Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новеллистика Ф. Сологуба: круг проблем, героев, сюжетных ситуаций, образов-символов, жанровые особенности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Если лирика была для Сологуба сферой, где изнутри преодоле валась одержимость бытием и рождался новый взгляд на мир, то проза по самой своей природе способствовала эпическому дистан цированию от героя и выработке форм авторской вненаходимости изображаемому. В рассказах 1892—1904 гг. писатель сосредото чен на теме детства, тесно связанной с его пониманием «меона». Дети, по Сологубу, отличаются от взрослых божественно-игро вой близостью к «всебытию» и тем, что они — почти чистое ста- новление-меон. Их «мимолетно-зыблемая жизнь» — и не жизнь в обычном смысле слова. Это положение в мире — источник и силы, и слабости ребенка, требующих глубоко сочувственного, лю бовного отношения, но редко его находящих. Ребенку дано непосредственное видение мира, недоступное даже мудрой няне Эпистимии («Земле — земное», 1898) — у греков это слово обозначало истинное знание в отличие от «доксы» — «кажимости». Вопреки утверждению няни, что герою этого расска за Саше «метится», повествователь подчеркивает, что Саше «никог да ничего не кажется (курсив наш.— СБ.). А только так все ясно, но странно как-то» (ТС, с. 271—272). Это ясное, но странное видение воспроизводит писатель, одним из первых вводя в русскую прозу бесконечно значимый мир малых предметов, данных крупным планом: «Саша повернулся и лег лицом к земле. В траве кишел перед ним целый мир — былинки жили и дышали, жучки бегали, сверкали разноцветными спинками, шелестели едва слышно. Саша ближе приник к земле, почти прилег к ней ухом. Тихие шорохи доносились до него. Трава вся легонько, по—змеиному, шелестела. От движения испаряющейся влаги шуршал порою оседавший зем ляной комочек. Какие-то струйки тихо звенели под землей» (ТС, с. 270; ср. описание в рассказе «Свет и тени» (1894): «Сладкие струйки пробегали в чае, тонкие пузырьки подымались на его по верхность. Серебряная ложечка тихонько бренчала <...> От ло жечки на блюдце и скатерть бежала легкая, растворившаяся в чае тень», ТС, с. 233). Но с той же легкостью, с какой дети незамутненно созерцают жизнь, они уходят в инобытие, в созерцание ее изнанки — теней, ибо обе эти стихии им одинаково близки. Володя, герой рассказа «Свет и тени», оказывается зачарован как раз инобытийным миром: «Володе уже неинтересны стали предметы, он их почти не ви дел' — все его внимание уходило на тени». Одержимость тенями, которой отдается ребенок, ведет его обратно к тому, что писатель в «Мелком бесе» назовет «первобытным смешением» — дряхлым хаосом, и порождает ощущение враждебности окружающего («став шего») мира: «На улице Володя себя чувствовал сонно и пугли во <...> Городовой смотрел на Володю враждебно. Ворона на крыше пророчила Володе печаль. Но печаль была уже в его серд це,— ему грустно было видеть, как все враждебно ему» (ТС, с. 235). Эти особенности детского положения в мире и детского созна ния требуют, по Сологубу, особенно ответственного отношения к ним взрослых. Делая темой большинства рассказов недолжное («Червяк», 1896; «Улыбка», 1897; «Жало смерти», 1903), заостряя традиционную для русской литературы тему «слезинки ребенка», писатель художественно претворяет должное отношение в самой постановке авторского голоса. Детское восприятие дано в интер претации любовно понимающего его взрослого, как бы в переводе на его язык. Но писатель отказывается и от «овнешняющего», «под глядывающего» подхода к своим героям. Детство, как и любая тайна, как красота или смерть, не терпит постороннего взгляда, не открывается ему и мстит за него (это становится темой и рассказов о взрослых — «Красота», 1899; «Белая собака», 1903). В «Зем ле — земное» Эпистимия говорит Саше: «Курносая не любит, кто за ей подсматривает» (ТС, с. 272). Писатель и старается занять по отношению к своим героям позицию, близкую Эпистимии: изнутри понимая детей, не растворяться в детской точке зрения, а найти на них «автономно причастный» (М.Бахтин) взгляд — любить детей там, где кончается их самосознание, где они «обращены вовне себя и нуждаются во вненаходящейся и внесмысловой активности» Воспроизводя детское видение, автор, как мы отмечали, своеоб разно переводит его на язык взрослого: «В зеленовато-золотистом колыхании колосьев Саша чувствовал соответствие (курсив наш.