Необходимость, понятие, цель и задачи аудита. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость, понятие, цель и задачи аудита.



Вопрос 4. Внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит – это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения БУ и надежности функционирования СВК. Его основная задача — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям..Внутренний аудит (финансовый контроллинг) осуществляется самим П-ем. Потребность в нем возникает на крупных П-ях, т.к. верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности П-ия и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит решает следующие задачи: контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности и оценки качества информации, которую использует руководство П-ия при принятии решений; анализ эффективности функционирования СВК и обработки информации; поиск резервов ФХД и другие задачи по запросу руководителей организации. На крупных П-ях внутренний аудит должен проводиться повседневно отделом внутреннего аудита. Главный бухгалтер и бухгалтерия П-ия не должны заниматься внутренним аудитом. На малых П-ях для решения задач внутреннего аудита можно привлекать профессиональных аудиторов со стороны.

Внешний аудит -аудит, проводимый независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом, главным образом, с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации. Внешний аудит исходя из отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, аудит страховых организаций, аудит банков и аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Вн.аудит проводится самостоятельными аудиторами и аудиторскими фирмами по договору. Его цель: оценка достоверности БФО и подтверждение соблюдения действующего законодательства, объективная оценка финансовых возможностей, оказание аудиторских услуг. Отличие внешнего от внутреннего аудита состоит в том, что внутренний аудит направлен на оказание помощи менеджерам по осуществлению контроля, а внешний аудит – служит интересам сторонних групп, т.е. заказчиками могут быть: 1. Государственные органы (обязательная аудиторская проверка устанавливается законодательством или аудит может проводиться по специальному заданию правоохранительных органов, налоговых служб и других уполномоченных органов); 2. Собственники П-ия, т.е. акционеры, инвесторы, частные лица; 3. Банки и другие кредитные учреждения, которые при предоставлении П-ям кредитов нуждаются в подтверждении их платежеспособности, возможности эффективно использовать заемные средства и вовремя вернуть кредит и % по ним.

Таким образом, внутренний аудит определяется руководством П-ия и зависит от него, а внешний аудит определяется законодательством и является предпринимательской деятельностью и не зависит от руководства проверяемого П-ия.

Обязательный аудит.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения БУ и БФО организации или ИП. ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (ред. от ред.от 21.11.2011.) предусматривает следующие случаи, в которых осуществляется обязательный аудит:

1) если организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи Т, выполнения Р, оказания У) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов руб.;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) БФО;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит БФО организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита БФО организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита БФО государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011.) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

6. Виды сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг.

Существует 2 вида аудиторских услуг:

1) сопутствующие аудиторские услуги. Согласно ФПСАД 24 существует 3 вида сопутствующих аудиту услуг:

а) обзорные проверки – целью обзорной проверки БФО является определение аудитором вероятности наличия ошибок в отчетности. Обзорные проверки включают запросы и аналитические процедуры, направленные на проверку надежности предпосылок составления БФО;

б) согласованные процедуры – аудитора нанимают для проведения аудиторских процедур, по которым было достигнуто согласие между аудитором и клиентом. В результате согласованных процедур составляется отчет.

в) компиляция финансовой информации – аудитора нанимают для использования спец. знаний по б/у с целью обзора, классификации, группировки и обобщения финансовой информации.

2) прочие аудиторские услуги. В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (ред. от ред.от 21.11.2011.), к прочим услугам относятся следующие:

а) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

б) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

в) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

г) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

д) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

е) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

ж) оценочную деятельность;

з) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

и) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

к) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Прочие аудиторские услуги классифицируются на:

- услуги не совместимые с выдачей стандартного аудиторского заключения (восстановление и ведение БУ, составление БО);

- услуги совместимые с выдачей стандартного аудиторского заключения (все остальные).

