Материал творчества дизайнера. Виды материалов в деятельности дизайнера. Реализация замысла различными средствами




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал творчества дизайнера. Виды материалов в деятельности дизайнера. Реализация замысла различными средствами



МАТЕРИАЛ ТВОРЧЕСТВА - явления, вещи, субстанции, используемые для воплощения творческого замысла: звук в музыке, слово в литературе, цвет, линия в живописи, дерево, камень, металл в скульптуре.В творчестве дизайнера М.т. являются не только материально-физические начала реализации проектных замыслов, но и визуальная и вербальная информация, идеи, концепции, включаемые в сферу проектного сознания.

Для дизайнера, таким образом, значимы не только осязаемые свойства материала, но и часто эфемерные, но организующие качества анализа средовой ситуации и возможностей заказчика, результаты анализа психологии потребителя и выбранной системы художественных ориентиров.

Подобно «говорящему» мрамору, глубина анализа и осмысленность выбора могут весьма неоднозначно ориентировать процесс проектного творчества. Появление новых материалов, технологий, а особенно идей и концепций, играет важную роль в развитии новых видов художественного творчества (кинематограф, телевидение, фотоискусство и видеоарт) и новых жанров и стилей искусства (конструктивизм, хай-тек, постмодернизм, деконструктивизм). Вместе с тем дизайну - и это отличает его от других видов искусства - присущ свойственный только ему М.т. - прагматическое начало. Стремление преобразить элементарные бытовые потребности человека в событие художественное, сделать каждодневные подробности нашего образа жизни фактом высокого искусства - признак собственно дизайна, чем во многом и объясняется не навязчивость, но абсолютность его воздействия на современный мир.

Реализовывая замысел, дизайнер иногда прибегает к нетрадиционным приемам - как в выборе проектного решения, конструировании, формообразовании так и в выборе материала для воплощения идеи. Это касается дизайна объектов, среды. Например, в проектировании мебели материалом может служить только дерево, металл, пластмасса, кожа, текстиль и любые их сочетания. Однако в свободном творчестве дизайнеры часто обращаются к нетрадиционному использованию материалов, иногда парадоксальному сочетанию не сочетаемых элементов предметного мира. Подобный опыт не только вызывает интерес (арт-объекты, оформление выставок и витрин и д.р.), но и приводит к новым прогрессивным открытиям в науке (разработка материалов на основе дизайнерских поисков), в развитии дизайна в целом.

Материал - исходный предмет труда, потребляемый для изготовления изделия. Для дизайнера основной момент, характеризующий понятие М., - его преобразование. Как концептуалист, дизайнер использует в качестве М. своего творчества идеи, ассоциации, концепции, визуальную информацию, а как конструктор - обычные производственные М., готовые изделия, полуфабрикаты и т. п. Преобразуемые дизайнером М. можно условно подразделить на концептуально-творческие, проектные и производственные.

Свойства М. - физические особенности (структура, степень твердости, фактура, текстура и пр.), присущие М., и способность поддаваться обработке с целью придания нужного внешнего вида. С.м. определяют способность выполнять в изделии те или иные функции, в том числе и гигиенические, и подвергаться определенным приемам обработки. В зависимости от формообразующих и декоративных свойств различаются конструкционные, декоративно-конструкционные и декоративные М. (в том числе декоративно-защитные).

Конструкционный М. - М., несущий рабочую нагрузку конструкции благодаря наличию необходимой жесткости, упругости, прочности гибкости, способности выдерживать соединения с другими материалами и т. п.

Декоративно-конструкционный М. - М., конструкционные и декоративные свойства, которого одновременно использованы (выявлены) в изделии. Наиболее широко в этой роли используются дерево, ткани, пластмассы, некоторые металлы. Но в принципе любой конструкционный материал может быть декоративно обыгран в изделии путем обработки (полировка, литье, придание различных фактур и пр.)

Декоративный М. - используемый в целях украшения изделия М. обладающий богатой текстурой, фактурными возможностями, блеском, цветом, хорошей сочетаемостью с другими материалами и пр.

Нормирование декоративных свойств М. - установление требований к декоративным свойствам М. (цвету, фактуре, блеску, текстуре чистоте поверхности) в виде контрольных образцов или числовых значений показателей внешнего вида М. При заданности М. его свойства являются одним из определяющих формообразующих факторов, поскольку от них зависит конечный результат всей разработки - от проектной концепции до формы изделия, в том числе и его внешнего вида.

Отделочный М. - М., применяемый для улучшения внешнего вида изделия и придания ему дополнительных свойств (например, гигиенических). Одним из видов отделки является покрытие - слой и несколько слоев материала, искусственно полученных на поверхности (окраска, гальванические покрытия, облицовка). В зависимости от назначения различаются защитные, защитно-декоративные и декоративные покрытия.

Образец М. - отлитый, отпрессованный, нанесенный на подложку (основу), отполированный или иным образом обработанный фрагмент М., взятый для выявления возможной цветовой гаммы, фактурной обработки, подбора текстуры и пр.

