Форма правления. Виды монархий и республик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма правления. Виды монархий и республик



Форма правления – это определение структуры правового положения высших и местных органов власти, а также порядок их формирования и деятельности. Существующие формы правления в настоящее время свидетельствуют об исторической традиции развития государств.

Монархия.

М. отличается тем, что государственная власть осуществляется одним лицом, которое передает власть в установленном порядке престолонаследия.

А) абсолютная монархия

  • Власть сосредоточена в руках монарха
  • Отсутствие представительных органов
  • Народ лишен права участия в осуществлении государственной власти
  • В некоторых АМ существуют законосовещательные органы (Госсовет 19в. Россия; Парламент в Саудовской Аравии). Эти органы имеют лишь совещательный характер, у них нет властных полномочий по принятию нормативных актов или осуществлению других действий

ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман

б) дуалистическая монархия

Отличается двойственностью осуществления государственной власти. Двойственность проявляется в том, что, с одной стороны, сильны позиции монарха, а с другой стороны, сильна позиция парламента. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх возглавляет исполнительную. При этом монарх пытается ограничивать законодательную власть наложением вето на закон. В некоторых странах монарх назначает представителя в верхнюю палату парламента. Дуалистическая монархия читается переходной формой от абсолютной монархии к ограниченной.

Марокко, Иордания, Кувейт, Катар (с 1922г)

в) ограниченная монархия

Характеризуется тем, что власть монарха ограничивается либо согласно Конституции (конституционная монархия), либо по иным законам, принимаемым парламентом (парламентская/ парламентарная республика). Монарх имеет широкие полномочия:

  • Назначает министров
  • Подписывает законы

Но фактически эти полномочия номинальные, т.к правительство формируется из представителей партий, фракций, обладающих большинством мест в парламенте, и монарх подписывает все законы. В ограниченной монархии говорят, что монарх царствует, но не правит. Центральное место в ограниченной монархии занимает правительство.

Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия

Рядом специфических черт обладают монархии в ряде стран, входивших в содружество, возглавляемое Великобританией (51 государство). 5 из них находятся в личной унии, т.е у них нет собственных монархов, королева Великобритании – монарх для этих стран (Канада, Австралия)

Республика

Характеризуется тем, что власть осуществляется коллегиальным органом, имеющим представительный характер. Республика как и монархия весьма древняя форма правления (Древний Рим, Древняя Греция, Новгород, Псков).

А) Президентская республика

Отличается от парламентсокй принципами организации и деятельности органов государственной власти

Признаки:

  • Президент является главой государства и главой исполнительной власти
  • Внеправламентский метод избрания президента, пардамент избирается либо народом, либо коллегией выборщиков
  • Внепарламентский выбор формирования правительства, т.е правительство формируется президентом
  • Правительство не несет ответственности перед парламентом, оно может быть распущено только президентом
  • Парламент не несет ответственности перед президентом, т.е президент не имеет права роспуска парламента, но парламент может привлечь президента к ответственности в случае совершения последним тяжкого преступления; в президентской республике, как правило, закреплен и осуществляется принцип разделения властей

США, Аргентина, Боливия, Гватемала, Колумбия, Мексика, Панама, Гондурас

Б) парламентская республика

Центр власти смещен в сторону парламента, исполнительная власть контролируется парламентом, парламентским большинством С потерей парламентской поддержки правительство уходит в отставку. В парламентских республиках президент, если таковая должность предусмотрена, ак правило, является формальным главой государства, но не возглавляет правительство и не имеет преобладающего влияния на исполнительную ветвь власти.

Италия, Индия

В)смешанная республика

В таких странах власть парламента и президента находятся в равновесии, ни один из этих органов не имеет довлеющего влияния на другой.

Франция, Финляндия, Португалия Австрия, Ирландия, Польша

№ 10. Формы государственного устройства

Понятие форм государственного устройства

Форма государственного устройства - это способ тер­риториального устройства государства, которое вносит опре­деленный порядок во взаимоотношения центральной, ре­гиональной, местной властей; способ распределения власти по территории страны.

С точки зрения государственного устройства выделяются государства:

- простые, или унитарные, где власть управляет страной из одного центра.

- сложные, или федеративные, где власть «делится по вертикали»: часть власти остается в центре, а часть власти - передается вниз субъектам федерации.

