Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико – правовая доктрина солидаризмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретической основой солидаризма была социологическая доктрина, идея О. Конта – общество как единое целое. Солидаризм выступал и против социализма, и против индивидуализма. По отношению к либерализму отрицались субъективные права, так как они разобщают членов общества. В противовес социализму утверждалось, что классы (буржуазия и рабочие) взаимосвязаны и необходимы для общественного производства. «Солидарность», выдвинутая О. Контом, получила развитие у французского социолога Эмиля Дюркгейма («О разделении общественного труда», 1893), французского политического деятеля Л. Буржуа («Солидарность», 1897) и профессора Бордо Леона Дюги («Государство, объективное право и положительный закон», 1901). Дюркгейм утверждал, что разделение труда и наличие классов взаимно обусловлено. А коли разделение труда неизбежно, то классы должны солидарно и совместно трудиться в общественном производстве. Реально существуют не индивиды и государство, взятые сами по себе, а ассоциации людей, связанных фактом совместной жизни. А поскольку каждый участник имеет пользу от такого общежития, то на нем лежат обязанности перед обществом, перед предшественниками и потомками. Поэтому надо дополнить «Декларацию прав…» «Декларацией обязанностей». В 1900 году в Париже проходит первый конгресс «Социального воспитания», посвященная проблемам солидарности, а с 1901 года при Высшей школе социальных наук (Париж) читается курс по «Философии солидарности». Против идей солидарности были многие французские анархо-синдикалисты (Сорель и другие), призывающие рабочий класс к борьбе с буржуазией. С опровержением выступил Леон Дюги (1850 – 1928), пытавшийся на основе идей солидарности построить политико-правовую доктрину. Основой общества, считает Дюги, является неравенство людей, что ведет к разделению на классы, где каждый класс выполняет необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность – факт взаимной зависимости. Он (факт солидарности) порождает социальную норму – ничего не делать, что уменьшает солидарность, и делать все, чтобы увеличить социальную солидарность. Норма стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат ее осуществлению. Предприниматели и капиталисты столь же необходимы обществу, как и пролетарии, а забастовка и захват рабочими фабрик и заводов грозят обществу разрушением.
Конечно, Дюги – не сторонник социализма, но он одобрял мирное движение с целью обуздания эгоизма частных предпринимателей и разумные требования рабочих. Характерной чертой XX века являлось развитие синдикатов, объединяющих по профессиональному признаку рабочих и предпринимателей, либо тех и других. В конечном счете, полагал Дюги, возникнет федерация классов, где отношения будут регулироваться соглашениями на основе уступок (индийские, египетские касты). Выступая против индивидуалистских доктрин, Дюги отрицает идеи равенства и естественных прав человека. Люди от природы не равны, занимают соответственно разные положения и, следовательно, разное юридическое состояние. Он против понятия прав личности и призывал заменить понятия субъективного права социальной функцией, тождественной обязанности выполнять ту работу, к которой обязывает социальная норма. То есть, по солидаристской доктрине индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности. Так, применительно к частной собственности человек обязан свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника (...гостиницы) или - к капиталистическому классу: буржуа собирает капиталы и отдает их в распоряжение предприятий. Это его социальный долг (а не субъективное право собственности). Под капиталистом-собственником понимается здесь не предприниматель-организатор производства, а рантье. Его забота состоит в овладении средствами и в получении процентов. И это его социальная функция. Ибо, по Дюги, кто-то должен владеть капиталом и рисковать им, вкладывая в производство. О государстве. Дюги отвергал концепции общественного договора и государственного суверенитета (Эсмен, Еллинек). Суверенитет, преклонение перед большинством, является основой деспотизма (якобинцы). Поэтому правовым основанием публичной власти является только осуществление социальной солидарности.
Выступая против парламентаризма, Дюги писал: «Закон выражает не всеобщую волю, а волю нескольких человек в парламенте». Кроме того, политическое могущество принадлежит не парламенту, а кабинету министров, ответственность которого стала пустым звуком.
Разложение парламентского режима – есть гибель государства (римской, якобинской, королевской, наполеоновской, коллективистской форм). Им на смену идет государственный строй, обеспечивающий социальную солидарность – строй социальной справедливости. То есть на смену господства классов придет господство представителей всех классов и партий. Предложения Дюги по преобразованию государственного строя. 1) В Палате депутатов должны быть пропорционально представлены все партии. 2) Сенат (высший трибунал – определяет законность закона) составляется из представителей всех классов поровну. 3) Отношения между классами регулируются договорами. 4) Государство имеет положительные обязанности (против либерализма): · всеобщее образование; · здравоохранение; · социальное обеспечение; · охрана труда и др. Идеи Дюги были восприняты современниками неоднозначно. Социалисты поначалу отвергали целиком, либералы – скептически (усматривали анархизм). Однако его влияние на политико-правовую идеологию было глубоким и долговременным. На идеи Дюги о социальных функциях права благожелательно ссылались многие советские юристы. Доктрина синдикалистского (корпоративного) государства была воспринята фашистской партией Италии (у власти после революции 1922г.). Она провозгласила моральное политическое и экономическое единство итальянской нации. Труд и предпринимательство объявлялись социальным долгом, сотрудничество классов обеспечивалось системой корпоративных органов, представленных в структуре государственной власти. Однако со временем использование идей Дюги Муссолини, Франко подорвало доверие к идее синдикалистского правительства вообще.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.011 с.) |