Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности возбуждения дел частного и частно-публичного обвинения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Взаимосвязь публичных и диспозитивных начал в уголовном процессе обеспечивает существование в нем трех видов обвинения (или уголовного преследования): частного, частно-публичного и публичного. К уголовному преследованию в частном порядке отнесены уголовные дела потому, что совершенные преступления в основном касаются частных (личных) интересов пострадавших. В связи с этим уголовное преследование виновных отдано государством на усмотрение потерпевших или их законных представителей. Вмешательство государства в процесс по этим делам осуществляется в минимальных пределах. Уголовные дела о преступлениях частно-публичного преследования (обвинения) сочетают в себе частные (личные) и публичные (общественные) интересы. Эти преступления затрагивают прежде всего частные интересы конкретного лица. Однако они представляют определенную опасность для функционирования общества и государства, в связи с чем они "включают" государственный механизм в процесс привлечения виновного к уголовной ответственности. Уголовные дела о преступлениях, всегда представляющих опасность для общества и государства, относятся к уголовному преследованию (обвинению) в публичном порядке. Поэтому государственные органы, осуществляющие уголовное преследование, должны реагировать на все случаи готовящихся или совершенных преступлений. Согласно ч. 2 ст. 20 УПК делами частного обвинения считаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных: 1) ч. 1 ст. 115 УК (умышленное причинение легкого вреда здоровью при отсутствии квалифицирующих признаков); 2) ч. 1 ст. 116 УК (побои при отсутствии квалифицирующих признаков); 3) ч. 1 ст. 129 УК (клевета без отягчающих обстоятельств); 4) ст. 130 УК (оскорбление). Особенности производства по этим делам заключаются в следующем: 1) уголовное дело возбуждается не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК; 2) заявление подается непосредственно в суд (мировому судье); 3) заявление, отвечающее требованиям закона, автоматически влечет за собой возбуждение уголовного дела при принятии судьей заявления к своему производству; 4) предварительное расследование по уголовному делу, как правило, не проводится; 5) уголовное дело подлежит прекращению за примирением сторон; 6) примирение сторон допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора; 7) руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может самостоятельно защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20 УПК). При этом осуществляется предварительное расследование. Вступление прокурора в уголовное дело не препятствует его прекращению в связи с примирением сторон (ч. 4 ст. 318 УПК). Согласно ч. 3 ст. 20 УПК к делам частно-публичного обвинения относятся преступления, предусмотренные: 1) ч. 1 ст. 131 УК (изнасилование без отягчающих обстоятельств); 2) ч. 1 ст. 132 УК (насильственные действия сексуального характера без отягчающих обстоятельств); 3) ч. 1 ст. 146 УК (нарушение авторских и смежных прав); ч. 1 ст. 147 УК (нарушение изобретательских и патентных прав) и некоторыми другими нормами уголовного закона. Особенности уголовно-процессуального производства по этим делам состоят: 1) в возбуждении уголовного дела не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК; 2) в обязательном производстве предварительного расследования; 3) в запрете прекращения уголовного дела за примирением сторон, за исключением случаев, установленных ст. 25 УПК; 4) в возможности возбуждения уголовного дела руководителем следственного органа, следователем, а также с согласия прокурора дознавателем при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом, беспомощном состоянии или по иным причинам не способного воспользоваться своими правами (ч. 4 ст. 20 УПК). Уголовные дела частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке. Частный обвинитель - потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения, частного уголовного преследования (п. 59 ст. 5 УПК). Участие государственного обвинителя (прокурора) обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел о преступлениях публичного и частно-публичного обвинения (уголовного преследования), а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если оно было возбуждено следователем или дознавателем с согласия прокурора. Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в ч. 2 и 3 ст. 20 УПК, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя - в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК (ст. 147 УПК). После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела: 1) следователь приступает к производству предварительного следствия; 2) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, производит дознание (ст. 149 УПК).
Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. Характеристика постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 г.№23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей». Суд с участием присяжных заседателей формируется и функционирует на принципиально иных основаниях в сравнении с судом шеффенов (судом с участием народных заседателей или с судом, состоящим только из профессиональных судей). Суды шеффенов представляют собой всегда единую судебную коллегию, разрешающую все вопросы путем голосования простым большинством голосов. Суд с участием присяжных заседателей состоит в отличие от указанных судов из двух коллегий. Первую коллегию составляют 12 присяжных заседателей, которые решают так называемые вопросы факта. Вторую коллегию составляет обычно единоличный судья-профессионал, который разрешает с учетом мнения сторон обвинения и защиты "вопросы права", обусловленные содержанием вынесенного присяжными заседателями вердикта. Разумеется, суд с участием присяжных заседателей не является панацеей от всех наших правоохранительных и судебных бед. В связи с этим в правовой литературе встречаются точки зрения авторов от острого его неприятия и до некритического восхваления. Тем не менее к суду с участием присяжных заседателей мы относимся положительно потому, что его существование предоставляет обвиняемому дополнительный выбор судебного состава, рассматривающего уголовное дело, и надежду на социальную справедливость. О правильности выбранного законодателем пути по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства свидетельствуют статистические данные. Так, с момента возрождения суда с участием присяжных заседателей в современной России около 20% обвиняемых в совершении преступлений, подсудных суду областного звена, ежегодно заявляют о рассмотрении их уголовных дел судом присяжных. Кроме того, нельзя упускать из виду, что указанная форма процесса по уголовным делам гарантирует конституционное право граждан на участие в осуществлении правосудия и, следовательно, в управлении, правда, опосредствованном (опосредованном), государством. С учетом изложенных выше позиций по поводу существования суда с участием присяжных заседателей можно предложить следующее определение рассматриваемого особого производства. Производство в суде присяжных - особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли присяжных заседателей и профессионального судьи по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для разрешения соответственно вопросов факта и права по делам о преступлениях, подсудных суду областного звена. Деятельность суда с участием присяжных заседателей определяется в целом принципами уголовного процесса и общими условиями судебного разбирательства в суде первой инстанции. Разумеется, в этом случае общие условия деятельности суда с участием присяжных заседателей приобретают определенные особенности. Общие условия судебного разбирательства в суде присяжных - законодательно закрепленные и основанные на принципах уголовного процесса организационно-правовые положения, характеризующие природу, сущность и содержание деятельности суда с участием присяжных заседателей. К ним в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом относятся следующие положения. 