ТОП 10:

Уважительное отношение друг к другу



Период Аср ас-Саадат отличался тем, что люди уважали друг друга, с большим вниманием относились к миру растений и животных, старались никого не обижать. Во время Хаджа происходило практическое обучение такому отношению. Паломники в белых одеяниях, ихрамах словно брали удел или перенимали на себя благородство ангелов. Му`мины, мужчины и женщины, выполняя повеление Всевышнего и совершая таваф-сай или стоя на горе Арафат, избегали малейшего проявления невнимательности к окружающему миру. Они ходили, смотря себе под ноги, и старались воздерживаться от споров и конфликтных ситуаций. Во время ношения ихрама нельзя охотиться, мять траву и даже специально вырывать хотя бы один волосок. Благодаря тому, что в определённое время запрещается совершать даже обычно дозволенное, мусульмане учатся избегать сомнительного и запретного. В Хадже верующие понимали это повеление не только разумом, но и душой. Они смотрели на творения Всевышнего с добротой, с сочувствием, утончённостью, заботой, старались не обижать и не обижаться. Таким образом они достигали нравственного совершенства.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) давал распоряжение даже о том, как нужно ухаживать за животными и заботиться о них: очищать от грязи, пыли (Хайсами, IV, 6667). Севада бин Раби (радыяллаху анху) рассказывал потрясающую историю: «Я подошёл к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и кое-что у него попросил. Он велел передать мне верблюдов, а затем дал такой совет: "Когда ты вернёшься домой, скажи своим домашним, чтобы заботились о животных, давали им пищу вовремя и стригли свои ногти, чтобы во время доения не поранить их соски"» (Ахмад, III, 484; Хайсами, V, 168, 259, VIII, 196).

Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) объявил Медину и её окрестности заповедной зоной: «В заповеднике Пророка Аллаха нельзя рубить ни одно дерево и даже бить палкой по стволам. Однако если возникнет какая-либо нужда, то можно мягко и осторожно встряхивать ветви, чтобы собрать листья для корма животным» (Абу Давуд, «Хадж», 95—96 / 2039).

Абу Душум аль-Джухани сообщает хадис, переданный от отца: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) однажды увидел бедуина, который бил палкой по ветвям, чтобы стряхнуть с них листья. Он велел сподвижникам привести этого человека, но обращаться с ним деликатно, чтобы не напугать его. Когда бедуин подошёл к нему, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сделал ему наставление: «Когда сбиваешь листья, делай это мягко и осторожно, а не с силой и разрушая» (Ибнуль-Асир, «Уздуль-Габе», Бейрут, 1417, VI, 378).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) при каждом удобном случае призывал свою умму относиться друг другу и к миру творений Всевышнего внимательно и заботливо: «Нет на земле ни одного растения, которое бы не защищал ангел своим крылом. Он продолжает оберегать его до того момента, пока растение не повянет. Того же, кто раздавит росток, ангел проклянёт» (Али аль-Муттаки, «Кенз», III, 905 / 9122).

Стыдливость и целомудрие

Современники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) старались изменить отношения между мужчинами и женщинами в соответствии с законами Всевышнего. Эти взаимоотношения отличались стыдливостью, целомудрием, пониманием, утончённостью. Мусульмане следовали повелению Создателя: «Скажи [, Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своё целомудрие. Это — непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлён о том, что они творят.

Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своё целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы [мужчинам], кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своим женщинам, или своим невольникам, или слугам из мужчин, у которых нет вожделения, или детям, которые не ведают о женской наготе; пусть они не выставляют свои ноги, чтобы стали видны скрываемые красоты. Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, — быть может, вы будете счастливы»(Сура «ан-Нур», 24 / 30—31).

Как сообщает Айша (радыяллаху анха), после ниспослания этих аятов женщины-сахабы сразу же, не дожидаясь возвращения домой, отрезали от своих одежд лишние ткани, закрыли ими голову и опустили одеяния так, чтобы они прикрывали щиколотки, как и было передано в Коране (Бухари, «Тафсир», 24 / 12; Абу Давуд, «Либас», 31—33 / 4102).

