Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрожденная теория естественного праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учения о естественном праве занимают особое место. Подобно классическим учениям XVII – XVIII вв., современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно такому пониманию, законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву. Вместе с тем современное видение естественного права отличается от предшествующих трактовок. Прежде всего изменился взгляд на человека как носителя естественных прав. Если в прошлом он рассматривался изолированно, то теперь – как участник многообразных связей. И теперь в перечень прав дополнительно включают социально-экономические права, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (право наций на самоопределение). Естественное право не рассматривается как совокупность незыблемых, установленных разумом предписаний. Появились идеи «естественного права с изменяющимся содержанием», нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Иначе говоря, современные естественно-правовые воззрения сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов. В начале века такой подход именовали «возрожденным естественным правом», понимая под ним возрождение на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования права, прерванных в середине XIX века юридическим позитивизмом и формально-догматической юриспруденцией. Одним из видных разработчиков теории естественного права в XX веке был французский философ Жак Маритен (1882-1973). Его концепция построена на идеях неотомизма, соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями социальной обусловленности политики. Источником естественного закона, как установленные божественным разумом «универсальные нормы права и долга», согласно его концепции, является Бог. Бог – первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. И, следовательно, верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. Естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к Богу. И поэтому «Декларация прав человека» никогда не будет исчерпывающей и окончательной». Маритен предложил собственную классификацию прав человека, разделив их на три вида. Фундаментальные права личности: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью. Это естественные права в строгом значении слова. Политические права (права гражданина): право народа устанавливать конституцию и определять форму правления, право на участие в политической жизни, право на объединение в партии, свобода дискуссий, равенство перед законом и судом. Эти права определяются законодательством, но косвенно они зависят от естественного права и образуют его продолжение. В противном случае они нелегитимны. Социальные права человека (права трудящихся): право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспечение.
Учение Маритена способствовало разработке Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Сформулировалось мнение о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.007 с.) |