Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

в период демократической республики

Поиск

Весь спектр политических партий, сложившийся еще в 1905 г., вновь проявился в революции весной 1917 г. Новыми политическими задачами для партий явились участие в коалиционном Временном прави­тельстве, различного рода форумах (Демократическое совещание, Государственное совещание, Съезд Советов) и подготовке к Учре­дительному собранию.

В работе коалиционного правительства приняли участие представители партий: "Союз 17 октября", конституционных демократов, социалистов-революционеров, социал-демократов (меньшевиков). Правительственные кризисы вызвали тенденцию к увеличению в составе правительства числа представителей соци­алистических партий. Правые и крайне правые политические партии находились в состоянии кризиса, центристские либеральные партии к лету 1917 г. утратили свое влияние. К этому времени в советах, совещаниях и правительстве значитель­ную роль стали играть партии эсеров и меньшевиков. Крайне левые партии стремились усилить свое влияние в солдатских и фабрично-заводских комитетах, а с лета — в Советах.

Политические платформы партий, в основном, оставались преж­ними, наиболее острыми программными вопросами становились аграрный вопрос и платформа к Учредительному собранию.

На своем майском (1917 г.) съезде “ Партия народной свободы “ (кадеты) сформулировала основные программные положения по аграрному вопросу:

следует устранить из действующего законодательства меры насильственного разрушения общины. Порядок выхода из общины не должен вести к ущемлению ее хозяйственных интересов. Земельный фонд должен составляться из кабинетных, удельных, монастырских, церковных и частновладельческих земель и удов­летворять нуждающееся население землей;

земли отчуждаться могут сверх установленной трудовой нормы, не отчуждаться — земли сельских обществ, городских и земских учреждений, мелких владельцев. Допускается сохранение в частном владении сверхнормативных земель при условии, если это сочтут необходимым компетентные органы. Принудительное от­чуждение частновладельческих земель допускается в порядке выкупа их государством по цене соответствующей их нормальной доходности, выкупная сумма понижается с возрастанием размеров земли. Земли государственного запаса отводятся на началах без­возмездного пользования, как общинам, так и отдельным землевладельцам.

В марте 1917 г. Московская конференция партии народной свободы приняла резолюцию, в которой основной целью аграрных преобразований стало превращение земли в государственную соб­ственность. Для подготовки реформы на местах должны быть созданы земельные комитеты, в задачи которых входило: урегули­рование поземельных отношений (во избежание анархии в этой сфере), сбор материалов, временное руководство местными земельными делами и государственными землями.

В резолюции третьего съезда партии эсеров также подчеркива­лась основная цель земельной реформы — превращение земли в государственную собственность (она должна "перейти в общена­родное достояние без выкупа для уравнительного трудового пользования"). Вопрос о социализации земли должно было решить Учредительное собрание.

Земельным комитетам предлагалось взять на себя ведение всеми землями и распределение рабочих рук в аграрном секторе.

По мнению этой партии, реформа должна "влить новые силы в общину и урегулировать отношения между остающимися и вы­ходящими из общины". При этом следовало обеспечить получение кредитов для общины. Вышедшим должно предоставляться право возвращаться в общину, организовывать новые общины (из отрубов и хуторов), возвращать излишки земли в общину.

В мае 1917 г. в резолюции партийной конференции социал-демократов (меньшевиков) отмечалось: необходимо подвергнуть конфискации все излишки частновладельческих земель, превыша­ющих установленную норму, провести муниципализацию земли, т.е. передачу ее местным органам, которые в свою очередь передадут ее населению. Формы пользования муниципализирован­ной землей устанавливаются местными органами.

В апреле 1917 г. в резолюции Всероссийской конференции пар­тии большевиков в качестве цели аграрной реформы назывались немедленная конфискация всех помещичьих земель, немедленный переход ее Советам крестьянских депутатов. Большевики считали, что право собственности на землю должно принадлежать государ­ству, а право распоряжения — местным органам. Землю следует брать немедленно, не дожидаясь открытия Учредительного собрания.

На основе поместий следует создавать крупные земельные коллективные и государственные хозяйства. Земельным комите­там, настаивающим на немедленном захвате земли, необходимо оказывать содействие.

Социалистические партии организационной формой для своей политической деятельности выбрали Советы рабочих, крестьян­ских и солдатских депутатов. Образованный в первые дни революции Петроградский Совет стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть, члены Исполнительного комитета Петроградского Совета (эсеры и меньшевики) входили в состав коалиционного Временного правительства. Внутри самих Советов шла борьба между умеренными и радикальными группи­ровками и политическая позиция Советов, в частности их отношение к Временному правительству, менялось в процессе развития революции.

