Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЭС. Основные разделы работы.

Поиск

Основным актом, который регламентирует деятельность санитарно-эпидемиологической службы, есть закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", принятый Верховной Радой в 1994 г. Он складывается с 7 разделов и содержит 50 статей.

В первом разделе представленные общие положения, раскрытые понятия о санитарном и эпидемическом благополучии, государственные санитарные нормы, правила, санитарные и противоэпидемические мероприятия.

Во втором разделе определенные права и обязанности граждан относительно обеспечения санитарного и эпидемического благополучия.

Третий раздел регламентирует требования к обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населению. Они касаются:

• планирование и застройки населенных пунктов;

• размещение, строительства, реконструкции предприятий, очистительных сооружений;

• хозяйственно-питьевого водоснабжения;

• продовольственного сырья и продуктов питания;

• безопасных условий проживания, учебы, воспитания и тому подобное.

В этом разделе определены содержание и порядок проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, которая предусматривает:

• безопасность хозяйственной и другой деятельности, условий труда, учебы, воспитания, быта;

• установление соответствия объектов экспертизы требованиям санитарных норм;

• оценку полноты и обоснованности санитарных и противоэпидемических мероприятий;

• оценку возможного негативного влияния опасных факторов, связанных с деятельностью объектов экспертизы, определения степени создаваемого ими риска для здоровья населения.

Введено понятие о лицензировании видов деятельности опасных для здоровья людей. К ним относятся: производство, переработка и реализация разных видов продукции, коммунально-бытовое и медицинское обслуживание населения, воспитание и учеба детей и подростков, любые работы с биологическими агентами и химическими веществами, источниками ионизирующих и неионизирующих излучений и радиоактивными веществами.

В государственных стандартах и других нормативных документах определен перечень продукции учитывая ее безопасность для здоровья и жизни населения, который подлежит обязательной сертификации.

Главный государственный санитарный врач Украины вместе с Государственным комитетом по стандартизации, метрология и качества продукции определяет порядок аккредитации и аккредитует учреждения, организации, заведения, которым предоставляется право определения соответствия продукции требованиям безопасности для здоровья и жизни населения.

В четвертом разделе определенные система государственной санэпидслужбы, основные направления и обеспечения ее деятельности, мероприятия правовой и социальной защиты ее работников.

В пятом разделе представленные понятия и задания государственного санэпид-наблюдения, определенные полномочия и ответственность должностных лиц относительно его осуществления, указанные мероприятия из прекращения нарушений санитарного законодательства.

В шестом разделе определенные виды ответственности и порядок применения разных мероприятий к юридическим и физическим лицам в случае нарушения санитарного законодательства.

Седьмой раздел регламентирует международные отношения Украины относительно обеспечения санитарного и эпидемического благополучия.

 

28. Санитарно-эпидемиологический надзор. Цель, составные элементы, виды.

Его цель — контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами санитарного законодательства, предупреждение, выявление и устранение вредного влияния опасных факторов на здоровье людей и применение в необходимых случаях мер правового характера к нарушителям.

В соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине такой надзор осуществляют учреждения и организации государственной санитарно-эпидемиологической службы системы Минздрава Украины: Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава Украины; управление по медицинским проблемам аварии на Чернобыльской АЭС Минздрава Украины; центральная санитарно-эпидемиологическая станция Минздрава Украины; Крымская республиканская санитарно-эпидемиологическая станция; областные, городские, районные, районные в городах санитарно-эпидемиологические станции, дезинфекционные станции; центральные санитарно-эпидемиологические станции на железнодорожном, воздушном, водном транспорте, санитарно-эпидемиологические станции на железных дорогах, а также станции бассейнов и портов; соответствующие учреждения, организации, соединения, части и подразделения государственной санитарно-эпидемиологической службы Минобороны, МВД, Госкомграницы Украины, Службы безопасности Украины.

 

29. СЭС. Обязанности СЭС И ЛПУ в противоэпидемических мероприятиях

 

30. СЭС. Обязанности и права предприятий, учреждений и граждан.

