ТОП 10:

Они осознали, что нет ничего подобного посту



Абу Умама (радыяллаху анху) как-то раз беседовал с Пророком Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям):

— Предложи мне совершить такое деяние, за которое Всевышний меня вознаградил бы.

— Я бы посоветовал тебе соблюдение поста. Потому что нет ничего подобного ему! (Нисаи, «Сыям», 43).

Умму Айман (радыяллаху анха) отправилась в путь, чтобы приблизиться душой и помыслами к Аллаху и Его Пророку. В этот день она постилась: у неё не было ни пищи, ни сосуда для воды. Женщина шла по пустыне Тихама под палящим солнцем. Она уже была на грани смерти от голода и жажды, когда наступило время ифтара. Вдруг постящаяся услышала какой-то шум, подняла голову и увидела ведро, спущенное с неба на белой нити. Умму Айман (радыяллаху анха) рассказывала: «Я взялась за ведро, припала к нему, напилась воды и после этого до самого окончания путешествия не испытывала жажды». После такого чудесного спасения она держала пост в самый знойный и длинный день, совершала таваф вокруг Каабы, проверяя себя: «Смогу ли я выдержать без воды?» Но женщина больше не испытывала жажды до самой смерти (Абу Нуям, «Хилье», II, 67; Ибн Хаджар, «Исабе», VIII, 170; Ибни Сад, VIII, 224).

Благочестивый Хамза (радыяллаху анху) перед сражением в Ухуде тоже соблюдал пост. Он думал, что так будет лучше предстать перед Всевышним, если станет шахидом.

Анас бин Малик (радыяллаху анху) рассказывал: «Мой отчим Абу Талха во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) не совершал дополнительные посты, чтобы не потерять силы, а после ухода в мир иной Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям) он ежедневно постился. Исключение составляли праздники Рамадан и Курбан (Бухари, «Джихад», 29).

Абу Талха (радыяллаху анху) прослыл самым смелым воином на поле брани. Чтобы быть сильным в бою, он не особо ограничивал себя в еде. Но позже большую часть своего времени проводил в соблюдении поста. Рассказывают, что после смерти Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) он прожил так ещё 24 года. Как сообщал благочестивый Анас (радыяллаху анху): «Абу Талха ближе к окончанию своей жизни прочитал строки Корана: «Выступайте в поход, легко ли это вам будет или в тягость, и боритесь [, не щадя] имущества и жизни во имя Аллаха. Так будет лучше для вас, если вы разумеете это»(Сура «ат-Тауба», 9 / 41). А после этого он попросил: «Всевышний Аллах велит нам всем мобилизоваться, будь то стар или млад. Приготовьте моё военное снаряжение!» Дети возразили: «Отец, мы пойдём в бой вместо тебя». Но он был настойчив и принял участие в одном из морских походов, где его настигла смерть. Однако останки Абу Талха смогли предать земле только через семь дней. Все удивились, что в его благословенном теле не произошло никаких изменений и не появился запах (Ибн Хаджар, «Фатху-ль Бари», «Джихад», 29).

Абу Бурда (радыяллаху анху) и Язид бин Аби Кабша в одном из походов очень подружились. Язид придавал огромное значение посту и в этот раз тоже соблюдал его. Абу Бурда (радыяллаху анху) сказал товарищу:

— Я слышал, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) неоднократно говорил моему отцу Абу Мусе: «Если раб Аллаха болен или же находится в походе, то ему запишется такой же саваб, который он получал за то, что соблюдал богослужение, не участвуя в военных действиях и будучи здоровым» (Бухари, «Джихад», 134).

Современники Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) с огромным воодушевлением держали пост во время месяца Рамадан. Му`мины старались, чтобы эту духовную атмосферу могли ощутить и их дети. Эта традиция продолжается и после Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Известны слова Умара (радыяллаху анху), который, будучи халифом, увидел в месяц Рамадан пьяного и сказал ему: «Как тебе не совестно! Наши дети и те соблюдают пост» (Бухари, «Савм», 47).

Абу Дарда (радыяллаху анху), говоря о том, какое значение они придавали посту, заметил: «Я бы не хотел жить в этом мире, если не было бы этих трёх предписаний: совершать земное поклонение, днём и ночью служить Всевышнему и таким образом готовиться к вечной жизни; соблюдать пост в самые жаркие дни и терпеть жажду; находиться в обществе тех, кто при разговоре выбирает самые лучшие слова, подобно тому как выбирают из огромного количества фруктов самые спелые» (Мунави, «Файзуль Кадир», II, 11/1193).

Хадж и Умра

Современники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) придавали огромное значение совершению Хаджа и Умры. Для них было очень важно совершить таваф вокруг Каабы, поэтому они никогда не откладывали и не оставляли это высокое богослужение. Свои души они наполняли благословенной атмосферой этих мест. Следуя по стопам всех праведников, начиная с Пророка Адама (алейхиссалям), они вспоминали их жизнь и поступки и тем самым получали урок для себя. Современники Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проявляли уважение и почтение ко всем знакам от Всевышнего, расположенным в этих священных местах, вспоминали Его и совершали зикр. Один из 12-ти участников первой клятвы верности мусульман Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) при Акабе, Бера ибн Марур (радыяллаху анху), обещал, что на следующий год посетит Пророка и Каабу во время Хаджа в Мекку. Но не смог, и на смертном одре обратился к своим домашним: «Похороните меня в сторону Каабы, я дал слово Пророку, я обещал ему прийти».

