Понятие аудита, его цели и задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие аудита, его цели и задачи.



Понятие аудита, его цели и задачи.

Аудит - проверка и подтверждение правильности ведения счетов предприятия, проводимая квалифицированными специалистами. В России аудит получил развитие в последние 10 лет.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В сложных экономических условиях при переходе к рыночным отношениям стало важным иметь достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации. Создание коммерческих структур вызвало приток новых предпринимателей, не обладающих должным опытом работы, слабо разбирающихся в законодательных актах, поэтому появились и первые нарушения (иногда неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности. В связи с этим возникла новая форма контроля за хозяйственной деятельностью, включающая вопросы по ведению бухгалтерского учета, правильности начисления налогов. Аудиторская деятельность – аудит – предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказание сопутствующих аудиту услуг (налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, вопросы прогнозирования).

Основная цель – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Р.Ф.

Задачи аудита связаны с целью проведения аудита (например, аудит денежных средств).

Основные задачи:

- проверка законности финансово-хозяйственных операций;

- проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности;

- проверка достоверности важнейших показателей отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатах и др.;

- исследование хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов;

- проверка состояния и эффективности использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).

 

Услуги, связанные с аудиторской деятельностью, и сопутствующие аудиту услуги: виды и нормативное регулирование.

По мимо осуществления аудиторской деятельности аудиторская организация и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги и услуги, связанные с аудиторской деятельностью.

Сопутствующие аудиту услуги:

1. Обзорная проверка бухгалтерской финансовой отчетности. При проведение обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что проверяемая информация не содержит существенных искажений.

2. Согласованные процедуры. При проведение согласованных процедур аудитора нанимают для проведения процедур аудиторского характера (требования, подтверждения, по которым было достигнуто согласие между аудитором и хозяйствующим субъектом и третьими сторонами (например потенциальные покупатели хозяйствующего субъекта) для подготовки специального отчета об отличительных факторах без обеспечения какой-либо уверенности). Пользователям отчета аудитора согласованных процедур представляется возможность провести самостоятельную оценку приведенных в отчете фактов и сделать собственные выводы по данной работе аудитора. Такие процедуры проводятся в отношении отдельных показателей БФО (дебиторская и кредиторская задолженность).

3. Компиляция финансовой информации. Это составление отчета с привлечением аудитора или трансформация отчета подготовленного с рос.-стандартами бухгалтерской отчетности в отчетность подготовленную в соответствии с требованиями МСФО. Пользователи компилированной информации получают преимущества от участия в работе аудитора, как квалифицированного специалиста, но в отчете аудитора при этом не выражается никакой уверенности.

К услугам связанным с аудиторской деятельностью относятся:

1. Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и бухгалтерское консультирование.

2. Налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых деклараций.

3. Анализ финансово- хозяйственной деятельности организации и ИП, экономическое и финансовое консультирование.

4. Управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организации.

5. Юридические услуги в областях связанных с аудиторской деятельностью включая правовое консультирование, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, налоговых и таможенных правоотношениях органов государственной власти.

6. Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий.

7. Оценочная деятельность. Оценка стоимости имущества, оценка предприятия как имущественного комплекса, а также предпринимательских рисков.

8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

9. проведение маркетинговых исследований.

10. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях.

11. Обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

12. Оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

 

Права и обязанности аудиторов при проведении аудита.

Права:

1. Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, а также количество и персональный состав аудируемой группы;

2. Проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3. Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4. Отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении в случаях:

- непредставлении аудируемым лицом всей необходимой документации;

- выявление в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказавших либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой отчетности аудируемого лица.

5. Осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству РФ и упомянутому Федеральному закону.

Обязанности:

1. Осуществять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

2. Предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудитосркой организации или индивидуального аудитора;

3. В срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4. Обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

5. Исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определяемых договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

 

 

Саморегулируемые организации аудиторов (СОА): понятие и функции.

СОА – некоммерческая организация, созданная на условиях членства для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Для внесения в государственный реестр саморегулирующей организации аудиторской деятельности организация должна соответствовать следующим требованиям:

1. Члены организации должны быть не менее 700 физических лиц или не менее 500 аудиторских организаций;

2. Наличие утвержденных правил контроля качества работы членов саморегулируемой организации и кодекса профессиональной этики;

3. Обеспечение организации дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда.

СОА занимается следующими вопросами:

1. Участие в создании финансирования и деятельности единой аттестационной комиссии;

2. Сообщение в МинФин сведений об применениях в своём составе не позднее 7 рабочих дней со дня возникновения подобных изменений;

3. Сообщать в МинФин о дополнительных требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией в своих стандартах и дополнительных формах профессиональной этики.

4. Представление в МинФн отчета о соблюдении требований законодательства в части регулирования аудиторской деятельности;

5. Подтверждение соблюдения аудиторами, являющимися членами этой СОА, требований об обучении по программам повышения квалификации.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности в СОА проводится аудиторской организацией, являющейся членом другой СОА.

Функции государственного контроля за деятельностью СОА осуществляет МинФин РФ.

