Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теории права: нормативистская, естественно-правовая, историческая, психологическая, марксистская и т.д.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Теологическая теория права (Ф. Аквинский). В соответствии с ней право имеет божественную природу (а не только происхождение). Оно ниспослано людям богом для их общего блага. Отсюда нередко проявляющийся конформизм (приспособление, притерпелость) к правовым реалиям, порой весьма далеким от общечеловеческих и религиозных идеалов. Это и понятно, если исходить из того, что всякая власть (и право) от бога. Ибо в этом случае человеческие законы - средство осуществления божественно предначертанных целей. В настоящее время из теологических концепций права наиболее «активно» влияет на правовое развитие многих стран - мусульманская доктрина права.
2. Теория естественного права. В основе этого правопонимания тезис о постоянном существовании неких высших и не зависящих от государства норм, выражающих справедливость, разум. Последние действуют и обладают ценностью вне зависимости от воли и усмотрения «государственного законодателя». Кстати, есть направление в естественно-правовой теории, исходящее из того, что это справедливое и разумное начало исходит от бога и в этом смысле оно перекликается с теологической концепцией права. Но большинство авторов естественно-правового направления ориентированы на светский вариант ответа на вопрос о сущности права и видят его в природе человека, вечных законах природы и т.д. Именно сторонники естественно-правовой теории наиболее последовательно проводят разницу права (естественного) и закона (государственно установленной нормы). Очевидное положительное значение естественно-правовой теории в безусловном утверждении определенных неотчуждаемых прав человека, которые не вправе у него отобрать ни одна власть или система законодательства. Ведь любая тоталитарная система всегда пытается под прикрытием некоего приоритета, выставляемого ею в виде наиважнейшего - воля бога, благо нации, интересы класса и т.д., перечеркнуть значимость естественных прав человека. Знание о существовании неких неотъемлемых прав нередко уже само по себе может быть мощнейшим фактором противодействия национализму, религиозному фундаментализму и т.д. Заслугой этой теории является и различение права и закона, ибо действительно далеко не каждый закон, как результат государственной законодательной деятельности, можно признать правовым, ибо нередко они посягают на естественные права человека на собственность, свободу и т.д. В этом смысле приоритет права перед законом - великое благо, ибо это позволяет сохранять критерии разумности и справедливости законодательства.
3. Историческая школа права (Г. Пухта, Ф. Савиньи и др). Сторонники исторической концепции права рассматривают его как выражение народного духа, правового убеждения. Этот дух народа складывается в ходе исторического процесса независимо от системы государственного законотворчества. Законодатель, по их мнению, лишь фиксирует то, что постепенно сложилось в духе народа как право. Последнее подобно языку, по утверждению одного из виднейших представителей этой школы, Г. Гуго, не возникает ни из договора, ни в результате божественного промысла, а развивается само собой. Положительным в представлениях исторической школы права является то, что она смотрела на объект своего изучения в развитии, а не как на некую, раз и навсегда сформировавшуюся, данность. В этом плане она явно расходилась с естественно-правовой концепцией, исходящей из наличия неизменных, вечных прав человека. Очень ценно и то, что историческая школа права утверждала, что «государственный законодатель» не творит право по своему усмотрению. Его функция лишь в том, чтобы осознать объективные интересы общественного развития и верно выразить их в нормах права. Однако этой теории присущи, очевидно, спорные подходы. Так, вряд ли правомерно отрицание роли законодательства. Ведь законы способны быть важным рычагом прогрессивных социальных изменений. С принижением роли закона в рамках данной концепции связано чрезмерное преувеличение значимости обычая в нормативном регулировании, его выдвижение на первое место в системе источников права.
4. Реалистическая школа права (Р. Иеринг и др.). В соответствии с ее правопониманием право основывается на разных интересах существующих в обществе. Оно является средством их достижения. В этом плане оно важный и необходимый инструмент организации и сохранения общества как целостного образования. Поскольку, возникая в результате борьбы различных интересов, оно служит фактором их согласования (в том числе через взаимоподчинение) в целях соблюдения справедливых начал человеческого общежития. В отличие от естественно-правовой и исторической школ реалистическая школа не только подчеркивает роль государственной власти, но и считает, что без нее право ничто. Государственная власть выводится как главный созидатель, применитель и обеспечитель права. Реалистическая школа отрицает деление права на естественное и позитивное, признавая лишь последнее. Она подходит к праву как к явлению, изменяющемуся в зависимости от взаимодействия интересов, существующих в обществе. В противоречие с исторической школой «реалисты» подчеркивали роль сознательной правотворческой деятельности людей. Весьма значимо и то, что «реалисты» считали, что только государство есть легитимный субъект применения мер принуждения по отношению к лицам, совершившим правонарушение. И, наконец, очень важно и то, что «реалисты» оттенили роль интересов различных общественных групп в формировании и реализации права.
