Правоотношение: понятие, классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоотношение: понятие, классификация



Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

Признаки и особенности правоотношения:

ü Особая разновидность общественных отношений, юридическая форма взаимодействия между участниками этих отношений

ü Складываются на основе правовых норм

ü Сознательно волевой характер

ü Представляет собой многочисленные и многообразные связи участников, осуществляемые посредством возлагаемых на них субъективных прав и юридических обязанностей

ü Реализация правоотношения гарантируется возможностью государственного принуждения

Классификация правоотношений:

1. По отраслевой принадлежности норм:

Ø Административно-правовые

Ø Уголовно-правовые

Ø Гражданско-правовые

и др.

2. По количеству сторон и характеру распределения между ними обязанностей:

Ø Односторонние (две стороны, у каждой только права или только обязанности по отношению к другой)

Ø Двусторонние (две стороны, взаимные права и обязанности)

Ø Многосторонние (три и более сторон, у каждой права и обязанности по отношению к другим)

3. По характеру возникновения правоотношений:

Ø Регулятивные (связаны с установлением субъективных прав и обязанностей сторон, их реализацией)

Ø Охранительные (возникают в связи с нарушением субъективных прав их обязанностей сторон и способствующие их восстановлению)

4. По возможности осуществления:

Ø Относительные (субъективное право одного лица может достигаться лишь через соответствующее действие другого, обязанного лица)

Ø Абсолютные (субъективное право выступает в виде обеспеченной в законодательстве возможности собственного поведения)

Семинар: Правоотношения – общественные отношения, урегулированные правом. В советское время – надстроечные отношения.

Правоотношения – связь сторон посредством субъективных прав и юр. обязанностей. Ст. 8 ГК – разрешено все, что не запрещено.

Могут возникать на основе нормы права, а могут и без.

Ст.6 ГК РФ – в случае пробела применяется аналогия права (судья сам выносит решение).

В гражданском праве могут существовать правоотношения и без норм права (для части), а для публичного это не действует, невозможно.

Частноправовые отношения могут существовать без закрепления прав и обязанностей. ГК – правоотношения –отношения без норм права.

Шершеневич: состав публичных правоотношений: субъект, объект, права, обязанности.

Состав частноправовых отношений: субъект, объект, правовые обязанности и субъективные права.

Субъект ПО в отличие от других должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

Дееспособность:

-полная

-полная недееспособность

-частичная недееспособность

В зависимости от возраста:

-дееспособность малолетних

-несовершеннолетних

-совершеннолетних

Искл: эмансипация (с 16 лет).

Ее можно ограничить или лишить ее.

Религия может быть ограничительным фактором (человек из-за религии не может служить).

Законность, возраст, родство, непотизм влияют на дееспособность.

Виды дееспособности:

-деликтоспособность

-процессуальная дееспособность – способность процессуального исполнения апелляции, изменить судебный процесс.

-трансдееспособность – способность субъекта своим действиями создавать для других лиц права и обязанности и его способность принимать на себя права и обязанности, возникающие в результате действий других лиц.

Юридические лица имеют и специальную дееспособность и юридическую общую.

Субъект права – лицо, организация или иное образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных, прав и юридических обязанностей. Иностранцы – субъекты права, но субъектами некоторых правоотношений он стать не может.

Классификация субъектов правоотношений:

Индивиды недолж.лица организации социальные общности

 

1)Граждане должн. лица ПБОЮЛ гос. негос 1)народ

2) Апатриды 1)Гос-во 1)Предприятия, фирмы, организации, партии 2)Труд. коллектив

 

3)Бипатриды 2)Гос. институты Некоммерческ. Коммерч. 3)Обществен. объед

3)Гос. организ, учрежд., предприятия (Партии, религ.,адв.конторы,

орг.местн.самоупр., профсоюзы).

Общественная палата

 

Объекты правоотношений: Шершеневич выделял:

-вещи

-лица

-действия

В основе – римское право.