Сафия бин Шейба упоминает о том, что после ниспослания этих аятов мужчины побежали домой и прочитали их своим женщинам: матерям, супругам, сёстрам, дочерям и всем родственницам. После этого мусульманки, жертвуя даже самыми красивыми нарядами, сделали из них покрывала на голову и постарались прикрыть своё тело так, как сказано в Коране. Они немедленно воплотили в жизнь повеление Всевышнего и показали, что искренне верят во всё ниспосланное. На утреннем намазе женщины в хиджабах уже стояли в рядах позади мужчин (Ибн Кясир, «Тафсир»; «Нур», 31).

Сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) следили, чтобы между мужчинами и женщинами не было неразрешённых отношений. В общественной жизни между обоими полами выдерживалось приемлемое расстояние, а допустимые отношения были определены заранее. Потому что Ислам запрещает все поступки, которые могут привести к греху. Таким образом человеку закрывается или отдаляется путь к соблазнам. Несмотря на то, что для верующих очень важно коллективное совершение намазов, и в особенности пятничного, но для предотвращения неприемлемого взаимодействия мужчины и женщины Ислам освобождает мусульманок от совершения намазов джамаатом. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Для женщин самая благословенная мечеть — это уголок их дома» (Ахмад, VI, 297). Однако он не чинил препятствия тем женщинам, которые всё же хотят приходить в мечеть. Он давал им разрешение с условием, чтобы при совершении намаза они стояли не рядом с мужчинами, а позади них. После молитвы Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и его последователи некоторое время ещё оставались в мечети, ожидая того момента, когда женщины покинут здание, чтобы не смешиваться с ними в толпе. Это правило обязательно соблюдалось во время утреннего намаза, который совершали до рассвета. Мусульманки, отдав салям, одетые в покрывала, выходили из мечети: никто их не узнавал и даже сами женщины не узнавали друг друга (Бухари, «Азан», 162—166).

Однажды Расулюллах произнёс, указывая на одну из дверей в мечети Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Может быть, эту дверь отдадим женщинам». После этого мужчины-сахабы не стали пользоваться этим входом (Абу Давуд, «Салят», 53 / 571).

Мусульманки приходили в мечеть и для совершения праздничных намазов. Для этого им отводили определённое место. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заканчивал чтение хутбы для мужчин, он приходил туда, где находились женщины, и давал им наставления (Бухари, «Ийдейн», 7—8).

Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) выходил из мечети и заметил, что мужчины и женщины в толпе перемешиваются. Тогда он обратился к мусульманкам: «Отойдите в сторону! Не ходите посередине дороги, а ходите по её краям». После этого женщины стали ходить так, что их платья задевали стены» (Абу Давуд, «Адаб», 167—168 / 5272).

 

С их лиц не сходила улыбка

Один человек спросил у Суфьяна бин Уейна: «Шутка — это греховно?» Тот ответил: «Почему же? Наоборот — это Сунна. Потому что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: "Я шучу, но всегда говорю только правду"» (Нувайри, «Нихайатуль-Эраб фи Фунуниль-Адаб», Кахира, IV, 2)

Шутить и улыбаться — это Сунна. Но при условии, что эти действия не обижают другого человека, а наоборот, повышают настроение и придают бодрость. Ибн Кайюм аль-Джавзие подчёркивал: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) шутил, но его шутки были основаны на правде. Он изъяснялся метафорами, но при этом он говорил только истину» (Ибн Кайюм аль-Джавзие, «Задуль-Миад», I, 58).

Сподвижники и сахабы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) тоже были очень бодрыми и весёлыми людьми. Они знали, как надо себя вести. Они говорили афоризмами и шутили, когда это было уместно, но при необходимости становились очень серьёзными. Всё в их жизни было в меру. Бакир бин Абдуллах вспоминал: «Асхабы Пророка перебрасывались между собой шутками, но при важных поручениях они сразу становились серьёзными и принимались за работу» (Бухари, «аль-Адабуль-Муфред», № 266).

Абу Саляма бин Абдуррахман (радыяллаху анху) так описывал сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Они были бодрыми, весёлыми, не чересчур застенчивыми или вялыми, инертными. В мечети они читали стихи, рассказывали о жизни в период джахилии. Однако, если кто-то давал им поручение на пути Всевышнего, то к этому они делу приступали с исключительной серьёзностью» (Бухари, «аль-Адабуль-Муфред», № 555).

