Политические и правовые учения зарубежья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые учения зарубежья



Раздел VI. Новейшее время

 

Политические и правовые учения зарубежья

В конце XIX века стала более отчетливо проявляться наметившаяся в предыдущий период тенденция социализации гражданского общества. В связи с критикой юридического позитивизма возникли различные по методологической основе и по тематике учения о праве. В целом они не выходили за рамки буржуазной политико-правовой идеологии, но часто не имели выраженной социально-классовой окраски, поскольку сосредоточивались на решении технико-юридических или научно-методологических проблем, лишь отдельно связанных с социологией и политикой.

На рубеже столетий ведущие индустриальные страны вступили в период зрелого капитализма (империализм). Для него является характерным концентрация собственности, господство крупного капитала, преобладание интенсивных способов ведения хозяйства. Это привело к расширению сфер и методов деятельности государственной власти. Происходит сочетание государственного регулирования с рынком, отсюда такие понятия, как «организованный капитал, «управляемая рыночная экономика». Одновременно происходит демократизация общественной жизни, «политика» приобретает новый смысл. Если до середины XIX века она охватывала область деятельности государственной власти, то теперь включает отношения между классами, партиями и их фракциями. Появление фашистских режимов заставило пересмотреть классификацию форм государства.

В ходе дискуссий появилось немало новых политико-правовых учений. Среди них: солидаризм, «неокантианство», школа «свободного права», нормативизм, плюралистическая демократия, социологическая юриспруденция, фашизм, расизм и другие.

 

Школа «свободного права»

 

Развитие гражданского общества привело к появлению социальных явлений, не вписывающихся в юриспруденцию понятий, основанную на текстах законов. Появляются теории, выступающие с критикой юридического позитивизма, противопоставляющих закону право, толкуемое как «идеи долженствования» (неокантианство), средство осуществления социальных функций (солидаризм), чувства, эмоции (психологизм). Теорий было так много, что период конца XIX – начала XX вв. назвали кризисом правосознания (Новгородцев).

Критика догматизма юридического позитивизма (идеи о беспробельности и логической завершенности права, выраженного в законах) получила широкое распространение. Более всего замечаний высказывали специалисты по гражданскому праву, уголовному, административному процессам, то есть те, в поле зрения которых находилась практика, процесс применения права.

Они предлагали искать право в жизни, в общественных отношениях, были против буквоедства. Право, полагали они, не может быть сведено к нормам закона. Писаное право абстрактно, безлично, жизнь – конкретна и изменчива. Не все, что записано в законе, осуществляется на практике, и многое, что сложилось в практике, имеет правовой характер. Они призывали к разработке нового учения о праве, концепции, выводящей право за пределы закона. Такое направление получило название «движение в пользу свободного права», или «школа свободного права» (Канторович).

Представители школы (Канторович, Фукс, Эрлих, Жени) полагали, что закон «еще не есть действующее право». Законодатель в состоянии лишь создать план желательного правопорядка. В законе неизбежны пробелы. И призывали искать право в жизни, общественных отношениях, в правосознании, в чувстве справедливости, в эмоциях, в психологии общества. В право включались жизненные интересы, природа вещей, фактические отношения и другое.

Особое внимание правоведы придавали деятельности судей, их свободному нахождению права, так как применение права (вынесение решений) подчинено не только правилам логики (построение силлогизма), но и чувствам, эмоциям, симпатиям юриста. При этом они ссылались на средневекового юриста Бартолиуса, который интуитивно (по справедливости) решал правовые казусы, а затем поручал ученикам найти им правовое обоснование из римского права.

При этом считали (Канторович), что источником правовых конструкций является не законы и логика, а свободное право или воля: добиться желаемого результата, либо избежать нежелательного результата.

Все это не означало отрицание закона. Главным оставалось решение по закону (intre legem), а при пробелах – praeter legem (кроме закона). Решения contra legem (против закона) допускались как исключение, или вообще исключались.

Видным представителем школы свободного права был австрийский профессор Евгений Эрлих, написавший «Основы социологии права» (1913). «Право, - утверждал Эрлих, - есть организация», то есть организационные нормы союзов, из которых состоит общество. Они складываются сами собой, вытекают из торговли, обычаев, обыкновений, уставных положений организаций. Это общественное право, оно образует право первого порядка.

К праву второго порядка относятся «нормы-решения»: уголовное, процессуальное, полицейское. Они не регулируют жизнь, а поддерживают организационные нормы. То есть они охраняет право первого порядка и регулирует спорные вопросы.