— СБ.) с тем, что двигалось и жило в нем самом земною, мимолетно— зыблемою жизнью» («Земле — земное». ТС, с. 270). Здесь сим волистские «соответствия» благодаря детскому восприятию даны не как «кажимость», а как ясная, но не теряющая от этого своей таинственности реальность. Слово «соответствие» делает эту ре альность отрефлексированной другим сознанием. Но ведь именно в другом сознании нуждается ребенок, который только видит и чув ствует, но которому «трудно было и думать об этом. Промелькнет 900 неясная мысль и — погаснет,— и Саша опять в тягостном, томном недоумении» (ТС, с. 270). Но и «другое», взрослое сознание тоже нуждается в детском. Оно и рефлектирует здесь не так, как в лирике, где звучал призыв «не верь!», а доверчиво, почти непосредственно. Автор берет на себя лишь роль слова-логоса, которым еще не владеет детское со знание. Так, на уровне слова и постановки авторского голоса дается художественная модель решения мучительных проблем, нерешен ных в событийном плане рассказов, прежде всего проблем одержи мости и богооставленности маленького человека: в сотворенном ху дожественном мире герой любовно спасен словом автора-творца и сам спасает его от дурной бесконечности рефлексии. Свою концепцию художественного метода Ф. Сологуб обозначает сле- дующим образом: «Никакого нет быта, и никаких нет нравов, – только вечная разыгрывается мистерия. Никаких нет фабул и интриг, и все завязки давно за- вязаны, и все развязки давно предсказаны <...> Что же все слова и диалоги? – один вечный ведется диалог, и вопрошающий отвечает сам и жаждет ответа. И какие же темы? – только Любовь, только Смерть. Нет разных людей, есть толь- ко один человек, один только Я во вселенной» [3]. Этим, пожалуй, объясняется принципиальная типичность художественного мира, которую мы наблюдаем в его прозе, малой в том числе. Творческая воля автора объемлет сотворенный мир персонажей. Процессы, происходящие в сознании героя, объективно осве- щаются автором. Но здесь не «откат» в прошлое литературы, где главную роль в художественном произведении играло «я» автора-повествователя. Как и в романах Сологуба, действие его рассказов разворачивается в рус- ской провинции. Этот мир лишен исторического культурного кода (как, напри- мер, мир в некоторых исторических новеллах В. Брюсова), он привычен, обы- ден и скучен. Тем значительнее изменение, которое происходит с этим привыч- ным миром в сознании героев. Для Сологуба рассказ о реальности не важен. При всей лаконичности стиля особое место отдается описанию изменения восприятия этого мира геро- ем, находящимся на грани. Все перипетии мира внешнего – знаки драмы мира внутреннего, драмы, разыгрываемой в сознании. В программной статье «Искусство наших дней» Сологуб отмечет: «В ка- ждом земном, грубом упоении таинственно явление красоты и восторг» [5], подразумевая за этим, по мнению Н.В. Барковской, некую «мистическую иро- нию», которая проявляется в принятии мира в преображенном таинственном виде, где за обыденностью будет стоять «вечный мир свободы» [1, c. 126]. Ге- рои цикла «Жало смерти» ищут «вечный мир свободы», выбирают смерть. Но очевидный трагизм ситуации снимает та самая «мистическая ирония», проявляющаяся в повествовательной структуре. Принцип организации повествования является скрепой между рассказами цикла. Перед нами экзегетический нарратив, повествователь проникает во внутреннее состояние всех персонажей, характеризуя их мысли, ощущения, пе- реживания. В повествовании преобладает внутренняя позиция нарратора с пре- имущественной характеристикой внутреннего мира героя-ребёнка. Внешняя точка зрения появляется в случаях описания окружающего мира, точнее для введения героев в хронотоп реальности: сообщение о месте событий, времени действия (начало всех рассказов цикла). Также встречается описание окружающего мира, но оно дается, как правило, сквозь призму измененного созна- ния героя. Средством психологической характеристики персонажа становятся раз- ные формы внутренней речи. Но отметим, что чаще всего это сознание ребенка, поэтому при необходимости рассказать о сложном переломе в душе героя автор уходит от несобственно-прямой речи переходит на повествование от третьего лица, сохраняя, тем не менее, некую «зыбкость» описания, что выражается в неточной характеристике