Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Группа «Недостаточное развитие»
Подгруппа «Тотальное недоразвитие»
Варианты «тотального недоразвития»
|
Простой уравновешенный тип
|
Аффективно-неустойчивый тип
|
Тормозимо-инертный тип
| | | | Показатели развития
| | |
|
|
|
| | Внешний вид, специфика поведения
| Вполне вероятно наличие внешней стигматизации, в том числе ожирения. Ребенок непосредственен, может держаться без дистанции, в то же время достаточно спокоен. Ориентировочная реакция может быть как снижена, «приглушена», так и повышена (элементы полевого поведения). Обнаруживается моторная неловкость
| Аналогично простой уравновешенной форме. Поведение часто носит полевой характер. Импульсивен, эйфоричен или, наоборот, дисфоричен, может быть агрессивен. Очень легок переход от эйфории к дисфории, внешне, как правило, ничем не обусловленный, не имеющий причины. Движения часто резкие, неловкие
| Могут присутствовать признаки внешней стигматизации, часто встречается повышенная саливация. Чаще дети бывают повышенно упитанны. Ребенок неуклюжий, двигельно неловкий. Тихий, заторможенный, вялый и неактивный. В контакт вступает медленно, не сразу понимает, что от него хотят, очень долго «въезжает» в ситуацию. Часто чрезмерно зависим от взрослого.
| | Особенности
латерализа-
ции (домини
рование пар
ных органо-
в чувств, рук,
ног)
| Этот показатель не является спе
цифичным к данному варианту
отклоняющегося развития. Од
нако наличие знаков левшества
осложняет общую картину и ди
намику развития
| Более специфично наличие знаков
смешанной латерализации, чем при
простой уравновешенной форме то
тального недоразвития. Это является
фактором, усугубляющим поведен
ческие и когнитивные особенности
| Этот показатель не является специфичным к данному варианту отклоняющегося развития
| | Темповые характеристики деятельности, работоспособность
| Деятельность замедленная, однако в силу некритичности может выполнять задания достаточно быстро, но ябсолютно неправильно. Работоспособность может быть и нормальной (при отсутствии сопутствующей асте-низации), ребенок, как правило, мало пресыщаем
| Чаще всего работает крайне импульсивно, темп может быть крайне неравномерен. При контроле взрослого и увеличении продуктивности деятельности темп резко падает. Быстро пресыщаем, на фоне пресыщения может дать аффективную вспышку. Работоспособность снижена, хотя в деструктивной деятельности в отдельных случаях может быть достаточно «работоспособен»
| Темп деятельности выражение замедлен, ребенок инертен. В то же время отвлекаем и легко тормозим. Работоспособность невысокая, но в отдельных случаях может быть достаточной. Как правило, дети быстро пресыщаемы
| | Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль)
| Отмечается недоразвитие регу-ляторных функций. Иногда с трудом работает даже под контролем взрослого, не удерживает задание. Контроль за собственной деятельностью малодоступен. В тяжелых случаях произвольная регуляция деятельности существует лишь на наиболее элементарных уровнях
| Грубо несформирована (недоразвита) регуляторная функция на всех уровнях. Это является специфичным для данной формы тотального недоразвития
| Сформированность регуляторных функции недостаточна, но может быть лучше, чем при аффективно-возбудимой форме. Скорее страдают высшие формы регуляции (программирование своей деятельности, самоконтроль), чем ее базовые компоненты
| | Адекватность
| Явно недостаточна. Для данного варианта тотального недоразвития специфично наличие адекватных форм поведения на бытовом уровне, характерных для конкретных уровней недоразвития (глубины дефекта). Выраженность неадекватности зависит от глубины дефекта.
| Грубо нарушена, вплоть до выраженной неадекватности
| Порой создается впечатление достаточной адекватности, но при тщательном анализе видно, что в целом адекватность недостаточна, хотя ее формирование лучше, чем при аффективно-возбудимой форме. Ребенок адекватен к ситуации экспертизы (в силу неуверенности, заторможенности). В некоторых ситуациях (например, на уроке) может быть вполне адекватен
| |
Критичность
| Чаще всего грубо снижена, в то
же время ребенок может адек
ватно реагировать на похвалу и
неодобрение (порицание) со сто
роны взрослых
| Грубо нарушена, вплоть до выражен
ной некритичности
| Снижена, но в меньшей степени,
чем при аффективно-возбудимой
форме. Свои ошибки замечаются с
трудом
| Обучаемость
| Выражение снижена. Обучается
медленно. Крайне затруднен пе
ренос на аналогичный материал
даже при подаче его в наглядно-
действенной форме. При выра
женной степени недоразвития
крайне затруднена
| Грубо снижена, в том числе за счет
неадекватности и некритичности.
