Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды, структура, способы изложенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальное назначение права состоит в упорядочении общественных отношений. Это достигается путем их регулирования и охраны. Наиболее важные общественные отношения регулируются и охраняются нормами права. Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное (либо санкционированное) и обеспечиваемое государством правило поведения, регулирующее (охраняющее) общественные отношения. Нормы права являются одним из видов социальных норм. Поэтому им присущи все общие признаки социальных норм. Вместе с тем нормы права имеют специфические признаки, присущие только им. Это обусловлено связью права с государством. Признаки норм права: 1. Нормативность (норма права представляет собой правило поведения субъекта в определенной ситуации). 2. Общеобязательность (предписание нормы права обязательно для широкого круга лиц). 3. Формальная определенность (норма права закреплена в официальном источнике права). 4. Системность (норма права состоит из взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции). 5. Связь с государством: а) норма права устанавливается (санкционируется) и обеспечивается государством в лице уполномоченных государственных органов; б) нормы права юридически оформляют государство. 6. Волевой характер. В норме права выражена воля субъекта правотворчества, являющаяся отражением общей или индивидуальной воли. 7. Норма права является государственным регулятором общественных отношений. Она создается (либо санкционируется) государством в целях регулирования и охраны общественных отношений, и государство же обеспечивает реализацию нормы права возможностью применения государственного принуждения в случае ее нарушения. Нормы права многообразны. Это обусловлено многообразием и сложностью регулируемых и охраняемых ими общественных отношений. Виды норм права: 1. По их роли в механизме правового регулирования: а) общерегулятивные, отправные, исходные (они не устанавливают конкретные правила поведения, а определяют общие начала, основы правового регулирования общественных отношений): – общезакрепительные (в обобщенном виде закрепляют определенное состояние общественных отношений, например: основы государственного строя, федеративное устройство государства, формы собственности и т.д.); – определительно-установочные (закрепляют цели и задачи правового регулирования общественных отношений, цели и задачи государства); – нормы-принципы (закрепляют принципы права); – дефинитивные (закрепляют определения понятий); – компетенционные (закрепляют компетенцию государственных и иных органов, должностных лиц); б) конкретно-регулятивные, нормы-правила поведения (устанавливают конкретные правила поведения). Большая часть норм права – конкретно-регулятивные. 2. По функциям права: а) регулятивные (регулируют положительные общественные отношения путем установления правил поведения, прав и обязанностей участников общественных отношений); б) охранительные (охраняют положительные и вытесняют вредные общественные отношения путем установления средств и способов защиты прав и законных интересов, а также мер юридической ответственности за правонарушения).
3. По способу правового регулирования: а) управомочивающие (предоставляют субъекту право на совершение определенных положительных действий); б) обязывающие (устанавливают обязанность субъекта совершать определенные положительные действия); в) запрещающие (устанавливают запрет на совершение определенных деяний). 4. По их характеру (по специфике правового регулирования): а) материальные (непосредственно регулируют общественные отношения); б) процессуальные (регулируют судебный порядок разрешения юридических дел). 5. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности): а) конституционно-правовые; б) административно-правовые; в) муниципально-правовые; г) гражданско-правовые; д) семейно-правовые; е) трудо-правовые; ж) нормы права социального обеспечения; з) финансово-правовые; и) земельно-правовые; к) эколого-правовые; л) предпринимательско-правовые; м) уголовно-правовые; н) уголовно-исполнительные; о) уголовно-процессуальные; п) гражданско-процессуальные; р) арбитражно-процессуальные. 6. По методу правового регулирования: а) императивные (устанавливают модель (образец) обязательного поведения субъекта, отклоняться от которой недопустимо); б) диспозитивные (устанавливают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность урегулировать свои отношения по собственному усмотрению, не нарушая принципа законности); в) поощрительные (устанавливают поощрение за одобряемый вариант поведения); г) рекомендательные (устанавливают рекомендацию наиболее целесообразного варианта поведения).