душевных порывов героя, в постоянном подчеркива- нии смутности, неустойчивости и неясности происходящего в его внутреннем мире. Но тем не менее, это «детский язык», который переносят взрослые с ре- бенка на себя, отсюда суффиксы: -очк, -ечк, -оньк, -еньк - все это уменьши- тельно-ласкательное изобилие пытается одомашнить повествование. В повест- вовании практически не представлены формы рефлексии, саморефлексии. Если в центре рассказа – герой-взрослый, то сознания всё равно практически нет. Старик в рассказе «Обруч» инфантилен: мечта, овладевшая им, «неподвижная», «неясные, медленные мысли ползли в его лысой голове». Не является исключе- нием и Елена в рассказе «Красота». В момент душевного равновесия и любова- ния своим телом, героиня «грезила», «мечтала», «радовалась», и «ни одна не- чистая мысль не возмущала ее девственного воображения», и так «проводила, обнаженная, долгие часы, - то мечтая и любуясь собой, то прочитывая страни- цы прекрасных и строгих поэтов...». Глаголы мысли в повествовании появля- ются, когда происходит душевный слом, но и здесь нет четкости, осознанности, ясности мысли: «Потом она легла на низком и мягком ложе и думала печально и смутно...»; «Долго Елена лежала неподвижная, в каком-то странном и тупом недоумении…»; «Упрямо, без прежнего радования, с какими-то злыми думами и опасениями Елена продолжала каждый день обнажать свое прекрасное тело и смотреть на себя в зеркало» (курсив наш. – О.О.). Так или иначе, неразвитость и инфантильность сознания героев можно отметить в повествовании каждого рассказа. Если такое сознание становится центром повествовательной системы (характерно для всех рассказов цикла, кроме «Жала смерти», где повествова- тель сознательно занимает особую пространственную позицию, дистанцируясь от героев), то и отражает оно только поверхностный слой явлений. В моменты перелома, который неизбежно настигает героя, в повествова- тельную структуру вплетаются мотивы тоски, томления, которые становятся ведущими в цикле. Указанные мотивы привносят в нарратив рассказов цикла информацию нового плана, становятся своеобразной ремой повествования по отношению ко всему предыдущему тексту. Как правило, сопряженным этими мотивами событием становится крушение прежней жизни героя. Попытка вер- нуть жизнь на круги своя обречена на неудачу, впрочем, герои не делают таких попыток. Мотивы связаны с героем через событийную сторону произведения. Тос- ка появляется в душе героя внезапно: из-за вскользь брошенного слова, взгляда, увиденного, исключением будет появление этого чувства в рассказе «Баран- чик» после убийства сестрой брата (в повествовании нагнетается чувство без- возвратной потери в душе ребенка: «сердце в груди тяжелеет», «страх напал и тоска», «тяжко бьется маленькое сердце») или после увиденной героем смерти, как в рассказе «Утешение». Мотивировка такого внутреннего состояния опус- кается, просто герой начинает всё видеть по-другому: «показалось», «чуди- лось», «начало охлаждать, а что именно, ещё не осмыслил», «мысли смутные неопределённые». С этого момента тоска неотступно владеет героем. Рассмотрим парадигматическое развертывание указанных мотивов в рас- сказах цикла. Характерной приметой рассказа «Красота» является крайняя суггестия повествования. Это достигается использованием различных приёмов поэтиче- ской риторики. Самыми распространенными становятся эпитеты: они скапли- ваются в больших количествах, сталкиваясь с существительным, образуют па- радоксальные сочетания: «тёмная бледность», «плакала медленными и холод- ными слезами». Именно повторение и нагнетение эпитетов является для про заика средством создания образа красоты: «сладкие и томные запахи», благо- ухание, ароматы окружают Елену, «торжественные и простые мелодии» извле- кает она игрой на рояле, «избранные и строгие творения» писателей читает она. Несмотря на «завороженность» ликами смерти, Сологуб не увлечен самим процессом. Часто о смерти говорится скупо. Если повествователь задерживает взгляд на событии после смерти героя (например, «Жало смерти», «Утешение»), то только затем, чтобы подчеркнуть, равнодушие окружающего к «личной» смерти. Пожалуй, такое восприятие возникает на фоне глубокого убеждения в естественности смерти, которую следует смиренно принимать как природную данность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.80 (0.012 с.) |