ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности зрительного восприятия формы и пространства. Свойства восприятия.



Оценку дизайнерской деятельности дает потребитель, в первую очередь, заказчик. Успех во многом зависит от того, как им будет воспринята работа, поэтому необходимо знать и учитывать особенности восприятия человека. Человек - существо сложное, его физический и психологический комфорт определяется самими разнообразными факторами. Дизайнер, зная объективные закономерности, должен уметь использовать их в своей работе.

Свойства восприятия В словарях дается следующее определение: восприятием называют процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения. Зрительное восприятие на девяносто процентов обеспечивает человека всей получаемой информацией. Визуальные образы "интернациональны", они позволяют легко преодолевать языковый барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чем любой другой; нередко даже словесная информация откладывается в виде образов. Может быть, поэтому в наше время, когда на человека обрушилась лавина информации, так возросла потребность в дизайнерах?

Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, следовательно, существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них.

Последовательность Любое изображение или объект - в общем, то, что находится у вас перед глазами, - состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., т. е., человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы ощупывает его взглядом. В зрительной памяти «застревают» характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами (пример траектории движения зрачка).

Избирательность Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение человека или животного. Лица людей на картине значат больше, чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, - глаза, нос, губы.

Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Такие точки наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Этот прием применялся в народном творчестве при вышивке крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, на таком же принципе основаны пиктограммы.

 

Реакция на движение Зрительный аппарат устроен так, что при появлении в поле зрения движущегося объекта, взгляд почти мгновенно, через 150-170 миллисекунд переводится на него, и затем безошибочно отслеживает движение. Это свойство глаза широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.

Целостность восприятия Человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно. Информация о форме объекта, цвете, яркости и т. д. сливается воедино в некий определенный образ. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемых как целое, могут создать новое неожиданное изображение, причем человек подсознательно пытается объединить элементы изображения, увидеть «смысл». Собственно, это свойство лежит в основе построения любой композиции.

Запоминаемость Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7—9. Посмотрев в течение нескольких секунд на любую иллюстрацию или в окно, и закрыв глаза, человек попробует воспроизвести увиденные элементы. Наверняка, их будет не больше девяти. При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций нельзя забывать это свойство восприятия (т.н. кратковременная память). Не следует перегружать изображение (объект).

Константность Константность (предметность) или постоянство восприятия величины и формы - это механизм корректирования, обеспечивающий адекватность зрительного образа объекта самому объекту. Собака, рассматриваемая с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, но человек безошибочно узнает именно собаку. Некоторые типы константности - врожденные, например, инвариантность к размеру: большой и маленький чайник однозначно воспринимаются как чайник. Приобретенная константность формируется в мозгу человека на основе накопленного опыта. В сознании накапливается множество обобщенных образов, необходимых для опознания предмета. Увиденный предмет по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу: раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием «рука», все мыслимые изображения деревьев - в понятие «дерево». Константность восприятия позволяет человеку правильно оценить размер и реальную форму объекта, разглядеть его на фоне других объектов.

Соотносительность Соотносительность - особенность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один предмет, нельзя сказать определенно, большой он или маленький. Следует поместить его в какую-то среду, окружить другими предметами, сопоставить его размеры с известными размерами других предметов. Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения. Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок: темное на светлом фоне кажется более темным и наоборот; контраст цветов усиливает их звучание. Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям.

ИЛЛЮЗОРНОСТЬИллюзорность - обманчивость зрительного восприятия. Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях глаза, и является следствием несовершенства органов чувств.

Зрительное восприятие обязательно включает в себя глазомерную оценку. Человек подсознательно отмечает равенство отрезков, их параллельность, пропорции, одинаковость фигур, даже если они повернуты относительно друг друга, и т. д. Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность достаточно устойчива. Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше; это явление называется иррадацией (от латинского radiare - сиять).

Наиболее распространенные графические иллюзии: иллюзия стрелок Мюллер-Лиера; иллюзия сходящихся и расходящихся линий; иллюзия разной кривизны; иллюзия изменения размера объекта; иллюзия непараллельности параллельных линий; иллюзия искажения прямого угла и окружности.

Наблюдаемые объекты проецируются на сферические сетчатые оболочки глаз человека, которые у всех людей устроены примерно одинаково, поэтому оптические иллюзии закономерны и объективны.

Ассоциативность Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое, третье и т. д. Примером является эмоциональное зрительное восприятие линии. При рассматривании различных линий возникают вполне определенные, чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление - это элементы выразительности:

- Горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину;

- Вертикальные - передают стремление вверх, рост, торжественность;

- Спиральные - характеризуют вращательное движение, развитие;

- Ломаные - ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью;

- Волнообразные - выражают движение различной скорости;

- Наклонные: восходящие или активные - ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом;

нисходящие или пассивные - вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.

Образность Образность - основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Порой объект, не виденный ранее, способствует возникновению какого-либо близкого, давно знакомого образа. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интеллект.

В психодиагностике используется тест Роршаха. Глядя на бесформенные пятна, человек пытается определить, напоминают ли они растения или животных, явления природы или достижения цивилизации. Появляющиеся образы зависят от формы пятна, цвета, фона.

Отношение к цвету - показатель эмоционального состояния, а степень оригинальности ответов характеризует интеллект; правда, излишняя оригинальность скорее свидетельствует о вычурности мышления. Про возможность определения характера человека по восприятию им неопределенных пятен упоминал еще Леонардо да Винчи. Способность к образному мышлению очень важна.

Художественная выразительность достигается разными путями. Яркий тому пример - постимпрессионисты: Ван Гог, Гоген, Тулуз Лотрек. Для выражения своих мыслей и чувств они шли на сознательное искажение натуры, и от этого выразительность их произведений только усиливалась.

Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила, дизайнер все же в первую очередь должен руководствоваться творческими критериями.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.009 с.)