Результатом взаимодействия общественного права, права юристов и государственного права является живое право. Оно не устанавливается в правовых положениях, но господствует в обществе. И, таким образом, задача государства – охранять союзы и создавать условия для их деятельности.

Закон -не столько право, сколько способ обеспечения права. А главным способом существования «права решений» (второй слой права) является свободное нахождение права судьями.

 

       
   
 
   
 
 

 

           
 
 
   
 
   
Закон - способ обеспечения права, а главный способ - свободное нахождение права юристами

 

 


Слову юриста принадлежит решающая роль в законотворчестве, так как «право юристов» всегда складывается до принятия закона (закон не может быть выдуман парламентом).

Школа свободного права оказала значительное влияние на социологическую юриспруденцию Роско Паунда (США), подготовила становление других школ права, хотя сама не создала единой концепции права (сколько юристов, столько теоретиков).

Нормативизм Ганса Кельзена

 

Нормативизм своими корнями уходит в формально-догматическую юриспруденцию XIX века. Он сложился на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме как реакция на распространение в западном правоведении социологических, психологических и других концепций.

Родоначальником нормативистской школы (иногда ее называли «венской») был австрийский юрист, позднее эмигрировавший в США, Ганс Кельзен (1881 – 1973). Самая известная его работа – «Чистая теория права» (1934).

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке: социология, психология, этика, политическая теория и другие. В основе такого подхода убеждение в том, что юридическая наука призвана заниматься не социальными и нравственными основаниями правовых установлений, а юридическим (нормативным) содержанием права.

При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию неокантианства, различающую все области теоретических знаний – науки о сущем (естественные науки, история, социология) и науки о должном (этика, юриспруденция). В первой главным постулатом выступает принцип объективной причинности, во второй – принцип вменения.

В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов других областей познания. Кельзен подчеркивал, что чистая теория «не отрицает того, что содержание любого юридического порядка, … обусловлено историческими, экономическими, моральными, и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении». Чистая теория предполагает преодолеть также исключение из нее идеологических оценок; «чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой». Это первая постановка деидеологизации правоведения.

Право по Кельзену есть совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Здесь он подчеркивает его отличие от морали и религии. Право старше государства, оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешая людям совершать акты принуждения (месть) в одних случаях, и запретив – в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое общество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованно, т.е. органами власти.

Внутригосударственное право по Кельзену выступает замкнутой регулятивной системой в виде пирамиды, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что соответствует норме более высокой ступени. На вершине пирамиды – нормы конституции, далее «общие нормы», установленные законодательством или обычаем, нижняя ступень – индивидуальные нормы, создаваемые судом или администрацией при решении конкретных дел.

Источником единства правовой системы Кельзен называет основную норму – трансцендентально-логическое понятие («мысленное допущение»), которое дается нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Она может быть представлена в виде высказывания: «Должно вести себя так, как предписывает конституция».

Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку. Кельзен, аргументируя свою позицию, пришел к выводу, что любое государство является правовым. Но он их делил на демократические и недемократические. Демократическое государство там, где уважаются чужие взгляды и защищены права меньшинства.

В работах по международному праву Кельзен выдвинул проект установления мирового правопорядка на основе добровольного подчинения суверенных государств международной юрисдикции.

Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретические представления и юридическую практику. Под влиянием нормативизма правоведы больше стали уделять внимание противоречиям в праве, формированию стройной системы законодательства.

 

 

 
 

 

               
   
 
 
 
   
 
   
 
   
Здесь государство и прао отождествляются и поэтому каждое государство - правовое

 


С нормативизмом связано распространение идей верховенства международного права над законодательством государств, учреждение институтов конституционного контроля.

 

Владимир Ильич Ленин

Владимир Ильич Ленин (1878-1924) опубликовал множество работ. Полное собрание сочинений содержит 55 томов.

О государстве ( «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция», «Марксизм о государств», «Удержать ли большевики власть», «Апрельские тезисы», «Очередные задачи советской власти», «О лозунге Соединенных Штатов Европы» и др. работы). Классовая природа государства, по Ленину, является его основной чертой. Она внутренне присуща ему по нескольким причинам. Первая - воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество с момента появления частной собственности, «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых интересов». Вторая - комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса. Третья - осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной господствующему (главным образом) классу.

