Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Право в системе социального регулирования

Поиск

Социальные нормы: понятие, признаки, виды

Происхождение права

Понятие, принципы и функции права

Взаимосвязь права с государством, экономикой и политикой

Право и личность

Международное право и правовые системы стран мира

1. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ:

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

Общество – сложный социальный организм, характеризующийся многообразием и сложностью общественных отношений, нуждающихся в упорядочении, регулировании и охране. Социальное регулирование бывает двух видов:

1) индивидуальное регулирование – упорядочение поведения субъектов (общественных отношений) при помощи разовых решений, относящихся к строго определенному случаю и к индивидуально определенным лицам;

2) нормативное регулирование – упорядочение поведения субъектов (общественных отношений) при помощи общих правил (социальных норм), которые распространяются на все случаи данного рода и на все субъекты.

Нормативное регулирование выражает объективную потребность общества в упорядочении поведения субъектов, в подчинении их определенным правилам. Оно осуществляется с помощью социальных норм – правил поведения, регулирующих общественные отношения. Социальные нормы – средства упорядочения общественных отношений, т.е. отношений между людьми и их объединениями.

Признаки социальных норм:

1. Нормативность (социальная норма представляет собой правило поведения субъекта в определенной ситуации; она выражает типичные социальные связи и отношения).

2. Общеобязательность (обязательны для широкого круга лиц).

3. Социальная обусловленность (количество и качество социальных норм обусловлено уровнем развития общества).

4. Регулятивность (социальная норма имеет целью обеспечить упорядоченность общественных отношений).

5. Системность (образуют систему социального регулирования; системность присуща как отдельным нормам, так и всем социальным нормам в совокупности, однако уровень системности разный у разных видов социальных норм).

6. Обеспеченность (реализация социальных норм обеспечена соответствующими способами, присущими каждому виду социальных норм).

Социальные нормы очень многообразны, так как многообразны регулируемые и охраняемые ими общественные отношения. Многообразие социальных норм сложилось исторически.

Виды социальных норм:

1. По содержанию:

· Политические нормы (правила поведения, регулирующие политические отношения, т.е. отношения по поводу политической власти).

· Экономические нормы (правила поведения, регулирующие экономические отношения, т.е. отношения по поводу производства, обмена и распределения материальных благ).

· Нормы культуры (правила поведения, регулирующие общественные отношения в непроизводственной сфере, связанные с реализацией духовных потребностей и интересов человека).

· Иные (этические, религиозные и пр.)

2. По форме выражения:

· Формально-определенные (имеют письменную форму выражения, например нормы права, нормы общественных организаций);

· Формально неопределенные (не имеют письменной формы выражения, содержатся в сознании людей, например обычаи).

3. По способам формирования и обеспечения:

· Обычаи – правила поведения, которые формируются естественно-исторически в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия.

· Нормы морали – правила поведения, которые формируются в обществе естественноисторически в соответствии с нравственными представлениями людей. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия.

· Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – правила поведения, которые создаются общественными организациями в целях регулирования внутриорганизационных отношений. Их действие распространяется только на членов этих организаций. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

· Нормы права – правила поведения, которые устанавливаются либо санкционируются государством в лице уполномоченных государственных органов. Их реализация обеспечивается государством, т.е. возможностью применения государственного принуждения.

От социальных норм следует отличать технические нормы – правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами и явлениями природы, орудиями труда, техническими средствами. Наиболее важные технические нормы получают закрепление в нормативных правовых актах и приобретают тем самым характер технико-юридических норм. За их нарушение предусмотрена юридическая ответственность.

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Вопрос о происхождении права на протяжении столетий является дискуссионным. При этом позиции разных ученых, представителей разных научных школ и направлений, существенно отличаются. Это зависит, в первую очередь, от типа правопонимания, которого придерживаются ученые.

По вопросу о происхождении права и его связи с государством в юридической науке существуют три основные концепции:

1. Государство образовалось раньше, чем право. Право порождено государством и является продуктом его нормотворческой деятельности (юридический позитивизм).

2. Право образовалось раньше, чем государство и независимо от него. Государство возникло и существует для того, чтобы обеспечивать реализацию и защиту права. Государство выполняет «служебную роль» по отношению к праву (теория естественного права, историческая школа права).

3. Государство и право образовались одновременно в силу действия одних и тех же причин и условий. Они неразрывно связаны друг с другом и не существуют одно без другого (экономическая и классовая теории).

Наиболее убедительной представляется третья концепция. Право как особая система норм (правил поведения) формируется в обществе в силу тех же причин и условий, которые привели к образованию государства. Процессы возникновения государства и права протекали одновременно. Правообразование у разных народов и в разные эпохи имело свои особенности, но в этом процессе проявились и общие закономерности.