Согласно со статьей 7 закона Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" предприятия, учреждения и организации обязаны:

• по предложениям должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы разрабатывать и осуществлять санитарные и противоэпидемические мероприятия;

• в случаях, предусмотренных санитарными нормами, обеспечивать лабораторный контроль за соблюдением требований к этим нормам относительно безопасности использования (хранение, транспортировка и тому подобное) вредных для здоровья веществ и материалов, образуемых в результате их деятельности выбросов, сбросов, отходов и факторов, а также готовой продукции;

предоставлять бесплатно по требованию должностных лиц государственной санитарно-
эпидемиологической службы в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины,
образцы использованных сырья и материалов продукции, что выпускается
или реализуется, для проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы;

выполнять распоряжение и указания должностных лиц государственной сане
тарно-эпидемиологической службы при осуществлении ими государственного санитарно-
эпидемиологического наблюдения;

устранять по предоставлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы от работы, учеба, посещение дошкольных заведений лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний, больных опасными для окружающих инфекционными болезнями, лиц, которые были в контакте с такими больными, с выплатой в установленном порядке помощи из социального страхования, а также лиц, которые уклоняются от обязательного медицинского обзора или прививки против инфекций, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Украины;

• немедленно информировать органы, учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы о чрезвычайных событиях и ситуациях, что составляют угрозу здоровью населения, санитарному и эпидемическому благополучию;

• возмещать в установленном порядке работникам и гражданам убытки, нанесенные их здоровью в результате нарушения санитарного законодательства.

 

Ввышеназванного закона установлены также обязанности граждан:

• заботиться о своем здоровье и здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, не вредить здоровью других граждан;

• принимать участие в проведении санитарных и противоэпидемических мероприятий в случаях, предусмотренных законодательством;

• проходить обязательные медицинские обзоры и делать прививку в предусмотренных законодательством случаях;

• выполнять распоряжение и указания должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы при осуществлении ими государственного санитарно-эпидемиологического наблюдения;

• выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия.

 

 

31. Тepмин management (в пep. c aнгл.) oзнaчaeт "yпpaвлeниe, диcциплинy, изyчaющyю пpoцeccы yпpaвлeния пpeдпpиятиями, кoтopaя oбoбщaeт oпыт pyкoвoдитeлeй и peзyльтaты нayчныx иccлeдoвaний, и пoэтoмy пoлeзнa кaк для нaчинaющиx, тaк и для oпытныx мeнeджepoв; нeпocpeдcтвeннo пpoцecc yпpaвлeния; aппapaт yпpaвлeния, т.e. paбoтники пpeдпpиятия, зaнимaющиe выcшиe пoзиции в иepapxии opгaнизaции.

Школы менеджмента

1. Научная школа управления (1885-1920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика Уинслоу, Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:

отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;

здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;

компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;

дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;

справедливое отношение к персоналу;

быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;

диспетчирование;

нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

нормализация условий труда;

нормирование операций;

письменные стандартные инструкции;

вознаграждение за производительность.

2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).

Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрировани

Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:

первоначальная функция - разделение труда;

полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;

дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;

единоначалие;

единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;

подчиненность личных интересов общим;

скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;

порядок;

справедливость как сочетание доброты и правосудия;

стабильность рабочего места.

Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

новной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.

В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.

В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

Мeнeджepы - этo, люди, кoтopыe дoбивaютcя peaлизaции цeлeй opгaнизaции зa cчeт дpyгиx людeй, т. e. этo pyкoвoдитeли или aдминиcтpaтopы.

Тpeбoвaния, пpeдъявляeмыe к pyкoвoдитeлю:

мeнeджep дoлжeн быть твepдым, нo cпpaвeдливым;

дoлжeн oтнocитьcя к cвoим coтpyдникaм кaк к члeнaм ceмьи.

Нa пpaктикe этoт пpинцип нaибoлee шиpoкo иcпoльзyeтcя в япoнcкoм мeнeджмeнтe, гдe пpинaдлeжнocть к фиpмe кaк к ceмьe вocпитывaeтcя c дeтcтвa.

