Понятие аудита и аудиторской деятельности. Их виды. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие аудита и аудиторской деятельности. Их виды.



Тема 1

Начало постановления аудита в России -1987 год.

Понятие аудита и аудиторской деятельности. Их виды.

1. Понятие аудиторской деятельности и аудита.

2. Классификация аудита.

3. Сопутствующие аудиту услуги, регулируемые федеральным стандартам аудиторской деятельности.

4. Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью.

 

Понятие аудиторской деятельности и аудита.

Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1862году был принят закон о британских компаниях, в котором прописывалось ежегодно проверять счета и отчёты специалистами по бухгалтерскому учёту и финансовому контролю.

 

Аудиторская деятельность- это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

 

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемого лица, с целью выражения мнения о достоверности такой отчётности.

 

Понятия аудиторской деятельности были широкие, так как такая деятельность включает в себя не только собственно аудит, но и ряд сопутствующих аудиту услуг.

 

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не в праве заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

 

Классификация аудита.

В практике аудиторской деятельности и в нормативных документах выделяют различные виды аудита по определённым признакам:

По отношению к объекту аудита:

-аудит финансовой отчётности

-аудит по специальным заданиям

Аудит финансовой отчётностизаключается в проверке отчётности экономического субъекта, с целью выдачи заключения о достоверности её соответствия с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учёта.

Аудит по специальным заданиям направлен на проверку конкретных вопросов деятельности экономического субъекта, соблюдение определённых процедур, норм и правил. К таким проверкам относятся: услуги по проверке специальной отчётности (отличной от бухгалтерской), качественном состоянии имущества и по другим вопросам.

 

По периодичности проведения

-первичный аудит

-согласованный (повторяющийся) аудит

Первичный аудит проводится впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоёмкость аудита , так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента.

Согласованный (повторяющийся) аудитявляется повторным или регулярным для определённого клиента, поэтому он основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учёта.

 

По отношению к требованию законодательства

-обязательный аудит

-инициативный(добровольный) аудит

Обязательный аудитпроводится в случаях:

1)если организация имеет организационно - правовую форму открытого акционерного общества;

2)если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценны бумаг;

3)если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным, пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного фонда( за исключением государственных внебюджетных фондов);

4)если объём выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчётному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 миллионов рублей;

5)если организация ( за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидирующую )бухгалтерскую (финансовую отчётность);

6)В иных случаях, установленными федеральными законами.

Инициативный аудит проводится в следующих случаях:

1)текучесть работников бухгалтерии

2)низкая квалификация работников бухгалтерии

3)недоверие собственников руководства предприятия

 

По сфере деятельности

-общий аудит

-банковский аудит

-страховой аудит

По отношению к субъекту проверки

-внешний аудит

-внутренний аудит

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учёта и финансовой отчётности экономического субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке её работы в интересах руководителей.

Цель: помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.

Внутренний аудит, как правило осуществляется штатными работниками предприятия, которые подчиняются непосредственно руководству. Как правило, внутренние аудиторы нужны в крупных организациях и в организациях, которые имеют множество филиалов.

 

По назначению

-аудит на соответствие

-операционный аудит(аудит эффективности)

 

Аудит на соответствие проводится в целях установления соответствия бухгалтерской отчётности, принципов бухгалтерского учёта, соответствия действий налогоплательщика, требований налогового законодательства.

Операционный аудитосуществляетсяв целях определения степени экономичности и эффективности функционирования субъектов аудита, а так же для выработки управленческих решений.

Сопутствующие аудиту услуги, регулируемые федеральным стандартам аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут проводить проверки, а так же осуществлять сопутствующие аудиту услуги. Сопутствующие аудиту услуги согласно федеральным стандартам аудиторской деятельности относятся:

1)обзорные проверки

2)согласованные процедуры

3)компиляция финансовой информации.

При проведении обзорной проверки, аудитор обеспечивает организационный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке не содержит существенных искажений. При проведении согласованных процедур аудитор представляет только отчёт об отличённых факторах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям экономического субъекта предоставляется возможность самим оценить проведённые процедуры и факты, отличенные в отчёте и сделать собственные выводы по данным работы аудитора.

