Подгруппа «Дисгармоническое развитие»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подгруппа «Дисгармоническое развитие»



Варианты «Дисгармо­нического развития» Экстрапунитивный тип дисгармонического развития Интрапунитивный тип дисгармонического развития Дисгармоническое развитие по апатическому типу*
Показатели развития
Внешний вид, специ­фика поведе­ния Внешний вид неспецифичен, хотя дети могут быть вычурно одеты или иметь какие-либо вы­чурные детали в одежде. В пове­дении могут быть нарочито не­зависимы или откровенно де­монстративны, иногда демон­стративно негативистичны. Фи­зически (в особенности мальчи­ки) часто могут быть несколько менее развиты, чем их сверстни­ки Как правило, сутулые, часто наблю­дается низкая челка (прикрывает глаза). Могут быть угловатыми, не­уклюжими, с несформированной мо-торикой. Подростки как бы «стесня­ются» собственного тела. С трудом вступают в контакт, малоразговор­чивы, часто взглядом ищут поддер­жки со стороны родителей. Часто нуждаются в одобрении, чтобы на­чать работать. Очень четко улавли­вают фальшь. От фальшивого одоб­рения могут замкнуться еще больше Вялые, безразличные ко всему, фак­тически отсутствует ориентировоч­ная реакция в ситуации обследова­ния. Достаточно безразличны к сво­ему внешнему виду и внешним условиям. Специфичным можно считать особый «опустошенный» взгляд. Могут быть как повышенно­го, так и пониженного питания. Внимание! У подростков такое без­различие может сочетаться по вре­мени с резким нарастанием жиро­вых отложений, что может свиде­тельствовать об эндокринной пато­логии

 

* Данный тип дисгармонического развития характерен, в основном, для детей подросткового возраста. У детей дошкольного и младше­го школьного возрастов не проявляется в такой резкой, «рельефной» форме, но может проявляться, как правило, лишь общим снижением психического тонуса, отсутствием детских интересов и «живости» реагирования.

 

Особенности латерализацин (доминирова­ние парных органов чувств, рук, ног) Могут присутствовать признаки смешанной латерализации, при­знаки левшества (в том числе латентного) или истинное левше-ство Часто наблюдаются знаки атипично-го развития (левосторонней доми-нантности). Встречаются как случаи неустоявшейся латерализации, так и латентное левшество Мало специфично, хотя чаще, чем в среднем по популяции, встреча­ются знаки левшества, смешанной латерализации

 

Темповые характеристи­ки деятельнос­ти, работоспо­собность Как правило, темп деятельности повышен, работоспособность (при высокой мотивации, в том числе и негативной) может быть как завышена, так и понижена Часто замедлены (за счет неуверен­ности в себе, частых перепроверок), хотя в целом при благоприятных эмоциональных условиях могут иметь нормативные показатели. Ра­ботоспособность, как правило, ниже возрастных показателей из-за вто­ричной астенизации, соматических недомоганий, психосоматического компонента Замедленны, заторможенны, без­различны к результатам. С одной стороны, быстро пресыщаемы, с другой (в силу своего безразличия) могут долго, монотонно, без эмоци­ональных проявлений выполнять какое-либо задание. Работоспособ­ность может быть снижена
Сформирован-ность регуля-торных функ­ций (произ­вольность регуляции собственных действий, самоконтроль) В целом сформирована достаточ­но, в некоторых случаях регуля­ция собственной деятельности очень хорошая. Но существуют варианты недостаточной сфор-мированности регуляторных функций «в чистом виде» (пояс­нения в тексте). При преоблада­нии демонстративных черт -регуляция достаточная. В дру­гих случаях (как правило при расторможенности) регуляция сформирована недостаточно, что может непосредственно сказы­ваться (вторично) и на когни­тивных функциях. Произвольность регуляции собствен­ной деятельности достаточная или даже высокая. Иногда наблюдается сверхконтроль (просчет «ходов» на­долго вперед) В связи с общей спецификой пове­дения, отсутствует импульсивность и чаще всего можно предположить достаточную сформированность произвольной регуляции. При об­следовании этот показатель, как правило, трудно поддается реаль­ной оценке (в силу отсутствия же­ланий и мотивов)
Адекватность Могут быть как демонстративно неадекватны, так и иметь (за счет несформированности регу-ляторных функций) неадекват­ные протестно-эмоциональные реакции (по типу аффективных вспышек), которые, как прави­ло, имеют причину Достаточная В целом адекватны, если не учиты­вать отсутствие интереса к чему-либо. В условиях детского коллек­тива в конфликтных ситуациях могут быть пассивно неадекватны
Критичность Может быть достаточной, но в целом снижена Повышенно критичны В целом достаточно критичны. Могут оценить и свой результат и поведение, но это «мимикрирует-ся>, «зашумляется» безразличием. Иногда на сложное задание могут быть замотивированы и дать адек­ватную оценку своего поведения и результатов
Обучаемость Наблюдаются различные степе­ни обучаемости: от нормативной для данного возраста до высо­кой Достаточная. В то же время суще­ствует специфика обучаемости: в состоянии стресса, эмоционального дисбаланса обучаемость может рез­ко снизиться и дети могут демонст­рировать порой даже феномен ум­ственной отсталости Формально обучаемы. Могут фор­мально усваивать предлагаемый материал. Характерно, что нет даже единичных сверхценных ин­тересов. В ситуации появления сверхценных интересов можно го­ворить о манифестации искажен­ного развития
Развитие когнитивной сферы В целом соответствует условной возрастной норме. В то же вре­мя, за счет поведенческих осо­бенностей, соответствующих возрасту, может отмечаться сво­еобразие, специфика В целом соответствует возрасту (ус­ловно нормативное развитие). В то же время результативность выпол­нения тех или иных заданий, про­дуктивность когнитивной деятель­ности в целом может иметь значи­тельные колебания в зависимости от эмоционального состояния В целом специфично только в пла­не отсутствия познавательных ин­тересов. В остальном соответствует условно возрастной норме