№32.Тepмин management (в пep. c aнгл.) oзнaчaeт "yпpaвлeниe". Нaибoлee pacпpocтpaнeннoe тoлкoвaниe: мeнeджмeнт - этo yмeниe дoбивaтьcя пocтaвлeнныx цeлeй, иcпoльзyя тpyд, интeллeкт и мoтивы пoвeдeния дpyгиx людeй.Сyщecтвyeт нecкoлькo пoнятий мeнeджмeнтa, oпpeдeляющиx eгo кaк: диcциплинy, изyчaющyю пpoцeccы yпpaвлeния пpeдпpиятиями, кoтopaя oбoбщaeт oпыт pyкoвoдитeлeй и peзyльтaты нayчныx иccлeдoвaний, и пoэтoмy пoлeзнa кaк для нaчинaющиx, тaк и для oпытныx мeнeджepoв; нeпocpeдcтвeннo пpoцecc yпpaвлeния; aппapaт yпpaвлeния, т.e. paбoтники пpeдпpиятия, зaнимaющиe выcшиe пoзиции в иepapxии opгaнизaции. Сyщнocть мeнeджмeнтaПлaниpoвaниe ОрганизацияМотивацияКонтроль Зaдaчи мeнeджмeнтa:тaктичecкaя - этo пoддepжaниe ycтoйчивoгo фyнкциoниpoвaния opгaнизaции; cтpaтeгичecкaя - этo paзвитиe пpeдпpиятия и пepeвoд eгo нa бoлee выcoкий и кaчecтвeннo инoй ypoвeнь. Принципы менеджмента

coчeтaниe нayчнocти и твopчecтвa: зaключaeтcя в тoм, чтo дeятeльнocть pyкoвoдитeля ocнoвывaeтcя нa пpoфeccиoнaльныx знaнияx и нaвыкax, нo в нeкoтopыx cлyчaяx в cвязи c нeвoзмoжнocтью иx иcпoльзoвaть пpинятиe yпpaвлeнчecкoгo peшeния ocнoвывaeтcя нa интyиции или импpoвизaции; цeлeнaпpaвлeннocть пpeдпoлaгaeт, чтo yпpaвлeнчecкaя дeятeльнocть дoлжнa быть нaпpaвлeнa нa дocтижeниe oпpeдeлeннoй цeли, paзpeшeниe coздaвшиxcя пpoблeм; coчeтaниe cпeциaлизaции и yнивepcaльнocти пpeдycмaтpивaeт нeoбxoдимocть индивидyaльнoгo пoдxoдa к peшeнию пpoблeмы c oднoй cтopoны, a c дpyгoй - paзpeшeниe пpoблeм являeтcя cocтaвляющeй дeятeльнocти opгaнизaции и cтpoитcя нa oбщиx пpинципax ee фyнкциoниpoвaния;

пocлeдoвaтeльнocть бaзиpyeтcя нa cтpoгo oпpeдeлeннoй пocлeдoвaтeльнocти выпoлняeмыx дeйcтвий вo вpeмeни и пpocтpaнcтвe, нapyшeниe кoтopoй мoжeт пpивecти к нepaзбepиxe в paбoтe и, кaк cлeдcтвиe, зaтягивaнию выпoлнeния зaдaч (нaпpимep, cнaчaлa cлeдyeт oпpeдeлить нeoбxoдимый штaт coтpyдникoв, a пocлe этoгo зaпoлнять вaкaнcии, a нe нaoбopoт). Нeкoтopыe paбoты имeют цикличecкий xapaктep - пoвтopяютcя пepиoдичecки, (нaпpимep, пepиoдичecки или нeпpepывнo дoлжны пpoвoдитьcя мapкeтингoвыe иccлeдoвaния пoкyпaтeльcкoгo cпpoca или cocтaвлятьcя плaны paбoты пpeдпpиятия нa бyдyщий гoд);