Пользователи получают определённые преимущества от участия в работе аудитора, который обладает должной квалификацией в области ведения отчёта и составления отчётности, но в отчёте аудитора не выражается никакой уверенности.

ФСАД-Федеральный Стандарт Аудиторской Деятельности.

Тема 2

Правовые и организационные основы аудиторской деятельности.

1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

2. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

3. Права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм.

4. Права и обязанности аудиторских лиц и лиц заключающих договор оказания аудиторских услуг.

5. Аудиторские стандарты.

6. Принципы аудита и нормы профессионального поведения.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

В настоящее время регулирование в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2008года №307-ФЗ «об аудиторской деятельности», а так же рядом других нормативных документов.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Уровни регулирования.

Вид и наименование нормативных документов

Законодательная

Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «об аудиторской деятельности» Федеральный закон №315-ФЗ от 01.12.2007 «о само регулированных организациях» и другие федеральные законы.

Нормативный.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности, нормативные акты уполномоченные федеральными органами, регулирующая федеральная деятельность, а так же акты других федеральных органов исполнительной власти.

Вопос.

В законе об аудиторской деятельности установлены правовые основы аудита в том числе определены:

-понятия и цели аудита

-случаи, когда проводится обязательный аудит

-понятие « аудиторская тайна»

-понятия и виды аудиторских стандартов

-понятия аудиторского заключения и заведомо ложного заключения

-права и обязанности

-права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

-права и обязанности аудируемых лиц

-ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите

-органы, регулирующие аудиторскую деятельность

-порядок аттестации аудиторов

-случаи, когда аудиторские проверки не могут осуществляться аудиторами или аудиторскими фирмами

И другие вопросы…

С 1января 2010 года лицензирование аудиторской деятельности отменено и заменено членством аудиторов в профессиональных организациях . В настоящее время такими организациями являются саморегулируемые организациями аудиторов.

Саморегулируемой организацией аудитора признаётся не коммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Не коммерческая организация включается в государственный реестр само регулированных организаций , в том случае, если в неё членов не менее 7—физических лиц аудиторов или не менее 500 аудиторских организаций.

 

Вопрос 4.

Вопрос 5.

Аудиторские стандарты

Аудиторские стандарты-это единое требование к порядку осуществления аудиторской деятельности, к оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а так же к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Каждый стандарт включает в себя определённые разделы:

Схема стандарта.

 

Наименование раздела Содержание раздела
Общие положения Цель и основа разработки стандарта, сфера применения, взаимосвязь с другими стандартами
Основные понятия и определения Даются определения, расшифровываются понятия, которые встречаются в аудиторском стандарте
Сущность стандарта Формулировка проблемы, требующей описание анализ и её решение в данном стандарте
Приложения Практические приложения(при необходимости)

 

Аудиторские стандарты классифицируются по различным признакам

1.По масштабам применения( международные, национальные)

2.По уровню регулирования(федеральные, стандарты само регулируемых организаций аудиторов и внутренние стандарты аудиторских организаций( внутрифирменные стандарты)

В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются, как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.

Российские стандарты относятся к национальным и создаются в соответствии с международными стандартами аудита.

Вопрос 6.

Принципы аудита.

Каждый профессиональный аудитор при проведении аудиторской проверки или оказании других аудиторских услуг обязан соблюдать правила этического поведения.

Кодекс профессиональной этики аудита-это свод правил поведения обязательных для соблюдения аудиторскими организациями аудиторами для осуществления ими аудиторской деятельности. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими принципами:

-независимость

-объективность

-профессиональная компетентность и добросовестность

-конфиденциальность

-профессиональное поведение

 

 

1.Независимость - это принцип аудита, заключающийся в обязательном отсутствии у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта.

Принцип независимости закреплён в статье 8 закона «об аудиторской деятельности», в котором указано, что аудит не может осуществляться:

а)Аудиторскими организациями, руководителями и иными должностными лицами , которые являются учредителями аудируемых лиц и должностными лицами , бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственности за организацию и ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской ( финансовой) отчётности.