 

7. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. К правовым и законодательным документам об аудиторской деятельности в РФ относятся: 1. ГК РФ 2. ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 (ред. от ред.от 21.11.2011); 3. ФЗ «О саморегулируемых организациях» от № 315-ФЗ 01.12.2007 (ред. от 03,12,2011); 4. ФПСАД, ФСАД.

Система нормативно-правового регулирования состоит из 4 уровней нормативных документов:

1. ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяющий: - понятие аудиторской деятельности, ее цели и способы осуществления; - права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц; - понятие обязательного аудита и порядок его осуществления; - понятие, структура и роль правил (стандартов) аудиторской деятельности; - понятие, структура и роль аудиторского заключения; - правовые основы контроля качества аудиторских работ; - порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности; - понятие и сфера деятельности саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов; - порядок государственного регулирования аудиторской деятельности.

2. Постановления правительства РФ, принятые на основании и во исполнение ФЗ и указов президента РФ. К документам данного уровня относятся нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД).

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим ФЗ № 307-ФЗ. ФПСАД разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников

4. Стандарты аудиторской деятельности СРО аудиторов, которые определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным ФПСАД, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Данные стандарты не могут противоречить ФПСАД, не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРО аудиторов.

Правила поведения, обязательные для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности предусмотрены кодексом профессиональной этики аудиторов. Каждая СРО аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. СРО аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Планирование аудита

Основной нормативный документ ФПСАД № 3. «Планирование аудита» от 23 сентября 2002 г. N 696.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бух) отчетности клиента. основные задачи планирования аудита:

-установление этапов и сроков работы с клиентом;

-определение затрат;

-рациональное использование рабочего времени специалиста;

-подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;

-определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;

-распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;

- создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;

- обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

Планирование делится на 3 этапа: - предварительное планирование; - подготовка и составление общего плана аудита; - подготовка и составление программы аудита Предварительное планирование – предварительная экспертиза, где решается вопрос: стоит ли заключать договор на проведение аудита. На этапе предварительного планирования аудитору необходимо ознакомиться с деятельностью экономического субъекта, получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на экономическую деятельность субъекта. Аудитору необходимо ознакомится с: организационно-управленческой структурой эк.субъекта, видами пр-нной дея-ти, технол. особенностями пр-ва, основными поставщиками и покупателями, порядком распределения прибыли, учетной политикой, принципами оплаты труда персоналу. По результатам предварительного планирования аудитор должен окончательно определиться, сможет ли он провести проверку. Если проверка возможна, то аудитор направляет письмо о согласии. Если проверка невозможна, то он направляет письмо с причинами отказа. При подготовке общего плана аудита выполняются следующие действия: - при помощи аналитических процедур выявляются области, значимые для аудита; - оценивается система внутреннего контроля, определяются слабые звенья; - оценивается приемлемый уровень существенности и аудиторский риск; - оценивается уровень автоматизации. В общем плане устанавливаются сроки проверки, а также график предоставления отчета и заключения аудитора. Общий план должен быть согласован с руководством экономического субъекта. В ходе проверки общий план может корректироваться с учетом изменений внешних обстоятельств. В нем необходимо предусмотреть: 1. Существенные моменты, которые следует охватить; 2. Формирование аудиторской группы и ее численность; 3. Распределение участников проверки по отдельным участкам аудита; 4. Бюджет рабочего времени для каждого участка проверки; 5. Общий срок проверки; 6. Контроль за выполнением плана и обеспечением качества работ; 7. Уровень существенности и величины ауд.рисков; 8. Роль внутреннего аудита; 9. Возможность привлечения экспертов и других аудиторов.

Аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур. Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы в процессе работы делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Аудиторская программа может быть представлена в сочетании тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Выводы аудитора по каждому разделу программы являются фактическим материалом для составления ауд. отчета и ауд. заключения, основанием для формирования объективного мнения о бух. отчетности. По окончании процесса планирования общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и подписаны в установленном порядке.

