Специалист в уголовном процессе, его права и обязанности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специалист в уголовном процессе, его права и обязанности.



Специалист - физическое лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, для:

1) содействия в обнаружении, изъятии и закреплении следов преступления, предметов и документов;

2) содействия в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела;

3) постановки вопросов эксперту;

4) разъяснения сторонам, органам предварительного расследования, прокурору и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ст. 58 УПК).

Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются ст. 168 и 270 УПК.

Специалист имеет право:

1) отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями или опытом;

2) задавать вопросы участникам процессуального действия с разрешения должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство;

3) знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

4) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора или суда, которые ограничивают его права.

В то же время специалист в уголовном процессе обязан:

1) являться по вызову должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство;

2) добросовестно использовать специальные знания для достижения целей и решения задач уголовного процесса;

3) не разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК. За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии с требованиями ст. 310 УК (ст. 58 УПК).

 

Сроки в уголовном судопроизводстве. Характеристика постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 г. №52 «О сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях».

В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. установлено, что каждый имеет право на основе полного равенства быть судимым без неоправданной задержки (ст. 14). При этом каждый арестованный или задержанный имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока (ст. 9). Кроме того, международный Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г., также подчеркивает необходимость проведения судебных разбирательств в "разумные сроки" после ареста.

Соблюдение процессуальных сроков в уголовном судопроизводстве играет важную социально-правовую роль. Строгое и неуклонное соблюдение сроков расследования и судебного разбирательства обладает существенным воспитательно-профилактическим потенциалом, поскольку: 1) приближает момент судебного разбирательства уголовного дела к моменту совершения преступления; 2) обеспечивает процессуальную экономию в установлении объективной истины по уголовному делу; 3) способствует не только быстрому, но и полному, всестороннему и объективному исследованию фактических обстоятельств уголовного дела; 4) служит дополнительной гарантией своевременной реализации участниками уголовного судопроизводства своих прав, свобод и законных интересов.

Уголовно-процессуальные сроки - период времени, в течение которого участники уголовного судопроизводства должны принять надлежащее уголовно-процессуальное решение, совершить определенные процессуальные действия или воздержаться в некоторых случаях от их совершения.

Для систематизации процессуальных сроков в силу их многочисленности в литературе существуют различные их классификации.

В зависимости от направленности влияния сроков на организацию уголовного процесса и охрану прав и законных интересов сторон они подразделяются на: 1) делопроизводственные - сроки, направленные на организацию деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс; 2) собственно процессуальные - сроки, направленные на обеспечение прав и интересов сторон.

В зависимости от субъекта, установившего процессуальный срок, различают: 1) сроки, установленные уголовно-процессуальным законом; 2) сроки, определяемые решениями управомоченных государственных органов и должностных лиц. Эту группу сроков вправе устанавливать начальник органа дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа (или части, комитета), прокурор и его заместитель, мировой судья, судья районного суда и суд в коллегиальном составе.

Обе группы сроков носят правовой характер, поскольку обладают свойством обязательности и их соблюдение обеспечивается мерами процессуального принуждения и соответствующими санкциями. В частности, уголовно-процессуальным законом установлены сроки: 1) задержания подозреваемого (ст. 10, 92, 108 УПК); 2) содержания под стражей в качестве меры пресечения (ст. 108, 109 УПК); 3) предварительного следствия и дознания (ст. 162, 223 УПК) и т.д.

Ярким примером установления сроков управомоченными должностными лицами, осуществляющими уголовный процесс, являются положения ст. 363 и 375 УПК. Если апелляционные, кассационные жалобы или представления не соответствуют требованиям закона, что препятствует разрешению уголовного дела по существу, то указанные документы считаются поданными, но возвращаются лицу для их пересоставления. При этом судья назначает срок для их пересоставления и приведения их содержания в соответствие с требованиями закона. Если в указанный срок жалобы или представления не поступили, то они считаются неподанными и судья прекращает апелляционное или кассационное производство.

В зависимости от адресата сроки, установленные законом, делятся на: 1) сроки, адресованные государственным органам и должностным лицам, осуществляющим уголовный процесс; 2) сроки, адресованные другим участникам уголовного судопроизводства; 3) сроки, адресованные лицам, не участвующим собственно в уголовном процессе.