 

Игровая деятельность Игра развернутая, драматизиро­ванная с бурным фантазиро­ванием. При этом игра может быть и деструктивной с проявле­нием агрессии и дисфории (в особенности у детей младшего дошкольного возраста). В игре стремятся занять ведущую пози­цию Игра может быть очень творческой. Могут иметь неярко выраженные специфические интересы и увлече­ния, не носящие всеобъемлющий, брутальный характер Могут играть сами с собой. Игровая деятельность механистична, мани-пулятивна, носит, как правило, «полевой» характер (играют в то, что попадается под руку)
Особенности эмоционально-личностного развития Дети демонстрируют настойчи­вость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех и завышенную самооценку. Могут быть импульсивно-деструктив­ными, агрессивными и раздра­жительными, особенно при не­выполнении их требований. В ситуации неблагоприятного со­циального окружения, излишне­го «давления» со стороны взрос­лых (а иногда и без видимых причин) могут возникать немо­тивированные асоциальные по­ступки, протестные реакции Дети не уверены в себе, робки, тре­вожны. Часто у них выявляются различные страхи и опасения. Могут быть мнительными и «зацикленны­ми» на своих болезнях. Возможны элементы, дисморфофобических мыслей, непринятие собственного тела. В стрессовых условиях не мо­гут «функционировать» вообще. Воз­можна временная элиминация нара­ботанных учебных навыков. Можно наблюдать наличие навязчивостей и элементов ритуализации поведения (различные варианты и виды невро­тических проявлений). Наблюдают­ся трудности вхождения в контакт с детьми (в том числе, и в игре). В то же время нередко привязчивы и инертны в своих эмоциональных контактах. Выявляется недифференцирован-ность эмоциональных реакций, ча­сто глубокие внутренние, никак не проявляющиеся внешне пережи­вания, выраженное неудовольст­вие собой. Самооценку фактически трудно выявить. Жизненные инте­ресы трудно выявить. В некоторых случаях могут проявляться негати­визм, протестные реакции, в чем данная форма «смыкается» с интра-пунитивным типом развития. Внимание! В тяжелых случаях мо­гут возникать суицидальные идеи, выявляемые иногда только с помо­щью проективных методов исследо­вания. В этом случае требуетсяэк-стренная консультация психиатра
Необходимая развивающе-коррекцион-ная работа Психотерапия (игровая, имаго-терапия, в том числе символдра-ма по К. Лернеру), формирова­ние произвольной регуляции, гармонизация аффективной сфе­ры с использованием уровневой регуляции, моторная коррекци-онная работа, основанная на нейропсихологическом подходе (в случаях неустоявшейся лате- рализации, различных вариан­тов левшества). По показаниям врача - медикаментозная под­ держка Все варианты психотерапии, вклю­чая психодинамическую психотера­пию, символдраму по К. Лернеру, уровневую регуляцию аффективной сферы Психотерапевтическая коррекция всех направлений, часто на основе медикаментозного лечения
Другие специалисты, необходимые ребенку Психотерапевты различных на­правлений, психиатр, невролог, нейропсихолог Психотерапевт, психиатр, при нали­чии психосоматических заболеваний врач соответствующего профиля Психотерапевт, психиатр (для диф­ференциальной диагностики с от­дельными формами искаженного развития), эндокринолог.

 

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.016 с.)