Существенность в аудите

Существенность в аудите – это обстоятельства, которые оказывают большое влияние на достоверность бух отчетности экономического субъекта.

Достоверность бух отчетности – это степень точности показателей бух отчетности, при которой ее пользователь может производить правильные выводы и принимать правильные решения.

Понятие существенности регламентируется Федеральным стандартом № 4 «Существенность в аудите» и МСА 320 «Существенность в аудите».

Существенность имеет качественную и количественную характеристики:

1. Качественная оценка – оценки БФО на предмет соответствия ее нормативной базе.

2. Количественная оценка – оценка обнаруженных отклонений в отчетности в денежном выражении. С количественной точки зрения аудитор должен сравнить выявленные в ходе проверки искажения отчетности с приемлемым или установленным уровнем существенности, который фиксируется в ходе планирования аудита.

Аудитор должен рассматривать существенность как на уровне отчетности в целом, так и на уровне отдельных счетов б/у и групп однотипных хоз операций.

Существенность устанавливается аудитором для каждого клиента отдельно с учетом объемов и специфики его деятельности. В основу оценки существенности заложено профессиональное мнение аудитора.

Уровень существенности – расчетная величина, которая показывает отклонение истинного значения показателя отчетности от его величины, отраженной в БФО. Это относительная величина и измеряется она в %. Уровень существенности рассчитывается по определенной методике, которая отражена во внутрифирменных стандартах аудиторской фирмы. Приемлемый уровень существенности – это мера предельной ошибки, которая не изменит мнения пользователя отчетности относительно ее достоверности.

Аудиторская организация в процессе планирования должна устанавливать систему базовых показателей отчетности, определить абсолютную величину существенности и рассчитать уровень существенности. В качестве базовых показателей для расчета могут применяться: объем выручки, расходы организации, прибыль, валюта баланса, стоимость активов и т.д. Выбор базовых показателей зависит от вида деятельности предприятия.

Существенность определяется на стадии планирования. Ее величина отражается в договоре и в общем плане аудита.

Уровень существенности имеет большое значение на всех этапах аудиторской проверки:

1) на этапе планирования – определяет содержание, затраты времени, объем применяемых аудиторских процедур;

2) в процессе проведения проверки оказывают большое влияние на осуществление конкретных аудиторских процедур;

3) на этапе завершения аудита – оценивает влияние обнаруженных искажений, ошибок и нарушений на достоверность бух отчетности. Необходимо учитывать обстоятельства, что отдельные искажения могут не являться существенными, но взятые в совокупности могут иметь существенный характер.

 

Этапы аудиторских проверок.

Каждый аудитор самостоятельно выбирает последовательность своей работы, исходя из требований законодательства, особенностей проверяемого предприятия и условий договора на аудит. Аудиторская проверка включает 4 этапа: подготовительный, планирование аудита, проверки, заключение.

Первый этап включает предварительное ознакомление с деятельностью клиента, определение объема работ и заключение договора. Сначала необходимо собрать (а в случае повторного аудита - обновить) и задокументировать информацию о клиенте и определить, каким образом эта информация может повлиять на план аудиторской проверки. Этот этап включает также изучение финансово-хозяйственной деятельности клиента и конъюнктуры его отрасли. При этом учитываются два фактора: 1) должен быть собран достаточный объем достоверных данных для выполнения задач аудита, 2) затраты на сбор этих данных должны быть минимизированы.

Второй этап - планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит. Основные работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на выполнение договора. Планирование аудита подразделяется на: предварительное планирование и подготовку и составление общего плана и программы аудита. В общем плане устанавливаются сроки проверки, а также график предоставления отчета и заключения аудитора. Общий план должен быть согласован с руководством экономического субъекта. В ходе проверки общий план может корректироваться с учетом изменений внешних обстоятельств. В общем плане необходимо предусмотреть: 1. Существенные моменты, которые следует охватить; 2. Формирование аудиторской группы и ее численность; 3. Распределение участников проверки по отдельным участкам аудита; 4. Бюджет рабочего времени для каждого участка проверки; 5. Общий срок проверки; 6. Контроль за выполнением плана и обеспечением качества работ; 7. Уровень существенности и величины ауд.рисков; 8. Роль внутреннего аудита; 9. Возможность привлечения экспертов и других аудиторов.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур. Аудиторская программа может быть представлена в сочетании тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Программа аудита может пересматриваться, причины и результаты изменений следует документировать.