Территориальная система Советов включала: областные и районные объединения (съезды), губернские объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). Выборы в Советы были прямыми (в городские Советы) и многостепенными (волостные и вышестоящие Советы). Советы имели исполнитель­ные органы: ВЦИК, ЦИК, исполкомы.

Советы фактически располагали собственными вооруженными формированиями: милицией (ВЦИК настоял на слиянии рабочей милиции с общегородской) и Красной гвардией, ориентированной на борьбу с контрреволюцией.

В ходе революции Советами осуществлялась экономическая деятельность — явочным порядком был установлен рабочий контроль на предприятиях (в октябре 1 Всероссийская конферен­ция органов рабочего контроля предложила единые формы и методы контроля);

осуществлялось рабочее управление предприятиями, когда рабочие заменяли правление предприятий или реквизировали само предприятие;

проводилось регулирование труда. Исполком Петросовета в марте заставил частных предпринимателей установить восьмичасо­вой рабочий день;

регулирование поземельных отношений: Советы крестьянских депутатов отбирали у частных и иных владельцев земли и передавали их волостным комитетам, а те, в свою очередь, в бесплатное пользование крестьянам; иногда земля передавалась земельным комитетам для последующей ее сдачи в аренду.

В июне 1917 г. в Петрограде состоялся первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство на котором получили партии меньшевиков и эсеров. Съезд выразил поддержку правительству (большевики настаивали на передаче всей власти Советам), связывая свою политику с предстоящим Учредительным собранием.

 

Глава 52

Законодательная политика

Временного правительства

Весной 1917 г. правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Происходит демократиза­ция политической жизни страны. В апреле принимается Положение “ О регистрации товариществ, обществ и союзов “, дополнившее Устав гражданского судопроиз­водства и определившее порядок регистрации обществ (в регистра­ционных отделах окружных судов), значительно упрощенный. Еще в марте принимается постановление “ О кооперативных товари­ществах и их союзах “, возникающих без особого разрешения правительственной власти.

В апреле принимается закон “ О рабочих комитетах в промыш­ленных заведениях “, которые создавались на предприятиях по предложению одной десятой части рабочих в них занятых. Фаб­рично-заводские комитеты должны были рассматривать споры рабочих с предпринимателями, представлять рабочих перед прави­тельством, заниматься культурно-просветительской деятельностью. Тогда же принимаются законы “ О печати “и “ Об учреждениях по делам печати “, запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати.

Упразднили Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства.

После июльских событий политика правительства ужесточается. Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление “ О наказаниях за публичные призывы “к убийству, разбоям, грабежу и другим тяжким преступлениям.

Чуть позже вносятся изменения в закон о печати. В специально изданном постановлении " О печати " устанавливается наказание "за призывы к гражданской войне", сделанные в средствах массовой информации.

Вместе с тем, правительство отказалось от некоторых чрезвы­чайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении (постановление “ О лицах, арестованных во внесудебном порядке). Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа принимается поста­новление “ Об условиях досрочного освобождения “заключенных.

Создание специальных органов по регулированию экономики (Экономический Совет, Главный экономический комитет, отраслевые министерства, земельные комитеты и др.), целью которых была стабилизация хозяйственной ситуации в стране, ведущей войну и охваченной революцией. Правительство делало попытки регулировать все секторы народного хозяйства (промыш­ленность, торговлю, сельское хозяйство и финансы), для чего и был издан ряд общих и специальных правовых актов.

Военно-административные методы, введенные еще до револю­ции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства “ Об обеспечении снабжением государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны металлами и топливом “. В мае при Особом совещании по топливу будут учреждены правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже в период "главкизма" уже Советской властью.

В начале марта принимается постановление правительства “ Об учреждении общегосударственного Продовольственного комите­та “, действующего в целях "выработки общегосударственного продовольственного плана, руководящих принципов и общих мер по продовольственному делу" под руководством министра земледелия. Несколько позже было издано другое постановление “ О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных про­довольственных органах “, вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, "за вычетом продо­вольственных нужд владельца" и разрешали отчуждение "излишков" только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался.

Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контроли­ровали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи "военного коммунизма.

