Они были словно обильный баракатный дождь в проявлении щедрости и зрелого подхода к решению проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Они были словно обильный баракатный дождь в проявлении щедрости и зрелого подхода к решению проблем



Асхабы-кирам, воспитанные примером Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), стали подобны ему в щедрости и уравновешенности. Джабир (радыяллаху анху) рассказывал: «Я не знаю ни одного состоятельного человека среди мухаджиров и ансаров, которые при этом не имели бы своего вакфа» (Ибну Кудама, «аль-Мугни», V, 598).

Ибн Хазм говорил: «Абдуллах бин Умар, благочестивая Фатима и другие сахабы (радыяллаху анхума) организовали и в Медине множество вакфов. Это общепризнанный факт. Нет человека, который не знал бы об этом» (М. Абдух Амани, «Фатиматуз-Зехра», Бейрут, 1996, стр. 330). Один из великих военачальников Халид бин Валид отдал вакфу всё своё снаряжение и обмундирование (Бухари, «Закят», 49, 33; «Джихад», 89; Муслим, «Закят», 11).

Как-то раз Убайдуллах бин Аббас (радыяллаху анху) находился в походе. Его сопровождал отпущенный на свободу раб. По дороге они увидели дом бедуина. Убайдуллах (радыяллаху анху) предложил слуге зайти в этот дом, погостить и заодно переночевать. Сахаб отличался хорошим нравом и слыл достойным человеком. Бедуин радушно встретил его и с чувством восхищения сказал супруге:

— У нас сегодня очень почётный гость. Есть ли для него достойный ужин?

— Нет, — отвечала женщина, — у нас есть только вот эта овечка, молоком которой питается наша малышка.

— Надо зарезать животное, — решил хозяин.

— Ты хочешь, чтобы твоя дочь умерла?

— Даже если ей будет угрожать голодная смерть, мы всё равно должны так поступить.

После этого бедуин взял нож и зарезал овечку. Он приготовил из этого мяса вкусное угощение для благочестивого Убайдуллаха и его слуги. Сахаб слышал разговор хозяина дома с супругой и наутро велел своему вольноотпущеннику отдать бедуину все деньги. Слуга стал возражать:

— Ты отдаёшь ему 500 динаров? А он для тебя зарезал овцу, которая стоит всего 5 дирхемов!

— Клянусь Всевышним, этот бедняк гораздо щедрее нас. Мы дали ему лишь часть имущества, а он отдал нам последнее, что было необходимо для его семьи и ребёнка. Это огромное проявление исара — отдавать последнее, в чём сам нуждаешься.

Когда об этой истории узнал Муавия, он восхищённо произнёс: «Ты молодец, Убайдуллах! Ты показал, чьим сыном являешься и в каком доме воспитан» (Ибнуль-Асир, «Усдуль-Габе», Бейрут, 1417, III, 543; Ибн Асакир, «Тариху Демешк», XXXVII, 483—484). (Убайдуллах (радыяллаху анху) был сыном Аббаса — дяди Пророка Мухаммада).

Во время поста к воротам дома супруги Пророка Айши (радыяллаху анха) пришёл нищий и попросил еды. У неё остался только хлеб для разговения, и она велела своей помощнице отдать буханку. Служанка стала возражать, но Айша (радыяллаху анха) настойчиво повторила свою просьбу. О том, что произошло дальше, узнаём со слов прислуги: «Я сделала так, как повелела госпожа, и отдала хлеб просящему. А вечером перед наступлением ифтара кто-то передал нам кусок варёной баранины. Благочестивая Айша (радыяллаху анха) позвала меня и сказала: «Иди сюда! Кушай, это намного вкуснее, чем тот хлеб» (Муватта, «Садака», 5).

Известно, что Ибн Умар (радыяллаху анху) никогда не садился за стол, если к вкушению пищи не присоединялись сироты. В хадисе передаётся, что они всегда разделяли с ним трапезу (Бухари, «аль-Адабуль-Муфрет», № 136; Абу Нуайм, «Хилье», I, 299).

Благочестивый праведник Хасан Басри, живший в период сахабов и табиинов, говорил: «Я застал такое время, когда один человек утром так наставлял членов своей семьи: "О, обитатели моего дома! Относитесь по-доброму к сиротам, будьте внимательны к соседям и нуждающимся. Но сегодня этот мир покинули лучшие среди нас, и с каждым днём ваша нравственность слабеет!"» (Бухари, «аль-Адабуль-Муфрет», № 139).

Они избегали расточительства, исрафа

Акиль бин Абу Талиб (радыяллаху анху) сообщает, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рекомендовал: «Для совершения омовения достаточно одного мюдда воды. Для полного омовения, гусля, хватит одного саа воды» (1 саа равен 4 мюддам и составляет 3 кг 398 грамм). Один человек принялся возражать, что такого количества воды будет мало. На что Акиль (радыяллаху анху) сказал, имея в виду Пророка (салляллаху алейхи ва саллям):

— Столько воды было достаточно для человека, который был благословеннее тебя и его волосы были намного гуще! (Ибн Маджа, «Тахарат», 1).