Образование права является закономерным и неизбежным результатом развития общества. В его основе лежали экономические и социальные причины – усложнение общественных отношений (и прежде всего – экономических) и социальной организации первобытного общества, что потребовало качественно нового регулятора общественных отношений.

Экономическая и социальная жизнь общества нуждается в определенной упорядоченности поведения и деятельности людей. Это достигается с помощью правил поведения (социальных норм). В первобытном обществе поведение людей регулировалось с помощью различных социальных норм (обычаев, религиозных норм, мифологии, норм первобытной морали). Однако главную роль в регулировании общественных отношений играли первобытные обычаи.

Обычай – это исторически сложившееся в результате многократного повторения наиболее рациональных действий правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Особенности первобытных обычаев:

1. Обычаи исходили от рода и выражали его интересы и волю.

2. Существовали в сознании людей, не имея письменной формы выражения, и передавались от поколения к поколению в устной форме.

3. Действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их реализация обеспечивалась мерами убеждения и принуждения со стороны членов рода.

4. Регулировали все стороны жизни людей.

5. Важное значение имели табу (например, запреты на кровосмешение, уничтожение молодняка животных и т.д.), которые были в основе своей рациональны, но облечены в религиозную форму.

6. Были одновременно и нормами первобытной морали и религиозными нормами.

7. Не было различия между правами и обязанностями. Обычай выступал в качестве общей, единой, нерасчлененной нормы.

В современной исторической и юридической науках первобытные обычаи нередко характеризуются в качестве «мононорм», т.е. единых, слитных, синкретичных норм. Постепенно, по мере развития общества, из мононорм выделились другие виды социальных норм.

Нормы первобытной морали – это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, чести, достоинстве и т.д.

Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях), отражавших представления людей о мире, природе, человеке, о месте человека в мире и содержавших правила поведения.

На поздних этапах развития первобытного общества появились агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов. Их возникновение относится к эпохе производящей экономики, когда люди начали заниматься земледелием. Они складывались на основе многолетних наблюдений и касались прежде всего сроков выполнения тех или иных видов сельскохозяйственных работ.

Таким образом, исторически первым регулятором общественных отношений были первобытные обычаи. Однако на последнем этапе развития первобытного общества они оказались не в состоянии выступать в этом качестве, что было связано с двумя основными группами причин:

1. Экономические причины (многообразие и сложность общественных отношений как результат развития производственно-хозяйственной деятельности людей; многие общественные отношения не охватывались регулятивно-охранительным воздействием обычаев, которые были немногочисленны и консервативны).

2. Социальные причины (социальная дифференциация общества, появление различных социальных групп с несовпадающими интересами привели к тому, что обычаи, основанные на единстве интересов и воли всех членов общества, уже не могли регулировать общественные отношения и все чаще нарушались).

Таким образом, объективно возникла необходимость в качественно новом регуляторе общественных отношений – праве, причиной возникновения которого явилась потребность в утверждении порядка в обществе, что достигается путем регулирования и охраны общественных отношений.

Однако общие закономерности образования права по-разному проявились в разных регионах мира из-за действия различных факторов: экономического, социального, религиозного, культурного и ряда других. Соотношение этих факторов было различным у разных народов и в разные эпохи, что обусловило особенности возникновения права в странах Востока и Запада. В этих странах по-разному происходил процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей, существенно отличались формы организации хозяйственной деятельности, формы общественного разделения труда, разной была роль религии в жизни общества и государства. Эти особенности были обусловлены, в первую очередь, различными природно-климатическими условиями.

Для Востока характерны коллективистские формы жизнедеятельности, что определило характер религиозных и нравственных норм, игравших здесь важнейшую роль в регулировании общественных отношений. Государство санкционировало эти нормы и тем самым придавало им правовой характер. Причем право, создаваемое непосредственно государством, в сравнении с религией, играло значительно меньшую роль в регулировании общественных отношений.

Таким образом, правовые нормы на Востоке имели религиозно-нравственное корни и обоснование. Поэтому правонарушение являлось одновременно нарушением норм религии и морали. С этим связано и понимание права на Востоке как обязанности, а не как возможности (что характерно для Запада). На Западе право – результат деятельности человеческого разума, т.е. оно было рациональным. Здесь оно появилось, с одной стороны, как мера общей и индивидуальной свободы автономной личности (собственника), а с другой – как инструмент согласования несовпадающих интересов людей.

Пути образования права на Западе:

· Перерастание первобытных обычаев в правовые обычаи (санкцио­нирование государством обычаев и формирование обычного права).