В начале июля 1917 г. было принято положение “ О Министерстве продовольствия “. Определенная ему компетенция включала: снабжение армии и населения продовольствием, содействие производству продовольствия по согласованию с Министерством земледелия, регулирование производства и потребления, а также покупных и продажных цен на продукты и предметы первой необходимости.

Экономическому подотделу Министерства поручалось изучить вопросы производства, обмена и потребления, а также "выработать основания для нормальных цен, установления такс и нормирова­ния распределения". (Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом продовольствия в период с 1918―1920 гг.).

В марте было принято также постановление “ Об установлении принудительного порядка на перевозные средства “, вводившее транспортную повинность для государственных и общественных нужд.

Тогда же принимается постановление “ Об образовании Особого временного комитета по делам о частных железных дорогах “, в состав которого вошли представители Центрального военно-про­мышленного комитета, Земгора, Вольного экономического общества. Комитет рассматривал дела о передаче частных железных дорог государству.

Более масштабную деятельность предполагали осуществлять образованные в мае 1917 г. “ Совет по вопросам развития производительных сил страны “и “ Заготовительный комитет при Министерстве торговли и промышленности “, положения о которых были приняты в один и тот же день.

Совет по вопросам развития производительных сил страны учреждался, так же как и другой орган, при Министерстве про­мышленности и торговли. Его целями были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскания общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, а также внутренней и внешней торговли.

В работе Совета участвовали представители Министерства торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, финансов, иностранных дел, военного, морского просвещения, Го­сударственного контроля, а также ученые, кооператоры, предста­вители земств и военно-промышленных комитетов.

Целями деятельности Заготовительного комитета при Министер­стве торговли и промышленности стали: содействие правильному и успешному развитию промышленности путем установления единства и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, так и за границей — сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, необходимых для удовлетворения потребностей ведомств, земских, городских и прочих организаций, а также промышленных и торговых организаций.

В его компетенцию входило: изучение потребностей в сырье и степени их удовлетворенности на внутреннем рынке, подготовка планов распределения внутренних заказов между предприятиями, выяснение нормальных цен по внутренним заказам, подготовка типовых договоров на заготовки, рассмотрение предложений ве­домств о государственных импортных закупках и заказах, раз­работка мер по объединению и удешевлению заграничных заказов.

Членами Заготовительного комитета являлись: представители Министерства торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия, финансов, Государственного контроля, Центрального военно-промышленного комитета, Земгора, Совета рабочих депутатов, Съезда представителей промышленности и торговли, частных железных дорог.

Через две недели после принятия положений о Совете по вопросам развития производительных сил страны и Заготовитель­ном комитете было принято положение о “ Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правитель­стве “, ставшим высшим координационным и планирующим органом в сфере экономики.

Для законотворческой деятельности Временного правительства важное значение имело постановление (август 1917 г.) “ О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным прави­тельством постановлениями “,определившее критерии для ис­пользования в новых условиях законодательства изданного в период монархии.

Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание, на которое возлагались "обсуждение вопросов публич­ного права, возникающих в связи с установлением нового государ­ственного строя", подготовка заключений по законопроектам, "по которым такие заключения будут признаны Временным прави­тельством необходимыми".

Юридическое совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, принятые до революции императором в порядке ст. 87 Основных законов; подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюцион­ной юридической практики.

В положении “ О судах по административным делам “(май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы, по жалобам местных органов на правительственных комиссаров. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовлен­ных в Юридическом совещании.

В конце сентября — начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект “ Об организации Исполни­тельной власти при Учредительном собрании “.

Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по распоряжению и от имени Президента, который наделялся законодательной инициативой. Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Ок­тябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.

 

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС

Глава 1. Предмет истории государства и права России.

Задачи исторического изучения права

Юридический быт и правовая культура. — Историческая преемственность в развитии государства и права. — Исторически-правовые научные дисциплины. — Юридическая археология и историческое правоведение. — Сравнительно-исторический метод. — Периодизация истории государства и права России в соотношении с этапами развития социально-экономического уклада.

Глава 2. Историография истории государства и права России.

Начало научного изучения истории государства и права России (XVIII в. — первая половина XIX в.). — "Государст­венная школа". — Основные направления историко-правовой науки в конце XIX в.— начале XX в. — Евразийство. — Становление и развитие марксистской историографии. — Современные направления научного изучения правовой истории России. — Научные издания юридических памятников.

Раздел II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Глава 3. Возникновение государственности у восточных славян.

Процессы классообразования. — Строй "военной демократии". — Образование протогосударств. — Образование единого Древнерусского феодального государства.