Во время 3 этапа члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. К концу проверки руководитель аудиторской группы обобщает его результаты на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы.

На 4 этапе происходит обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бух отчетности. Сюда относят подготовку и подписание акта приемки работ по договору на аудит, составление аудиторского отчета и аудиторского заключения.

АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

В ходе проведения ауд.проверки аудитор должен получить достаточный объем аудиторских доказательств, на основании которых формируется его мнение. Сбор и оформление ауд.доказательств регламентируется стандартом № 7 «Аудиторские доказательства» от 16.08.2011 № 99н.

К аудиторским доказательствам относятся:

а) документы и информация бухгалтерского учета аудируемого лица;

б) информация, полученная из других источников. В частности: информация, полученная в ходе предыдущего аудита; информация по результатам выполнения процедур внутреннего контроля качества аудитора, регулирующих порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом; информация, подготовленная физическим или юридическим лицом, оказывающим услуги по проведению экспертной оценки, не связанные с бухгалтерским учетом или аудитом, привлекаемым аудируемым лицом в процессе подготовки бухгалтерской отчетности (далее - эксперт руководства аудируемого лица).

Источники получения ауд.доказ-в:

- первичные документы экономического субъекта; - регистры б/у; - результаты финансово-хозяйственной деятельности эк.субъекта; - информация, полученная от эк.субъекта и 3 лиц; - инвентаризация имущества эк.субъекта; - БФО эк.субъекта; - уставные документы; - договора с 3 лицами; - внутренние распорядительные документы и др.

Аудиторские доказ-ва должны быть достаточными и достоверными.

Методы получения ауд.доказ-в:

1. Проверка арифметич.расчетов; 2. инвентаризация – позволяет сравнить данные учетной записи с фактическими и достаточно оперативно выявить отклонения; 3.Инспектирование – проверка записей, документов, активов организации; 4. Подтверждение информации, полученной у эк.субъекта 3 лицами; 5. Наблюдение; 6. Аналитические процедуры – сопоставление остатков по счетам за различные периоды, сопоставление данных б/у с плановыми показателями и т.д.

Важную роль в качестве получения ауд.доказ-в может играть заключение эксперта. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказ-вам, полученным из другого источника, аудитору необходимо использовать дополнительные процедуры, чтобы быть уверенным в достоверности собранных доказательств.

Рабочие документы аудитора

Процесс аудита должен сопровождаться документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочих документах аудитора. Этот процесс регламентирован в аудиторском стандарте № 2 «Документирование аудита».

Рабочие документы могут быть представлены на бумажных носителях, в электронном виде, либо в другом понятном виде.

К рабочей документации аудитора относятся:

1. переписка между аудитором и эк.субъектом

2. договор на оказание аудиторских услуг

3. описание СВК и организации б/у

4. при планировании аудита – план, программа, расчет аудиторских рисков и уровня существенности

5. описание аудиторских процедур и их результатов

6. объяснения, пояснения и заявления эк.субъекта

7. копии документов – учредительных документов, контракты, договора, свидетельства о гос.регистрации и т.д.

8. рабочие записи аудитора, которые он совершает в процессе проверки

9. переписка аудиторов с другими аудиторами или экспертами по вопросам их привлечения к проверке

10. заключение экспертов

11. БФО эк.субъекта

12. письменная информация или отчет аудитора руководству эк.субъекта по результатам проверки

13. аудиторское заключение

Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудитора, определяются самой ауд.организацией. Рабочая документация является собственностью аудитора. Сведения, содержащиеся в документации, являются конфиденциальными и не должны разглашаться аудиторами без согласия эк.субъекта. Однако рабочая документация аудитора может передаваться без согласия эк.субъекта по решению правоохранительных органов.

