Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О современных политико – правовых идеяхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее заметные учения о государстве и праве современности – неолиберализм, неоконсерватизм, теории государственного благоденствия и социального правового государства. Первые два течения (их представители Дж. М. Кейнс и Фридрих Август фон Хайек) близки по своим теоретическим установкам. Их содержание сводится к следующему: основой государства является рыночная экономика и поэтому государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, так как это ограничивает свободу индивида, что недопустимо. Государство оказывает свое воздействие на рынок посредством права, правовой порядок – его высшая цель. Для «теории государственного благоденствия» (Гарольд Ласки) характерным является то положение, что государство не может быть полностью в стороне от экономики, но должно обеспечивать всем гражданам реальную возможность удовлетворения своих потребностей, в том числе и в области политической деятельности. При этом власть государства необходимо рассосредоточить в органах самоуправления и других структурах, обеспечивающих реализацию интересов людей. Термин «государство всеобщего благоденствия» включает смешанную экономику, соединенную с ответственностью государства за занятость, социальные услуги и распределение доходов. Сторонники теории «социального правового государства» полагают, что государство обязано оказывать гражданину помощь, но не это является ее основной деятельностью. Главная цель государства – справедливость, понимаемая как способность человека самому решать свои проблемы и лишь в случае крайней необходимости обращаться за посторонней помощью, в том числе и государства.
Заключение
Политико-правовые учения прошли многовековой путь. Первоначально они были составной частью религии и философии. Но уже в Древнем мире возникло стремление осмыслить государство и право как создание человечества. Могучий импульс разработке учений о государстве и праве дали эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения. На всех этапах политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах политические установки нередко были приходящие, и в новых исторических условиях сменялись другими политико-правовыми концепциями, ориентированными на новые идеалы. Их многообразие можно свести к трем сущностным группам: право и государство порождены свыше; они результат развития социума в целом; они - продукт сознания и деятельности различных личностей. Неоднозначность учений о государстве и праве объясняется тем, что они по-разному отражают сложнейший по устройству, функциям, общественной роли механизм государства. «Говорят, - писал Гете, - что между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема!» Поэтому вполне закономерно наличие правовых концепций, основанных на различном понимании права, каждое из которых столь же верно, сколь и уязвимо. Существование и соперничество в общественном сознании нескольких идеалов и сконструированных в соответствии с ними политических и правовых программ – важнейшее средство ориентации человека в современной политической жизни.
Г Л О С С А Т О Р
Абстрактное право - охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности (Гегель) Аксиологические - ценностные Априорный (лат. A priori - из предшествующего) вид познания - познание сущности предмета с помощью разума (Кант) Аристократия - власть лучших, знатных Артхэ (Индия) - польза «Артхашастра» (Индия) (наставление о пользе)- трактат Каутильи (IV-III вв. до н.э.) «Аш - шура» принцип (консультация) - синоним демократизма в государственных делах Афонские старцы - монахи афонского монастыря, известные своей образованностью Аффекты (людей) - страсти Базис - экономическая структура общества, совокупность производственных отношений и производительных сил Буле - совет Варны (Древняя Индия) – сословия (брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – производители материальных благ, шудры – низы) Веды (санск.- знание, ведение) - памятники индийской словесности, священные гимны индоариев Гелиэя - суд присяжных Государственный завет - Конституция Пестеля Гражданская (личная) свобода - определенная независимость индивида от государственной власти (Б. Констан) Гранды - высшие офицеры, сторонники Кромвеля Данда (Индия) (сын бога - палка) - наказание Данданити (Индия) (руководство во владении палкой) - искусство управления Дао (Древний Китай) - понятие, олицетворяющее правду – справедливость, которая в последующих естественно – правовых концепциях правопонимания стала обозначать естественное (или естественно-божественное) право Дао (Китай) - естественный ход вещей, естественная закономерность Даосизм (Китай)– одно из наиболее влиятельных древнекитайской философской и общественно-политической