б) Аудиторские организации, руководители и иные должностные лица, которые состоят в близком родстве( родители, супруги, братья, сёстры, родители и дети супругов) с учредителями лиц их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами , несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской (финансовой) отчётности.

в) Аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями в отношении аудируемых лиц, для которых это аудиторские организации являются учредителями, в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц , а так же в отношении организации, имеющих общий с этой аудиторской организации учредителей.

г) Аудиторскими организациями , которые оказывали в течение трёх лет непосредственно предшествующих проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учёта, а так же по составлению бухгалтерской отчётности.

2.Объективность-это принцип аудита, который заключается в обязательности применения аудитором не предвзятого беспристрастного и самостоятельного необусловленного каким-либо влиянием подходов к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений и заключений.

3.Честность-это принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора в частности аудита профессиональному долгу, а так же следования аудитором общим нормам морали.

4.Профессиональная компетентность-это принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объёмом знаний и навыков, позволяющий ему обеспечивать квалифицированные, качественные, отвечающие современным требованиям оказания профессиональных услуг.

5.Добросоветность-это принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердные и ответственные отношения аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

6.Конфиденциальность-это принцип аудита, заключающийся в том , что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или ими в ходе аудита и не в праве передавать эти документы или их копии , как полностью так и частично каким бы то ни было третьим лицам, либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника или руководителя экономического субъекта. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно , не взирая на то, что разглашения или распространения информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба.

Соблюдение принципа конфиденциальностиобязательно в независимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

 

Аудиторская организация не в праве использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов , ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.

 

Профессиональное поведение-это принцип аудита, который заключается в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб её общественному имиджу.

Тема 3.

Подготовка к аудиторской проверке.

Вопросы:

1.Письмо аудитора о согласии на проведение аудита.

2.Договор на оказание аудиторских услуг.

3.Существенность в аудите.

4.Аудиторский риск (понятие и составные части).

5.Планирование аудита.

 

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Существенность в аудите.

Аудиторские организации в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчётности с абсолютной точностью, но обязаны установить её достоверность во всех существенных отношениях. По достоверности бухгалтерской отчётности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчётности, при которой квалифицированный пользователь этой отчётности оказывается в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

 

Уровень существенности - это предельное значение ошибки бухгалтерской отчётности, начиная с которой, её квалифицированный пользователь с большой степенью вероятности делает неправильные выводы и принимает неправильные экономические решения.

 

В соответствии с федеральным стандартом №4 «существенность в аудите» каждая аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны в процессе проведения аудита оценивать существенность и её взаимосвязь с аудиторским риском. Аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному суждению. Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой(бухгалтерской) в целом так и в отношениях остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учёта , групп однотипных операций и случаев однотипной информации.

 

Методика расчёта показателя существенности отсутствует в федеральном стандарте, поэтому аудиторским организациям необходимо разработать свой подход расчёта существенности и утвердить его в внутрифирменном стандарте. На практике довольно часто используется методика, которая была представлена в стандарте «существенность и аудиторский риск» одобренном комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ в 1996году( ныне не действует этот стандарт).

Рассмотрим методику, одобренную в 1996году.

Вопрос 5.Планирование аудита.

Специалисты в области аудита выделяют разные стадии аудиторской проверки, однако основные мероприятия, проводимые в ходе аудита могут быть сгруппированы в четыре этапа:

1)подготовка и планирование аудита

2)проверка системы учёта и внутреннего контроля

3)сбор аудиторских доказательств и документирование аудита

4)заключительная стадия аудиторской проверки

 

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, также разработать общий план и программу аудита. В федеральном стандарте №3 «планирование аудита» указано, что аудиторы обязаны планировать свою работу.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру сроком проведения и объёму аудиторских процедур. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу. Аудитор в праве обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определённые процедуры с работниками, а также с членами совет директоров аудируемого лица. При этом аудитор несёт ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план и программу аудита. В общем плане указываются предполагаемые объём и порядок проведения аудиторской проверки. Программа определяет характер, временные рамки и объём запланированных аудиторских процедур для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является с одной стороны подробной инструкцией, с другой стороны - средством контроля качества аудита. Программа должна содержать тесты для проверки функционирования системы внутреннего контроля и выявления недостатков в ней и программу аудиторских процедур по существу(по каждому разделу бухгалтерского баланса указывается перечень действий аудитора при проверке).Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении сего времени аудиторского задания. В связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами полученные в ходе выполнения аудиторских процедур. Причина внесения значительных изменений в общий план и программы аудита должны быть документально оформлены.