Обучаемость снижена, как правило,
грубее, чем при простой уравнове
шенной форме
| Аналогична обучаемости при про
стой уравновешенной форме и за
висит от тяжести состояния (выра
женности тотального недоразви
тия)
| Развитие
когнитивной
сферы
| Тотальное недоразвитие всех высших психических функций (речемыслительной деятельности, различных
видов памяти, внимания, конструктивного праксиса и т.п.), отсюда и название подгруппы. Значительное
снижение продуктивности и результативности выполнения как вербальных, так и невербальных заданий.
Выраженность состояния (соответствующий диагноз) определяется исходя из степени тотального недораз
вития (глубины дефекта)
| Игровая
деятельность
| Носит, как правило, манипуля-
тивный характер, может подра
жать взрослым во внешнем ри
сунке действий. При легкой сте
пени выраженности может со
ответствовать игре детей более
младшего возраста. В играх с
другими детьми выполняет пас
сивную роль, нуждается в орга
низации игры.
Не понимает условности игры,
часто отсутствует "замещаю
щая" игра
| Носит манипулятивный и в то же
время деструктивный характер. В
общении со сверстниками могут
быть агрессивны, эйфоричны. В игре
стремится занять ведущую позицию,
некритично относясь к невозможно
сти этого (отсюда игровая деятель
ность чаще всего приобретает дест
руктивный характер)
| Не всегда участвуют в играх. Ско
рее склонны к помощи взрослым
(наводить порядок, сортировать,
раскладывать какие-либо предме
ты и т.п.). В играх пассивны, игра
в основном манипулятивная, под
ражательная. Данную взрослым
роль удерживает, однако очень
инертен и в следующий раз с боль
шим трудом переходит на новую
(фиксируется на роли). Условный
характер игры часто недоступен
| Особенности
эмоциональ
но-личностно
го развития
| Ребенок зависим, несамостояте
лен, часто эмоционально упло-
щен, незлобен, благодушен. Мо
жет быть несколько эйфоричен.
Самооценка неадекватна, ориен
тирована на оценку другого че
ловека, в том числе и другого
ребенка. В силу снижения кри
тичности притязания на успех
неадекватны, чаще завышены
| Вспыльчив, неуправляем, легко пе
реходит от эйфории к дисфории и
агрессии. Практически невозможен
самостоятельный продуктивный кон
такт с другими детьми из-за грубой
некритичности. Самооценка не
столько несформирована, сколько
деформирована. В то же время край
не импульсивен во всем
| Часто плаксив, инертен в эмоцио
нальных реакциях. Эмоциональ
ные реакции уплощены. Зависим
от взрослого, ориентирован на его
реакции. Контакты с детьми уста
навливает с трудом
| Необходимая
развивающе-
коррекцион-
ная работа
| Все варианты развивающе-кор-
рекционной работы. В тяжелых
случаях — развитие восприятия
через специфические формы сен
сорного воздействия.
| В первую очередь, формирование
произвольной регуляции деятельно
сти, функции программирования и
контроля на всех уровнях. Эти виды
психологической помощи рекомендо
вано проводить на фоне либо после
курсов медикаментозного лечения.
Психотерапевтическая работа с ро
дителями. Любая коррекционная
работа возможна лишь на фоне или
после проведения курса медикамен
тозной коррекции
| Все варианты развивающе-коррек-
ционной работы. При отсутствии
неврологических осложнений по
казана активная стимуляция, в
том числе медикаментозная.
| Другие
специалисты,
необходимые
ребенку
| Специальный педагог (дефекто-
лог), логопед, психиатр, эндок
ринолог, генетик
| Психиатр, Специальный педагог (де-
фектолог), логопед, психотерапевт
| Специальный педагог (дефекто-
лог), логопед, психиатр, дополни
тельно — генетик, эндокринолог
| | | | | | | |
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием
|