мысли Дельфийская пифия - прорицательница в Дельфах Демократия - правление народа Дериваты - аргументы и системы оправдания, а также идеологии, с помощью которых люди обычно маскируют свои страсти и тем самым придают своим поступкам или высказываниям вид обдуманных поступков (Парето) Диггеры (англ. digger - копатели) - крестьяне, пытавшиеся вернуть земли, отобранные у них лордами Дике (Древняя Греция) - понятие, олицетворяющее правду – справедливость, которая в последующих естественно – правовых концепциях правопонимания стала обозначать естественное (или естественно-божественное) право Докимасия - проверка правомерности должностных притязаний Доктрина - основной источник мусульманского права «Доктрина двух мечей» - основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны, другой церковь вручила государям, чтобы последние могли вершить земные дела «Духа законов» факторы - то, что определяет правомерность, разумность, законность и справедливость требований положительного закона (Монтескье) Дхаммапада (Индия) (стезя закона) - буддийский канон(IV-III вв. до н.э.) Дхарма (дхамма) (Индия) - закон, долг, обычай, правила поведения Дхармасутры (Индия) (санск. сутра - правило или изречение, буквально - нить), Дхармашастры (санск. Наставление в дхарме) - индийские религиозно-правовые сборники I-IV вв. брахманистских школ Дэ (Китай) - путь в Дао «Естественное состояние» - предгосударственное состояние. «Нет государства и нет частной собственности» (Г.Гроций), «война всех против всех» (Т. Гоббс) «Естестественное состояние гипотетическое» (Ж. Руссо) – естественного состояния не было, это лишь гипотеза «великих философов» (Гоббса и Локка) «Законы Ману» (Индия) - политико-правовой памятник Древней Индии (II век до н.э.) Ереси (греч. Hairesis - отбор, учение) - религиозные учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации Жэнь (Китай) – человеоолюбие Законы Хаммурапи – древневавилонский памятник права XVIII века до н.э. И (Китай) - долг Идея права - всеобщая свобода (Гегель) Иджма - единогласное мнение наиболее авторитетных правоведов Иджтихад - свободное усмотрение судьи в случае умолчания источников мусульманского права (Корана и сунны) Имам (араб. - находящийся впереди) - наставник у мусульман, глава мусульманской общины, правитель мусульманского государства (халиф), верховный глава шиитов, духовное лицо Имамат - одна из форм мусульманской теократии Индепендент ы (англ. independent - независимый) - ведущая партия в английской революции XVII века Иосифляне - церковно - политическое движение, защищавшее имущественные интересы церкви Казуальное происхождение - случайное происхождение Канонисты - представители школы, систематизировавшей папские декреты и буллы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, положения Библии Категорический императив (лат. Imperativus - повелительный) - безусловный императив Кияс - умозаключения по аналогии Клиенты (лат. Clientela, от cliens - клиент, зависимый, подчиненный) - социально зависимые обедневшие сородичи и бесправные завоеванные или пришлые жители полисов Конфедералисты - политические силы, выступавшие за конфедерацию Северных американских колоний Коран (араб. Аль - куран - чтение, декламация) - главная священная книга мусульман Лао-цзы (Китай, VI век до н.э.) – основатель даосизма Левеллеры (англ. Leveller - уравнитель) - группа идеологов английской революции XVII века Левиафан - библейское чудовище Легисты - приверженцы римского права Ли (Китай) - правила ритуала Маат (Древний Египет) – богиня, олицетворяющая правду, справедливость и правосудие, которая в последующих естественно – правовых концепциях правопонимания стала обозначать естественное (или естественно-божественное) право Мазхабы - школы мусульманского права суннитского и шиитского направлений Муджтахиды - лица, получившие право самостоятельно решать, обойденные в Коране и сунне Мусульманское право - комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления, предписания, а также связанные с ними, проникнутые религиозным духом ислама, нравственные и юридические нормы Надстройка (юридическая и политическая) - совокупность идеологических отношений, взглядов и институтов Негласный комитет («Якобинская шайка») - кружок из «молодых друзей» Александра I Нестяжатели - приверженцы религиозно - политического движения в России, требовавшего отказа церкви от стяжания (от приобретения земельных и имущественных ценностей) Номос (Древняя Греция) - полисный закон Олигархия - власть богатых и имущих Оптиматы (лат. Optimates - знатные, от optimus – наилучший) – представители идейно-политического течения, отражавшие интересы нобилитета и противостоявшие популярам Охлократия - власть толпы Патристика (от греч. Pater, лат. Pater - отец) - совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. (т.