Сабит бин Убайд говорил: «Я не видел человека более благородного и серьёзного, чем Зайд бин Сабит, когда он находился с людьми, и более мягкого и лёгкого в общении, когда он был у себя дома» (Бухари, «аль-Адабуль-Муфред», № 286).

Умар (радыяллаху анху) однажды увидел бедуина, который совершил намаз кратко и быстро. Он слышал, как тот просил Всевышнего: «О, мой Господь! Пожени меня в Джанате с хуриями (райскими девами)!» Умар (радыяллаху анху) обратился к тому с шуткой: «О, человек! Ты заплатил слишком мало, а требуешь слишком многого!» (Нувайри, «Нихайатуль-Эраб», IV, 3).

Как сообщал Абу Бакр Асакафи, сахабы читали Коран, а затем — стихи (Каттани, «ат-Таратиб», II, 236). Ибн Аббас (радыяллаху анху) некоторое время разбирал со своими учениками хадисы, а затем говорил: «Шутите, читайте стихи; поистине, душа, как и тело, может устать и утомиться». После этого он начинал рассказывать историю арабов, а через некоторое время снова возвращался к уроку. При необходимости мудрый педагог снова делал разрядку (Каттани, «ат-Таратиб», II, 237).

Абу Дарда (радыяллаху анху) улыбался всякий раз, когда говорил что-либо. Однажды его жена посетовала: «Я боюсь, что люди тебя неправильно поймут». Он же ответил: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) произносил слова, улыбаясь» (Ахмад, V, 198—199).

Абдуллах бин Мухаммад прославился среди табиинов весёлым нравом. Даже к своей тёте Айше (радыяллаху анха), которая находилась на смертном одре, он умудрился обратиться с шуткой:

— О, мать моя! Как ты себя чувствуешь?

— Клянусь Аллахом, мне кажется, что это боль смерти.

— А, но если так, то ничего страшного, — улыбнулся он.

— Твой характер никогда не изменится! — воскликнула Айша (радыяллаху анха) (Ибн Сад, VIII, 76).

 

Заключение

 

 

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) стал милостью для всего человечества и всех живых творений во Вселенной. С его приходом сквозь темноту показался свет на горизонте, и родилось утро, которое ждали люди, — утро счастья.

Сердца озарились светом, стали проницательными, сквозь пелену проявились ясные черты жизни. Благодаря баракату Пророка мироздание обрело надежду. Он направил людей к истинной дружбе, чести и утончённости, добру, справедливости, научил жизни и тайнам вечности, наполнил души мудростью, постижением тайных смыслов и откровений. Этот великий Пророк пришёл из простого народа, но Книга, которая была послана через него, стала источником света. С приходом в мир Священного Корана люди стали помогать друг другу в получении знаний.

Пророк Милости раскрыл для нас безмолвные страницы Вселенной. Он стал переводчиком тайных языков через зикр и поминание Всевышнего.

Он помог людям улучшить свою жизнь и возвыситься от состояния животного до уровня человека, имеющего честь, совесть, знания. Всевышний Аллах показал в лице Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) модель совершенного человека, который представляет Ислам. Он стал для людей примером во всём. Слова и деяния Пророка, которым доволен Всевышний Аллах, были в неизменном виде переданы в духовное наследие последующим поколениям. Он был примером высокой нравственности. Когда у Айши (радыяллаху анха) спрашивали об этике Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), она говорила: «Его нравственность — это Коран» (Муслим, «Мусафирин», 139).

Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) на протяжении всей жизни естественным образом стал практическим и теоретическим толкованием Корана. Всевышний Аллах, восхваляя нравственность Своего раба, подчёркивал: «И, воистину, награда для тебя [от Аллаха] неисчерпаемая, и, поистине, ты — человек превосходного нрава» (Сура «аль-Калям», 68 / 3—4).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) является средоточием высокой нравственности, а самые лучшие его последователи — сахабы и духовные наследники. Те же, кто за ними следовал, обретали и обретают эти исключительные душевные качества. Сахабы-кирам шли за Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) по велению своего сердца. И поэтому о них так сказано в Коране: «Те из переселившихся [из Мекки в Медину] и из ансаров, которые опередили [других по времени принятия Ислама и благочестию], и те, которые последовали за ними, благоденствуют, и Аллах доволен ими. А сами они довольны Аллахом, и Он уготовил им райские сады с текучими ручьями. Вечно они пребудут [в тех садах]. Это и есть великое преуспеяние!» (Сура «ат-Тауба», 9 / 100).