В период образования государства отдельные обычаи первобытного общества стали санкционироваться государством и тем самым приобретали правовой характер. За их нарушение устанавливались меры государственного принуждения. Государство санкционировало только те обычаи, которые выражали продолжительную и единообразную общественную практику и соответствовали государственной политике.

Правовой обычай – это санкционированный (признанный) и обеспечиваемый государством обычай, регулирующий общественные отношения. На ранних этапах существования государства обычное право (как совокупность правовых обычаев, регулировавших общественные отношения) представляло собой почти все право данного государства. В дальнейшем правовые обычаи постепенно вытесняются другими формами права, и их роль в регулировании общественных отношений резко снижается и сводится к минимуму.

· Издание государством нормативных правовых актов, содержащих нормы права, было обусловлено необходимостью в упорядочении общественных отношений и осуществлялось в ходе правотворческой деятельности органов государства. По мере усложнения общественных отношений государство восполняло отсутствие необходимых норм в обычном праве путем принятия нормативных правовых актов, содержащих новые нормы права. Постепенно нормативный правовой акт становится одной из основных форм права (а в странах романо-германской правовой семьи – основной формой права).

· Создание правовых прецедентов. Правовые нормы возникали в результате вынесения конкретного судебного или административного решения по конкретному юридическому делу (особенно, если общественные отношения не урегулированы правовым обычаем или нормативным правовым актом).

Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательный характер.

Путем создания правовых прецедентов право формировалось в большинстве государств. Однако в странах романо-германской правовой семьи, начиная с XIX в., правовой прецедент перестал признаваться в качестве источника права. В странах англо-саксонской правовой семьи прецедентный путь формирования права был основным, а правовой прецедент стал главным источником права.

 

Таким образом, на Востоке основным способом образования права было санкционирование, т.е. придание правового характера нормам религии и морали, на Западе – государственное правотворчество. Особенность генезиса права проявляется и в том, что на процессы его образования и развития существенное влияние оказывал внешний фактор. Воздействие права других государств осуществляется двумя способами:

1) путем рецепции права (рецепция права – использование правового опыта других стран; при этом более развитая, совершенная правовая система подчиняет своему влиянию менее развитую);

2) путем экспансии права (распространение на колонизованные территории права метрополии, – характерно для эпохи нового времени).

Отличия рецепции права и экспансии права:

1) рецепция права осуществляется добровольно, а экспансия – принудительно;

2) при рецепции права исследуется и заимствуется правовой опыт (а не право непосредственно) какого-либо государства, а при экспансии – право метрополии переносится на территорию колонии.

Отличия права от первобытных обычаев:

· По времени возникновения. Первобытные обычаи возникли практически одновременно с появлением человеческого общества из потребности в упорядочении поведения людей. Право возникает одновременно с возникновением государства, так как нормы права устанавливаются или санкционируются государством.

· По источнику возникновения. Первобытные обычаи складывались постепенно в результате многократного повторения наиболее рациональных вариантов поведения. Они исходили от рода (а не от внешних по отношению к нему сил). Право исходит от государства, т.е. им создается либо санкционируется.

· По содержанию. Первобытные обычаи выражали волю рода. Право выражает волю государства.

· По форме выражения. Первобытные обычаи не имели письменной формы выражения, они содержались в сознании людей и передавались из поколения в поколение в устной форме. Право имеет, как правило, письменную форму выражения, содержится в официальных источниках права.

· По порядку вступления в действие. Первобытные обычаи вступали в действие по мере их формирования и осознания людьми. Правовые нормы вступают в действие в соответствии с установленными правилами.

· По уровню стабильности. Первобытные обычаи по своей природе консервативны, т.е. не подвержены быстрому их изменению. Право динамично, т.е. способно быстро изменяться в ходе правотворческой деятельности, отражая потребности общества в нормативном регулировании общественных отношений.

· По степени детализации. Первобытные обычаи, как правило, не имеют высокой степени детализации, и в них не различаются права и обязанности. Для права характерны высокая степень детализации и четкое различие между правами и обязанностями.

· По способам обеспечения. Реализация первобытных обычаев обеспечивалась мерами общественного воздействия со стороны членов рода, специального аппарата принуждения не было. Реализация норм права обеспечивается государственным принуждением, которое осуществляется уполномоченными органами (должностными лицами).

Таким образом, основные отличия права от первобытных обычаев обусловлены его связью с государством. Право – это система правил поведения, исходящих не от общества непосредственно, а от государства. В государственно-организованном обществе право является основным и важнейшим нормативным регулятором общественных отношений.