Так он стал первым человеком, который при жизни и после смерти был устремлён в сторону Каабы. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл в Медину то вместе со своими учениками направился к могиле своего сподвижника. Возле последнего пристанища Бера они встали в ряд и совершили джаназа-намаз. А после этого Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) взмолился: «О, мой Господь! Прости его, прояви к нему Свою Милость и будь им доволен» (Ибни Абдиль Бер, I, 153; Ибни Сад, III, 619—620).

Благочестивая Айша (радыяллаху анха) однажды спросила у своего супруга:

— О, Пророк Аллаха! Нельзя ли и нам с вами выйти в сражение и таким образом совершить джихад?

— Для вас будет самым лучшим и прекрасным джихадом, усердием на пути Всевышнего — безупречно совершённый Хадж.

После тех слов она ни разу не оставляла совершение Хаджа (Бухари, «Джазаус-Сайд», 26).

Однажды Умар (радыяллаху анху) сообщил Пророку, что желает совершить Умру. Тот поддержал это намерение: «О, мой брат! Не забудь и о нас в своих молитвах». На это Умар (радыяллаху анху) так ответил: «Для меня большая радость то, о чём ты попросил меня. Если бы мне вручили во владение всю землю, то не смог бы этому радоваться больше того, как я обрадовался этим словам». Этой фразой он выразил то, насколько было важно для сахабов внимание наставника (Абу Давуд, «Витр», 23 / 1498; Тирмизи, «Деавад», 109 / 3562; Ибн Маджа, «Манасик», 5).

Современники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) могли многим пожертвовать, чтобы совершить Хадж и Умру, и не боялись сложностей на этом пути. Из-за болезни (по уважительной причине) Айша (радыяллаху анха) не смогла совершить Умру и с сожалением сказала:

— О, Пророк Аллаха! Люди возвращаются из Мекки, совершив и Хадж, и Умру, а я же возвращаюсь только после Хаджа.

— Подожди, — посоветовал он супруге, — и после полного выздоровления иди вместе со своим братом Абдуррахманом к местечку Тениме, затем с ниятом (намерением) совершения Умры оденьте ихрам (белые одежды) и произносите тальбие. После того как завершите Умру, придите к нам в указанное мной место. Но запомни одно, что саваб от Умры столь же велик, сколько ты для этого понесла расходов или же преодолела сложностей (Бухари, «Умра», 8).

Современники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) проявляли большую чуткость и отзывчивость во время Хаджа. Однажды Посланник (салляллаху алейхи ва саллям) попросил благочестивого Умара (радыяллаху анху) быть учтивым и внимательным во время тавафа: «О, Умар! Ты очень смелый и обладаешь огромной силой. Пробираясь к Чёрному камню, остерегайся притеснить людей и унизить слабых! Не создавай себе неприятной ситуации и людей не беспокой! В тишине, если будет такая возможность, подойди к Чёрному камню и поцелуй его. А если нет, то сделай знак приветствия издалека и проходи мимо, произнося слова таухида, читая такбир» (Ахмад, I, 28; Хайсами, III, 241).

Женщины во время совершения тавафа старались держаться в стороне от мужчин. Так поступала и благочестивая Айша (радыяллаху анха). Женщина, которая тоже совершала таваф, обратилась к ней: «О, мать му`минов! Пойдём поцелуем Чёрный камень, дотронемся до него рукой». Но благочестивая Айша не приняла её предложения из-за богобоязненности. Вместе со спутницами она совершала таваф ночью в длинных одеждах и была неузнаваемой. Мусульманки заходили в Байтуллах и там проводили богослужение. Мужчин туда не впускали до тех пор, пока не выходили все женщины (Бухари, «Хадж», 64).

Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) собрался в обратный путь из Мекки. Но к этому времени его супруга Умму Саляма из-за болезни так и не совершила таваф. Он посоветовал ей: «Когда будет звучать камет для совершения утреннего намаза, ты на верблюде с задней стороны Каабы соверши таваф» (Бухари, «Хадж», 71).

Подобную историю рассказывала и сама Умму Саляма (радыяллаху анха): «Когда я испытывала недомогание во время Хаджа, я сказала об этом супругу. Он мне порекомендовал: «Садись на верблюда и соверши обход Каабы по дальнему краю за людьми». Я так и сделала. В это время Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был имамом при совершении утреннего намаза».

Из этого можно сделать вывод, что Коран не запрещает мужчинам и женщинам вместе совершать таваф. Однако если есть такая возможность, то лучше это делать порознь. Потому что таваф подобно намазу является богослужением: при совершении намаза женщины стоят позади мужчин, нужно поступать таким же образом и при совершении тавафа.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.005 с.)