Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология государства и права

Поиск

 

Типология – отражение логики естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Это один из важнейших приемов познания исторического процесса развития государства и права.

Значение типологии:

· Вырабатываемые идеи помогают понять естественно-историческое развитие рассматриваемых идей, их последовательный переход от одной формы к другой, изменение их функций, места и роли в политической системе общества.

· Типология помогает понять закономерность процесса исторического развития государства и права.

· Типология дает возможность прослеживать развитие схожих и различных закономерностей развития государственно-правовых явлений.

· Появляется возможность систематизации и анализа фактического материала.

· Создается объективная основа для изучения естественно-исторического процесса развития государства и права.

 

Критерии типологии:

· Социально-классовая сущность;

· Содержание и направленность государственной власти;

· Характер и уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений;

· Основные принципы организации и функционирования государства и права.

Гумплович классифицировал современные ему государства в зависимости от размера их территории и численности населения. Он выделял мировые, великие и малые государства.

 

Формационный критерий классификации заключается в том, что за основу классификации государств и правовых систем берется их принадлежность к той или иной общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация (как критерий классификации государств) – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся важнейшей ступенью поступательного развития человечества. Каждая формация характеризуется определенным типом производственных отношений. Экономический базис первичен, за которым следует надстройка в виде совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений.

Каждой формации соответствует исторический тип государства и права – рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

Этот критерий нуждается в уточнениях, дополнениях другими, более частными критериями.

 

Цивилизационный критерий классификации заключается в том, что за основу классификации берется причастность государств и правовых систем к той или иной цивилизации. В основе только духовные и культурные факторы.

Тойнби: «Цивилизация – относительно устойчивое состояние общества, которое отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. Особенность в продолжительности их существования, охвате обширных территорий».

Цивилизационный подход не очень рационален, неэффективен. При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).
Выделяются следующие типы цивилизаций:

§ Древние государства;

§ Средневековые государства;

§ Современные государства.

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

 

Васильев «История Востока» Считает, что эпохи матриархата никогда не было и отвергает универсальность военной демократии. Происходит генезис социальных связей; реципрокный обмен. Культура легла в основу общества, Престиж и авторитет становятся вершиной социальных ценностей.

Ступени развития общества.

· Сегментарная политическая организация во главе с вождем. Общество строилось на первобытной демократии – эгалитарности и свободе принятия решений. Реципрокность сменяется редистрибуцией – перераспределение имущества. Что привело к изменению форм социальных фй, в семейных общинах возникает ранговое неравенство. В земледельческой общине администрация представляется бигменом – кандидат в общинные лидеры.

· Племена- общность, базирующаяся на общности происхождения, культуры, языка, на основе норм и традиций

· Вождество

· Протогосударство – политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью

· Раннее государство

Схема эволюции политических систем А. Сервиса: локальная группа, община, вождество, архаичное государство и государство нация.

Концепция Н. Фрида: стадии эгалитарного, ранжированного, стратифицированного и государственного общества.

Самая простая форма общественной организации – общество охотников-собирателей: половозрастное разделение труда

Пэнто Роже – социологический подход

Гос-во – одна из разновидностей политического общества.

6 признаков:

- коллективная общность

- территория (с границами-законами или с границами-линиями)

- организация гос-ва: форма правления, проф.аппарат управления гос-вом)

- правопорядок (источники права: обычай, судебное право, законодательное право)

- глобальный характер – суверенитет

- власть: анонимная, персонифицированная, институционизированная.

Гегель – история начинается с Востока.

1) Восточная деспотия – Вавилон, Египет

2) Республика – Римская, греческие полисы

3) Конституционная монархия – Пруссия

Еллинек:

1) Дальневосточное

2) Древнегреческое

3) Древнеримское

4) Средневековое

5) Современное (правовое)

Кистяковский не согласен с Еллинеком, считает, что после средневекового надо добавить средневековое.

54. Применение как особая форма реализации права: понятие, стадии (Смесь 1 курса и семинара)

 

Применение – это деятельность органов государственной власти и должностных лиц, связанная с применением в конкретных случаях норм права.

Особенности правоприменения:

1. Осуществляется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами

2. Имеет государственно-властный характер

3. Неисполнение влечет принуждение.

4. Осуществляется в строго установленном законом порядке

5. Осуществляется в соответствии с определенными общепринятыми принципами

6. Всегда связано с принятием решения по конкретному вопросу и его оформлением в виде специального акта

Необходимость правоприменения обусловлена следующими факторами:

-необходимость конкретизации юр.фактов

-установление юр. факта (на месте преступления БЫЛ взлом)

-разрешение споров

-восстановление нарушенных прав

Происходит уменьшение сферы правоприменения и расширение реализации права (государство перестает лицензировать строительство жилья).

Принципы правоприменения:

ü Законности (строгое и неуклонное следование закону)

ü Социальной справедливости (в интересах всего общества, а не отдельных индивидов или групп)

ü Целесообразности (учет конкретных условий применения того или иного НПА)

ü Обоснованности (принятие решения только на основе достоверных, не подлежащих сомнению фактов)

Стадии правоприменения:

a) Установление и исследование фактических обстоятельств дела

b) Выбор и анализ нормы права с точки зрения её подлинности, законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц

c) Принятие решения, издание индивидуального акта

d) Доведение содержание принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов, должностных лиц

Акты применения права – документы, но может быть и устный приказ

Ø имеют индивидуальный определенный характер

Ø не являются источниками права

Ø однократный характер

Ø вторичные по отношению к НПА

55. Государственная власть: понятие и содержание

 

Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Наличие государственной (публичной) власти – определяющий признак государства (иногда публичную власть понимают как синоним государства), отличающий его от догосударственной первобытной организации, когда в условиях материального и социального равенства людей власть имела общественный характер. При переходе к более поздним этапам общественного развития общественная власть неизбежно должна была смениться властью публичной, политической.

