Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Поиск

И эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста

Предлагаемое диагностическое обеспечение представляет собой достаточно небольшой и наиболее эффективный и адекватный комплект апробированных в течение длительного периода методик и тестов, с помощью которого можно оценить параметры состояния когнитивной, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения. В данном Приложении приводится лишь перечисление диагностикумов с возрастным соотнесением каждого метода исследования. Краткие описания методик и пояснения приводятся в разделе 3. Детальное описание предлагаемых методов исследования имеется в соответствующей литературе, руководствах по использованию конкретных методик и тестов.

Разделение методического обеспечения на методики для исследования когнитивной сферы и эмоционально-личностной достаточно условно, по­скольку в рамках интегративного подхода большинство психологических методик может быть использовано как для тех, так и для других целей.

Каждая методика и тест, входящие в предлагаемый набор, характеризуются следующими показателями:

1) имеют длительный срок апробации на достаточной по численности популяции детей в нашей стране, включая детей с различными типами отклоняющегося развития;

2) представляют неизменяемые в течение длительного периода (некоторые клинические методики - начиная с 30-40-хх годов) тестовые изображения, технологии предъявления и обработку, что может говорить о данных методах как о стандартизированных;

3) практически каждая методика или тест охватывает возрастной диапазон от 3,5-4-х лет до 13-15-летнего возраста, тем самым, реализуя единый методический подход к исследованию какой-либо характери­стики психического развития ребенка;

4) для каждой используемой методики или теста получены качественные (в некоторых случаях и количественные) условно-нормативные показатели, характеризующие современную популяцию детей;

5) авторские методы исследования создавались с учетом особенностей современных детей, в том числе детей с отклоняющимся развитием и также апробированы на достаточном количестве детей (от 500 до 1,5 тысяч);

6) практически все предлагаемые методики и тесты обладают полифункциональностью, то есть способностью оценивать самые различные по­казатели состояния и характеристик деятельности ребенка, в то же время с преимущественной ориентацией на определенную характе­ристику той или иной сферы психического развития. Несомненно, что для адекватного и эффективного владения предлагае­мым инструментарием необходимы специальная подготовка и опыт работы. Отметим также, что рекомендуемый набор диагностикумов нисколько не отрицает возможности использования психологом какого-либо иного инструментария.

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Вкладные разноцветные стаканчики (коробочки, пирамидки) Комплекты от 3-х до 10-ти разноцветных вкладных элементов используются для детей начиная с 1,5-2-летнего возраста.

Методика «Доски Сегена» (в нашей стране используются доски №1, №3, №4, №5) (для детей от 3-х до 6-7-ми лет.

«Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена:

цветной вариант (серии: А, Ав,В);

— черно-белый вариант (серии: A, B, C, D, E).

(Методика используется для детей и подростков, начиная с пятилетнего возраста.)

Методика «Классификация предметов»:

— серия 1 (для детей 3,5-5 лет);

— серия 2 (для детей 5-8 лет);

— серия 3 (для детей от 8 лет).

 

 

Методика Выготского-Сахарова для исследования уровня сформированности понятийного мышления:

— модифицированный вариант для детей3-7 лет;

— стандартный вариант (для детей старше 8-ми лет).

Методика «Классификация объектов по двум признакам» (методика В.М. Когана):

— вариант (5х5) — для детей 4-7 лет;

— вариант (7х7) — для детей 7-10 лет.

Методики для исследования мнестической деятельности:

методика «10 слов» (по А.Р. Лурия) (для детей от 7-ми лет);

— методика «Запоминание двух групп слов» (для детей от 4,5 лет);

— методика опосредованного запоминания (методика А.Н. Леонтьева) (для детей 4,5-8 лет);

— методика «Пиктограмма» (для детей от 9-ти лет);

— методики для исследования зрительной (тактильной) памяти.

Методики для исследования характера работоспособности и особенностей внимания:

методика Пьерона-Рузера (для детей 5,5-9 лет);

— стандартная корректурная проба (буквенная) (для детей, умеющих опознавать буквы, начиная с 7-8-ми лет);

— Счет по Крепелину (модификация Р.Шульте);

— Таблицы Шульте (черно-белые, красно-черные) (для детей с 7-8-ми лет).

Исследование особенностей зрительного гнозиса (Исследование специфики зрительного восприятия традиционно проводится в нейропсихологии детского возраста. Тестовые изображения ведут свое начало от классических исследований А.Р. Лурия и представлены в соответствующих методических пособиях [8,22 и др.])

Тестовые материалы, ориентированные на детей, начиная с 3,5-4-летнего возраста. Буквенный гнозис предъявляется детям, овладевшим нача­лами письма и чтения.

Методика «Разрезные фигуры»

Комплект разрезных картинок (6 серий), с различными усложняющи­мися составляющими частями (от 2-х до 8-ми частей различной конфигурации) (для детей от 3-х до 7-8-ми лет).

Методика «Кубики Кооса»

Используется, начиная с 3-летнего возраста, верхний диапазон не ограничен, зависит о сложности предъявляемого узора.

Методики для исследования невербального и вербально-логического мышления (Методи-ческий инструментарий должен быть представлен для исследования каждой характеристики речемыслительной деятельности как в вербальном, так и невербальном (в виде изображений) плане. Желательно, чтобы тестовые материалы были доступны для детей от 3,5--летнего возраста (в основном невербальные материалы), от 6-7-летнего возраста - материалы, представленные в вербальном плане):

установление логических связей и отношений между понятиями (подбор парных аналогий, простые и сложные аналогии);

— исследование сформированности обобщающих операций (выделение существенных признаков, исключение понятий, исключение предме­тов — «4-й лишний»);

— понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом, понимание прочитанных текстов, сюжет­ных картин, составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом (серии из3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок).

Методики для исследования сформированности пространственных и квазипространст-венных представлений (Традиционно рассматриваемое в контексте нейропсихологического и логопедического исследования нами выделяется в самостоятельное исследование, необходимое для оценки сформированности пространственных представлений как одной из базовых составляющих психического развития. Комплект тестовых материалов этого раздела представлен в [8]):

Исследование пространственных и квазипространственных (лингвистических) представлений проводится в логике их формирования в онтогенезе и ориентировано на детей от 2,5 до 7-8-ми лет.

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей эмоцио-нально-личностной сферы, межличностных отношений ребенка

Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга Модифицированный вариант для детей от 4 до 14-ти лет.

Детский личностный вопросник Р.Кеттела (CPQ) Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника для детей 8-12 лет.

Методика СОМОР

Методика субъективной оценки межличностных отношений (СОМОР) (для детей 3,5-12-ти лет).

Детский апперцептивный тест (САТ.) Вариант для детей от 3 до 10 лет.

Методика «Контурный (САТ. — Н) Модифицированный вариант для детей 3—10 лет.

Рисованный апперцептивный тест (PAT) Используется для детей предподросткового возраста (10-14-ти лет).

Методика «Рука»:

модифицированный вариант теста «Рука» Э.Вагнера для детей 4,5- 11-ти лет;

— вариант для детей от 12 лет (изд. «Иматон»),

Методика «Метаморфозы»

Модификация теста «Метаморфоз» Ж. Руайер для детей от 4,5-летнего возраста. Верхний предел не ограничен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.006 с.)