После окончания проверки документация, в т.ч. и аудиторское заключение, подбирается, подшивается и сдается в архив аудиторской фирмы на хранение. Срок хранения не менее 5 лет.

 

 

Аудит бух отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – система экономических показателей, которые отражают имущественное и финансовое положение организации на определенную дату и характеризуют финансовые результаты деятельности организации за определенный отчетный период. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Для реализации этой цели аудиторам необходимо решить следующие задачи: - проверить соответствие показателей синтетических регистров бухгалтерского учета тем показателям, которые отражены в отчетных формах; - проверить взаимоувязку показателей форм отчетности;

- проверить правильность заполнения отчетных форм (необходимых реквизитов и строк отчетности). Для аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: - Гражданским кодексом РФ (часть 1, часть 2); - Налоговым кодексом РФ (часть 1, часть 2); - Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129 ФЗ (ред. от 28.09.2010); - Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 №34н (ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 № 132н); - Положением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организаций” (ПБУ 4/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 №43н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н);

- Приказом МинФина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности»

- Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

Проверку бухгалтерской отчетности необходимо начать с общего обзора отчетных форм. При этом, прежде всего, обращается внимание на заполнение адресной части форм. Здесь должно быть указано полное наименование предприятия в соответствии с учредительными документами. Изучая состав и содержание форм бухгалтерской отчетности предприятия, аудиторы выясняют их соответствие требованиям нормативных документов: наличие всех установленных форм, полноту их заполнения, присутствие необходимых реквизитов; осуществляют арифметический контроль показателей и проверяют их взаимосвязь. Увязка показателей предполагает соответствие значений одинаковых показателей, отраженных в различных формах отчетности.

Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем счетам Главной книги показателям форм бухгалтерской отчетности.

Если на этапе выполнения аудиторских процедур и оформления рабочей документации при проверке различных видов хозяйственных операций были установлены существенные отклонения и определено их количественное влияние на показатели отчетности, то следует рекомендовать администрации предприятия внести соответствующие изменения в формы отчетности. При получении письменного согласия руководства предприятия необходимо составить корректирующие бухгалтерские проводки на суммы вносимых изменений, сгруппировать одинаковые по содержанию корреспонденции счетов и определить значение каждого уточненного показателя как алгебраическую сумму исходного значения этого показателя и общей величины отклонения.

Все выявленные в ходе аудита ошибки и искажения отчетности регистрируются в рабочих документах и обобщаются в аналитической части аудиторского заключения.

Аудит учета ОС

Цель аудита ОС: проверить правильность ведения учета ОС, обеспечение сохранности ОС, законность операций с ОС и правильность н/о.

Основными задачами аудита сохранности, учета и использования ОС являются проверки: - обеспечение контроля за наличием и сохранностью ОС; - правильность и обоснованность оценки и переоценки ОС; - правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию ОС; - обоснованность применяемого метода исчисления амортизации, правильности начисления и отражения в учете; - правильность учета аренды ОС; - правильность н/о ОС. Нормативное обеспечение проверки:

1. ФЗ «О бух учете» №129-ФЗ от 21.11.1996

2. ПБУ 1\08 Учетная политика орг-ии (Утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н, с изменениями от 08.11.2010 №144н)

3.ПБУ6\01 «Учет ОС» (Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н, с последними изменениями от 24.12.2010 №186н.)

4.Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по б/у ОС" (с изменениями от 24.12.2010 г.)

5. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 10.12.2010) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"

Источники проверки: приказ об учетной политике, Бухгалтерский баланс, Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, Гл.книга, Регистры синтетич. и анал. учета по счету 01, договора купли-продажи ОС, акты (накладные) приема-передачи объектов ОС, акты на списание ОС, инвентарные карточки учета ОС и т.д.