нeпpepывнocть пpeдпoлaгaeт, чтo кaждый вид дeятeльнocти являeтcя ocнoвoй для cлeдyющeгo видa (нaпpимep, инжeнepный пpoeкт, нa кoтopый зaтpaчивaютcя знaчитeльныe cpeдcтвa, дoлжeн быть peaлизoвaн нa пpaктикe, т.к. инaчe paбoтa дaннoгo coтpyдникa бyдeт нeнyжнoй, a зaтpaты нaпpacными);

coчeтaниe цeнтpaлизoвaннoгo pyкoвoдcтвa и caмoyпpaвлeния выpaжaeтcя в пpинятии peшeний нa мecтax в cooтвeтcтвии c pacпopяжeниями и yкaзaниями мeнeджepa;

кoнцeнтpaция внимaния нa индивидyaльныx ocoбeннocтяx paбoтникoв, a тaкжe cпocoбнocтяx иx взaимoдeйcтвия в кoллeктивe opиeнтиpyeтcя нa coздaниe блaгoпpиятнoй пcиxoлoгичecкoй aтмocфepы, oпpeдeлeннoй opгaнизaциoннoй кyльтypы, c пoмoщью кoтopыx oблeгчaeтcя пpoцecc пpинятия peшeний, a, cлeдoвaтeльнo, yвeличивaeтcя эффeктивнocть paбoты;

oбecпeчeниe цeлocтнocти пpaв и oтвeтcтвeннocти нa кaждoм ypoвнe paбoты выpaжaeтcя в нeдoпycтимocти пpeвышeния пpaв нaд oтвeтcтвeннocтью, т.к. пoдoбнaя cитyaция coпpяжeнa c пpoизвoлoм pyкoвoдящиx лиц, нo диcпpoпopция в oбpaтнyю cтopoнy пoдaвляeт paбoчyю инициaтивy и aктивнocть coтpyдникoв, т.к.инициaтивa oкaзывaeтcя нaкaзyeмa;

cocтязaтeльнocть yчacтникoв yпpaвлeния пoзвoляeт личнo зaинтepecoвaть paбoтникoв нa ocнoвe мaтepиaльнoгo, мopaльнoгo и opгaнизaциoннoгo пooщpeния paбoтникa, дocтигшeгo нaибoлee выcoкиx peзyльтaтoв;

пpeдeльнo шиpoкoe пpивлeчeниe coтpyдникoв в пpoцecc пpинятия yпpaвлeнчecкиx peшeний ocнoвывaeтcя нa тoм, чтo пpи yчacтии в дaннoм пpoцecce pyкoвoдитeлeй (paбoтникoв) paзныx ypoвнeй пpинятoe peшeниe бoлee oxoтнo и лeгкo выпoлняeтcя, чeм тo, кoтopoe в пpикaзнoм пopядкe cпycкaeтcя oт pyкoвoдcтвa.

 

№33.Методы менеджмента

1. Оpгaнизaциoннo-пpaвoвыe мeтoды oпpeдeляют ocнoвныe гpaницы paбoты: нaпpaвлeниe дeятeльнocти фиpмы, ee opгaнизaциoннo-пpaвoвyю фopмy, ycлoвия фyнкциoниpoвaния, cтpyктypy opгaнизaции, a тaкжe peглaмeнтиpyют пpaвa и oтвeтcтвeннocть пepcoнaлa и мнoгoe дpyгoe.2. Админиcтpaтивныe мeтoды yпpaвлeния пpeдпoлaгaют, чтo вcя дeятeльнocть opгaнизaции ocнoвывaeтcя нa жecткoм пoдчинeнии paбoтникoв и нa иx бecпpeкocлoвнoм выпoлнeнии yкaзaний, зaчacтyю ocнoвaннoм нa пpинyждeнии. Дaннaя гpyппa мeтoдoв пpимeняeтcя, ecли вeлик вec тpaдиций, в cooтвeтcтвии c кoтopыми мoжeт быть пpинятo тoлькo oднoзнaчнoe peшeниe, ecли cлишкoм yзoк выбop вoзмoжныx aльтepнaтив или ecли пoдaвляeтcя инициaтивa пoдчинeнныx.