Процессуальные сроки, обращенные к деятельности государственных органов и должностных лиц, призваны обеспечить быстрое и экономное осуществление уголовного процесса и гарантировать охрану прав и законных интересов иных участников процесса. К ним относятся, в частности, сроки: 1) предварительного расследования (ст. 157, 162 и 223 УПК); 2) предъявления обвинения конкретному лицу (ст. 172 УПК); 3) назначения судебного разбирательства в суде первой инстанции (ст. 227 УПК); 4) изготовления и вручения участникам уголовного судопроизводства копии протокола судебного заседания (ст. 312 УПК) и др.

Нарушение сроков принятия решений, входящих в эту подгруппу, не влечет за собой, как правило, отрицательных уголовно-процессуальных последствий. Исключение из этого правила составляют нарушения срока содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей и вручения обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Так, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого (любого) незаконно: 1) задержанного или лишенного свободы; 2) помещенного в медицинский или психиатрический стационары; 3) содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором (ст. 10 УПК).

Сроки, обращенные к деятельности других участников процесса, призваны воспрепятствовать сознательному, неоправданному "затягиванию" уголовного процесса, с одной стороны, и обеспечить права, свободы и законные интересы граждан, участвующих в уголовном деле, - с другой. В эту группу входят сроки, установленные для: 1) подачи различных жалоб и представлений; 2) заявления ходатайств; 3) представления дополнительных материалов в судебное заседание; 4) предъявления гражданского иска по уголовному делу; 5) ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемым и его защитником, если они, по мнению следователя, сознательно препятствуют осуществлению данного действия, и т.д.

Сроки, адресованные лицам, не участвующим в процессе, призваны обеспечить своевременное устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления, или нарушений ими каких-либо законов. Так, должностное лицо организации, учреждения, предприятия, получившее представление следователя или частное постановление, определение суда, должно в месячный срок сообщить соответствующим государственным органам или должностным лицам о принятых мерах по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

В правовой литературе различают также сроки-моменты и сроки-периоды.

Сроки-моменты обычно связаны с наступлением определенного уголовно-процессуального события. Согласно ст. 173 УПК следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения. Таким образом, момент допроса обвиняемого определяется временем предъявления обвинения.

Сроки-периоды определяются конкретным промежутком (периодом, продолжительностью) времени. Так, например, согласно ст. 46 УПК допрос подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 УПК, должен быть произведен не позднее 24 часов с момента фактического его задержания.

Среди сроков-периодов выделяют общие и специальные (исключительные) сроки. Специальные сроки могут быть как сокращенными, так и увеличенными в сравнении с обычными сроками.

В качестве сокращенного выступает 30-суточный срок дознания по делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК (ст. 223 УПК), в сравнении с двухмесячным общим сроком предварительного следствия (ст. 162 УПК). В то же время 10-суточный срок проверки сообщения о преступлении является увеличенным в сравнении с общим правилом о том, что срок его проверки в стадии возбуждения уголовного дела не должен превышать трех суток (ст. 144 УПК).

Исчисление процессуальных сроков осуществляется по правилам, установленным ст. 128 УПК. Процессуальные сроки исчисляются часами, сутками и месяцами. При исчислении сроков месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение сроков, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. При исчислении сроков содержания под стражей, домашним арестом или принудительного нахождения лица в медицинском или психиатрическом стационаре необходимо включать в эти сроки и нерабочее время. При исчислении сроков сутками срок истекает в 24 часа последних суток. При исчислении сроков месяцами срок истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, за исключением случаев исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, домашним арестом и нахождении в медицинском или психиатрическом стационарах. При задержании подозреваемого срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. с момента фактического ограничения свободы его передвижения.

Согласно ст. 129 УПК срок не считается пропущенным, если жалоба или иной документ до истечения срока были сданы: 1) на почту; 2) переданы лицу, уполномоченному их принимать. Срок не считается пропущенным для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в медицинском либо психиатрическом стационарах, если жалобы или иные документы до истечения срока были сданы администрации места предварительного заключения либо медицинского или психиатрического стационаров. Для разрешения проблемных ситуаций, возникающих при применении процессуальных сроков, в законе предусмотрены институты продления срока и восстановления пропущенного срока.

Продление процессуального срока - продолжение течения срока совершения процессуальных действий и принятия решений или применения мер процессуального принуждения.

Продление срока допускается лишь в отношении указанных в уголовно-процессуальном законе сроков. В частности, допускается продление сроков: 1) задержания подозреваемого (ст. 108 УПК); 2) содержания под стражей (ст. 109 УПК); 3) предварительного расследования (ст. 162, 223 УПК) и некоторых других.

