Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невзгоды могут придать вам силы сделать то, что казалось невозможнымСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Знайте себе цену
Альберт Бандура[20]разработал психологическую теорию самоэффективности. Он изучал, как люди оценивают свою способность выходить из различных ситуаций. Уровень самоэффективности у каждого человека зависит от обстоятельств. По этой причине в некоторых ситуациях мы чувствуем себя как рыба в воде, а в других – земля уходит у нас из-под ног. Ваша оценка собственной эффективности зависит от опыта: либо вы знаете, как действовать в предложенных обстоятельствах, либо нет. Еще в большей степени она зависит от присутствия людей, готовых помочь вам справиться с ситуацией. Как и во многих других аспектах самообновления, здесь все дело в уверенности: важно обрести ее, научиться использовать и делиться ею с другими.
Как справиться с изменением обстоятельств
На работе вы можете столкнуться с четырьмя основными разновидностями изменения обстоятельств. 1. Эволюционные изменения. Проявляются на протяжении большого промежутка времени либо незначительны по интенсивности. Они типичны для компаний, стратегия которых предполагает поступательное развитие. 2. Революционные изменения. Это внезапные резкие изменения, которые связаны с переездом компании на новое место, проникновением на новые рынки, со сменой стратегии и т. д. 3. Кризисные изменения. Происходят, когда во избежание полного краха принимаются немедленные и во многом драконовские меры. Если над организацией нависает угроза кризиса, один человек или группа людей, наделенных властью и знающих, что делать, получают право определить первоочередные шаги и предпринять все возможное, проведя срочные консультации с теми, кого затронул данный кризис. Хотя этот метод «молниеносных» решений наиболее типичен, он же и предельно бесплоден. Решение локальной проблемы приносит некоторое облегчение, но этого часто недостаточно для выхода из более масштабного, если не системного кризиса. 4. Изменения как болезнь роста. Происходят, когда небольшая компания начинает расти, причем гораздо стремительней, чем предполагалось изначально. Если планы развития компании не были продуманы заранее, ее ждет неминуемый крах. Еще один пример подобных изменений – возникновение ситуации, которая резко меняет общую картину. Скажем, покупатели перестали заходить в ближайший магазинчик на углу и валом повалили в крупные загородные торговые центры. Когда происходят изменения, связанные с ростом, персоналу приходится овладевать новыми навыками, что в плане самообновления – дело хорошее.
Если вы сохранили способность приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, если для вас это составная часть новой, более масштабной задачи, а не просто отдельно взятый, не имеющий никакого продолжения случай, тогда любые изменения – это изменения к лучшему. Чтобы это было именно так, вам следует постоянно держать под контролем как текущие конкретные проблемы, так и их возможные не столь очевидные последствия. Ваши усилия, направленные на то, чтобы приспособиться к изменениям на работе и дома, возможно, принесут массу новых забот.
Ваши стратегии в меняющейся обстановке
Психологи утверждают, что существуют два типа стратегии, которых обычно придерживаются люди в меняющейся обстановке. Первая – стратегия решения проблемы – предполагает взаимодействие с ближайшим окружением. Например, вы обращаетесь за советом к тому, кто уже имел подобный опыт или использовал в аналогичной ситуации тот или иной практический подход. Вторая – стратегия эмоционального контроля. В этом случае люди пытаются еще раз вникнуть в сложившиеся обстоятельства и таким образом трансформировать свою инстинктивную реакцию на новую ситуацию и свое поведение в изменившихся условиях. Вы можете просто сделать несколько глубоких вдохов, расслабиться, а затем, пребывая в более спокойном эмоциональном состоянии, еще раз обдумать возникшую проблему. Вся беда в том, что некоторые аспекты самообновления требуют от нас не философских размышлений на отвлеченные темы, а вполне конкретных действий. Как это ни печально, иногда приходится иметь дело с изменениями, которые необратимы. Например, по данным Национальной службы здравоохранения Соединенного Королевства, около 30 % взрослого населения страны страдает от хронических заболеваний. На первых порах эти люди пытаются следить за течением болезни, контролируя ее симптомы, степень их выраженности и свое общее состояние. Потом их может охватить паника в связи с тем, что время идет, а болезнь не проходит. На этом этапе очень важна поддержка семьи и друзей. Далее они могут прибегнуть к услугам традиционной или комплементарной медицины. В конце концов больные осознают, что им придется смириться с происшедшими изменениями, и, в зависимости от уровня самоэффективности, либо испытывают страдания в ожидании неизбежного конца, либо учатся жить сегодняшним днем, что бы ни готовил им день завтрашний.
Стоит ли за это платить?