Предметом государственного контроля за деятельностью СОА является соблюдение СОА требований законодательства в части регулирования аудиторской деятельности.

Государственный контроль за деятельностью СОА осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года в соответствии с утвержденным графиком. Основанием для внеплановых проверок являются жалобы на деятельность СОА поданные в МинФин.

В случае выявления нарушений требований законодательства со стороны СОА МинФин может:

- вынести предупреждение о недопустимости нарушения требований законодательства;

- вынести предписание, обязывающее СОА устранить выявленные нарушения с установленным сроком устранение нарушения;

- вынести решение об исключении сведений о данной организации из государственного реестра СОА.

Ведение государственного реестра СОА осуществляется МинФином РФ. Существует также реестр аудиторов и аудиторских организаций - систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций, который ведут СОА в отношении своих членов. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций по каждой СОА хранится в МинФине.

 

15. Аудиторские организации: понятие и требования к членству в СОА.

Аудиторская организация – это коммерческая организация являющаяся членом одной из СОА.

Аудиторская организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с датой внесения сведений о ней в реестр СОА, членом которой такая организация является.

Аудиторская организация должна отвечать следующим требованиям для внесения записей о ней в реестр СОА:

1. Она может быть создана в организационно-правовой форме, кроме ОАО;

2. Численность аудиторов, являющимися работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3. Доля уставного капитала аудиторской организации принадлежащая индивидуальному аудитору или другим организациям должна быть не менее 51%;

4. Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе аудиторской организации должна быть не менее 50% состава данного исполнительного органа. Лицо являющееся единолично возглавляющим аудиторскую организацию также должно быть аудитором;

5. Безупречной деловой репутацией;

6. Наличие и соблюдение правил внутреннего контроля качества работы;

7. Уплата взносов саморегулируемую организацию;

8. Уплата взносов в компенсационный фонд в СОА.

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СОА.

Аудитор может являться работником аудиторской организации на основании трудового договора, работать на основании рудового договора гражданско-правового характера между ним и аудиторской организацией, а также в качестве ИП без образования аудиторского лица.

 

 

Планирование аудита.

После подтверждения клиента согласия на проведение проверки ауд-кая организация заключает с ним договор оказания ауд-их услуг и приступает к этапу планирования ауд-ой проверки. Условия и правила планирования аудита-ой проверки подробно регламентировано в ПСАТ№3 «Планирование аудита». Планирование должно эффективно распределяться между членами ауд-ой группы участвующей в проверки, а так же создать условия координации этой работы. На этом этапе планирования создается общий план и программа ауд-ой проверки. Программа является подробным набором инструкций для ауд-ров участвующих в проверке, а так же средством контроля качества выполненной работы. В процессе разработки программы ауд-ой проверки аудитор должен оценить неотъемлемый риск и риск средств контроля, для того чтобы грамотно спланировать качество и временные рамки проведения ауд-их процедур проверки по существу. Общий план и программа аудита в случае необходимости уточняются и пересматриваются в ходе проведения поверки. Поэтому планирование аудитора своей работы осуществляется не прерывно на протяжении своей ауд-ой проверки в связи с меняющимися обстоятельствами неожиданными результатами полученными в ходе проверки. Причина внесения значительных изменений в общие планы и программу ауд-ой проверки должны быть документально зафиксированы.

 

ИЗ ШПОР:

Планирование является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация должна начать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита. Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть срок проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

1)формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

2) распределение аудиторов по конкретным участкам аудита;

3) инструктирование всех членов команды об их обязанностях;

4) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора и т. д.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы - одновременно и средством контроля качества работы. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля - это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу – это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

Подготовка и составление программы аудита регулируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита».

 

 

28. Аудиторские заключение: особенности составления и содержание.

Форма аудиторского заключения и порядок составления определяется в ПСАТ № 6. Аудиторское заключение- это официальный документ предназначенный для пользователя бух. отчет. аудир. лиц, составляется в соответ. с требов. законодательства и содержащ. в выраж. в установленной форме мнение ауд-мой орган-ии или мнение индивидуального аудитора о достоверности бух. отчет. ауд-го лица и соответ. порядка ведения бух. учета в законодат. РФ. Схема: из 1 вытекает 2 и 3; только из 3 вытекает 4,5,6,7,а только из 5 вытекает 8,9,10. 1- аудиторское заключение; 2- безоговорочно положительное; 3- модифицированный аудит;4- с указанием факторов не влияющих на ауд. мнение, на раскрытых в отчетности; 5- с оговорками; 6- отказ от выражения мнения; 7- отрицательное мнение; 8- отговорка из-за ограничения; 9- отговорка из-за разногласий относительно учетной политики;10- отговорка из-за разногласия относительно способов раскрытия информации. Так же существует понятие заведомо ложного ауд-го заключения- это заключение составл. без проведения ауд-ой проверки или по результатам проверки но явно противоречащие содержанию документов предоставляемых для проверки и раскрыт. в отчетности. Заведомо ложное ауд. закл. признается таким только при решении суда. Предусматривает ответственность ауд-ов подписавших такой заключение в виде аннулировании лицензии на осуществление ауд-ой деят-ти.