Бесспорен вклад Ленина в марксистскую идею о государстве как политической организации «насилия для подавления какого-либо класса». Ленин писал: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой... для всякого классового общества вообще...». Суть всех без малейшего исключения государств, сколь бы разнообразными ни были их формы, в конечном счете - диктатура экономически господствующего класса. Это (если угодно) - «железный закон» бытия государства, который ни при каких обстоятельствах нельзя отменить, смягчить или перехитрить».

Конкретное содержание феномена «диктатуры класса» Ленин видит таким: диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. господство над другими классами; диктатура осуществляет свою власть опорой ее на насилие. Насилие необходимый элемент диктатуры; признаком диктатуры является ее полнейшая раскрепощенность, совершенная не связанность законами. Демократия, свобода, права, гуманизм - фасад диктатуры, «буржуазная демократия, будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековым, всегда остается - и при капитализме не может не оставаться - узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных». Почему? Рабочий класс в силу материальных причин, лишен возможности играть ту же роль, что буржуазия в свободе слова, собраний, управлении государством.

Революция и государство. Как революция должна отнестись к старой государственной машине: воспользоваться или сломать? Сломать - это основное в учении марксизма о государстве, Ленин наполняет этот процесс конкретным содержанием: сломать бюрократические и военные институты, ликвидировать репрессивный аппарат, заменить на ключевых постах чиновников, ввести правовые ограничения для эксплуататорских классов.

Заменить старое государство следует орудием диктатуры пролетариата - пролетарским социалистическим государством. Его функции: наладить социалистическое хозяйство, устранить эксплуататоров от политической жизни. Форма диктатуры пролетариата - Республика Советов. В ней сочетаются черты государственной и общественной организации, элементы представительной и непосредственной демократии. В Советах сосредоточивается законодательная, исполнительная и контрольная власть. Они принимают законы, которые реализует исполнительная власть и отчитывается пред Советом. И таким образом, диктатуру осуществляет пролетариат, организованный в Советы. Партия реализует свои решения путем кадровой политики.

После утверждения власти, пролетарское государство сейчас же начнет отмирать («О государстве»), ибо в обществе без классов оно не нужно. К числу причин отмирания государства и права Ленин относил созданную при капитализме систему учета и контроля. Она проста и доступна всем. Конечно, это долгий путь. Но сама идея незыблема и сугубо важна для марксизма.

Взгляды Ленина на государство и право, его деятельность оказали особо сильное влияние на историю XX века.

 

           
 
 
   
 
   

 

 


6. Правовые идеи правоведов и философов русского зарубежья

 

Заметный вклад историю политико–правовой мысли внесли правоведы русского зарубежья. Нередко в основе их научных интересов было исследование опыта Советской России. Н. А. Бердяев (1874—1948) был среди них одним из самых авторитетных.

Центральная идея его учения – примат личности и ее свободы. Личность абсолютна автономна. Поэтому диктатура, в каких бы формах она не выступала, неизбежно вырождается в тоталитарные режимы. И в связи с этим он выступал и против коммунизма (равенство есть «пустая метафизика») и против буржуазного общества. Но при этом он подчеркивал, что марксизм представляет собой в любом случае «очень серьезное явление в исторических судьбах человечества».

Бердяев считал, что государство оправдано, но относился к нему резко критически. Он писал: «Хозяйственно – государственно – правовая общественность, консервативная, либеральная или революционная, феодальная, буржуазная или социалистическая – всегда общественность по необходимости, а не свобода, всегда – приспособление, а не творчество, всегда ветхая общественность». Государство – необходимое зло и «начальствующий носит меч не напрасно». «Государство есть состояние враждующих». Однако Бердяев, ссылаясь на Новый Завет, признает и оправдывает государство и право, подчинением, ибо закон «нужен еще и все еще должен изобличать грех». «Государство есть выражение воли человеческой, относительной, субъективно – произвольной, абсолютной, объективно разумной», «право есть свобода, государство – насилие, право – голос Божий в личности, государство – безлично и в этом безбожно».

Следуя логики рассуждений, естественно, что он был сторонником «государственного корпоративизма», т. е. таких объединений, которые не включены в систему государственной организации. Одновременно Бердяев подчеркивал, что в «государстве нет творчества». Оно есть «не откровение общения», но выражение разобщенности. В нем господствует «послушание закону людей, погруженных в грех», государство и «само легко погружается в грех».