Глава 4. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

Правовые формы раннефеодальных отношений. — Рабовла­дельческий уклад. — Государственный строй: сюзеренитет-вассалитет, власть князя, становление княжеской админист­рации, феодальные съезды. — Вече, десятичная система управления. — Дворцово-вотчинное управление. — Административные и правовые реформы первых князей. — Церковная организация и юрисдикция.

Глава 5. Становление древнерусского права.

Обычное право. — "Закон русский". — Церковные уставы. — Договоры Руси с Византией.

Глава 6. Русская Правда как памятник права

Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы. Редакции. — Правовое положение населения: при­вилегии князей и бояр, статус свободного и городского насе­ления; смерды, закупы, холопы. — Основные черты частного права. — Преступления и наказания. — Судопроизводство.

Раздел III. ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ (ХП―XV вв.)

Глава 7. Русские княжества в условиях политической раздробленности

Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество. — Особенности феодальных отношений. — Развитие княжеской власти. — Институты раннефеодальной монархии.

Глава 8. Новгородское и Псковское государства

Особенности общественного строя и феодальных отношений на северо-западе Руси. — Власть князя. — Феодальная демократия и самоуправление. — Местное управление. — Отношения с Псковским государством.

Глава 9. Развитие права на северо-западе Руси

Новгородская судная грамота: вещное и обязательное право, преступления и наказания, судебное право.

Глава10. Золотая Орда как военно-феодальное государство.

Особенности феодальных отношений. — Военная организация. — Государственный строй: власть хана, феодальные советы, центральная и местная администрации. — Отношения с русскими княжествами. — Ярлыки на княжение. — Влияние на политическую и правовую культуру Руси. — Источники татаро-монгольского права. — Распад Орды. — Татарские государства Поволжья и Сибири.

Глава11. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Особенности общественного строя. — Развитие городов. — Государственный строй: власть князя, феодальные сеймы, местная администрация, городское самоуправление. — Судебная организация. — Общинные (копные) суды. — Люблинская уния.

Глава 12. Развитие права в Литовском государстве.

Литовские статусы: редакции, источники. — Правовые формы феодальных отношений. — Семейное право. — Уголовное право.

Глава 13. Московское княжество в XIII — XV вв.

Усиление власти московских князей. — Развитие феодально-поместных отношений. — Колонизация. — Образование единого русского государства вокруг Москвы. — Государственная централизация. — Преобразование политической системы и административных органов. — Кормления. — Формирование сословно-представительных учреждений. — Боярская Дума. — Особенности государственной централизации.

Раздел IV. РУССКОЕ (МОСКОВСКОЕ) ГОСУДАРСТВО В XV — ХУП вв.

Глава 14. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия.

Дворянство. — Городское население. — Правовые категории крестьянства. — Холопство и его правовая эволюция. — Формирование крепостного права, крепостное законода­тельство.

Глава I5. Государственный строй сословно-представительной монархии.

Власть царя. — Боярская Дума. — Приказы. — Земские соборы. — Местное управление. — Местничество. — Зарождение феодальной бюрократии.

Глава 16. Правовая политика самодержавной монархии в XVI в.

Государственные реформы середины XVI в.: администрация, губная, военно-финансовая. — Усиление централизации. — Церковная политика. — Правовая регламентация церковного землевладения. — Опричнина. — Уголовная политика Ивана IV.

Глава 17. Развитие русского феодального права

Источники права. — Формы законодательства. — Частные акты. — Правовые формы феодальной собственности: домен, вотчины, поместье. — Виды вотчин. — Регламентация отчуждения собственности. — Права крестьян на землю.

Глава 18. Судебники XV — XVI вв. как памятники права.

Судебник 1550 г.: источники, разработка

Глава 19. Церковная организация и церковное право XV—XVII вв.

Система церковного управления. — Церковь в учреждениях сословно-представительской монархии. — Власть патриарха. — Церковные приказы. — Источники церковного права. — Кормчая книга. — Правосудье митрополичье. — Стоглав. — Церковная юрисдикция. — Семейное право. — Уголовное право. — Регулирование внутрицерковной жизни.

Глава 20. Уложение 1649 г. как свод феодального права.

Земский собор 1648—1649 гг. и разработка Уложения. Источники, структура. — Полномочия государя. — Административное и судебное право. — Следствие и судопроизводство. — Уголовное право. — Развитие вещного и обязательного права. — Наследственное право.