 

ИЗ ШПОР:

По результатам проведенного аудита бух. отчетности клиента аудитор должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудит. заключении от выражения своего мнения.

Аудит. заключение составляется по результатам аудита бух. отч-ти клиента, проведенного аудитором. При составлении аудит. заключения аудитор должен принимать во внимание все сущ. обстоятельства, установленные в результате аудита. Сущ. признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бух. отчетности клиента. Если в результате аудита клиент произвел необходимые поправки в бух. отчетность, то аудит. заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

В аудит. заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все сущ. обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудит. заключения, отличного от безусловно положительного.

Аудит. заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. К аудит. заключению должна быть приложена бух. отчетность клиента, в отношении которой проводился аудит.

Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторе.

Аналитическая часть должна включать: общие результаты проверки состояния СВК у клиента; общие результаты проверки состояния бух. учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения зак-тва при совершении фин. – хоз. операций. (в произвольной форме)

Итоговая часть представляет собой мнение аудитора о достоверности бух. отч-ти клиента.

Если в результате аудита выявлены какие-либо сущ. искажения бух. отч-ти, то в прилагаемой к аудит. заключению бух. отч-ти клиент должен устранить эти искажения, т.е. бух. отч-ть должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудит. фирмой. Если аудит. заключение составляется после представления клиентом бух. отч-ти пользователям (учредителям (участникам), налоговым органам и др.), то итоговая часть аудит. заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отч-ти.

Аудитор должен представить клиенту два первых экземпляров аудит. заключения: один экземпляр в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бух. отч-ти, явившейся объектом аудита; другой экземпляр в составе вводной и итоговой частей с приложением бух. отч-ти - для предоставления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы.

Каждый экземпляр аудит. заключения вместе с приложенной к нему бух. отч-стью является единым целым и должен быть сброшюрован. Аудитор должен представить аудит. заключение клиенту в сроки, согласованные с этим субъектом.

 

Виды аудиторских мнений.

Мнение о достоверности отчетности может быть выражено в форме:

1. Безусловно положительного аудиторского заключения;

2. Условно положительного аудиторского заключения;

3. Отрицательного аудиторского заключения;

4. В форме отказа от выражения мнения, оформляемого также в виде аудиторского заключения.

В любом случае мнение о достоверности отчетности должно сопровождаться объяснением того, что понимается под достоверностью.

В безусловно положительном заключении (в нашем примере) мнение аудиторской фирмы означает следующее. Эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных отношениях отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности акционерного общества за отчетный период исходя из Федерального закона "О бухгалтерском учете".

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы означает, что за исключением указанных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных отношениях отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности экономического субъекта за отчетный период исходя из применимого нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. В этом случае в заключении приводится следующая формулировка:

«По нашему мнению, прилагаемая к настоящему заключению бухгалтерская отчетность с поправками, приведенными в приложении к настоящему Заключению...»

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных отношениях отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности экономического субъекта за отчетный период исходя из применимого нормативного акта Российской Федерации.

Последний параграф заключения формулируется следующим образом:

"По нашему мнению, в связи с влиянием обстоятельства, указанного в предыдущем параграфе настоящего Заключения, прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность недостоверна, т.е. подготовлена так, что не обеспечивает во всех существенных отношениях отражение активов и пассивов акционерного общества "Новая жизнь " по состоянию на 31 декабря 2000 г. и финансовых результатов его деятельности за 2000 г. исходя из... ".

Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной из общепринятых форм.

Во всех формах аудиторского заключения речь идет о достоверности отчетности во всех существенных отношениях. Это означает, что при подготовке заключения аудиторская фирма принимала во внимание все существенные, значимые обстоятельства, установленные в результате аудита. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская фирма, как правило, основывается на внутрифирменных стандартах. При этом она руководствуется профессиональным суждением и исходит из главной цели аудита — оценить достоверность бухгалтерской отчетности в целом.

 

Понятие аудита, его цели и задачи.

Аудит - проверка и подтверждение правильности ведения счетов предприятия, проводимая квалифицированными специалистами. В России аудит получил развитие в последние 10 лет.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В сложных экономических условиях при переходе к рыночным отношениям стало важным иметь достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации. Создание коммерческих структур вызвало приток новых предпринимателей, не обладающих должным опытом работы, слабо разбирающихся в законодательных актах, поэтому появились и первые нарушения (иногда неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности. В связи с этим возникла новая форма контроля за хозяйственной деятельностью, включающая вопросы по ведению бухгалтерского учета, правильности начисления налогов. Аудиторская деятельность – аудит – предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказание сопутствующих аудиту услуг (налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, вопросы прогнозирования).

Основная цель – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Р.Ф.

Задачи аудита связаны с целью проведения аудита (например, аудит денежных средств).

Основные задачи:

- проверка законности финансово-хозяйственных операций;

- проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности;

- проверка достоверности важнейших показателей отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатах и др.;

- исследование хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов;

- проверка состояния и эффективности использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.062 с.)