 

 

Тема 4

Вопрос 1.

Аудиторские доказательства.

Федеральное правило(стандарт) №5 «аудиторские доказательства» устанавливает единые требования к количеству и качеству, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчётности, а также процедурам выполняемым с целью получения доказательств.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки и результат анализа указанной информации на которой основывается мнение аудитора.

К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, которые являются основой финансовой (бухгалтерской) отчётности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация полученная от третьих лиц.

 

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса средств внутреннего контроля и необходимых процедур по существу. Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств, в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля. Процедуры и проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Указанные процедуры проверки проводится в следующих формах:

-детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций, и остатка средств на счетах бухгалтерского учёта.

-аналитические процедуры.

 

При формировании аудиторского мнения аудитор обычно не проверяет все хозяйственные операции поскольку выводы относительно правильности отражения остатка средств на счетах бухгалтерского учёта группы однотипных хозяйственных операций или средств внутреннего контроля могут основываться на суждениях, применяемых выборочным способом. Надёжность аудиторских доказательств зависит от их источника, а так же от формы их предоставления письменно или устно.

При оценке надёжности аудиторских доказательств исходит из следующих моментов:

-аудиторские доказательства, полученные от внешних источников(от третьих лиц), более надёжны, чем доказательства, полученные из внутренних источников.

-аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надёжны, если существующие системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля являются эффективными.

-аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором, более надёжны, чем доказательства, полученные, от аудируемого лица.

-аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.

 

Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и не противоречат друг другу. В подобных случаях аудитор может обеспечить более высокую степень уверенности по сравнению с той, которая была бы получена в результате рассмотрения аудиторских доказательств по отдельности и напротив, если аудиторские доказательства получены из одного источника не соответствуют доказательствам, полученным из другого, аудитор должен определить какие дополнительные процедуры необходимо провести для выяснения причин такого не соответствия.

 

Аудитор должен сопоставлять расходы, связанные с получением аудиторских доказательств, и полезность получаемой при этом информации. Однако, сложность работы и расходы не являются достаточным основанием для отказа от выполнения необходимой процедуры. Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур , или несколько хозяйственных операций.

 

Аудитор получает аудиторские доказательства путём выполнения следующих процедур проверки по существу:

-инспектирование

-наблюдение

-запрос

-подтверждение

-пересчёт

-аналитические процедуры

 

Инспектирование - представляет собой проверку записей документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надёжности в зависимости от их характера и источника.

Наблюдение-представляет собой отслеживание аудитором процесса, или процедуры, выполняемой другими лицами.

Запрос -представляет собой поиск информации у осведомлённых лиц. Запрос по форме может быть официальным или неофициальным устным вопросом.

Подтверждение -представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях. (Например: аудитор может запросить подтверждение дебиторской задолженности у самих дебиторов.)

Пересчёт -представляет собой проверку точности арифметических расчётов первичных документов и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчётов.

Аналитические процедуры –представляет собой анализ и оценку полученной аудитором информации исследования важнейших финансовых и экономических показателей, проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных или неправильно отражённых в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

 

Необходимо отметить, что приказы Минфина РФ от 16.08.2011г №99н утверждён ФСАД №7/2011 «аудиторские доказательства». Этот стандарт вступит в силу с даты вступления в силу постановления правительства о признании утратившим силу федеральное правило (стандарт №5 «аудиторские доказательства» ).

 

 

Тема 1

Начало постановления аудита в России -1987 год.

Понятие аудита и аудиторской деятельности. Их виды.

1. Понятие аудиторской деятельности и аудита.

2. Классификация аудита.

3. Сопутствующие аудиту услуги, регулируемые федеральным стандартам аудиторской деятельности.

4. Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.01 с.)