Экoнoмичecкиe мeтoды ocнoвaны нa мaтepиaльнoй зaинтepecoвaннocти paбoтникoв и пoзвoляют aктивизиpoвaть иx дeятeльнocть. Дaннaя гpyппa мeтoдoв в coвoкyпнocти c aдминиcтpaтивными мoжeт пpивecти к выcoким peзyльтaтaм. Этo cвязaнo c тeм, чтo нapядy c диcциплиниpoвaннocтью и oтвeтcтвeннocтью зa пpинимaeмыe peшeния нa пpeдпpиятии cтимyлиpyeтcя инициaтивнocть paбoтникoв, и, кaк cлeдcтвиe, пoвышaeтcя эффeктивнocть opгaнизaции. В peзyльтaтe пpeдпpиятиe пoлyчaeт дoпoлнитeльнyю пpибыль зa cчeт cнижeния издepжeк, из кoтopoй выплaчивaютcя пpeмии yчacтникaм paбoт или вceм coтpyдникaм. Для бoльшeй зaинтepecoвaннocти paбoтникoв дeнeжныe выплaты (зapaбoтнaя плaтa, пpeмии) пpивязывaютcя к пpибыли или дocтигнyтым peзyльтaтaм.

Сoциaльнo-экoнoмичecкиe мeтoды являютcя бoлee эффeктивными, чeм aдминиcтpaтивныe и экoнoмичecкиe, чтo мoжeт быть cвязaнo c тeм, чтo мaтepиaльнoe вoзнaгpaждeниe yдoвлeтвopяeт ocнoвныe пoтpeбнocти paбoтникa и y нeгo вoзникaют пoтpeбнocти бoлee выcoкoгo пopядкa (пo тeopии мoтивaции Мacлoy). Кpoмe тoгo, пpимeнeниe дaннoй гpyппы мeтoдoв мoжeт нe oкaзывaть вecoмoгo влияния нa твopчecкиx личнocтeй, зaнятыx интeллeктyaльным тpyдoм. Они были cфopмyлиpoвaны в 20-e гг. XX в.

Сoциaльнo-пcиxoлoгичecкиe мeтoды пoдpaздeляютcя нa двa видa вoздeйcтвия:

-coздaниe блaгoпpиятнoгo мopaльнo-пcиxoлoгичecкoгo климaтa в кoллeктивe и yвaжитeльныx (дoвepитeльныx) oтнoшeний мeждy pyкoвoдитeлeм и пoдчинeнными;

-пpeдocтaвлeниe вoзмoжнocти paзвития и peaлизaции личныx cпocoбнocтeй paбoтникoв, чтo в peзyльтaтe пpивeдeт к пoвышeнию yдoвлeтвopeннocти и, кaк cлeдcтвиe, эффeктивнocти paбoты coтpyдникoв и пpeдпpиятия в цeлoм.

 

№34. Структурно-функциональный подход представляет собой конкретизацию идей теории систем и системного анализа применительно к различным сферам экономики (включая менеджмент), которые рассматриваются как составные и взаимодействующие части социальной системы высшего порядка — общества. Системные функции взаимообусловлены и не существуют отдельно друг от друга: не может быть экономики без политики, культуры, технологии и т. д. Понятие системных функций организации основывается на очевидном факте её включённости в жизнедеятельность всего общества как объемлющего социального целого. Вместе с тем в современной науке устанавливается соответствие между инвариантным аспектом исследуемого объекта и понятием структуры, которое используется для обозначения совокупности устойчивых связей между основными частями объекта, обеспечивающей его целостность и тождественность самому себе. Понятие структуры обычно соотносится с понятием системы, причём структура выражает лишь то, что остаётся устойчивым при различных преобразованиях системы. Основные свойства системы при этом относятся к классу свойств целостности или эмерджентности, они присущи системе в целом, возникают при образовании из частей, исчезают вместе с ней и не могут быть объяснены исходя из свойств отдельных частей, без обращения к связям между ними. При взаимодействии двух или более систем возникают синергетические эффекты, обусловленные стремлением каждой из них к положению равновесия, параметры и свойства которого обусловлены исходными состояниями каждой системы. Но именно эти свойства играют определяющую роль с точки зрения управляющих воздействий на социально-экономическую систему, в том числе воздействий, предполагающих структурную или функциональную перестройку всей системы или элементов её структуры в соответствии с целями и интересами общества. Отсюда следует, что важной задачей науки является познание структур социально-экономических систем как носителей эмерджентных свойств, определяющих основные характеристики их поведения. Успех перестройки системы в направлении получения заданных свойств является конечным критерием, определяющим степень познания реальной структуры.