1. Взаимосвязь специфических правил рассмотрения уголовного дела в суде с участием присяжных заседателей и общих правил уголовного судопроизводства (ст. 324 УПК). Рассмотрение уголовного дела судом с участием коллегии присяжных заседателей осуществляется в соответствии с общими правилами уголовного судопроизводства в России (общим порядком) и с учетом особенностей, предусмотренных нормами гл. 42 УПК (ст. 324 - 353). 2. Соблюдение правил подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей (ст. 30 УПК). Суд присяжных рассматривает дела только о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК, т.е. уголовные дела, подсудные суду областного звена (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК), за исключением деяний, которые были определены депутатами как преступления террористической направленности. В данном случае общество имеет дело с явным отступлением от демократических и гуманистических начал отечественного уголовного процесса. Суд с участием присяжных заседателей действует в составе судьи и коллегии, состоящей из 12 присяжных заседателей. 3. Обязательное наличие ходатайства хотя бы одного из обвиняемых о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 30 УПК). Данное ходатайство может быть заявлено обвиняемым в момент окончания ознакомления им с материалами уголовного дела, в течение трех суток со дня получения копии обвинительного заключения, предварительного слушания в стадии назначения уголовного дела к судебному разбирательству (предания суду), назначенного для разрешения каких-либо иных вопросов. 4. Обязательность участия защитника и государственного обвинителя в рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 51 и 246 УПК). Участие защитника обязательно по делу, подлежащему рассмотрению судом с участием присяжных заседателей, с момента заявления хотя бы одним из обвиняемых ходатайства о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Если по уголовному делу, которое может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей, обвиняется несколько лиц, все они должны быть обеспечены защитниками независимо от того, по каким статьям уголовного закона им предъявлено обвинение. По уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, обязательно участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя на основании ст. 246 УПК. Обязательное участие указанных лиц обусловлено тем, что предметом разбирательства в этом случае является уголовно-правовой спор между сторонами обвинения и защиты. 5. Назначение судебного заседания (предание суду) в суде с участием присяжных осуществляется в порядке предварительного слушания, характерного для традиционного уголовного судопроизводства с учетом требований ст. 325 УПК. Эти требования сводятся к следующему: 1) уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении дела судом в этом составе. При этом в деле должно находиться мотивированное постановление следователя о невозможности выделения уголовного дела в отношении других обвиняемых в отдельное производство. При отсутствии такого постановления следователя дело подлежит возвращению прокурору из стадии назначения судебного заседания (с момента предварительного слушания) для устранения нарушения процессуального закона (п. 2 ч. 1 ст. 236 УПК); 2) если подсудимый не заявил или не подтвердил в стадии предания обвиняемого суду ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей, то данное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном ст. 30 УПК. В постановлении о назначении дела к судебному разбирательству судом с участием присяжных заседателей судья, в производстве которого оно находится, должен: а) определить количество подлежащих вызову в суд кандидатов в присяжные заседатели, которых должно быть не менее 20; б) указать, в открытом, закрытом полностью или частично будет проведено судебное разбирательство. В последнем случае судья должен определить, в какой части будет осуществляться закрытое судебное разбирательство. Постановление судьи о назначении судебного разбирательства судом с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от суда с участием присяжных заседателей не принимается. Копия постановления судьи о назначении уголовного дела слушанием судом с участием присяжных заседателей вручается сторонам по их ходатайству. После назначения судебного разбирательства судом с участием присяжных заседателей начинается подготовка к судебному разбирательству, которая отличается существенными особенностями. Эти действия относятся прежде всего к стадии назначения судебного разбирательства. По распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производят отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящегося в суде общего и запасного списков путем случайной выборки. Общий список включает в себя всех граждан субъекта РФ, а запасной - граждан, проживающих в областном, краевом или ином центре субъекта РФ. Случайная выборка осуществляется с использованием специальной компьютерной программы. Указанные лица (секретарь или помощник) проводят первоначальную проверку наличия обстоятельств, препятствующих участию лиц в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела. При этом одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Определенными особенностями обладает порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели в городах Москве и Санкт-Петербурге. Согласно ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" в этих городах указанные списки могут быть составлены: 1) высшим исполнительным органом государственной власти; 2) уполномоченным на это иным исполнительным органом государственной власти; 3) исполнительно-распорядительным органом внутригородских муниципальных образований, если это предусмотрено законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, изменения и дополнения в них подлежат опубликованию в средствах массовой информации. При этом публикации должны содержать указания лишь на фамилии, имена и отчества. По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в уголовном деле секретарь судебного заседания или помощник судьи составляют предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим этот список. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в предварительный список в той последовательности, в какой проходила случайная выборка. Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения об этом с указанием даты и времени прибытия в суд. По устному или письменному заявлению кандидатов в присяжные заседатели председательствующим судьей от исполнения обязанностей присяжного заседателя могут быть освобождены: 1) лица старше 60 лет; 2) женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; 3) лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; 4) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; 5) иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном разбирательстве (ст. 326 УПК).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.008 с.) |