Раздел V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА

Глава 21. Становление абсолютной монархии в России.

Предпосылки абсолютизма. — Изменения сословного строя и политической системы во второй половине XVII в. — Отмирание сословно-представительных учреждений. — Уси­ление власти монарха, политическая борьба с церковью. — Развитие административной централизации. — Военные реформы. — Особенности российского абсолютизма.

Глава 22. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

Сословно-правовые преобразования. — Экономическая политика абсолютной монархии. — Бюрократизация госу­дарственного аппарата. — Система чинов. — Табель о рангах. — Реорганизация центрального и местного управления. — Провозглашение империи. — Власть императора. — Сенат. — Прокуратура. — Коллегии. — Областные реформы и местная администрация. — Военные реформы. — Публично-правовые принципы абсолютизма. — Изменение порядка престолонаследия. — Государственная деятельность Петра Великого.

Глава 23. Развитие государственной системы четверти XVIII в.

Изменение высшего государственного управления: Верховный Тайный совет, Кабинет министров. ― Реорганизация Сената. — Дворцовые перевороту и попытки правовых реформ. — Политические репрессии, ― «Слово и дело". — Создание регулярной полиции.

Глава 24. Формирование новой системы права.

Источники права. — Формы законодательных актов. ― Становление отраслевого законодательства. ― Попытки кодификации права. — Уголовное Право. _ Судебно-процессуальное право. — Военно-уголовное законодательство. — Гражданское право.

Глава 25. "Просвещенный абсолютизм" в России.

Доктрина и практика государственного либерализма. — "Наказ" Екатерины II. — Уложенная Комиссия 1767 г. — Законодательная деятельность Екатерины II. — Государственные реформы "просвещенного абсолютизма": реформа Сената, реорганизация коллегиальной системы, императорский совет, кабинет императора.

Глава 26. Губернская реформа 1775 г.

"Учреждения для управления губерний". — Власть губернатора. — Местная администрация. ― Система сословных судов. — Судебное право "просвещенного абсолютизма". — Реорганизация петиции ― "Устав благочиния" 1782 г.

Глава 27. Сословный строй XVIII в. — первой половины XIX в.

Правовая консолидация дворянства. — Городское население. — Цеховое законодательство. — Правовые категории крестьянства. — Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. — Правовой статус сословий. ― Сословное самоуправление. — Развитие Дворянского права собственности. — Межевое законодательство. ― Законодательство о предпринимательстве.

Глава 28. Развитие государственной системы в первой половине XIX в.

Реорганизация высшего государственного управления: Государственный совет, министерства, комитет министров, канцелярия императора. — "Положение о министерствах". — Правительственный конституциализм. — Деятельность М.М. Сперанского. — "Уставная грамота Российской Империи". — Политическая реакция второй четверти XIX в. — Система государственной и политической безопасности. — Реорганизация полиции. — Жандармерия. — Цензурное законодательство.

Глава 29. Изменения в правовом положении церкви.

Ликвидация патриаршества. — Синод и синодальное управление. — Секуляризация церковных имуществ. — Изменения в сословном статусе духовенства. — Законодательство о неправославных исповеданиях. — "Духовный регламент". — Изменения в церковном праве.

Глава 30. Правовое положение окраин империи.

Государственный статус Финляндии. — Административные и правовые автономии. — Особенности местной администрации. — Кодификация местных законов. — "Устав 1822 г." управления Сибири.

Глава 31. Военная и административная система Украины XVII — XVIII вв.

Гетманство. — Войсковые чины. — Выборное управление. — Источники малороссийского права.

Глава 32. Кодификация русского права в первой половине XIX в.

Кодификационные комиссии. — "Полное собрание законов РИ". — Свод законов 1832 г. — Разработка, структура. — Основные черты государственного права. — Развитие частного права. — Регламентация предпринимательства.

Глава 33. Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIX в.

Уложение о наказаниях 1845 г. — Систематика преступлений. — Наказания. — Тюремная система.

Раздел VI. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ

Глава 34. Государственно-политический кризис 1850-х гг.

Социально-политические предпосылки буржуазных реформ, — Реформистский курс правительства. — Частичное обновление законодательства в 1850-е гг.

Глава 35. Крестьянская реформа 1861 г.

Основные акты. — Изменения в сословном статусе крестьян­ства. — Земельная и кредитная реформы. — Крестьянская община, волостные учреждения. — Регламентация хозяйст­венной деятельности крестьянства.

Глава 36. Формирование всесословного самоуправления.