5. Социологическая школа права. Это одно из влиятельнейших направлений правовой теории 20 столетия. Суть права оно ищет не столько в нормах, сколько в том, как они реализуются в поведении людей в сфере правового регулирования, т.е. в правоотношениях. Сторонники этого подхода усматривают право не только в законодательно сформулированных актах, но в самой жизни, в т.ч. с учетом обычаев данного сообщества, правоприменительной практики судей и т.д. Именно здесь они видят то «живое право», которое и должно быть ориентиром правомерного. При этом делается принципиальный вывод, что если официальные нормативные акты расходятся с «живым правом», то приоритет следует отдавать последнему. В этом плане правоприменительная деятельность, по сути, получает статус нормотворческой. При оценке данной теории к ней вполне можно применить универсальную формулу, что минусы явления - это продолжение его плюсов и наоборот. «Оживляя», «очеловечивая» позитивное право, которое действительно порой предстает некоей закосневшей структурой, нередко, к тому же, имеющей существенные пробелы, социологическая теория вместе с тем создает предпосылки для подмены правоприменительной деятельностью нормотворчества. Это вряд ли оправданно. И не только в силу того, что разделение властей важный принцип государственно-правового порядка. Но и потому, что принятие как универсального канона «судейского нормотворчества» вполне может привести к весьма банальному произволу. И прежде всего, в тех странах, где в силу традиций и правового менталитета к этому нет готовности ни общества, ни правоприменителей.
6. Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.). В соответствии с ней право - это, прежде всего, правовые эмоции человека, т.е. некая психическая реальность. Л. Петражицкий подразделял право на позитивное и интуитивное. Если первое - это «совокупность норм права», представленных в виде официально действующих в государстве нормативных актов, то интуитивное - психический феномен. Его образуют переживания, связанные с внутренним личностным «голосом совести». Они достаточно автономны от тех параметров поведения, которые диктуются позитивным правом. Как отмечает Л. Петражицкий, интуитивное право «имеет индивидуальный, индивидуально изменчивый характер; его содержание определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и отношениями...». При этом основным регулятором поведения человека выступает именно интуитивное право.
7. Нормативистская теория права. Эта теория в науке связывается, прежде всего, с Г. Кельзеном (хотя ее так или иначе разрабатывали и иные ученые - Р. Штамлер, Г. Шершеневич и т.д.). Он стремился изучать право в «чистом виде», вне связи с социальными, политическими и иными сторонами общественной жизни, ибо последнее, на его взгляд, неизбежно приводит к идеологизации права. Г. Кельзен указывал, что право - это нормы. А норма - это правило, выражающее тот факт, что кто-то обязан поступить определенным образом, причем не имеется в виду, что другое лицо на самом деле побуждает его действовать таким образом. Г. Кельзен рассматривал право как стройную систему во главе с «основной нормой». Последняя не выводится из чего бы то ни было, а берется в качестве некоей первоначальной гипотезы (предположения). Она обосновывает юридическую силу норм, стоящих на более нижних ступенях иерархии. Ниже в ней следуют: международное право, конституции, обыкновенные законы, подзаконные акты и так до индивидуальных правовых актов. Историческая государственно-правовая практика показывает, что нормативизм вполне жизнеспособен в стабильные периоды общественного развития. Но не приспособлен к таким его этапам, когда на первый план выдвигаются новые перспективные социальные интересы, требующие и правовой реформы. Ибо старая система норм играет часто консервативную «охранительную» роль. Что, впрочем, ей удается относительно недолго. Именно в этот период особенно популярными становятся социологические, естественно-правовые концепции, которые развенчивают авторитет старой правовой системы и формулируют приоритетные идеи ее реформирования.
8. Марксистская (материалистическая) концепция права. По понятным причинам именно эта концепция была доминирующей в отечественной юриспруденции. В соответствии с ней право - это выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Классовость и материальная обусловленность - важнейшие моменты в подходе марксизма к праву. Не отрицая их роль, следует отметить, что они вряд ли являются некими универсальными «ключиками» к уяснению такого сложного феномена как право. Это видно как при современном изучении возникновения права, так и при познании многообразной его роли в функционировании общества. Да и перспектива отмирания права - еще одна фундаментальная идея марксизма- сегодня не представляется убедительной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.184.197 (0.011 с.) |