В мире, где все – от колыбели до могилы – имеет определенную цену, существует также и скрытая цена понимания того, какой смысл имеют сложившиеся обстоятельства (в отличие от знания голых фактов). Психологи называют это «цена познания». Причем познание в данном случае включает в себя восприятие, мышление и психологические механизмы решения проблем. Ульрих Найссер[21]определял познание как совокупность процессов, «с помощью которых приток сенсорных импульсов трансформируется, редуцируется, накапливается, извлекается и используется». В этом смысле «познание является составной частью всего, что делает человек». Примерно определить, во что им обойдется познание, люди, как правило, способны уже при первоначальной оценке ситуации. Представьте себе, например, что компания Microsoft сообщила о выпуске принципиально новой операционной системы для компьютеров, которая настолько проста, что понять ее сможет даже десятилетний ребенок. Допустим, вы поддались рекламной кампании и приобрели это программное обеспечение, но, распаковав его, выяснили, что руководство для пользователя представляет собой такой увесистый том, что им впору подпирать ворота! Согласно теории цены познания, одного взгляда на этот том достаточно, чтобы понять: это совсем не детская забава и для освоения принципов действия данной операционной системы нужно обладать гениальными способностями. Иными словами, вы оценили содержание тома в буквальном смысле по обложке. Такие вещи необходимо учитывать, разрабатывая тот или иной вид «упаковки», в которой товар или концепция услуги будут предлагаться потребителю. Если вы работаете в модном агентстве по дизайну или в IT – компании, вам зачастую приходится так основательно заниматься коммерческим обновлением товаров и услуг, что вы начинаете взбираться вверх по воображаемой лестнице, ухватившись скорее за восприятие предмета, нежели за его содержание.
Убедитесь в том, что лестница вашего обновления установлена надежно
Без права на ошибку
Предаваться бессмысленному занятию, пытаясь вскарабкаться по шаткой лестнице Иакова[22]в надежде достигнуть идиллических высот самообновления, свойственно не только взрослым. Когда вы ходили в школу, вас, видимо, призывали стать первым учеником. Если это никак не удавалось, последствия могли быть самыми разными: от «лучше старайся в следующий раз» до шлепка. Независимо от выбранного способа воздействия ребенка, получившего плохую отметку, может охватить паника. Если родители не поддержат его добрым словом, бедняга решит, что те-перь-то ему предстоит неминуемое наказание и ожидать можно чего угодно, от мучительных истязаний до отправки спецрейсом на Марс! Когда родителям не удается найти общий язык с детьми, это чревато еще более серьезными последствиями. Например, в некоторых случаях ребенок бывает одержим мыслью, что ему необходимо выполнять все школьные задания безупречно и делать это любой ценой. Если ребенок, который привык считать себя одним из лучших в классе, получает неожиданно низкий балл, он чувствует себя свергнутым с пьедестала. И вот результат: все надо исправлять и вновь довести до совершенства. Появляются настоящие злость и отчаяние, в самых тяжелых случаях способные перерасти во что угодно, от ухода в себя до самоистязания. Иногда такие дети учатся у своих же сверстников, как лучше всего избавиться от воображаемого раздражения и придирчивости родителей, учителей и системы в целом. А это, в свою очередь, чревато любыми последствиями – от общей апатии, возникающей как реакция на трудности, до протеста в виде принятия наркотиков, беспорядочных половых связей и т. д.
Ваш мир по Вундту [23]
Столкновение с миром способно вызвать отчаяние не только у ребенка. Взрослым зачастую тоже свойственно злиться и приходить в отчаяние, когда не удается добиться совершенства, по крайней мере такого, каким оно им представляется. В предыдущей главе я уже рассказывал о мистере и миссис Идеал, которые полагают, что безукоризненное обновление недостижимо. С точки зрения психолога, они рассматривают мир с позиции Вильгельма Вундта. Вундт считается основателем современной психологии. Он полагал, что людям следует заняться самонаблюдением и изучать свое психическое состояние. С другой стороны, его оппоненты утверждали, что если непрерывно изучать собственное психическое состояние, то в итоге можно сойти с ума. Запомните, это занятие действительно может привести в ближайший «дом скорбных главою», где вам потребуется врачебная помощь. (Не исключено, что с коммерческой точки зрения идеи Вундта не так уж «безумны».) Когда какая-то проблема попадает в поле зрения человека, во всем ищущего совершенства, он расчленяет цельную картину на составные части. Ему кажется, что самообновление не принесет ему полного удовлетворения. Действительно, выполнение любого задания (как части проекта) означает всего лишь окончание данного этапа. В этом смысле решение мелких конкретных проблем всегда будет представляться недостаточным, каким бы скрытым потенциалом они ни обладали.
Осколки большой головоломки
С другой стороны, допустим, что вы намерены стать одним из столпов самообновления, которые склонны рассматривать все явления с точки зрения гештальтпсихологии, то есть видеть форму, очертания и тип предмета не по отдельности, а воспринимать его как целое. Гештальтпсихология появилась в Германии в начале прошлого столетия, а ее основателем принято считать Макса Вертгеймера (1880–1943). Он утверждал, что при изучении человеческого поведения не следует расчленять его на отдельные элементы, и предложил некий набор законов для объяснения того, как наши образы восприятия группируются в цельные значащие модели. Лучше всего проиллюстрировать это следующим образом: представьте, что вы оказались в центре какого-нибудь крупного города, скажем, на площади Пиккадилли в Лондоне или на Таймс-Сквер в Нью-Йорке. Известно, что и там, и там расположены огромные рекламные щиты, на которых горят каскады перемещающихся огней. Создается впечатление, что огни движутся, хотя на самом деле лампочки неподвижны, просто они включаются и выключаются с интервалом 60 миллисекунд. Точно так же люди, добившиеся успехов на пути самообновления, считают, что если каждый такой «огонек» (то есть шаг к поставленной цели) не будет загораться и гаснуть в определенной последовательности, то нет и никакой возможности создать общее впечатление потока, читай – достигнуть поступательного движения к светлому будущему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.207.33 (0.007 с.) |