Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материал творчества дизайнера. Виды материалов в деятельности дизайнера. Реализация замысла различными средствамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МАТЕРИАЛ ТВОРЧЕСТВА - явления, вещи, субстанции, используемые для воплощения творческого замысла: звук в музыке, слово в литературе, цвет, линия в живописи, дерево, камень, металл в скульптуре. В творчестве дизайнера М.т. являются не только материально-физические начала реализации проектных замыслов, но и визуальная и вербальная информация, идеи, концепции, включаемые в сферу проектного сознания. Для дизайнера, таким образом, значимы не только осязаемые свойства материала, но и часто эфемерные, но организующие качества анализа средовой ситуации и возможностей заказчика, результаты анализа психологии потребителя и выбранной системы художественных ориентиров. Подобно «говорящему» мрамору, глубина анализа и осмысленность выбора могут весьма неоднозначно ориентировать процесс проектного творчества. Появление новых материалов, технологий, а особенно идей и концепций, играет важную роль в развитии новых видов художественного творчества (кинематограф, телевидение, фотоискусство и видеоарт) и новых жанров и стилей искусства (конструктивизм, хай-тек, постмодернизм, деконструктивизм). Вместе с тем дизайну - и это отличает его от других видов искусства - присущ свойственный только ему М.т. - прагматическое начало. Стремление преобразить элементарные бытовые потребности человека в событие художественное, сделать каждодневные подробности нашего образа жизни фактом высокого искусства - признак собственно дизайна, чем во многом и объясняется не навязчивость, но абсолютность его воздействия на современный мир. Реализовывая замысел, дизайнер иногда прибегает к нетрадиционным приемам - как в выборе проектного решения, конструировании, формообразовании так и в выборе материала для воплощения идеи. Это касается дизайна объектов, среды. Например, в проектировании мебели материалом может служить только дерево, металл, пластмасса, кожа, текстиль и любые их сочетания. Однако в свободном творчестве дизайнеры часто обращаются к нетрадиционному использованию материалов, иногда парадоксальному сочетанию не сочетаемых элементов предметного мира. Подобный опыт не только вызывает интерес (арт-объекты, оформление выставок и витрин и д.р.), но и приводит к новым прогрессивным открытиям в науке (разработка материалов на основе дизайнерских поисков), в развитии дизайна в целом. Материал - исходный предмет труда, потребляемый для изготовления изделия. Для дизайнера основной момент, характеризующий понятие М., - его преобразование. Как концептуалист, дизайнер использует в качестве М. своего творчества идеи, ассоциации, концепции, визуальную информацию, а как конструктор - обычные производственные М., готовые изделия, полуфабрикаты и т. п. Преобразуемые дизайнером М. можно условно подразделить на концептуально-творческие, проектные и производственные. Свойства М. - физические особенности (структура, степень твердости, фактура, текстура и пр.), присущие М., и способность поддаваться обработке с целью придания нужного внешнего вида. С.м. определяют способность выполнять в изделии те или иные функции, в том числе и гигиенические, и подвергаться определенным приемам обработки. В зависимости от формообразующих и декоративных свойств различаются конструкционные, декоративно-конструкционные и декоративные М. (в том числе декоративно-защитные). Конструкционный М. - М., несущий рабочую нагрузку конструкции благодаря наличию необходимой жесткости, упругости, прочности гибкости, способности выдерживать соединения с другими материалами и т. п. Декоративно-конструкционный М. - М., конструкционные и декоративные свойства, которого одновременно использованы (выявлены) в изделии. Наиболее широко в этой роли используются дерево, ткани, пластмассы, некоторые металлы. Но в принципе любой конструкционный материал может быть декоративно обыгран в изделии путем обработки (полировка, литье, придание различных фактур и пр.) Декоративный М. - используемый в целях украшения изделия М. обладающий богатой текстурой, фактурными возможностями, блеском, цветом, хорошей сочетаемостью с другими материалами и пр. Нормирование декоративных свойств М. - установление требований к декоративным свойствам М. (цвету, фактуре, блеску, текстуре чистоте поверхности) в виде контрольных образцов или числовых значений показателей внешнего вида М. При заданности М. его свойства являются одним из определяющих формообразующих факторов, поскольку от них зависит конечный результат всей разработки - от проектной концепции до формы изделия, в том числе и его внешнего вида. Отделочный М. - М., применяемый для улучшения внешнего вида изделия и придания ему дополнительных свойств (например, гигиенических). Одним из видов отделки является покрытие - слой и несколько слоев материала, искусственно полученных на поверхности (окраска, гальванические покрытия, облицовка). В зависимости от назначения различаются защитные, защитно-декоративные и декоративные покрытия. Образец М. - отлитый, отпрессованный, нанесенный на подложку (основу), отполированный или иным образом обработанный фрагмент М., взятый для выявления возможной цветовой гаммы, фактурной обработки, подбора текстуры и пр.