Унитарные государства

Унитарное государство отличается абсолютной полити­ческой целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно-территориальные единицы (области, округа, районы, провинции) не имеют своего собственного законодательства, органов госу­дарственнoй власти и управления, не обладают суверенитетом.

Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государ­ства.

Признаки унитарного государства

1. Единый Основной Закон, нормы которого применяются на всей территории страны.

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Общая для всех административно-территориальных единиц на­логовая и кредитная политика.

7. Составные части унитарного государства не обладают сувере­нитетом (не являются государственными образованиями).

Власть в унитарном государстве управляет из одного центра и не делит­ся «по вертикали». В унитарном государстве единые высшие органы, еди­ное гражданство, единая конституция, единая система права.

Все административно-территориальные единицы обладают одинако­выми правами и находятся в подчинении центра (либо в двойном подчине­нии - центра и местных органов).

Унитарные государства могут быть и мононациональными (Швеция, Норвегия), и многонациональными по составу населения.

Унитарные государства могут иметь в своем составе автономии, т. е. самоуправляющиеся образования. Наличие автономии само по себе не дела­ет государство федеративным.

В унитарной Испании, помимо провинций, имеются также 17 ав­тономных областей: Каталония, Страна Басков, Валенсия, Наварра, Ка­нарские острова и т. д.

Унитарные государства могут иметь двухпалатные парламенты: парла­мент Великобритании, например, состоит из двух палат - Палаты общин и Палаты лордов.

К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Гре­ция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет

Федерации

Федерация - государство, состоящее из государ­ственных образований (штатов, кантонов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельно­стью.

Для этой формы государственного устройства характерны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из государственных образований - членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Паки­стан).

 

Признаки федерации

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъ­ектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой фе­дерацией разграничивается союзной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, пред­ставляющая интересы субъектов федерации, и палата, представ­ляющая интересы населения всей страны).

Виды федераций

Террuторuальные - созданные по территориальному признаку; за основу в таких федерациях берутся территориальные образования - без учета национального состава.

1.Государственные образо­вания, составляющие данный вид федерации, не являются суверен­ными образованиями.

2.Субъекты лишены консти­туцией права прямого представи­тельства в международных отношениях.

3.Установлен запрет одно­стороннего выхода из союза.

4.Управление вооруженными силами осуществляется феде­ральными органами.

(США, Мексика, ФРГ)

 

Национальные - созданные по национальному признаку; за основу в таких федерациях берется национальный состав»; такого рода федерации чаще подвергаются распаду (Чехосло­вакия, Югославия)

1.Субъекты - нацио­нально-государственные образования.

2.Субъекты федера­ции объединяются со­гласно принципу добро­вольности.

3.Гарантированность суверенитета больших и малых наций.

4.Утверждение права наций на самоопределе­ние.(Индия)

 

- смешанные; в основу их устройства положены одновременно и терри­ториальный, и национальный принципы (Канада, Индия, Россия).

 

В федерации власть делится «по вертикали» на власть в центре и власть в регионах.

В федерациях имеются как общие (федеральные) высшие органы влас­ти, так и органы государственной власти субъектов федерации.

Наличие двойной (двухуровневой) системы органов государственной власти требует разграничения компетенции между общефедеральным и региональным уровнями власти.

Разделение полномочий (власти) осуществляется с помощью консти­туционного механизма разграничения предметов ведения на три сферы:

. сферу федеральной компетенции,

. сферу совместной компетенции,

. сферу компетенции субъектов.

В субъектах федерации могут быть органы государственной власти, представляющие все три ветви власти, - законодательную, исполнительную и судебную. Однако может быть и так, что судебная ветвь власти, например, «по вертикали» не делится, а остается общефедеральной.

Так, в США сложился дуализм судебной системы: имеется судебная система общефедеральная и судебные системы штатов. В России существует только федеральная судебная система.

В субъектах федераций могут быть свои конституции, свое гражданство.

Существуют федерации, исторически создававшиеся «снизу» - путем передачи полномочий от субъектов общефедеральным органам. (США, ФРГ).

Существуют федерации, исторически создававшиеся «сверху», - путем передачи полномочий от высших органов государства тер­риториальным единицам. (Россия).

 

№11. Политические режимы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.143.240 (0.023 с.)