2ая концепции: согласно 1: субъектив. права и юр. обязанности; 2ая: вещи, лица, действия.

Субъективное право – мера возможного поведения участника правоотношений. Это право на пользование какими-то благами, свобода выступать с иском о защите своего права, право требовать исполнения обязанностей от конкретного агента.

Юр. обязанности – мера должного поведения.

-активные (платить налоги)

-пассивные

Функции государства: понятие, классификация

 

Исследование функций государства позволяет взглянуть на него с точки зрения не только формы, но и содержания, определив характер его деятельности уровень его организованности и эффективности.

Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития целями и его социальным назначением.

Задачи государства – конкретные меры по осуществлению функций.

 

Признаки функций государства:

· имеют комплексный характер, складываются из множества аспектов деятельности государства;

· выражают конкретную социально–классовую сущность государства;

· напрямую связаны с конкретными целями и задачами;

· гораздо шире, чем функции отдельных государственных органов.

· Имеют свои методы осуществления – принуждение, поощрение.

 

Существует множество классификаций функций государства по различным признакам:

По продолжительности существования

a. постоянные

b. временные

По сферам осуществления

a. политические

b. идеологические

c. социальные

d. экономические

По ветвям власти

a. законодательные

b. управленческие

c. судебные

По типу государства

a. эксплуататорские

b. демократические

5. по области применения:

a. внешние

b. внутренние

 

Функции государства отличаются от других явлений формами осуществления (параметрами проявления). Формы осуществления делятся на неправовые и правовые. Правовые формы осуществления функций (деятельность, связанная с изданием юридических актов) выражает неразрывную связь государства и права. Выделяют три правовые формы реализации функций государства:

правотворческая – подготовка и издание НПА, обеспечивающих деятельность государства; регулирование общественных отношений, связанных с направлениями деятельности государства.

правоисполнительная – реализация содержащихся в НПА требований, полнота и эффективность которой определяет, насколько успешно осуществляются государственные функции.

правоохранительная - принятие мер по соблюдению законности и охране правопорядка в процессе реализации государственных функций (особенно важна в период перехода государства и права от одного типа к другому, когда меняется система ценностей).

 

Вильсон («Государство. Прошлое и будущее конституционных учреждений») считает, что функции государства зависят от формы правления, режима и административно-территориального устройства в этом государстве. Функции делятся на основные и второстепенные. Общие функции присущи любым государствам. Сбор налогов не является функцией гос-ва а лишь средством для осуществления этих функций.

Шершеневич: цели –абсолютная (зачем существует государство), относительная (какие цели и задачи преследует существующее государство. Поиски абсолютной цели направлены к установлению единой, вытекающей из самого существа государства, цели, которая всегда и всюду, во всех исторических формах проявления государства, остается неизменной. Однако, если государство в разные времена преследует различные задачи, то объяснение тому заключается в инстинкте политического самосохранения, который действует всегда и всюду, где есть государство, но не как абсолютная цель, а как постоянная причина (чтобы выдержать борьбу с другими политическими единствами) инстинкт политического самосохранения являлся в истории главным двигателем культурного развития. Правовой порядок против произвола государства обеспечивается силой общественного мнения.

Задачи гос-ва – рассматривается как план действий, функции – как деятельность для реализации плана.

Ж.Желев «Фашизм»: В условиях тоталитарного режима государство организует тотальную слежку всех против всех. Гос-во осуществляет грубую пропаганду, т.к. нужно бороться с влиянием чужой пропаганды: опечатываются радиоприемники, вводится система постоянного глушения чужих радиостанций, жесткий контроль иностранных газет и журналов, строго ограничивается выезд собственных граждан за рубеж. Создается постоянная необходимость в надуманной внешней опасности (для оправдания полити.подавления личности в интересах гос-ва). Совершенная несовместимость фашизма и демократии

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.013 с.)