Процесс аудита ОС можно разделить на этапы:

1. Знакомство с учетной политикой относительно учета ОС (знакомство с раб.планом счетов; с формами первичных учетных документов, которые должны применяться при учете ОС; с порядком проведения инвентаризации; с методами начисления амортизации и списания ОС с баланса; с порядком создания резервов по ремонту ОС).

2. Оценка СВК. Эта процедура необходима для установления доверия аудитора к б/у проверяемой организации и для планирования процедур по существу.

3. Аудит поступления ОС (Проверяется, соблюдаются ли требования действующего гражданского законодательства при поступлении ОС. Проверяется правильность отражения поступления ОС на счетах б/у. Правильность оформления и наличия документов по поступлению ОС)

4. Проверяется правильность отнесения предметов к ОС

5. Проверить правильность начисления амортизации (правильность выбора метода начисления амортизации; правильность корреспонденции счетов по учету амортизации; проверить, не начисляется ли износ на объекты, которые не подлежат амортизации)

6. Аудит наличия и сохранности ОС (как часто проводится инвентаризация ОС; проверяются условия для сохранности ОС; заключение договоров с МОЛ);

7. Аудит оценки ОС (проверяется, правильно ли сформирована первоначальная стоимость ОС)

8. Аудит ремонта ОС (проверить, соответствует ли учет затрат на ремонт ОС принятой учетной политике; проверить как ведется аналитический учет ремонта ОС; проверить, не относят ли на с/с продукции ремонт ОС, не связанных с производством и т.д.)

 

Аудит МПЗ

Цель аудита МПЗ – подтверждение достоверности данных отчетности по наличию и движению МПЗ и установление соответствия применяемой в организации методики учета МПЗ действующим в РФ нормативным актам.

Для достижения цели аудитору необходимо:

- оценить сохранность МПЗ и качество проводимых инвентаризаций;

- проверить правильность оценки запасов и отражения операций по их движению в учете;

- проверить правильность документального оформления движения МПЗ;

- изучить состав и классификацию МПЗ.

Нормативная база:

1. ГК РФ ч.1, ч.2

2. ФЗ «О б/у» от 21.11.1996г. №129 ФЗ (ред. от 28.09.2010)

3. Положение по ведению б/у и отчетности в РФ, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 №34н (ред. от 24.12.2010)

4. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

5. ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»

6. ПБУ 9/99 «Доходы организации»

7. ПБУ 10/99 «Расходы организации»

8. Методические указания по инвентаризации имущества и фин.обязательств, утв. МинФином РФ № 49 от 13.06.1995 (ред. от 08.11.2010)

Источники информации: - договоры по приобретению МПЗ; - накладные, товарно-транспортные накладные; - приходные ордера; - лимитно-заборные карты; - карточки складского учета; - инвентаризационные описи в части МПЗ; - учетные регистры по счетам 10, 14, 15, 16 и др.

Этапы аудита:

1. Изучение СБУ и СВК. На данном этапе оценивается СВК и сохранность МПЗ, проверяется б/у и его организация в части МПЗ и на основании этого планируются аудиторские процедуры.

2. Аудит операций по поступлению МПЗ. На данном этапе проверяется полнота оприходования материалов, правильность их классификации и оценки (ознакомление с классификацией материалов в зависимости от их роли и назначения и как это отражается в учете; проверка правильности ведения анал учета материалов и соответствие данных синтетического и аналитического учета; проверка соответствия фактических остатков материалов данным учета; проверка правильности отражения операций в б/у и оформления поступления материалов; проверка правильности отражения в б/у недостач и порчи, которые обнаружены при приеме грузов и т.д.)

3. Аудит операций по списанию МПЗ: На данном этапе необходимо установить обоснованность списания МПЗ (изучение договоров, накладных на отпуск материалов на сторону и т.д.).

 

<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.113 с.)