7. По кругу лиц: а) общие (их действие распространяется на всех лиц); б) специальные (их действие распространяется на определенную категорию лиц). 8. По сроку действия: а) бессрочные (не имеют срока действия и действуют до их изменения или отмены); б) срочные (срок их действия заранее определен). 9. По сфере действия: а) нормы внешнего действия; б) нормы внутреннего (внутриорганизационного) действия. 10. По объему регулируемых общественных отношений: а) общие (регулируют определенный род общественных отношений); б) специальные (регулируют определенный вид общественных отношений: детализируют общие нормы); в) исключительные – разновидность специальных норм (устанавливают изъятия из общих и специальных норм). 11. По юридической силе: а) законодательные (содержатся в законах и обладают высшей юридической силой); б) подзаконные (содержатся в подзаконных нормативных правовых актах и обладают меньшей юридической силой, чем законодательные нормы: должны соответствовать нормам закона, а в случае противоречия должны применяться нормы закона). Особое место среди норм права занимают так называемые «нормы о нормах»: а) оперативные нормы (устанавливают порядок введения в действие и порядок прекращения действия нормативных правовых актов); б) коллизионные нормы (устанавливают порядок разрешения противоречий между нормами права, по-разному регулирующими одно и то же общественное отношение). Классификация норм права необходима для правильного их понимания и правильной реализации. Норма права – сложное образование, обладающее признаками системности. Структура нормы права – это внутреннее строение нормы права, подразделение ее на взаимосвязанные элементы. Элементы нормы права: – гипотеза; – диспозиция; – санкция. Гипотеза нормы права – это элемент нормы права, указывающий на конкретные жизненные обстоятельства (условия), необходимые для реализации нормы. Виды гипотез: 1. По форме изложения: – абстрактная (в ней используется обобщающая формулировка); – казуистическая (в ней конкретно перечислены, детализированы все обстоятельства, необходимые для реализации нормы). 2. По строению: – простая (указывает на одно обстоятельство, необходимое для реализации нормы); – сложная (указывает на два и более обстоятельства, в совокупности необходимые для реализации нормы); – альтернативная (указывает на два и более обстоятельства, одного из которых достаточно для реализации нормы). 3. По наличию или отсутствию обстоятельств: – положительная (указывает на необходимость наличия обстоятельств для реализации нормы); – отрицательная (указывает на необходимость отсутствия обстоятельств для реализации нормы). Диспозиция нормы права – элемент нормы права, указывающий на правило поведения, которому должны следовать субъекты при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права. Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношения. При формулировании нормы права гипотеза может быть поставлена как впереди, так и позади диспозиции. Во многих случаях для того чтобы выделить гипотезу и диспозицию, норму права необходимо переформулировать в соответствии с логической структурой правила поведения: «Если, то…». Виды диспозиций: 1. По способу изложения: – простая (устанавливает вариант поведения, но не раскрывает его); – описательная (содержит описание всех существенных признаков поведения); – отсылочная (не излагает правила поведения, а для ознакомления с ним отсылает к другим статьям этого же нормативного правового акта); – бланкетная (не излагает правила поведения, а для ознакомления с ним отсылает к другому нормативному правовому акту). 2. По строению: – простая (указывает на одно правило поведения); – сложная (указывает на два и более обязательных правила поведения, которые применяются в совокупности); – альтернативная (указывает на два и более правила поведения, из которых избирается только одно). Санкция нормы права – элемент нормы права, указывающий на неблагоприятные последствия для правонарушителя. Виды санкций: 1. По отраслевой принадлежности: – конституционно-правовая; – административно-правовая; – гражданско-правовая; – дисциплинарная; – уголовно-правовая. 2. По строению: – простая (указывает на одно неблагоприятное последствие); – сложная (указывает на два и более неблагоприятных последствия, назначаемых в совокупности); – альтернативная (указывает на два и более неблагоприятных последствия, из которых правоприменитель избирает только одно); – сложно-альтернативная (например, лишение свободы с конфискацией имущества или без таковой). 3. По степени определенности: – абсолютно-определенная (точно указывает на вид и размер неблагоприятного последствия); – относительно-определенная (точно указывает на вид неблагоприятного последствия, а его размер установлен в границах от минимума до максимума). 4. По назначению: – карательная/штрафная (ее назначение состоит в наказании правонарушителя); – правовосстановительная/компенсационная (ее назначение состоит в восстановлении нарушенного права потерпевшей стороны, в возмещении причиненного ей правонарушителем имущественного или неимущественного вреда). Вопрос о структуре нормы права является дискуссионным в юридической науке. Представляется более убедительной точка зрения о двухэлементном строении нормы права. Общерегулятивная норма права не имеет внутренней структуры, так как она не устанавливает конкретного правила поведения, а закрепляет общие начала, основы правового регулирования общественных отношений. Структура конкретно-регулятивной нормы зависит от ее (нормы) вида (по функциям права): а) регулятивная норма состоит из гипотезы и диспозиции; б) охранительная норма – из гипотезы и санкции. (Однако специалисты в области уголовного и административного права первый элемент охранительной нормы права называют не гипотезой, а диспозицией. При этом под диспозицией они понимают указание не на правило поведения, а на правонарушение.) Трехэлементная структура нормы права реально не существует. Она создается путем искусственного соединения двух разных норм: регулятивной и охранительной. При таком искусственном соединении охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы. В действительности между нормами права существует четкое разделение их юридических функций: а) регулятивная функция права осуществляется регулятивными нормами; б) охранительная функция права – охранительными нормами. На этой основе осуществляются связи между нормами права и их взаимодействие. Нарушение регулятивной нормы права вызывает реализацию охранительной нормы права, предусматривающей меры государственного принуждения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.011 с.) |