н. «отцов церкви») Патриции (лат. Рatricii, от pater - отец) - коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ Перегрины - не римляне Плебеи (лат. Plebeii, от plebs - простой народ) - одно из сословий свободного населения Плутократия - власть богатых Полис (Древняя Греция) - город-государство Политическая свобода - право народа участвовать в осуществлении политической власти Полития - смешанная форма государства, возникшая из сочетания олигархии и демократии (Аристотель) Понтифики (лат. pontifices) - члены коллеги жрецов, ведавшей вопросами сакрального права и другими вопросами Популяры (лат. Populares, от populus - народ) - представители идейно-политического течения II- III вв. до н.э., отражавщие интересы плебса и противостоявшие оптиматам Праведные халифы - Абу Бекр, Омар, Осман и Али Просвещенный абсолютизм - политика государств, принимавшая форму следования идеям Просвещения и выражавшаяся в проведении реформ, уничтожавших некоторые феодальные институты Протагор – один из старших софистов, автор изречения «человек мера всех вещей» РАЙ - свободное усмотрение, которое применялось при толковании норм Корана и сунны и формулировании новых правил поведения в случае их умолчания Рецепция римского права - усвоение римского права странами Западной Европы в средние века Рта (Древний Египет) - понятие, олицетворяющее правду – справедливость, которая в последующих естественно – правовых концепциях правопонимания стала обозначать естественное (или естественно-божественное) право Секуляризация (лат. Saecularis - мирской, светский) - процесс освобождения духовной и материальной сферы от влияния религии Сисахфия (стряхивание «бремени», долговых камней) - отмена долгового рабства Система интуитивного права - существование наряду с официальным правом право зажиточного населения, мещанское право, крестьянское право, пролетарское право, право организованной преступности и др. Скитничество - особая форма иноческого подвига, предполагающая «житие безмолвно, беспечально, от всех умершвлено» Софист (греч. Sophistes) - мудрец Стоглавый собор - церковный собор 1551 года с участием Ивана Грозного и представителей Боярской думы. Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на сто глав, - «Стоглав» Сунна (араб. - обыкновение, образ действия, поведение) - священное предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда Сунниты - приверженцы суннизма - ортодоксальное, «правоверное» направление в исламе Схоластика (лат. Schola - школа) - средневековая философия, стремившаяся дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению Сяо (Китай) - почтительное отношение к родителям Таклид - традиции Темис (Древняя Греция) - обычай, обычное право Теономное - богоданное Тиме (Древняя Греция) - честь Тимократия - власть в руках привилегированного меньшинства (здесь - власть военных) Тирания - власть, установленная насильственным (как правило) путем и основанная на единоличном правлении, беззаконии и произволе У (Китай) - забота о людях Уложенная комиссия - комиссия, созданная Екатериной II, для подготовки проекта нового Уложения (свода законов) Упанишады (Индия) (санск. - сидение (ученика) подле (учителя) - индийские религиозно-философские трактаты IX-VI вв. до н.э., часть ведической литературы Фа (Китай) - позитивный закон Федералисты - политические силы, выступавшие за федеративное устройство Северных американских колоний Фемида (Древняя Греция) - богиня правосудия Фикх - первоначально - термин для обозначения мусульманской правовой доктрины, позже - мусульманского права Флорентийская уния - соглашение об объединении католической и православной церквей в 1439 году Хадисы - предания (рассказы) о поступках, высказываниях, молчании пророка Мухаммеда Халиф (араб. Халифа - заместитель, наместник, приемник) - заместитель посланника аллаха Мухаммеда (с Омейядов - самого аллаха) Халифат - два аспекта - сущность мусульманской власти и специфическая форма правления, название арабско-мусульманского государства Хартия (от лат. Сharta, от греч.- chartes - бумага, грамота) - названия документов, в которых выражены политические требования социальных слоев и классов Хилон – спартанец, один из семи греческих мудрецов (Биант, Клеобул, Питтак, Периандр, Фалес, Солон), автор изречений «Познай самого себя», «Повинуйся законам больше чем тиранам» Чже мин (Китай) - исправление имен Чжун (Китай) - преданность правителю Шариат (араб. Шариа - правильный путь, образ действия) - свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну и фикх, разработанный в VII - XII вв. в Арабском халифате Шииты - одно из направлений в исламе Шляхетство – дворянство, введенное на Руси Петром Первым Эвномия (Древняя Греция) - богиня, олицетворяющая благозаконие
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.107.215 (0.01 с.) |