Освобождённый раб Абу Бакра и молочный брат Айши (радыяллаху анха) Кясир бин Убайд рассказывал: «Я пошёл к благородной Айше (радыяллаху анха). Она велела мне подождать:

— Не заходи сюда. Побудь немного снаружи, я сошью себе платье.

— О, мать му`минов! Если бы я поведал об этом людям, то они бы подумали, что ты жадная.

— Ты следи за своей работой. У того, кто не носит старое, не может быть нового! (Бухари, «аль-Абадуль-Муфрат», № 471; Ибн Сад, VIII, 50).

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В ЭПОХУ

БЛАГОДЕНСТВИЯ

Они придавали важное значение исламским знаниям

Сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) всей душой стремились получить больше знаний из Книги Всевышнего. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) делал всё возможное, чтобы его последователи были просвещёнными, владели грамотой. Для этого он использовал самые неожиданные ситуации даже в нелёгких жизненных условиях. Например, после сражения при Бадре он поставил пленникам условие: будет освобождён тот, кто владеет грамотой, если обучит чтению и письму десятерых детей мусульман. «Куттаб» — так называлось место, где проходило такое обучение (М. Хамидуллах, «Пророк Ислама», I, 141). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) передал Али одного из пленников хавазин и повелел: «Ты научи его чему-нибудь из Корана!» (Ибнуль-Эсир, «Уздуль-Габа», VII, 105; Ибн Хаджар, «аль-Исаба», IV, 292).

Во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) открылось также много школ, где учителями были мусульмане. Они интенсивно обучали людей грамоте и основным знаниям по Исламу. Дома сподвижников, сахабов-кирам, превратились в медресе. В мечети Пророка, где обучались асхабы-суффа, места хватало не всем, поэтому в некоторых домах открылись школы, называемые «даруль-Кура». Как сообщается, дом Махрама бин Наффала был полностью отдан ученикам Корана. Туда часто приходил обучать мусульман Абдуллах бин Мактум (радыяллаху анху).

Справедливость в торговых делах

Сахаб по имени Джарир бин Абдуллах (радыяллаху анху) хотел купить лошадь на базаре. За коня, который ему понравился, хозяин попросил 500 дирхемов. Джарир сказал, что готов заплатить 600 и даже 800 дирхемов. Он знал, что этот скакун стоит намного больше запрашиваемой цены. Но продавец, казалось, был в неведении и удивился: «Когда есть возможность купить лошадь за 500 дирхемов, почему же ты завысил цену до 800?» Сахаб ответил: «Мы дали слово Пророку Аллаха придерживаться справедливости при купле-продаже, что не будем поступать нечестно в торговле» (Ибн Хазм, «аль-Мухалла», Египет, 1389, IX, стр. 454)

Современники Пророка и мусульмане периода четырёх халифов пристально следили за ведением торговых дел. Они закрыли пути получения нечестных доходов. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) запретил продавцам иметь на базаре постоянное место, не разрешал одному и тому же человеку владеть торговой точкой на самом бойком месте и тем самым воспрепятствовал появлению монополий. Этому повелению воспротивился один человек. Когда его лишили прилавка, он на том же месте разбил шатёр. Но Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) приказал снести и этот шатёр (Шемхуди, «Вафа», Египет, 1327, I, 540).

 

Истинные братья друг другу

Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) три дня подряд не видел своих братьев по вере, обязательно спрашивал о них. Он молился за тех, кто был далеко. Если же кто-то из мусульман приболел и не мог выйти из дома, он обязательно посещал его и желал исцеления (Хайсами, II, 295).

После Хиджры в Медине образовались две группы мусульман: мухаджиры, которые ради своей веры переселились из Мекки в Медину, и местные жители Медины, которых называли ансары (помощники). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заключил между ними соглашение о дружбе и взаимопомощи. Мухаджиры ради сохранения веры покинули свои земли, оставили дома, имущество, работу. Мединцы высоко оценили их нравственный подвиг, умение жертвовать всем ради Ислама и с огромным желанием, щедростью и искренностью протянули своим братьям руку помощи. Семьи мухаджиров были определены и прикреплены к семьям ансаров. Таким образом состоялся договор братства, по которому сахабы решили трудиться вместе, а заработанное делить пополам. Ансары хотели, чтобы Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) распределил между мухаджирами все их незаселённые земли. Но даже это не было пределом. Они обратились к нему:

— О, Расулюллах! Подели между нами и наши финиковые сады.

Но Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) это предложение не принял. Тогда ансары сказали мухаджирам:

— В таком случае ухаживать и поливать сады пусть будет вашей обязанностью, а после сбора урожая поделим его пополам.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) посчитал это решение уместным, и обе стороны согласились: «Мы услышали это и поступим так» (Бухари, «Харз», 5).

Когда ансары собирали урожай фиников и делили на две части, то в одну часть складывали больше плодов, а в другую — меньше. После этого подкладывали ветви туда, где было мало, чтобы казалось больше, и говорили: «Какой удел предпочтёте — такой и берите». Из скромности мухаджиры выбирали меньшую часть урожая. И ансары поступали таким же образом, чтобы другим сподвижникам досталось больше (Хайсами, X, 40).

