Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэзия третьего периода творчества А. Блока (1908–1921): циклы «на поле куликовом», «пляски смерти» и др.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В статье «Памяти В. Ф. Комиссаржевской» (1910) Блок назвал «душу настоящего человека» «самым сложным и самым нежным <....> музыкальным инструментом». Одновременно сказал: «Бывают скрипки расстроенные и скрипки настроенные. Расстроенные скрипки всегда нарушают гармонию целого; ее визгливый вой врывается докучливой нотой в стройную музыку мирового оркестра». Впечатления о таких «нарушителях мирового оркестра» воплотились в стихах цикла «Страшный мир». Опыт личной судьбы, горестных утрат Блока ощущается здесь очень сильно. В год, которым помечены первые произведения «Страшного мира» (1909-1916), поэт с горечью признался себе: «Ночное чувство непоправимости всего подползает и днем. <...> Смерти я боюсь и жизни боюсь, милее всего прошедшее, святое место души — Люба. Она помогает — не знаю чем, может быть, тем, что отняла? — Э, да Бог с ними, с записями и реестрами тоски жизни». Вот так, в мужественных и мучительных переживаниях, создавались произведения цикла, сначала вошедшие в сборники «Ночные часы», «Снежная ночь», затем собранные и дополненные в третьем томе издания поэзии 1916 г. Постепенно углублялся трагический тон лирического монолога: герой как бы вбирал в свою душу резкие диссонансы, необратимые уродливые метаморфозы окружающего. Внутреннее, ослепляющее, как электрический разряд, столкновение изначальной чистоты, красоты с последующим «поруганием» «заветов священных» доведено здесь до апогея. Поэтому цикл открывался огненными строками «К Музе», совмещающей в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки». А заканчивалось стихотворение поистине надрывной нотой: И была роковая отрада В попираньи заветных святынь И безумная сердцу услада — Эта горькая страсть, как полынь! Двуначалие чувствуется в каждом образе, в том числе — самой Музы. Она предстает в прямом своем значении — божества искусства, а то в облике любимой и покинувшей поэта женщины — источника вдохновения. Испытания творчеством и реальным чувством сливаются, «разжигая» друг друга, рождая горе и радость, свершения и потери. Некоторое время было принято видеть в лирике этих лет приближение поэта к конкретным реалиям современности. Иногда говорят противоположное — о раскрытии вселенских масштабов нравственного опустошения путем обращения к области «инфернального» (потустороннего). Представляется, что такие суждения неточны, хотя и реалии, и демоны, «пляски смерти» есть в цикле «Страшный мир». В этот цикл включены «медальонами» подборки стихотворений, воспринимаемые как самостоятельные главки в целостном произведении: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их размещения логична: в первой — картина бессмысленного существования «страшного мира», во второй — судьба одного человека, в «Черной крови» — внутреннее состояние опустошенной личности. Противоборствующая печальной инерции энергия раскрыта в стихотворениях разных лет: пятичастном цикле «На поле Куликовом» (1908), в «Новой Америке» (1913), взволнованном лирическом монологе «Дикий ветер стекла гнет...» (1916). Сходное мироощущение воплощено каждый раз в особом «ключе», оригинальном образном строе. Помещая «На поле Куликовом» в третий том «Собрания стихотворений», Блок дал такой комментарий: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Для поэта, следовательно, равно важными представлялись ретроспекция исторического прошлого, проекция на будущее России, осмысление своей современности в связях с этими двумя временными пластами. Такая сложная структура цикла выражает не менее сложную концепцию отечественной истории. Россию Блок назвал невестой. Такое определение родины избрано в стремлении подчеркнуть ее юность, вместе с тем — ответственность перед грядущим. В черные Дни невеста пробуждает у блоковского героя волнующее желание спасти ее, преодолев свои слабости («Дикий ветер стекла гнет...»):
В форме вопроса проявлена все та же острая потребность — изжить «злую драму», сон души. Блоковские стихи сотканы из образов, почерпнутых от истории, природы, конкретных человеческих переживаний. В поэтической лексике, интонации легко различить влияние летописных текстов, фольклорных мотивов. Тем не менее стихия романтического жизнеощущения разлита так щедро, что переплавляет самые, казалось бы, знакомые детали и штрихи. Родина Блока — живой, бесконечно близкий ему и таинственный, неразгаданный мир, обладающий изменчивыми, но всегда дорогими ликами, неожиданной поступью, властью над самыми глубинными движениями поэтического сердца. Любые сугубо материальные проявления: каменный уголь, железная руда («Новая Америка») — свободно преобразуются, благодаря раскованности авторского воображения, в зовы земной души. Жажда единения с нею рождает фантастическое создание «в одежде, свет струящей», сошедшее с туманом («На поле Куликовом»). А будто обычная, ожидающая жениха невеста вдруг оказывается в черном пустом царстве, среди необъяснимых «шагов и хруста» («Дикий ветер стекла гнет...»). Для Блока нет раздела между существующим и предчувствуемым. «Мировой оркестр» доносил до поэта не улавливаемые простым ухом созвучия. Потому он хранил в себе для нас труднопостижимое, трепетное и всеобъемлющее чувство родины.
К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, “твари весенние”, чертенята, “больная русалка”. Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители “всемирной пошлости”, живые мертвецы, как, например, в цикле стихов “Пляски смерти”. Наиболее известное стихотворение этого цикла — “Ночь, улица, фонарь, аптека...”, в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир — это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла “Родина”, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: “На поле Куликовом”. Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла “На поле Куликовом”:
Тема родины стала для Б. выражением веры его героя, надежды и спасения в единстве с ее судьбой. Не случайно поэт любил повторять, что все его творчество -- о России. Первые стихи, где возникает тема России, начиная с "Осенней воли", такие, как "Осенняя любовь", "Россия", воссоздают двуликий образ страны -- нищей, богомольной, сирой и одновременно разбойной, вольной, дикой, с раскосостью азиатчины в глазах. Выразителен в этом отношении цикл "На поле Куликовом" (1908) -- этапное произведение поэта. В третьем томе собрания своих стихотворений (1912) Б. сопроводил цикл весьма многозначительным примечанием: "Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". Смысл этих строк глубже распространенных среди символистов неославянофильских упований на уготованную России исключительную роль в переиначении судеб мира. Существеннее для Б. опрокидывание исторической темы в современность ("Опять над полем Куликовым...") и примечательное первое лицо множественного числа повествователя ("...Пусть ночь. Домчимся, озарим кострами / Степную даль... / И вечный бой! Покой нам только снится..."). Одной из важнейших для Б. в эти годы была проблема единения интеллигенции и народа, и то, что его герой находит свое место в битве за спасение отечества среди русских ратников, говорит об авторской вере в возможность такого единства/
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.012 с.) |