Тему о власти и об оправданности государства Бердяев называл «очень русской темой» и повторял вслед за К. Леонтьевым, что русская государственность с сильной властью была создана благодаря татарскому и немецкому элементам. В русской истории он выделял «пять разных Россий» — киевскую, татарскую, московскую, петровскую, императорскую и советскую. Зло и грех всякой власти, считал Бердяев, русские чувствуют сильнее, чем западные люди. Русский ком­мунизм утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазный Запад.

Революционность, по Бердяеву, состоит в радикальном унич­тожении прогнившего, изолгавшегося и дурного прошлого. Ком­мунизм есть русское явление, несмотря на марксистскую идео­логию. «Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа», «революции я считаю неизбежными. Они фатальны при отсутствии или слабости творческих духовных сил, способных радикально реформиро­вать и преобразовать общество. Но всякое государство и всякая революция, всякая организация власти подпадает господству князя мира сего». Русская революция «пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл».

Бердяев с большим сомнением относился к возможности существова­ния «христианского государства» так как само христианство лишь «оправдывает и освящает государство» и государственная власть сама по себе явление порядка «приро­дного, а не благодатного». Кроме того, всякое государство по природе своей явление также и двусмысленное — оно имеет положительную миссию («ненапрасное, провиденциальное» значение) и вместе с тем эту самую миссию оно «извращает гре­ховной похотью власти и всякой неправдой».

Социализм и анархизм — как последние соблазны человечес­тва— в конце концов «доходят до небытия» в силу своей жажды равенства (социализм), либо в своей жажде свободы (анархизм).

Бердяев происходил из семьи ведущей свое начало из древнего русского дворянского и татарских родов и от потомков французских королей. За участие в социалистическом кружке он был отчислен из Уни­верситета в Киеве. Не получив законченного университетского образования, он вместе с тем сумел стать на редкость образован­ным человеком, избирался профессором Московского универси­тета.

 

     
 
 
 
 
 

 


Бердяев оказал влияние на развитие французского персонализма; получил известность на Западе как главный выразитель традиции русской религиозной идеалистической философии. И хотя в молодости он принадлежал к так называемым легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством, развивал теорию этического социализма. В последствии он станет идеолог антикоммунизма. Это был признанный авторитет в области философии экзистенциализма.

Как отмечает один из исследователей его научного наследия, «в первой половине века Россию многие изучали по Бердяеву, а его самого называли то апостолом, то пленником свободы, то мятежным пророком, нетерпимым к раболепию и компромиссам». Он и сам признавался, что всю свою жизнь вел борьбу за свободу и что все столкновения с людьми и направлениями происходили у него из - за свободы.

 

Иван Александрович Ильин (1883—1954), юрист по образова­нию, был сторонником того направления, которое стремилось в XX веке соединить идеи естественного права с христианским мировоззрением. Основу естественного права Ильин определяет как «достойную, внутренне – самостоятельную и внешне – свободную жизнь множества индивидуальных духов, составляющих человечество». Поэтому безусловным естественным правом каждого он называет право человека на самостоятельную и свободную жизнь. «Ни телом, ни душой» люди не равны друг другу, но по праву на достойную жизнь «каждый равен другому». Это право включает не только то «чтобы не погибнуть», но и право на образование, на «развитие души», на самоуправление человека как субъекта права. Но естественные права не создаются, а «осознаются». И чем больше люди их осознают и закрепляют в положительном праве, гарантируют их исполнение, тем более «цивилизованное общество предстанет перед нами».

О природе и назначении власти. Основываясь на историческом опыте человечества, Ильин, утверждает, что авторитет положительного права и создающей его власти покоится на общественном договоре («на обществен­ном сговоре»), на признанных полномочиях законода­теля, на «внушительном воздействии приказа и угрозы» и «прежде всего» на духовной правоте, или, что то же самое, на «содержательной верности издаваемых повелений и норм». В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия духовный. Власть есть сила воли и «назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсив­ности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению»».