В один из дней Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) решил разделить земли Бахрейна между сахабами. Для этого он сначала пригласил ансаров. Они же сказали:

— О, Пророк Аллаха! Пока нашим братьям мухаджирам не достанется больший участок, нам ничего не давайте. Мы ничего не хотим.

— О, ансары! — ответил Мухаммад. — Если же вы предпочитаете себе брата мусульманина и не хотите брать эту землю, то в таком случае терпите все сложности жизни, пока вы не придёте ко мне, когда я буду стоять у райской реки Каусар. Потому что после меня наступит такое время, когда другие будут решать за вас (Бухари, «Манакибуль-Ансар», 8).

Достойный поступок ансаров свидетельствует, насколько стал велик их дух, раз они могли с радостью отдать то, в чём сами нуждались. Они предпочли интересы братьев собственным, и даже если у них и были какие-то проблемы и потребности, то они скрывали это от других. Всевышний Аллах сказал в Коране: «А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стеснённом положении. И те, кто одолел свою алчность, — они и суть преуспевшие.

А те, которые придут [в этот мир] после них, воскликнут: «Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал. Господи наш! Воистину, Ты — Кроткий, Милосердный»» (Сура «аль-Хашр», 59 / 9—10).

Со времён Пророка нравственность считается украшением мусульман. Всевышний Аллах восхвалял таких рабов в Коране: «Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, [и говорят]: «Мы даём пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день». Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью» (Сура «аль-Инсан», 76 / 8—11).

Братские отношения между мусульманами, установленные Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям), важны как в период военных действий, так и в мирное время. Например, когда он отправлялся в поход, из двух братьев лишь одного брал с собой. Другой же оставался, чтобы защищать Медину и заботиться о семьях: своей и своего брата (М. Али Капар, «Отношения Пророка с мушриками», Стамбул, 1987, стр.145).

Праведный Али (радыяллаху анху) так говорил о братстве эпохи благоденствия: «Есть два блага, которые меня радуют, и я не могу определиться какое больше. Первое когда кто-либо приходит ко мне с надеждой, что я смогу помочь в разрешении его проблемы и доверяет мне её. Второе когда Всевышний Аллах облегчает или устраняет невзгоды этого человека с моей помощью. Я предпочитаю разрешить проблему одного мусульманина, чем владеть несметным количеством золота и серебра» (Али аль-Муттаки, VI, 598 / 17049).

Анас бин Малик (радыяллаху анху) советовал укреплять братские чувства: «Дети мои! Приглашайте друг друга в гости, угощайте и дарите подарки. Потому что это укрепляет дружбу между вами и усиливает любовь» (Бухари, «аль-Адабуль-Муфрадат», № 595).

Однажды Абдуллах бин Аббас (радыяллаху анху) находился в мечети Пророка в итикяфе (уединение в мечети, когда мусульманин намерен оставаться в ней определённое количество времени). К нему подошёл один человек, поприветствовал его и сел рядом. Ибн Аббас (радыяллаху анху) обратился к нему:

Брат мой! Вижу, что у тебя приключилась какая-то беда, почему ты так печален?

Да, о дядя Пророка! Я действительно опечален. У меня есть долг одному человеку, но перед лицом могилы Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) я говорю, что не смогу вернуть деньги.

Ибн Аббас сказал ему:

Хочешь, я поговорю с твоим кредитором об этой ситуации?

Мужчина согласился. Ибн Аббас вышел из мечети, обулся и услышал вслед:

Ты забыл, что находишься в итикяфе? Почему ты вышел из мечети?

Нет, я не забыл. Однако я слышал наставление человека, который только недавно ушёл от нас, и показал на могилу Пророка.

Из глаз Ибн Аббаса текли слёзы. Он вспомнил его слова: «Если кто-то проявит старание и усердие для того, чтобы разрешить проблему своего брата по религии, то это намного лучше, чем 10 лет находиться в итикяфе. А между тем, если человек ради Всевышнего только один день провёдет в итикяфе, то между ним и Джаханнамом (Адом) будет три рва, а между каждым рвом расстояние как между Востоком и Западом» (Бейхаки, «Шуаб», III, 424-425. Хайсами, VIII, 192).

Ибн Умар (радыяллаху анху) рассказывал о взаимоотношениях того времени: «Мы пережили такой период, когда каждый из нас считал, что его брат больше достоин получить серебро и золото, нежели он. По-другому тогда люди думать не могли. А сейчас же мы живём в такую эпоху, когда деньги кажутся нам более привлекательными, чем брат мусульманин. Я слышал слова Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «В день Кыямата будет столько людей, которые схватят за ворот своего соседа и скажут: "О, мой Господь! Этот человек передо мной закрыл свою дверь, он не хотел мне помогать ни в чём, он не давал мне добра и угощений"» (Бухари, «аль-Адабуль-Муфредат», 111; Хайсами, Х, 285).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.076 с.)