Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русские мыслители о правовом государствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В начале века особую актуальность приобрела проблема правового государства. В работе «Власть и право. Проблема правового государства» С. А. Котляревский (1873—1940) писал о правовом государстве как о факте общеизвестном: «...идея правового государства вошла в обиход современных цивилизованных государств, … Правовое государство стало одним из политических заданий. Много раз отмечался кризис правосознания, … Наличность переживаемых здесь разочарований не отнимет у данных стремлений настойчивости и выразительности: убеждение, что государство должно принять облик правового государства, остается непоколебленным». Проблема власти была представлена Котляревским многосторонне. Помимо сравнительно-исторического освещения функциональных и революционных аспектов реализации идей господства права автор уделил немало внимания процессуальным (ритуальные) аспектам властвования и подчинения. Юристы и социологи, по мнению ученого, не всегда отдавали себе отчет в том, насколько явления властвования сохраняют в себе элемент загадочности, несмотря на их ежедневный и даже ежечасный характер проявления. Главное назначение правового государства - быть государством справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала и при том предположении, что закон в таком государстве всегда справедлив и что «способ его создания есть в то же самое время — при недостатках человеческой природы — обеспечение этой возможной справедливости». К основным атрибутам правового государства русские мыслители (В. Соловьев, Н. Алексеев и др.) относили недопустимость изменения правопорядка в государстве без участия народного представительства, верховенство права (а не закона). «Не закон дает силу права, а право дает силу закона, и законодатель должен не создавать, а находить право, выработанное в сознании общества» (А. Алексеев). А основным органом, обеспечивающим реальную обоюдную ответственность государства и личности должен быть конституционный суд. Отдельно стоит вопрос «о праве на достойное существование». Большинством исследователей оно связывалось с обеспечением общей защиты интересов трудящихся при помощи права и признавалось требованием социалистическим. И. А. Покровский считал, что ведя речь о «праве на существование», следует при этом подразумевать заботу в области общественного призрения. У государства есть обязанность спасать от голодной смерти, но «права быть спасенным от голодной смерти лицо не имеет». Право на существование — это не обеспечение необходимых условий существования. Это минимум того, «что государство должно обеспечить человеку, — это узкое, но более прочное в юридическом смысле понимание проблемы».
Оригинальный варианты концепции власти и правового государства был представлен Г. Ф. Шершеневичем (1863—1912). Концепция власти. Государство представляет собой источник права как властного веления. Власть связана с волей, с умением «заставить других сообразовывать свое поведение с волею властвующих, вводить свою волю одним из существенных мотивов, определяющих поведение другого». В основе власти лежит эмоциональный и мыслительный настрой повинующихся. Шершеневич называет его «эгоистическим чувством», которое «составлено у него из страха и веры в то, что послушание может принести известные выгоды». С позиций социологии все власти опираются на государственную власть с ее изначальным (исторически и логически) авторитетом, из нее же они черпают свои силы, тогда как государственная власть опирается непосредственно на общественные силы. С юридической точки зрения, государство есть правовое отношение, есть объект или субъект права, но это уже, по Шершеневичу, неправильные, искаженные представления о власти. С методологической точки зрения, подчеркивает он, «юридическое определение не только не способно объяснить реального существа того, что мы называем государством, но оно кроет в себе опасность затемнить пред нами истинную сущность явлений, происходящих в государстве. Понятие о государстве только одно — социологическое». Социологическое понятие о государстве исходит из того, что трудно «построить понятие о государстве как силе, государстве как юридическом отношении, но возможно это сделать только с учетом и лишь на основе представления о нем как комбинации силы и воли». Государственная власть предстает в этом случае как «основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных)». Правовое государство. Основные пути формирования правового государства: строгое определение полномочий органам власти, устранение произвола государственной власти (установить нормы объективного права, определить пределы свободы каждого и отграничить одни интересы от других), государство должно быть ограничено охраною субъективных прав. Главные атрибуты такого государства: разделение властей, подчиненность государства стоящему над ним праву, наличие неотъемлемых прав личности, правовое самоограничение власти. Основной гарантией выступает «сдерживающая сила общественного мнения».
Видным теоретиком правового государства в эти годы был Б.А. Кистяковский (1868—1920). Ему принадлежит инициатива теоретической постановки вопроса о правовом социалистическом государстве. Методологической основой его исследований является комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ. Говоря о социальной природе права, Кистяковский писал: «Чаше всего социальную природу права видят в том, что оно может существовать только в обществе и что общественная жизнь обусловливает все правовые явления. Это, несомненно, верно, но не характерно для права. Ведь вся наша культура во всех ее проявлениях тесно связана с с общественной жизнью. Даже язык не мог бы существовать без общества … также точно без общества не могли бы существовать ни литература, ни наука, ни искусство. Однако для всякого языка ясно, что право есть социальное явление в другом смысле, чем все эти проявления культуры; оно как бы более социально, чем все они». Поскольку право носит социальный характер, то его сущность состоит не во внутренней ценности, а в том, что его нормы постоянно и регулярно осуществляются в жизни. Право – не долженствование, а исторический, социальный факт.
Анализ права с позиций социологии требует обращения к его практической реализации и исходя из этого рассматривать право в его воплощении в правовых отношениях. А поскольку все жизненные ситуации невозможно описать, то юрист прежде всего должен знать законы и уметь обращаться с ними. Однако идеальное состояние для юриста – практика в другом – в умении соединить «правовую жизнь» со знаниями законов. В этом одна из гарантий справедливости. Последняя в сфере реализации права означает беспристрастность судьи, обоснованность выводов фактическими обстоятельствами дела, равенство перед законом, соразмерность наказания преступлению, соответствие между целями законодателя и средствами, избираемыми для их достижения. Все это можно реализовать в правовом государстве, в том числе и государстве социальной справедливости (социалистическом). В последнем власть строго подзаконна, в нем существует народное представительство, которое выражает верховенство народа. В социалистическом государстве достигается «полное единение государственной власти с народом». Здесь каждый, в лице своих представителей, должен участвовать в выработке законов, контроле за правительством. Но при этом каждый гражданин и народ как суверен ответственны за соблюдение правового порядка. Кистяковский упрекал русскую революционную интеллигенцию за ее пренебрежение правом и за неразвитость ее правопонимания. Он видел причины слаборазвитости правосознания российской интеллигенции в бедности окружающей правовой жизни, в слишком большой дани увлечению метафизическими решениями политических и моральных проблем. Сущность права Кистяковский определял с философских позиций как совокупность норм, устанавливающих свободу лиц. С точки зрения социологии – совокупность норм, создающих компромисс между различными требованиями, так как всякий новоиздающийся «закон в современном конституционном государстве становится компромиссным документом, вырабатываемым различными партиями, которые выражают требования определенных социальных групп». Более того, «современное государство само основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий стремления наиболее влиятельных групп в данном государстве»
К проблемам правового государства обращались и другие исследователи. Среди них заметный вклад внес В. М. Гессен. Он к его известным признакам (права и свободы граждан, разделение властей, связанность правительственных и судебных решений правом и т. д.) добавил необходимость представительной формы правления и наличие учреждений административной юстиции.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.008 с.) |