Далее Ильин формирует «аксиомы власти» (требования к организации власти): государственная власть долж­на принадлежать и применяться только на основе правового полномочия; она должна быть единой в пределах каждого политического союза («как один Дух и его правота»); она должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этичес­кому и политическому цензу; политические программы могут включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес. Эти меры должны быть внеклассовыми и включать в себя только осуществимые меры и формы. Власть должна быть связана с распределяющей справедливостью, но иногда и отступать, когда этого требует «поддержание национально-духовного бы­тия народа». При этом справедливость по Ильину состоит в «беспристрастном, предметном учете, признании и отражении каждого индивидуального субъекта во всех его существенных свойствах и основательных притязаниях». Для реализации «распределяющей» справедливости необходимо «чувство собственного достоинства». Воспитательную роль чувства достоинства вы­полняет частная собственность как есть естественное право человека, которое должно защищаться законами, правопорядком и государственной властью. К тому же «частная собствен­ность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать «мое» и «твое», приучая его к правовой взаимности и к уважению чувства полномочий, взращи­вая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности, верный подход к политической свободе...».

И.А. Ильин (1882 – 1954) Философ, юрист

 

 

               
 
   
 
 
   
     
 

 


Что касается государства, то в его основе – духовный союз людей, оно «есть нечто от духа и нечто для души. Оно есть духовное единство души. Оно есть духовное единство людей, ибо в основе его лежит духовная связь, предназначенная для того, чтобы жить в душах и создавать в них мотивы для правильного внешнего поведения». Выделяя тоталитарное и правовое государства, то последнне основывается всецело на признании человеческой лич­ности — духовной, свободной, правомочной, управляющей со­бою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосоз­нании. Тоталитарный режим, напротив, покоится на террорис­тическом внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства (демокра­тической, республиканской или авторитарной), сколько в объ­еме управления: этот объем становится всеохватывающим. Право и государство жизненны только там, где на высоте пребывает живое правосознание людей.

Анализируя достоинства и недостатки двух основных форм устройст­ва власти в государстве — монархии и республики, Ильин в основу оценок брал меру их содействия росту духовности и свободного правосознания. Правопорядок складывается в обществе лишь тогда, когда «каждого из нас признают главным, самоуправляющимся духовным центром, личностью, которая имеет свободное правосознание и призвана беречь, воспитывать и укреплять в себе это правосознание и эту свободу». И поэтому. идеальная форма для России, единовластие, монархия. «История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или единовластие или хаос; к республиканскому строю Россия неспособна. И еще точнее: бытие России требует единовластия — или религиозного и национально укрепленного, единовластия чести, верности и служения, т. е. монархии; или же единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного и притом антинационального и интернационального, т. е. тирании».

 

Политико - правовая мысль России XX в. характеризовалась большим количеством течений и направлений, была соориентирована на анализ социально – политических процессов в обществе. При всех разногласиях мыслителей критика ими несправедливости первоначального капитализма способствовала и изживанию ряда из них, совпадала с обшей тенденцией социализации гражданского общества и содействовала ее осуществлению.

 

Заключение

 

Политико-правовые учения прошли многовековой путь. Первоначально они были составной частью религии и философии. Но уже в Древнем мире возникло стремление осмыслить государство и право как создание человечества. Могучий импульс разработке учений о государстве и праве дали эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения.

На всех этапах политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах политические установки нередко были приходящие, и в новых исторических условиях сменялись другими политико-правовыми концепциями, ориентированными на новые идеалы.

Их многообразие можно свести к трем сущностным группам: право и государство порождены свыше; они результат развития социума в целом; они - продукт сознания и деятельности различных личностей. Неоднозначность учений о государстве и праве объясняется тем, что они по-разному отражают сложнейший по устройству, функциям, общественной роли механизм государства. «Говорят, - писал Гете, - что между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема!» Поэтому вполне закономерно наличие правовых концепций, основанных на различном понимании права, каждое из которых столь же верно, сколь и уязвимо. Существование и соперничество в общественном сознании нескольких идеалов и сконструированных в соответствии с ними политических и правовых программ – важнейшее средство ориентации человека в современной политической жизни.

 

Г Л О С С А Т О Р

 

Абстрактное право - охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности (Гегель)

Аксиологические - ценностные

Априорный (лат. A priori - из предшествующего) вид познания - познание сущности предмета с помощью разума (Кант)

Аристократия - власть лучших, знатных

Артхэ (Индия) - польза

«Артхашастра» (Индия) (наставление о пользе)- трактат Каутильи (IV-III вв. до н.э.)