17.Форма и общие вопросы формообразования. Свойства формы. Формообразующие факторы. Форма - 1) морфологическая, плоскостная, объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала; 2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности. Ф. живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию. В дизайне форма, может быть определена - как средство выражения внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний вид. Дизайн-форма - особая организованность объекта, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимоувязанного единства всех свойств изделия - конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени. Технологическая Ф. - категория дизайнерского проектирования, определяющая объект как продукт технологического преобразования материала. Визуальная Ф. - зрительно воспринимаемая Ф. изделия. Восприятие Ф. - психологический процесс вычленения характерных признаков Ф. вещи (комплекса вещей) с точки зрения функциональных и культурных значений, основанный на чувственных ощущениях - зрительных, тактильных, звуковых. Оценка пластической Ф. основана на ее способности вызывать психологические и социальные ассоциации (холод-тепло, гладкое-шершавое, удобство-неудобство, богатство-бедность и т.п.). Дизайнер должен принимать во внимание ее закономерности при проектировании среды, изделий или их комплексов, поскольку от этого зависят эстетическая оценка и предпочтения потребителя. Декор - элементы визуальной Ф. изделия, предназначенные для украшения - цвет, отделка специальными материалами или придание фактурного разнообразия особыми способам и обработки поверхности, орнамент, изобразительные элементы и пр. Эстетическая ценность Д. тем больше, чем органичнее он связан с Ф. вещи, развивает и продолжает ее систему в целом, вносит в предмет новые культурные значения, отвечающие ситуации функционирования вещи и ее восприятия. Образование Ф. сводится к выявлению и фиксации в объекте проектирования его базовых свойств и качеств, т.е. содержания той Ф., которая является способом их существования. Дизайнеры всегда имеют дело с Ф., которая должна быть единой, цельной и выразительной, что означает не «раздвоенность» содержания и Ф., а сложность, разносторонность содержания, переплетение структуры (внутренней Ф.) объекта или комплекса и его облика (условно - внешней Ф.). Формообразование - категория художественной деятельности, дизайнерского и технического творчества, выражающая процесс становления и созидания формы в соответствии с общими ценностными установками культуры и с теми или иными избранными концептуальными принципами, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего произведения, функции, конструкции и материалу. Композиционное формообразование - процесс организации элементов изделия, средства и методы которой соотносятся с задачей привнесения человеческой меры в объекты дизайна, достижения гармонии, включенной в процесс жизнедеятельности. Объектом К.ф. для дизайнера является визуальная, антропометрическая и материальная структура вещи; приемами К. ф. выступают стилизация, размерно-модульная и масштабная гармонизация (соразмерность человека и вещи). ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (formgeschtaltung (gebung) - нем.) - процесс создания формы в деятельности дизайнера, в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов. Ф. - решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение. Проектирование – это процесс создания чего-либо нового, в том числе новых формальных решений, которые, в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми. Формообразование - смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной формы, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации формы как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности. Свойства формы. Форма — понятие материальное; ряд свойств материи формируют ее внешнюю выразительность. К ним относятся: геометрические характеристики, ориентация в пространстве, цвет, фактура, членение. Члененные формы, в свою очередь, обладают такими свойствами, как, ритм, пропорции, равновесие. Геометрическая характеристика формы включает в себя следующие параметры: размеры, геометрическое строение (наличие ребер, граней, характер линии контура видимости и др.), вес, плотность, прочность. Визуальное сравнение количества одного и того же свойства в разных формах выражается тремя эмоциональными категориями: тождеством, нюансом и контрастом. Тождество - это равенство, одинаковость или совпадение свойств различных форм. Нюанс - незначительное различие свойств различных форм при значительном преобладании их сходства. Нюансировка - это основной процесс, в результате которого вещь при всех прочих достоинствах обретает изысканность. Контраст - резкое качественное различие одинаковых свойств разных форм вплоть до их полного противопоставления. Например, объемные формы шар и куб. одинаковые по габаритным размерам, вызывают ощущение близкое ощущению контраста межу черным и белым. Контрастное восприятие вызывают: «тяжелая» часть формы рядом с «легкой», широкая - рядом с узкой и т. д. воздействие свойств формы объекта на психологию человека Геометрическая форма психологически воздействует на человека и когда поставляет собой единое целое, и когда образована путем сочетания, соединения двух и более элементов. Сочетания бывают трех видов: · пассивные соединения - связь осуществляется посредством дополнительного элемента. Например, шары гантели соединяются с помощью третьего элемента - ручки; · активные соединения - два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно, причем форма одного из них является продолжением другого (например, коробка и ее крышка); · агрессивные соединения - взаимопроникновение форм элементов, когда один элемент как бы врезается в другой (например, как топор в полено). Главная особенность здесь - это органичность соединения элементов формы, соподчиненность, без которой целостности не достичь. Формы могут быть характеризованы как: · переносная форма (например, имеет штемпель или шахматная фигура); · тянущаяся форма (подобная форма характерна, к примеру, для лимузина); · вращающаяся форма (этой формой отличаются, например, винт самолета); · обтекаемая форма (например, форма падающей капли или шара. Форма капли при этом является динамичной, а форма шара - статичной, но малоустойчивой (сравните со статичной формой куба). Сильным средством эмоциональной выразительности формы является ее ориентация относительно горизонтальной плоскости:
Свойства формы, характеризующие ее как систму частей и целого Расчлененность или составленность формы объекта характеризует ее как систему взаимосвязанных элементов. Метр - повторение через равный интервал одинаковых или сходных визуально воспринимаемых признаков объекта (опоры линии электропередач, вагоны электропоезда, гирлянды цветов). Метрический ряд характеризуется тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы. С его помощью достигается строгость и уравновешенность. По сравнению с метрическим, ритмический ряд подвижнее, напряженнее, интереснее. Ритм - повторение через разные интервалы одинаковых или сходных визуально воспринимаемых признаков объекта. Ритмический ряд - закономерное изменение (нарастание или убывание) какого-либо определенного, визуально воспринимаемого признака или свойства объекта (ветки у ели). Такой ряд создает впечатление живости, побуждает к дальнейшему развитию и потому охотнее применяется дизайнерами При организации формы особое место занимает пропорция. Пропорция - равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах, или связь составляющих внутри сложного целого. Пропорциональность - соразмерность целого и частей. Пропорционирование - использование пропорций для организации элементов действительной формы объекта в его целостную структуру, т. е. определенный метод количественного согласования частей и целого. Различают следующие виды пропорций: · арифметическая (Подчинена метрическому ряду); · геометрическая (например, пропорция золотого сечения); · гармоническая. Дизайнер должен обладать обостренным чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей. Пропорции - основное средство композиции. Подбирая пропорции, следует думать о композиции. Пропорции влияют на: · образность предмета (кресло для работы и кресло для отдыха состоят из одних и тех же элементов, а характер мебели определяется исключительно их пропорциями); · гармонию формы (базируется на эмоциональном опыте восприятия форм объектов); · масштабность. Масштабность - соразмерность принятому эталону (человеку). При решении вопросов, связанных с масштабностью изделий, следует обратиться к антропометрии и эргономике, составляющим научной базы промышленного дизайна. Определяет удобство пользования различными объектами, оказывают прямое влияние на масштабность. Восприятие абсолютного размера объекта зависит от количества деталей, их размеров и формы, пропорций составных частей. Это объективный закон восприятия. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ ОБЪЕКТОВ Согласованность различных свойств формы объекта (конструктивных, структурных, пропорциональных, фактурных) с условиями существования, целесообразностью и закономерностью предопределяет основные эстетические признаки. Дизайнер может и должен подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость, мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жесткость, покой и т. п. Выразительность формы объектов предметной среды определяют: · ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность); · ее пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие); · способы и средства отображения, взаимодействующие с поверхностью (динамичность, объем, фактура, цветовое покрытие и т. д.). Закономерности создания предметов аналогичны закономерностям природных форм. Перечислим лишь основные: · конструкция определяется функциями; · отдельные части связаны с конструктивной основой пропорциональным взаимодействием; · масса распределена в зависимости от назначения частей и свойств материала; · поверхность, ограничивающая форму, зависит от свойств материала. Эстетическая оценка изделия предусматривает анализ связей между его формой и функцией, формой и конструкцией, формой и материалом, формой и процессом изготовления, а также оценку объективных закономерностей лежащих в основе гармонии. Взаимообусловленность конструкции, материала и формы предопределят композицию изделия. ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ФОРМЫ — свойство практически полезных вещей передавать некие «послания» тех, кто их сделал, тем, кто ими пользуется. ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ - жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально-экономических, функциональных, деятельностных, инженерно-технических и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни. Наиболее полное отражение Ф.ф. находят в творческих концепциях, формулирующих цели и задачи проектирования. Классификация Ф.ф., определяет объективность тех требований, которые в данной концепции станут главными, «первичными». Классификации дают возможность анализа вариантов влияния определенных групп Ф.ф. на морфологию объектов проектирования. Объективная обусловленность Ф.ф. и морфологии определяет специфику видов дизайнерского творчества, которые можно подразделить на три направления. 1. Многофакторное формообразование с доминированием организации процессов жизнедеятельности. 2. Формообразование с доминирующими функционально-технологическими факторами 3. Формообразование с доминирующим информационно-эмоциональным (социокультурным) фактором. К примеру, объекты коммуникативного дизайна
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 3835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.206 (0.011 с.) |