Ильин – власть на правовой конституционной основе, единая власть функции и задачи, властью должны обладать только лучшие учитывая цель и волю народа, политическая программа в общественных интересах, содержание реально-выполнимых политических задач, гл задача – справедливость.

Шершеневич – называл гос власть высшей, неогранич и неделимой силой.(Государственная власть, как вид власти, представляет собой то же самое по существу и по основе. Это способность властвующих делать свои веления фактором, определяющим поведение подчиненных, и в основе такой возможности лежит инстинкт самосохранения человека. Страх за свое благополучие и доверие к органам государственной власти, как наилучшему средству его обеспечения, составляют индивидуально-психологическую основу государственной власти. Передача этих чувств от одного поколения к другому, передача этих чувств от одного индивида к другому в массовом сожитии, составляет коллективно-психологическую основу государственной власти.

Однако, государственная власть не единственная, проявляющаяся в той же общественной среде. Власть отца над детьми, фабриканта над рабочими, учителя над учениками, профессионального союза над его членами, городского управления над жителями города, церкви над верующими членами ее - все это явления того же порядка. Однако, государственная власть имеет свои отличительные признаки. В противоположность, напр., церкви, она имеет территориальный характер, т.е. сила ее распространяется на всех лиц, находящихся, хотя бы временно, в известных пространственных границах. В противоположность городу, земству, имеющим также территориальный характер, государственная власть обладает изначальностью авторитета, если не исторически, то, во всяком случае, логически. Все власти в государстве опираются на государственную власть, из нее черпают источник своей силы, тогда как государственная власть опирается непосредственно на общественные силы. Государственная власть есть самостоятельная власть, власть господствующая над всеми другими властями.)

Кистяковский – власть это то, чем обладает определенная соц группировка(партия, класс, церковь)

 

Политическая власть называется публичной, т.к она:

· воплощает общественные отношения

· действует от имени общества и (в идеале) в интересах общества

· доступна общественному влиянию (представительная демократия, революции и т.п.).

 

Наличие публичной власти:

· наличие государственного аппарата, обладающего публично – властными полномочиями и выполняющего функции управления и охраны строя (состоит из людей, основная деятельность которых – управление). Звеном государственного аппарата является государственный орган.

· монополия на принудительную власть в отношении населения, наличие аппарата насилия и принуждения (милиция, армия, разведка, контрразведка, тюрьмы и т.п.).

Монтескье утверждал, что сосредоточение власти в одних руках ведет к «ужасному деспотизму» и предлагал разделить государственную власть на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (король и его министры) и судебную (независимые суды)

Чиркин «Основы государственной власти» В условиях социально ориентированной рыночной экономики и политической демократии главная задача власти — содействовать саморегуляции общества, стимулировать позитивные тенденции его развития, препятствовать негативным, вводить общественно значимые процессы в определенные рамки (в частности, путем принятия законодательства о партиях, забастовках, об оружии, о чрезвычайном положении и т.д.) с высокоабстрактных, общетеоретических позиций легитимация государственной власти представляет собой делегирование, передачу власти обществом его особой организации — государству, его структурам. обычно политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение социальных ценностей в социально-асимметричном обществе (политика — способ перераспределения социальных статусов в обществе). Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всегда политическая власть является государственной. (Временное правительство и Петросовет) Социально-политическое единство власти должно быть обеспечено. Если между органами государства, проводящими эту политику, возникают принципиальные разногласия, они преодолеваются самыми разными способами, вплоть до насильственных. Впервые концепция разделения властей получила законодательное закрепление в конституции США 1787г., действующей до сих пор. Современная концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей.

Шершеневич «ОТП» п26: Самостоятельность государственной власти, которой она отличается от других властей, в своем раскрытии обнаруживает свойства государственной власти. Самостоятельность характеризует государственную власть, как независимую, высшую, неограниченную и неделимую. Двух равных по силе властей не может быть на одном и том же пространстве. Суверенитет есть необходимое свойство государственной власти. неограниченность. В самом деле, допустим, что верховная власть ограничена, - это значило бы, что над ней стоит иная власть, ее ограничивающая, но тогда первая перестала бы быть высшей. Только два обстоятельства фактически ограничивают государственную власть: нравственное сознание и благоразумие властвующих с одной стороны, возможность противодействия подданных - с другой.

Точки зрения на власть:как право, как воля, как сила. Однако, не могут существовать в чистом виде по отдельности. Главный источник силы государственной власти - сочувствие населения, основанное на сознании необходимости государственного порядка и на одобрении настоящей формы государственной организации.

Признаки гос.власти по Шершеневичу:

· Независимость

· Верховенство

· Единство

· Неограниченность

Ильин «Аксиомы власти»: 1 – гос. Власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия – орган должен обладать компетентностью.

2 – гос.власть в пределах каждого политического союза должна быть едина (единое организованное воленаправление, выражающееся в обретение единого права)

3 – власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу (что создает авторитет власти)

4 – политич. Программа может включать в себя только меры, которые преследуют общий интерес

5 – программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы (т.к. задача улучшить жизнь)

6 – власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от нее тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного и гос.бытия народа.

Вебер – понимающая социология. Источники легитимности гос.власти:

· Традиция

· Харизма

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.009 с.)