«Аш - шура» принцип (консультация) - синоним демократизма в государственных делах

Афонские старцы - монахи афонского монастыря, известные своей образованностью

Аффекты (людей) - страсти

Базис - экономическая структура общества, совокупность производственных отношений и производительных сил

Буле - совет

Варны (Древняя Индия) – сословия (брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – производители материальных благ, шудры – низы)

Веды (санск.- знание, ведение) - памятники индийской словесности, священные гимны индоариев

Гелиэя - суд присяжных

Государственный завет - Конституция Пестеля

Гражданская (личная) свобода - определенная независимость индивида от государственной власти (Б. Констан)

Гранды - высшие офицеры, сторонники Кромвеля

Данда (Индия) (сын бога - палка) - наказание

Данданити (Индия) (руководство во владении палкой) - искусство управления

Дао (Древний Китай) - понятие, олицетворяющее правду – справедливость, которая в последующих естественно – правовых концепциях правопонимания стала обозначать естественное (или естественно-божественное) право

Дао (Китай) - естественный ход вещей, естественная закономерность

Даосизм (Китай)– одно из наиболее влиятельных древнекитайской философской и общественно-политической мысли

Дельфийская пифия - прорицательница в Дельфах

Демократия - правление народа

Дериваты - аргументы и системы оправдания, а также идеологии, с помощью которых люди обычно маскируют свои страсти и тем самым придают своим поступкам или высказываниям вид обдуманных поступков (Парето)

Диггеры (англ. digger - копатели) - крестьяне, пытавшиеся вернуть земли, отобранные у них лордами

Дике (Древняя Греция) - понятие, олицетворяющее правду – справедливость, которая в последующих естественно – правовых концепциях правопонимания стала обозначать естественное (или естественно-божественное) право

Докимасия - проверка правомерности должностных притязаний

Доктрина - основной источник мусульманского права

«Доктрина двух мечей» - основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны, другой церковь вручила государям, чтобы последние могли вершить земные дела

«Духа законов» факторы - то, что определяет правомерность, разумность, законность и справедливость требований положительного закона (Монтескье)

Дхаммапада (Индия) (стезя закона) - буддийский канон(IV-III вв. до н.э.)

Дхарма (дхамма) (Индия) - закон, долг, обычай, правила поведения

Дхармасутры (Индия) (санск. сутра - правило или изречение, буквально - нить), Дхармашастры (санск. Наставление в дхарме) - индийские религиозно-правовые сборники I-IV вв. брахманистских школ

Дэ (Китай) - путь в Дао

«Естественное состояние» - предгосударственное состояние. «Нет государства и нет частной собственности» (Г.Гроций), «война всех против всех» (Т. Гоббс)

«Естестественное состояние гипотетическое» (Ж. Руссо) – естественного состояния не было, это лишь гипотеза «великих философов» (Гоббса и Локка)

«Законы Ману» (Индия) - политико-правовой памятник Древней Индии (II век до н.э.)

Ереси (греч. Hairesis - отбор, учение) - религиозные учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации

Жэнь (Китай) – человеоолюбие

Законы Хаммурапи – древневавилонский памятник права XVIII века до н.э.

И (Китай) - долг

Идея права - всеобщая свобода (Гегель)

Иджма - единогласное мнение наиболее авторитетных правоведов

Иджтихад - свободное усмотрение судьи в случае умолчания источников мусульманского права (Корана и сунны)

Имам (араб. - находящийся впереди) - наставник у мусульман, глава мусульманской общины, правитель мусульманского государства (халиф), верховный глава шиитов, духовное лицо

Имамат - одна из форм мусульманской теократии

Индепендент ы (англ. independent - независимый) - ведущая партия в английской революции XVII века

Иосифляне - церковно - политическое движение, защищавшее имущественные интересы церкви

Казуальное происхождение - случайное происхождение

Канонисты - представители школы, систематизировавшей папские декреты и буллы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, положения Библии

Категорический императив (лат. Imperativus - повелительный) - безусловный императив

Кияс - умозаключения по аналогии

Клиенты (лат. Clientela, от cliens - клиент, зависимый, подчиненный) - социально зависимые обедневшие сородичи и бесправные завоеванные или пришлые жители полисов

Конфедералисты - политические силы, выступавшие за конфедерацию Северных американских колоний

Коран (араб. Аль - куран - чтение, декламация) - главная священная книга мусульман

Лао-цзы (Китай, VI век до н.э.) – основатель даосизма

Левеллеры (англ. Leveller - уравнитель) - группа идеологов английской революции XVII века

Левиафан - библейское чудовище

Легисты - приверженцы римского права

Ли (Китай) - правила ритуала



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.114 с.)