Сроки продлеваются по мотивированному ходатайству дознавателя, представляемому соответствующему прокурору заблаговременно (например, ст. 223 УПК), или по мотивированному ходатайству следователя, представляемому соответствующему руководителю следственного органа (например, ст. 162 УПК), или по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, представляемому заблаговременно соответствующему суду (например, ст. 109 УПК). Данные ходатайства оформляются путем составления соответствующего постановления (ст. 129 УПК).

Восстановление процессуального срока - возобновление его действия (течения) в отношении осуществления уголовно-процессуального закона, если срок реализации этого права был пропущен по уважительным причинам. Пропущенный по уважительным причинам срок должен быть восстановлен постановлением дознавателя, следователя или судьи, в производстве которых находится уголовное дело. Уважительными причинами пропуска того или иного срока могут быть тяжелое заболевание, длительная командировка, стихийное бедствие, техногенная катастрофа, различного рода карантины и другие подобные обстоятельства. По ходатайству заинтересованного лица исполнение решения, обжалованного с пропуском установленного срока, может быть приостановлено до разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока (ст. 130 УПК). Существование институтов продления и восстановления сроков обусловлено необходимостью достижения целей и решения задач уголовного судопроизводства и обеспечения прав, свобод и законных интересов его участников. Отказ должностных лиц в восстановлении срока может быть обжалован в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

Проблема соблюдения процессуальных сроков в правоприменительной практике стоит очень остро. Поэтому Верховный Суд РФ неоднократно к ней обращался и указывал на то, что преднамеренное, грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданную волокиту при рассмотрении уголовных или гражданских дел и существенно ущемляющее права и законные интересы граждан, следует рассматривать с учетом конкретных обстоятельств, как совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи.

96. Сущность и значение стадии предварительного расследования. Виды предварительного расследования.

Традиционно в правовой литературе вообще и в учебной уголовно-процессуальной литературе в частности предварительное расследование преступлений рассматривается совершенно справедливо в качестве самостоятельной и обязательной по подавляющему большинству уголовных дел стадии уголовного судопроизводства. Речь в данном случае идет о континентальной (романо-германской) системе права.

Предварительное расследование обладает всеми признаками необходимой и самостоятельной стадии уголовного судопроизводства в континентальной системе права.

Предварительное расследование имеет собственные непосредственные задачи, заключающиеся в: 1) собирании, проверке и оценке доказательств виновности или невиновности конкретных лиц; 2) быстром и полном раскрытии преступления и предварительном расследовании уголовного дела; 3) установлении лица и (или) лиц, соответственно совершившего или совершивших преступление, и привлечении этого лица или этих лиц в качестве обвиняемых; 4) подготовке материалов предварительного расследования для рассмотрения их в судебном разбирательстве и т.д.

Эта стадия уголовного процесса обладает специфическим кругом ее участников. Среди них находятся, например, подозреваемый, обвиняемый, понятые, лица, предъявляемые вместе с опознаваемым лицом для опознания, и другие субъекты уголовного судопроизводства.

Для данной стадии характерны собственные специальные сроки.

Предварительное расследование отличается от других стадий специфическими действиями и правоотношениями. Среди многообразных действий в стадии предварительного расследования находятся прежде всего следственные действия, производство части которых возможно лишь в этой стадии уголовного процесса (например, контроль и запись телефонных и иных переговоров). Очевидно, что производство следственных действий обусловливает особые правоотношения, допустим, между следователем и допрашиваемым лицом, между следователем и участниками уголовного процесса в связи с наложением ареста, осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений и т.д.

Для рассматриваемой стадии характерны особые решения и составляемые документы. В частности, в ходе предварительного расследования принимаются решения о задержании подозреваемого, привлечении лица в качестве обвиняемого, производстве обыска, выемки и иных следственных действий и некоторые другие. Различные решения оформляются документами, которые не составляются в других стадиях уголовного судопроизводства. В качестве примера достаточно сослаться на постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, составление обвинительного акта, обвинительного заключения, протокол обыска и т.д.

Предварительное расследование преступлений осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания. В свою очередь, дознание подразделяется на два вида: 1) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 40, 157 УПК); 2) дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 40, 223 - 225 УПК).

Предварительное расследование - необходимая и самостоятельная стадия уголовного процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя и руководителя следственного органа (при ограниченном контроле прокурора за следствием и суда) по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и передачи уголовного дела в суд.

Ограниченный контроль прокурора за предварительным следствием обусловлен тем, что у него отсутствуют реальные средства влияния (воздействия) на устранение нарушений процессуального закона следователями. Разумеется, что разрешение такого рода проблем находится за пределами учебной программы.