Мы уже не имеем возможности быть сахабами. Но зато у нас всегда остаётся шанс следовать за ними и достичь довольства Аллаха. О духовных наследниках Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Всевышний сказал: «Знайте, что тем, кому покровительствует Аллах, нечего страшиться и не изведают они горя» (Сура «Юнус», 10 / 62). Перед Всевышним они имеют огромный статус. Несомненно, чтобы получить удел от Всевышнего, нам необходимо следовать по пути этих праведников. Асхабы-кирам и духовные наследники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) полностью посвятили свою жизнь изучению его наследия, растворились в нём и переняли на себя его высокие нравственные качества. А значит и красоту человеческой души. Всё прекрасное в этом мире — отражение красоты Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Мы, подобно лучшим представителям его уммы — асхабам-кирам, воспитанным им табиинам, должны обучаться его духовности. Несмотря на то что нас разделяют века, нравственность — понятие, не имеющее границ, и мы должны учиться ей. Нужно благодарить Всевышнего за то, Он позволил немощным рабам стать уммой величайшего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Получив эту милость Всевышнего, мы обязаны стать такими мусульманами, кому он скажет: «Мои братья». А для этого нужно соблюдать его Сунну и овладеть его нравственной красотой.

О, Аллах! Дай нам насыб сердцем ощутить духовность и нравственность Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)! И возроди нас любовью так, как возродил тех, кто находился с ним.

Аминь!


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................... 5

ЛЮДИ ЭПОХИ БЛАГОДЕНСТВИЯ................................... 11

Правление в период джахилии было институтом

унижения...................................................................... 12

Поклонение и деяние отданы в жертву

мирской корысти ...................................................... 16

Нравственные качества, от которых люди

ещё не отказались, были искажены..................... 17

Сахабы — «живое» чудо Пророка

(салляллаху алейхи ва саллям)..................................... 25

Появление выдающихся личностей..................... 27

Как же Пророку (салляллаху алейхи ва саллям)

удалось воспитать своих сподвижников?.......... 31

Ислам стал распространяться так же стремительно,

как по утрам восходит солнце ............................ 33

 

Чувства стали глубокими........................................ 35

Гармония разума и сердца..................................... 37

Углубились в размышление................................... 39

Призыв к вере был самым важным

для них занятием....................................................... 40

Они были сильно привязаны к Корану .............. 42

Так что же направило сахабов к Корану?......... 44

Человечество восхищается ими............................................ 46

Исламская нравственность — не теория,

а практика................................................................... 47

 

В ЭПОХУ БЛАГОДЕНСТВИЯ

ВОСТОРГ ВЕРЫ МУСУЛЬМАН .............. ..................... 53

Они не боялись отдать свои жизни за веру........ 55

Они совершили Хиджру и джихад,

чтобы сохранить свою веру................................... 61

 

В ЭПОХУ БЛАГОДЕНСТВИЯ

БОГОСЛУЖЕНИЯ, ИСПОЛНЕННЫЕ

БЛАГОГОВЕНИЯ................................................................ 67

Свет омовения............................................................ 67

Намаз — свет их очей .............................................. 71

Они давали закят с большим

воодушевлением ....................................................... 77

Они осознали, что нет ничего подобного посту 87

Хадж и Умра............................................................... 91

Сахабы придавали огромное значение

обучению Корану и хадисам................................. 96

Они находили исцеление в баракате Корана. 105

Они взывали о прощении в предрассветный час................... 108

Они внимательно относились к богослужениям 112

Соревнование в совершении добрых

дел и в благородстве............................................. 114

Идущие за Пророком

(салляллаху алейхи ва саллям)................................... 117







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.014 с.)