 

17.Форма и общие вопросы формообразования. Свойства формы. Формообразующие факторы.

Форма - 1) морфологическая, плоскостная, объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала; 2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности. Ф. живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию. В дизайне форма, может быть определена - как средство выражения внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний вид.

Дизайн-форма - особая организованность объекта, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимоувязанного единства всех свойств изделия - конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени.

Технологическая Ф. - категория дизайнерского проектирования, определяющая объект как продукт технологического преобразования материала.

Визуальная Ф. - зрительно воспринимаемая Ф. изделия.

Восприятие Ф. - психологический процесс вычленения характерных признаков Ф. вещи (комплекса вещей) с точки зрения функциональных и культурных значений, основанный на чувственных ощущениях - зрительных, тактильных, звуковых. Оценка пластической Ф. основана на ее способности вызывать психологические и социальные ассоциации (холод-тепло, гладкое-шершавое, удобство-неудобство, богатство-бедность и т.п.). Дизайнер должен принимать во внимание ее закономерности при проектировании среды, изделий или их комплексов, поскольку от этого зависят эстетическая оценка и предпочтения потребителя.

Декор - элементы визуальной Ф. изделия, предназначенные для украшения - цвет, отделка специальными материалами или придание фактурного разнообразия особыми способам и обработки поверхности, орнамент, изобразительные элементы и пр. Эстетическая ценность Д. тем больше, чем органичнее он связан с Ф. вещи, развивает и продолжает ее систему в целом, вносит в предмет новые культурные значения, отвечающие ситуации функционирования вещи и ее восприятия.

Образование Ф. сводится к выявлению и фиксации в объекте проектирования его базовых свойств и качеств, т.е. содержания той Ф., которая является способом их существования. Дизайнеры всегда имеют дело с Ф., которая должна быть единой, цельной и выразительной, что означает не «раздвоенность» содержания и Ф., а сложность, разносторонность содержания, переплетение структуры (внутренней Ф.) объекта или комплекса и его облика (условно - внешней Ф.).

Формообразование - категория художественной деятельности, дизайнерского и технического творчества, выражающая процесс становления и созидания формы в соответствии с общими ценностными установками культуры и с теми или иными избранными концептуальными принципами, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего произведения, функции, конструкции и материалу. Композиционное формообразование - процесс организации элементов изделия, средства и методы которой соотносятся с задачей привнесения человеческой меры в объекты дизайна, достижения гармонии, включенной в процесс жизнедеятельности. Объектом К.ф. для дизайнера является визуальная, антропометрическая и материальная структура вещи; приемами К. ф. выступают стилизация, размерно-модульная и масштабная гармонизация (соразмерность человека и вещи).

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (formgeschtaltung (gebung) - нем.) - процесс создания формы в деятельности дизайнера, в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Ф. - решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.

Проектирование – это процесс создания чего-либо нового, в том числе новых формальных решений, которые, в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми. Формообразование - смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной формы, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации формы как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.

Свойства формы.

Форма — понятие материальное; ряд свойств материи формируют ее внешнюю выразительность. К ним относятся: геометрические характеристики, ориентация в пространстве, цвет, фактура, членение. Члененные формы, в свою очередь, обладают такими свойствами, как, ритм, пропорции, равновесие.

Геометрическая характеристика формы включает в себя следующие параметры: размеры, геометрическое строение (наличие ребер, граней, характер линии контура видимости и др.), вес, плотность, прочность.

Визуальное сравнение количества одного и того же свойства в разных формах выражается тремя эмоциональными категориями: тождеством, нюансом и контрастом.

Тождество - это равенство, одинаковость или совпадение свойств различных форм.

Нюанс - незначительное различие свойств различных форм при значительном преобладании их сходства. Нюансировка - это основной процесс, в результате которого вещь при всех прочих достоинствах обретает изысканность.

Контраст - резкое качественное различие одинаковых свойств разных форм вплоть до их полного противопоставления. Например, объемные формы шар и куб. одинаковые по габаритным размерам, вызывают ощущение близкое ощущению контраста межу черным и белым. Контрастное восприятие вызывают: «тяжелая» часть формы рядом с «легкой», широкая - рядом с узкой и т. д.

воздействие свойств формы объекта на психологию человека

Геометрическая форма психологически воздействует на человека и когда поставляет собой единое целое, и когда образована путем сочетания, соединения двух и более элементов. Сочетания бывают трех видов:

· пассивные соединения - связь осуществляется посредством дополнительного элемента. Например, шары гантели соединяются с помощью третьего элемента - ручки;

· активные соединения - два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно, причем форма одного из них является продолжением другого (например, коробка и ее крышка);

· агрессивные соединения - взаимопроникновение форм элементов, когда один элемент как бы врезается в другой (например, как топор в полено).

Главная особенность здесь - это органичность соединения элементов формы, соподчиненность, без которой целостности не достичь.

