Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лицСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все нормативные правовые акты имеют временные и территориальные пределы своего действия, а также их действие распространяется на определенный круг лиц. Установление пределов действия нормативных правовых актов необходимо для правильного их понимания и правильной реализации. Действие нормативных правовых актов во времени Нормативный правовой акт вступает в действие: 1. В порядке, установленном этим актом или специальным актом о введении в действие этого акта: а) с момента принятия; б) со дня официального опубликования; в) с даты, указанной в нем; г) с наступлением обстоятельств, предусмотренных этим актом; д) поэтапно. 2. По общему правилу (оно применяется, если в самом нормативном правовом акте не установлен порядок его вступления в действие): а) федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания РФ вступают в действие одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их первого официального опубликования; б) акты Президента РФ и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в действие по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования; в) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и вступают в действие после их регистрации по истечении 10 дней после дня их первого официального опубликования. Общее правило вступления в действие нормативных правовых актов установлено двумя нормативными правовыми актами: а) федеральным законом от 25.05.94 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации»; б) Указом Президента РФ от 23.05.96 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не действуют. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания РФ считается публикация их полного текста в «Российской газете», «Собрании Законодательства РФ» и «Парламентской газете». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания РФ подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после их принятия. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио; разосланы государственным организациям и должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям; распространены в машиночитаемой форме. Они могут быть опубликованы в виде отдельного издания. Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании Законодательства РФ». Акты федеральных органов исполнительной власти – в «Российской газете» и газете «Российские вести». Они также публикуются в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ устанавливается Конституциями (Уставами) и законами субъектов РФ. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. По общему правилу действие нормативного правового акта распространяется на будущее, т.е. на те общественные отношения, которые возникнут после его вступления в юридическую силу. Это является гарантией правовой стабильности, так как субъекты права должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено новым нормативным правовым актом «задним числом». Однако иногда нормативный правовой акт имеет обратную силу, т.е. его действие распространяется на те общественные отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. Нормативный правовой акт имеет обратную силу в двух случаях: 1) если он отменяет или смягчает юридическую ответственность; 2) если в самом акте установлено, что он имеет обратную силу. Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, если он устанавливает либо усиливает юридическую ответственность. Нормативный правовой акт прекращает действие в результате: 1) прямой отмены; 2) принятия нового нормативного правового акта большей или равной юридической силы; 3) истечения срока, на который был принят акт; 4) изменения обстоятельств, на которые был рассчитан акт; 5) признания в установленном порядке нормативного правового акта противоречащим акту большей юридической силы; Иногда используется приостановление действия нормативного правового акта. Это осуществляется актом органа, принявшего этот акт или актом иного уполномоченного органа (например, Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ или федеральному закону до решения этого вопроса соответствующим судом.) Иногда имеет место также «переживание закона», т.е. нормативный правовой акт, утративший юридическую силу, продолжает действовать в какой-то своей части по специальному указанию, которое содержится в новом нормативном правовом акте. Действие нормативного правового акта в пространстве Нормативный правовой акт действует на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа, его принявшего, если иное не установлено этим актом. Действие нормативного правового акта по кругу лиц Нормативный правовой акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, если иное не установлено этим актом. Иногда действие нормативного правового акта распространяется на определенную категорию лиц, очерченную по какому-либо признаку (профессиональному, должностному, возрастному, состоянию здоровья и т.д.). ПРАВОТВОРЧЕСТВО, ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Правотворчество Понятия правотворчество и правообразование не тождественны: правообразование – значительно более широкое, чем правотворчество. Правообразование – длительный естественноисторический процесс формирования права. Условно его можно подразделить на три этапа: 1. Развитие общественных отношений; возникновение потребности в их правовом урегулировании. 2. Выработка взглядов и концепций будущего правового регулирования; формирование общего представления о правовых нормах, которые необходимо принять. 3. Подготовка и принятие норм права компетентными субъектами правотворчества и их оформление в виде официального источника права (это и есть правотворчество). Таким образом, правотворчество – завершающий этап процесса правообразования. Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению и отмене норм права. Сущность правотворчества состоит в возведении общей или индивидуальной воли в форму позитивного права. Содержание правотворчества образует деятельность: 1) по установлению норм права; 2) по их изменению; 3) по отмене норм права. Формы правотворчества: 1) принятие нормативных правовых актов; 2) заключение нормативных договоров; 3) формирование правовых прецедентов; 4) санкционирование обычаев и иных источников права. Виды правотворчества: 1. По субъектам правотворчества: – непосредственное правотворчество народа; – правотворчество государственных органов; – правотворчество иных уполномоченных органов; – правотворчество должностных лиц. 2. По принципу федерализма: – федеральное правотворчество; – правотворчество субъектов федерации. 3. По юридической силе актов, принятых в результате правотворчества: – законотворчество; – подзаконное нормотворчество. Черты правотворчества: 1. Оно представляет собой деятельность активную, творческую. 2. В результате правотворчества устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права, и они облекаются в определенную форму. 3. Оно является важнейшим средством управления обществом. 4. Осуществляется только уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. 5. Осуществляется в строго установленном порядке. 6. Уровень и культура правотворчества, а значит, и качество норм права является показателем правовой культуры общества. Принципы правотворчества: 1. Принцип демократизма: а) исключительное право принимать законы принадлежит народу и законодательным органам государственной власти; б) демократические процедуры подготовки, обсуждения и принятия нормативных правовых актов; в) обнародование принятых нормативных правовых актов.
