение законопроекта регламентировано законом. Парламент республики состоит из двух палат – Сената и Мажилиса. Каждая палата образует комитеты. Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Обсуждение законопроектов проходит следующие стадии: сначала в комитетах, затем на заседании бюро и пленарном заседании Мажилиса, затем в Сенате, который должен рассмотреть его в течение 60 дней. Далее законопроект, принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената, становится законом и в течение 10 дней представляется Президенту на подпись.

Ст. 61 Конституции РК гласит, что отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

В ходе рассмотрения и обсуж­дения законопроекта участники данного процесса анализируют потребности законодательного урегулирования, возможность принятия того или иного закона и его полезность, обеспечивают учет разнообразных соци­альных интересов и мотивов. Надлежащее обсуждение законопроекта - важная гарантия принятия по нему обоснованного решения. Именно на этой стадии в наибольшей степени находят свое воплощение такие принципы законодательного процесса как демократизм и гласность.

3. Опубликование нормативного акта.

Ст. 4 Конституции РК гласит, что все законы, международные договоры, участником которых является РК, публикуются. Официальное опубликование НПА, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

Ст. 30 Закона РК «о НПА» гласит, что официальными изданиями являются Ведомости Парламента Республики Казахстан, Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, Собрание актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан.

Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан:

  • законодательных актов и постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан на казахском языке – газете «Егемен Казакстан» АО «Республиканская газета «Егемен Казакстан»;
  • законодательных актов и постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан на русском языке – газете «Казахстанская правда» АО «Республиканская газета «Казахстанская правда»;
  • нормативных правовых Указов Президента Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан на казахском языке – газете «Егемен Казакстан» АО «Республиканская газета «Егемен Казакстан»;
  • нормативных правовых Указов Президента Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан на русском языке – газете «Казахстанская правда» АО «Республиканская газета «Казахстанская правда»
  • нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, постановлений Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан на казахском языке – газете «Зан газети» ТОО «Медиа-корпорация «Зан»;
  • нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, постановлений Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан на русском языке – газете «Юридическая газета» ТОО «Медиа-корпорация «Зан».

 

Подзаконные НПА, их виды

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

В системе подзаконных нормативных актов ведущее место занимают нормативные указы и распоряжения Президента РК как главы государства. Указы и распоряжения Президента РК обязательны для исполнения на всей территории РК и не должны противоречить Конституции и законам.

Правительство и Парламент РК издает на основе и во исполнение Конституции РК, законов, указов Президента постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории РК.

Среди подзаконных актов большое место отводится нормативным актам, принимаемым министерствами, государственными комитетами, ведомствами, нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов. Они носят отраслевой характер, предназначены регулировать общественные отношения в процессе реализации своих полномочий в определенной сфере управления. Наиболее распространены среди них приказы, решения коллегии, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения.

Отдельно выполняются решения органов местного самоуправления. Их особенность - территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления собственностью, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.009 с.)