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ

И ФУНКЦИИ ПРАВА

В науке существуют различные подходы к пониманию сущности права и определению его понятия:

1. Нормативный подход. Под правом понимается система правовых норм, установленных (санкционированных) и обеспечиваемых государством.

2. Естественно-правовой (ценностный, аксиологический) подход. Право не сводится к системе норм, установленных (санкционированных) и обеспечиваемых государством. Позитивное право – это лишь часть права, но не все право. Кроме позитивного права, устанавливаемого (санкционируемого) и обеспечиваемого государством, существует естественное право, которое не создается государством.

Источником естественного права является сама природа человека. Естественные права человек приобретает от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать естественные права человека. Позитивное право, создаваемое государством, должно соответствовать естественному праву.

3. Социологический подход. Под правом понимаются фактически сложившиеся общественные отношения. Закон – это «право в книгах». Живое право формируется судьями в ходе правоприменительной деятельности и выражается в правовых прецедентах.

В отечественной юридической науке наибольшее распространение получил нормативный подход в правопонимании. Согласно нормативноому подходу право по своей сущности есть выраженная в законе или иных признаваемых государством источниках общая и индивидуальная воля, содержание которой определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

В сущности права необходимо выделять две стороны:

1) общесоциальную (право выражает общую волю всего населения страны или значительной его части);

2) узкосоциальную, в том числе классовую (право выражает волю тех социальных групп, которые находятся у власти и участвуют в правотворческой деятельности).

В сущности права любого государства выражены как общесоциальная, так и узкосоциальная стороны. В сущности права исторически первых государств преобладала общесоциальная сторона, так как эти государства возникли из необходимости в осуществлении функции общих дел, и поэтому в сущности права этих государств в наибольшей степени была выражена общесоциальная сторона, т.е. право выражало прежде всего волю всего общества или значительной его части.

Затем, по мере социального расслоения и осознания социальными группами своих интересов и возможностей права в их реализации, происходит изменение в соотношении общесоциальной и узкосоциальной сторон в сущности права. На первый план выходит узкосоциальная сторона, т.е. в праве выражается прежде всего воля экономически господствующего класса. В сущности рабовладельческих, феодальных и ранних капиталистических государств преобладала узкосоциальная сторона.

В сущности права современных развитых демократических государств все более выходит из тени общесоциальная сторона. Это связано в первую очередь с социально-экономическими причинами.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных, установленных (санкционированных) и обеспечиваемых государством правил поведения (норм), выражающих общую и индивидуальную волю и являющихся государственным регулятором общественных отношений.

Признаки права:

1. Нормативность (право состоит из норм, т.е. правил поведения субъектов в определенных ситуациях).

2. Общеобязательность (правовые предписания обязательны для широкого круга лиц).

3. Формальная определенность (нормы права формально определены, т.е. содержатся в официальных источниках права).

4. Системность (право представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов).

5. Связь с государством: а) нормы права устанавливаются (санкционируются) государством; б) государство обеспечивает реализацию и защиту права, в том числе возможностью применения государственного принуждения.

6. Волевой характер (право выражает волю всего населения страны или значительной его части, а также волю отдельных социальных групп и отдельных личностей).

7. Регулятивность (право является государственным регулятором общественных отношений (общественные отношения регулируются различными видами социальных норм, однако только право является государственным регулятором общественных отношений)).

Социальное назначение права состоит в упорядочении общественных отношений в целях обеспечения существования и развития общества. Это достигается путем регулирования и охраны общественных отношений.

Принципы права – это основные, исходные идеи, начала, требования, выражающие сущность права и определяющие общую направленность правового регулирования.

Черты принципов права:

1. По своему содержанию принципы права представляют собой основные, исходные идеи, начала, требования.

2. В принципах права выражается сущность права (в том числе соотношение общесоциального и узкосоциального в праве).

3. Принципы права имеют объективный характер, так как они отражают объективно существующие общественные отношения.

4. Принципы права значительно более стабильны, чем конкретные нормы права.

5. Принципы права являются стержнем всей системы права, так как они детализируются в конкретных нормах права. (Чем более полно, точно и последовательно нормативное выражение принципов права в конкретных нормах права, тем эффективнее правовое регулирование общественных отношений.)

Принципы права выражаются в нормативных правовых актах двумя способами: а) текстуальным (принципы права формулируются в тексте нормативного правового акта); б) смысловым (принципы права в тексте нормативного правового акта не формулируются; они выводятся из смысла этого акта путем анализа его текста).

Виды принципов права:

I. Общеправовые принципы (присущи всему праву в целом):

1. Принцип социальной свободы (означает предоставление субъектам максимальной свободы в их жизнедеятельности).