2. Принцип законности: а) нормативный правовой акт принимается только уполномоченным субъектом правотворчества в пределах его компетенции; б) нормативный правовой акт должен соответствовать актам, обладающим большей юридической силой; в) нормативный правовой акт принимается в строго установленном порядке; г) нормативный правовой акт принимается в форме, предусмотренной законодательством для данного вида актов. 3. Принцип научности: а) правотворчество должно отражать объективные закономерности общественного развития; б) оно должно учитывать достижения юридической науки и передовой юридической практики; в) оно должно основываться на компетентном мнении ученых-юристов; г) нормативный правовой акт должен быть совершенен с точки зрения юридической техники. 4. Принцип профессионализма: а) высокий уровень профессионализма и компетентности субъектов правотворчества; б) привлечение специалистов к работе над проектами нормативных правовых актов. 5. Принцип гласности: а) открытость правотворческого процесса, его освещение правотворческой деятельности в средствах массовой информации; б) публикация проектов наиболее значимых нормативных правовых актов с их последующим обсуждением в средствах массовой информации. 6. Принцип своевременности: правильное определение времени подготовки и принятия нормативных правовых актов с учетом зрелости общественных отношений для их правового регулирования. 7. Принцип исполнимости: учет финансовых, кадровых, организационных и иных условий, необходимых для реализации норм права. 8. Принцип планирования: четкое распределение во времени правотворческой деятельности. Всесторонний учет этих принципов в ходе правотворческой деятельности позволяет повысить ее эффективность, а в конечном итоге обеспечить эффективность правового регулирования общественных отношений. Юридическая техника Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов подготовки, принятия и упорядочения правовых актов в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений. Уровень развития юридической техники – один из показателей уровня правовой культуры общества. Использование правил юридической техники необходимо для адекватного выражения воли уполномоченных субъектов, принимающих правовые акты. Виды юридической техники: 1. Правотворческая техника (в том числе законодательная техника): совокупность правил, приемов, средств подготовки и принятия нормативных правовых актов. 2. Правореализационная техника (в том числе правоприменительная техника): совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия индивидуальных правовых актов (в том числе – правоприменительных актов). 3. Интерпретационная техника (техника толкования норм права): совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия актов официального толкования норм права. Важнейшим видом юридической техники является правотворческая техника (она включает в себя законодательную технику). Вопросы, касающиеся правотворческой техники, получают все более глубокую разработку в современной юридической науке. Вопросы, касающиеся двух других видов юридической техники, наукой разработаны значительно хуже. В ходе правотворческой деятельности применяются определенные правила юридической техники. Требования к содержанию нормативных правовых актов: 1. Простота и доступность норм права для их понимания, конкретность, ясность и исчерпывающая полнота. 2. Единство терминологии, тождественность использования общеупотребительных, специальных и юридических терминов в разных нормативных правовых актах. 3. Использование юридических конструкций в соответствии с определенными правилами. 4. Четкая формулировка норм права, позволяющая избежать пробелов и коллизий как внутри нормативных правовых актов, так и между ними. 5. Рациональное использование различных способов изложения норм права в статьях нормативных правовых актов (прямой, отсылочный, бланкетный, абстрактный и казуистический). 6. Краткость и компактность изложения нормативного материала, исключение повторов. Требования к построению нормативного правового акта: 1. Рациональная рубрикация нормативного правового акта (выделение в нем преамбулы, частей, разделов, глав, статей). 2. В общей части нормативного правового акта излагаются общие нормы, а в особенной – конкретизирующие. 3. Логическая последовательность в расположении нормативного материала внутри нормативного правового акта. 4. Согласованность и непротиворечивость между нормативными правовыми актами, регулирующими однородные общественные отношения. 5. Наличие всех необходимых реквизитов нормативного правового акта (наименование акта; наименование органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт; дата и место принятия; подписи уполномоченных должностных лиц; порядковый номер принятого нормативного правового акта, а в отношении актов, принятых федеральным органом исполнительной власти, – дата государственной регистрации в Минюсте РФ и регистрационный номер).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.007 с.) |