Формы могут быть характеризованы как:

· переносная форма (например, имеет штемпель или шахматная фигура);

· тянущаяся форма (подобная форма характерна, к примеру, для лимузина);

· вращающаяся форма (этой формой отличаются, например, винт самолета);

· обтекаемая форма (например, форма падающей капли или шара. Форма капли при этом является динамичной, а форма шара - статичной, но малоустойчивой (сравните со статичной формой куба).

Сильным средством эмоциональной выразительности формы является ее ориентация относительно горизонтальной плоскости:

  • устойчивая форма (форма шара, например, малоустойчива);
  • неустойчивая форма (форма куба — устойчива).

Свойства формы, характеризующие ее как систму частей и целого

Расчлененность или составленность формы объекта характеризует ее как систему взаимосвязанных элементов.

Метр - повторение через равный интервал одинаковых или сходных визуально воспринимаемых признаков объекта (опоры линии электропередач, вагоны электропоезда, гирлянды цветов). Метрический ряд характеризуется тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы. С его помощью достигается строгость и уравновешенность. По сравнению с метрическим, ритмический ряд подвижнее, напряженнее, интереснее.

Ритм - повторение через разные интервалы одинаковых или сходных визуально воспринимаемых признаков объекта. Ритмический ряд - закономерное изменение (нарастание или убывание) какого-либо определенного, визуально воспринимаемого признака или свойства объекта (ветки у ели). Такой ряд создает впечатление живости, побуждает к дальнейшему развитию и потому охотнее применяется дизайнерами

При организации формы особое место занимает пропорция. Пропорция - равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах, или связь составляющих внутри сложного целого. Пропорциональность - соразмерность целого и частей.

Пропорционирование - использование пропорций для организации элементов действительной формы объекта в его целостную структуру, т. е. определенный метод количественного согласования частей и целого.

Различают следующие виды пропорций:

· арифметическая (Подчинена метрическому ряду);

· геометрическая (например, пропорция золотого сечения);

· гармоническая.

Дизайнер должен обладать обостренным чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей.

Пропорции - основное средство композиции. Подбирая пропорции, следует думать о композиции. Пропорции влияют на:

· образность предмета (кресло для работы и кресло для отдыха состоят из одних и тех же элементов, а характер мебели определяется исключительно их пропорциями);

· гармонию формы (базируется на эмоциональном опыте восприятия форм объектов);

· масштабность.

Масштабность - соразмерность принятому эталону (человеку). При решении вопросов, связанных с масштабностью изделий, следует обратиться к антропометрии и эргономике, составляющим научной базы промышленного дизайна. Определяет удобство пользования различными объектами, оказывают прямое влияние на масштабность.

Восприятие абсолютного размера объекта зависит от количества деталей, их размеров и формы, пропорций составных частей. Это объективный закон восприятия.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ ОБЪЕКТОВ

Согласованность различных свойств формы объекта (конструктивных, структурных, пропорциональных, фактурных) с условиями существования, целесообразностью и закономерностью предопределяет основные эстетические признаки. Дизайнер может и должен подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость, мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жесткость, покой и т. п.

Выразительность формы объектов предметной среды определяют:

· ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность);

· ее пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие);

· способы и средства отображения, взаимодействующие с поверхностью (динамичность, объем, фактура, цветовое покрытие и т. д.).

Закономерности создания предметов аналогичны закономерностям природных форм. Перечислим лишь основные:

· конструкция определяется функциями;

· отдельные части связаны с конструктивной основой пропорциональным взаимодействием;

· масса распределена в зависимости от назначения частей и свойств материала;

· поверхность, ограничивающая форму, зависит от свойств материала.

Эстетическая оценка изделия предусматривает анализ связей между его формой и функцией, формой и конструкцией, формой и материалом, формой и процессом изготовления, а также оценку объективных закономерностей лежащих в основе гармонии.

Взаимообусловленность конструкции, материала и формы предопределят композицию изделия.

ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ФОРМЫ — свойство практически полезных вещей передавать некие «послания» тех, кто их сделал, тем, кто ими пользуется.

ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ - жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально-экономических, функциональных, деятельностных, инженерно-технических и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни.

Наиболее полное отражение Ф.ф. находят в творческих концепциях, формулирующих цели и задачи проектирования. Классификация Ф.ф., определяет объективность тех требований, которые в данной концепции станут главными, «первичными». Классификации дают возможность анализа вариантов влияния определенных групп Ф.ф. на морфологию объектов проектирования.

Объективная обусловленность Ф.ф. и морфологии определяет специфику видов дизайнерского творчества, которые можно подразделить на три направления.

1. Многофакторное формообразование с доминированием организации процессов жизнедеятельности.

2. Формообразование с доминирующими функционально-технологическими факторами

3. Формообразование с доминирующим информационно-эмоциональным (социокультурным) фактором. К примеру, объекты коммуникативного дизайна

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.011 с.)