2. Принцип социальной справедливости (означает справедливость предписаний правовых норм).

3. Принцип демократизма (в сфере правотворчества проявляется в участии граждан в принятии норм права – через институты непосредственной и представительной демократии; в сфере реализации права он проявляется в степени открытости и подконтрольности деятельности правоприменительных органов, а также в доступности и качестве юридической помощи населению).

4. Принцип гуманизма (состоит в правовом признании человека в качестве высшей ценности, а также в утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений).

5. Принцип равноправия (означает формальное юридическое равенство всех людей перед законом и судом).

6. Принцип единства субъективных прав и юридических обязанностей (субъективное право и юридическая обязанность тесно взаимосвязаны: субъективному праву корреспондирует (соответствует) юридическая обязанность; субъективное право может быть реализовано в том случае, если будет исполнена юридическая обязанность).

7. Принцип взаимной ответственности личности и государства (личность несет юридическую ответственность перед государством за совершенное правонарушение, а государство должно нести юридическую ответственность за нарушение прав личности, за неисполнение своих обязанностей перед личностью).

8. Принцип законности (точное и неукоснительное осуществление предписаний правовых норм всеми субъектами права).

II. Отраслевые принципы (присущи конкретным отраслям права, например принцип равенства прав супругов – в семейном праве).

III. Межотраслевые принципы (присущи нескольким родственным отраслям права, например принципы состязательности, открытости процесса, национального языка судопроизводства – в гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном, уголовно-процессуальном праве).

IV. Принципы правовых институтов (присущи конкретному институту права, например принцип равного доступа граждан к государственной службе – в институте государственной службы).

Принципы права тесно взаимосвязаны и реализуются во взаимодействии.

Функции права – это обусловленные социальным назначением права и выражающие его сущность основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Признаки функций права:

1. По своему содержанию функции права представляют собой направления воздействия права на общественные отношения.

2. Объектом воздействия со стороны права выступают общественные отношения.

3. Функции права обусловлены социальным назначением права (право выполняет свое социальное назначение только в том случае, если реализуются его функции).

4. Функции права тесно связаны с сущностью права (сущность права проявляется в его функциях; в зависимости от соотношения общесоциальной и узкосоциальной сторон в сущности права функции права приобретают соответствующий характер).

5. Функции права характеризуются постоянством (это выражается в непрерывности и длительности их существования).

6. Функции права осуществляются в определенных формах и определенными методами.

7. Функции права имеют комплексный характер.

8. Функции права осуществляются правом в целом, отдельными его отраслями, институтами, нормами.

Виды функций права:

I. Общесоциальные (направления правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни; они во многом совпадают с функциями государства, так как последние осуществляются в правовой форме):

1) экономическая (регулирование и охрана экономических отношений);

2) политическая (регулирование и охрана политических отношений);

3) социальная (регулирование и охрана отношений в социально-культурной сфере);

4) воспитательная (право как средство воспитания людей, что проявляется в воздействии права на сознание и волю людей).

II. Специально-юридические (вытекают из самой природы права и обусловлены социальным назначением права):

1) регулятивная (направление правового воздействия, которое выражается в регулировании положительных общественных отношений): а) регулятивная статическая (право закрепляет уже сложившиеся общественные отношения); б) регулятивная динамическая (право стимулирует появление и развитие новых, прогрессивных общественных отношений);

2) охранительная (направление правового воздействия, которое выражается в охране положительных и вытеснении вредных для общества отношений); охранительное воздействие права на общественные отношения выражается: а) в установлении запретов на совершение противоправных деяний; б) в установлении санкций за совершение противоправных деяний; в) в применении санкций к правонарушителям.

Регулятивная и охранительная функции права тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, дополняя друг друга. Каждая из них по-своему способствует укреплению и развитию положительных общественных отношений, а значит, и общества в целом.

Формы осуществления функций права:

1. Информационное воздействие (сообщение субъектам права требований государства, выраженных в нормах права).

2. Ориентационное воздействие (выработка у субъектов права позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию).

3. Правовое регулирование (непосредственно юридическое воздействие на поведение субъектов, а в конечном итоге – на общественные отношения). Правовое регулирование осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования.

Методы осуществления функций права: 1) убеждение; 2) принуждение.

Принуждение должно быть основано на праве, т.е. должно иметь правовой характер. Недопустимо обеспечивать реализацию функций права методом неправового (противоправного) принуждения. Задача законодателя – установить оптимальное сочетание методов убеждения и принуждения в осуществлении функций права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.014 с.)