Земская реформа 1864 г. — Городовое положение 1870 г. — Выборная местная администрация. — Система выборов.

Глава 37. Судебная реформа

Разработка судебной реформы. — Судебные уставы 1864 г. — Новая судебная организация: мировой суд, общие суды, сословные и ведомственные суды. — Суд присяжных. — Изменения в судебном праве. — Формирование адвокатуры в России. — Реформы полицейского и уголовного законода­тельства.

Глава 38. Военная реформа.

Изменение правовых принципов воинской, службы. — Всесословная воинская повинность. — Реорганизация военного управления. — Реформа военной юстиции.

Глава 39. Развитие государственной системы в условиях "неоабсолютизма".

Реорганизация центрального государственного управления. — Совет министров. — Государственный совет. — Министерство внутренних дел и его структура. — Политический консерватизм.

Глава 40. Контрреформы 1880—1890-х годов.

Консервативное и чрезвычайное законодательство. — Положение 1880 г. — Положение о земских начальниках 1889 г. — Городовое положение 1892 г. — Усиление сословно-административной роли местного дворянства.

Глава 41. Развитие права в условиях "неоабсолютизма".

Обновление Свода законов. — Судебная практика Сената. — Правовое регулирование экономики, новые организационно-правовые формы хозяйствования. — Фабричное законодательство. — Изменения в уголовном праве. — Наследственное и семейное право. — Уголовное уложение 1903 г.

Глава 42. Изменение политической системы в конце XIX — начале XX в.

Глава 43. Новые организационные формы общественных движений.

Земское движение. — Начало формирования политических партий в России. — Буржуазные и мелкобуржуазные партии. — Партия конституционных демократов. — Государственно-политические программы. — Либерализм. — Социалистические партии. — Деятельность социалистов-революционеров. — Формирование и программа РСДРП. — Правовые и монархические партии. — Национально-патриотические движения. — Общественные объединения. — Партии в I русской революции. — Политическая и организационная деятельность. — Возникновение рабочих советов.

Глава 44. Оформление конституционной монархии в России.

Государственно-политический кризис 1904—1905 гг. — Революция 1905—1907 гг. и ее итоги. — Государственные акты переходного времени. — Манифест 17 октября 1905 г. — "Основные законы" 1906 г. — Законодательство о гражданских свободах. — Власть императора. — Реформы Совета министров и Государственного совета.

Глава 45. Государственная Дума в России.

Избирательные законы. — Полномочия и правовой статус Думы. — Организация и регламент работы. — Политические партии в I—IV созывах Думы. — Законодательная деятельность Думы I—IV созывов. — Прогрессивный блок. — Борьба за ответственное правительство. — Ликвидация Думы.

Глава 46. Правовая политика периода правительственной реакции.

Аграрная реформа 1906 г. — Деятельность П.А. Столыпина. — Уголовное и административное законодательство.

Глава 47. Изменения в государственном аппарате в годы 1-ой мировой войны.

Милитаризация экономики. — Новые органы центрального межведомственного управления.— Развитие общественного самоуправления.

Глава 48. Развитие права в начале XX в.

Источники права. — Кодификационные учреждения и их деятельность. — Работа над гражданским уложением. — Торгово-промышленное законодательство. — Правовое регулирование экономики. — Чрезвычайное законодательство периода 1-ой мировой войны. — Изменения в судебном праве.

Раздел VII. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (февраль ― октябрь 1917 г.)

Глава 49. Февральская революция 1917 г.

Государственно-политический кризис 1916 — 1917 гг. — Свержение монархии. — Образование новых органов власти. — Провозглашение республики. — Государственное совещание. — Образование автономий и независимых государств на территории бывшей Российской империи.

Глава 50. Изменение государственной системы в период республики.

Временное правительство. — Декларация 3 марта 1917 г. — Реформа центрального и местного государственного аппарата. — Административная юстиция. — Развитие самоуправления. — Правительственные кризисы.

Глава 51. Политические партии в период демократической республики.

Коалиционные правительства. — Распад монархических партий. — Организация и деятельность советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. — Съезды советов и их решения. — Политическая деятельность РСДРП. — Курс партии на вооруженный захват власти.

Глава 52. Законодательная политика Временного правительства.

Демократизация политической жизни. — Уголовное законодательство. — Аграрный вопрос. — Правовые меры по стабилизации экономики. — Юридическое совещание. — Чрезвычайная следственная комиссия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.239 (0.019 с.)