Ограниченный судебный контроль допущен законодателем для осуществления надзора за законностью, обоснованностью и справедливостью решений всех органов расследования в случае: 1) применения некоторых уголовно-процессуальных мер принуждения; 2) производства отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права, свободы и законные интересы участников предварительного расследования (ч. 2 ст. 29 УПК).

Предварительное следствие - форма предварительного расследования, заключающаяся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли следователя и руководителя следственного органа и существовании ограниченного контроля прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого и направления в суд уголовного дела, как правило, о совершении тяжких или особо тяжких преступлений (ст. 15 УК, ст. 151 УПК).

Предварительное следствие является основной и определяющей формой расследования уголовного дела. Этот вывод следует из двух положений уголовно-процессуального закона. Первое из них заключается в том, что производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК. Второе состоит в том, что по письменному указанию прокурора уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, в том числе дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

Дознание в целом - форма предварительного расследования, заключающаяся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания и прокурора и наличии ограниченного контроля суда по:

1) производству неотложных следственных действий до начала предварительного следствия;

2) установлению в полном объеме наличия либо отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и направления уголовного дела в суд по делам, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Более точное и наглядное представление о сущности форм предварительного расследования дает рассмотрение вопроса об их соотношении.

Термин "соотношение" предполагает выделение: 1) с одной стороны, черт, признаков, свойств, качеств, доминант, объединяющих какие-либо явления и подчеркивающих их общность; 2) с другой стороны, черт, признаков, свойств, качеств, доминант, отличающих соответствующие явления друг от друга.

Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками: 1) являются формами предварительного расследования, имеющими в уголовном судопроизводстве равное значение в том смысле, что должностные лица, их осуществляющие, должны:

а) правильно применять нормы уголовного закона; б) соблюдать требования норм уголовно-процессуального закона, иных законов и международных правовых актов; в) охранять права, свободы и законные интересы человека и гражданина, оказавшегося в сфере уголовного судопроизводства, независимо от его процессуального статуса;

2) в рамках производства следствия и дознания достигаются единые цели и разрешаются единые общие и непосредственные для них задачи;

3) процессуальными основаниями производства следствия и дознания являются единые принципы уголовного судопроизводства, общие условия стадии предварительного расследования в целом (за некоторым исключением) и иные нормы уголовно-процессуального закона России, регулирующие эти формы предварительного расследования с учетом их специфики;

4) для этих форм предварительного расследования характерны наличие ведомственного контроля и ограниченность прокурорского надзора за следствием, а также ограниченность судебного контроля за всеми формами предварительного расследования;

5) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия, заключающиеся в том, что их материалы служат законным основанием для рассмотрения и разрешения уголовных дел в судебном разбирательстве суда первой инстанции и в последующих судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Вместе с тем предварительное следствие и дознание являются самостоятельными формами расследования. Следовательно, рассматриваемые формы предварительного расследования не могут быть идентичными, тождественными, равнозначными, в связи с чем между ними существуют серьезные различия.

Они различаются по: 1) органам, осуществляющим предварительное следствие и дознание (ст. 40, 150, 151, 157 УПК); 2) подследственности уголовных дел о преступлениях (ст. 150, 151, 157 УПК); 3) срокам производства дознания и предварительного следствия (ст. 157, 162, 223 УПК и др.); 4) процессуальному порядку завершения рассматриваемых производств (ст. 215, 217, 220, 225 УПК и др.); 5) процессуальной самостоятельности следователя и дознавателя (ст. 38 и 41 УПК); 6) объему прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием (ст. 37, 108, 221, 226 УПК и др.). Последнее различие очевидно, поскольку законодатель значительную часть прежних полномочий прокурора передал руководителю следственного органа. Однако эти полномочия прокурора практически полностью сохранены применительно к деятельности органа дознания и дознавателя.

Значение стадии предварительного расследования заключается в следующем. Во-первых, в этой стадии реализуется наиболее наглядно принцип неотвратимости наступления уголовной ответственности и наказания путем установления фактических обстоятельств совершения преступления и лица (или лиц), его совершившего. Во-вторых, в этой стадии появляется важнейший участник уголовного судопроизводства - обвиняемый, предположительно совершивший преступление и в отношении которого ведется предварительное расследование. В-третьих, в этой стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения и разрешения в стадии судебного разбирательства.

Предварительное расследование в любой форме осуществляется на основе не только процессуальных принципов, но и определенных организационно-управленческих положений, получивших в законе и теории уголовного процесса название "общие условия предварительного расследования".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.041 с.)