Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И социальное назначение государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос о сущности и социальном назначении государства, его понятии и основных признаках с давних пор относится к числу основополагающих и дискуссионных в юридической науке. Это объясняется следующими причинами: 1. Государство – это очень сложный и внутренне противоречивый социальный институт. 2. Никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на общество. 3. Эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных социальных групп, политических партий, общественно-политических движений, отдельных лиц. 4. Нередко термином «государство» обозначаются самые различные социальные явления (общество, страна, государственный аппарат). Обобщающее понятие «государство» появилось в XVI в. В научный оборот его ввел Н. Макиавелли. До этого использовались более конкретные понятия (полис, цивитас, королевство, княжество, царство, ханство, каганат и т.д.). Государство, как социальный институт, было и остается в центре внимания ученых. Они пытались раскрыть сущность государства и определить его назначение в обществе. В теории государства и права при рассмотрении самых общих проблем государственности обычно используется понимание государства как организации политической власти в обществе. Проблема сущности государства касается определения самой важной, глубинной характеристики государств. Основополагающим в государстве является власть. Государство по своей сущности – это организация политической власти, управляющая обществом. Сущность государства – это достаточно устойчивая категория. Однако под влиянием различных факторов она может меняться, наполняться новым содержанием. Познать социальную сущность государства значит выявить, в чьих интересах осуществляется государственная власть. В сущности государства выражены две стороны: а) узкосоциальную сторона, в том числе – классовая (государство выражает интересы тех социальных групп, которые находятся у власти или представлены в органах государственной власти); б) общесоциальную (государство выражает интересы всего общества или значительной его части). Эти две стороны в сущности государства в различных сочетаниях проявляются во всех государствах. Первые в истории государства возникли из потребности в осуществлении функции «общих дел». Государство выступало как организация, управляющая обществом в целях обеспечения его существования и развития. Следовательно, в сущности первых государств преобладала общесоциальная сторона. Затем, по мере социального расслоения и осознания различными социальными группами своих интересов и возможностей государства в их реализации, произошло изменение в сущности государства: на первый план вышла узкосоциальная сторона. Государство стало выражать интересы прежде всего тех социальных групп, которые находились у власти. В сущности рабовладельческих, феодальных, ранних капиталистических государств узкосоциальная сторона явно преобладала над общесоциальной. В сущности современных развитых демократических государств все более выходит из тени общесоциальная сторона. Это объективно обусловлено социально-экономическими причинами. Таким образом, только учитывая общесоциальную и узкосоциальную стороны в сущности государства, можно достичь научной объективности в изучении государства. Государство – суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права. Признаки государства · Территориальная организация населения и политической власти а) государственная власть распространяется на все население, находящееся на его территории; б) само государство и его органы также организованы по территориальному принципу. Территория государства – это определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства, в пределах которой оно осуществляет свою власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты: а) собственно территория государства – земля и ее недра, образующие сухопутную территорию; реки, озера, искусственные водохранилища, морские внутренние и территориальные воды, омывающие сухопутную территорию в пределах 12 морских миль, – водная территория государства; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией – воздушная территория государства; б) условная территория государства: территории посольств и консульств; морские, речные, воздушные суда; космические корабли, воздушные суда, действующие под флагом данного государства; другие принадлежащие государству объекты (например, трубопроводы). Территория – это естественное условие возникновения и существования государства. Сама территория не порождает государство, она лишь образует пространство, в пределах которого государство возникает и осуществляет свою власть. · Наличие публичной власти и ее аппарата Государственная власть является политической властью, и она имеет публичный характер. Политической является та власть, которая способна выступать средством решения политических задач, т.е. средством реализации и защиты интересов больших социальных групп. Публичный характер власти выражается в том, что государственная власть (как и само государство как ее носитель) появилась в обществе, выделилась из общества в целях управления им (в данном случае субъект и объект власти не совпадают). Публичная власть государства воплощается в государственном аппарате, состоящем из государственных органов, осуществляющих функции государства. Государственный аппарат является материальным выражением государственной власти. · Наличие права Государство и право связаны генетически и функционально. Генетическая связь государства и права выражается в том, что они возникли одновременно в силу действия одних и тех же причин и условий. Функциональная связь государства и права выражается в следующем. С одной стороны, государство управляет обществом в правовых формах, т.е. путем принятия и применения правовых норм. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права государство не в состоянии эффективно управлять обществом. С другой стороны, право юридически оформляет государство: в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система государственных органов, закрепляется их компетенция, регламентируется порядок их образования и деятельности. · Наличие государственного суверенитета Суверенитет – это прежде всего свойство государственной власти, а не самого государства. Его можно считать признаком государства, имея в виду, что этот признак не институциональный, а функциональный (тогда как все остальные признаки – институциональные). Государственный суверенитет – это свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве по отношению ко всем другим властям внутри страны и в независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики. Государственный суверенитет имеет две стороны: а) внутреннюю (верховенство) и б) внешнюю (независимость). Верховенство государственной власти предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти и ставить себя выше государственной власти. Кроме верховенства важнейшим свойством суверенитета является его единство и неделимость. Единство и неделимость суверенитета означает, что суверенитет не может быть разделен между различными носителями единой государственной власти. Суверенитет принадлежит только государству в целом, а не отдельным его частям или органам. Независимость государственной власти от власти других государств выражается в следующем в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международного права; в осуществлении самостоятельной внутренней и внешней политики; в невмешательстве других государств во внутреннюю и внешнюю политику государства. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа. Источником власти является народ, который осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно или через формируемые им органы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.008 с.) |