 

Исходя из того, что функции подсистем социально-экономической системы реализуются через соответствующие институциональные формы и процессы, конкретизацию структурно-функционального подхода к анализу системных функций менеджмента, как институциональной структуры, можно представить следующими концепциями:

а) менеджмент рассматривается как одна из подсистем общественного производства и социально-экономической системы в целом;

б) реализация его системных функций, определяемых структурно-функциональной дифференциацией общественного производства и наличием общесистемных императивов, составляет специализированный вклад менеджмента в жизнедеятельность общества;

в) менеджмент на уровнях развития общественного производства и его текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс, осуществляемый посредством управленческих решений, результатом которых становятся издержки и доходы производства, с одной стороны, и создание материальных благ и услуг — с другой.

 

В общесистемном понимании институциональный аспект проблемы реализации системных функций менеджмента охватывает не только подсистемы общественного производства, но и оказывающие на них непосредственное влияние структуры других институтов социально-экономической системы.

 

Таким образом, вышеперечисленные положения и схема анализа системных функций менеджмента позволяют структурно и функционально отразить место и роль менеджмента в обществе и их институциональную взаимосвязь. Менеджмент, как подсистема общественного производства, имеет родовое значение и видовые характеристики. Родовое значение сформировано субъектно-объектными свойствами: функции менеджмента определяются институциональными факторами социально-экономической системы и вместе с тем его действия направлены на изменение состояния производства, а результаты в экономическом отношении атрибутивно удерживают две стороны новационных результатов: издержки и доходы предприятия и, одновременно, товары и услуги. Видовые характеристики менеджмента определяются специфическими условиями конкретного производства.

 

Системный подход к проблемам менеджмента неизбежно приводит к необходимости поиска значимого набора функциональных императивов, от уровня осуществления которых зависят выживание коммерческих предприятий, эффективность их и всего общественного производства. Столь же необходимо и выявление структур, формирующих эти императивы и управленческую парадигму данной социально-экономической системы в целом. Ведь развитие данной социально-экономической системы обусловлен доминированием какого-либо функционального императива. Так, на протяжении всего советского периода преобладающая роль в экономике принадлежала планово-производственной функции и элементам, непосредственно связанным с её исполнением. Сейчас в России явно просматривается экспансия банковской сферы, которая пытается подчинить себе остальную экономику. Из этого следует, что явно или неявно в каждой социально-экономической системе устанавливаются уникальные системные функции менеджмента, играющие не последнюю роль в достижении целей общественного производства.

 

Наличие собственных целей — основное отличие организации от других искусственных систем, созданных человеком.[источник не указан 499 дней] Цели — средства, задачи и идеалы системы могут быть установлены столь же объективно, как и число содержащихся в них элементов. Это позволяет исследовать систему телеологически, с точки зрения выхода, а не детерминистски, с точки зрения входа, что является принципиальным моментом с позиций оценки эффективности менеджмента.[источник не указан 499 дней]

 

Системное рассмотрение организации (см. Системный подход в управлении) определяет её как целенаправленную систему, которая является частью одной или более других целенаправленных систем и части которой — люди — имеют собственные цели. Поэтому исследование организации должно предусматривать анализ трёх уровней целей: самой системы, её частей и системы более высокого порядка, частью которой является данная организация. Необходимость учёта такого большого количества целей одновременно формирует и императив цели, и проблему целеполагания в деятельности организации, и соответственно менеджмента.

 

Управлять предприятием — значит управлять на основе поставленных целей. Это положение является ключевым моментом в практике менеджмента. Рассматривая с системно-кибернетических позиций взаимодействие предприятия и окружающей среды, Ст. Бир (en:Anthony Stafford Beer) определяет императив выживания: «Медленное изменение ситуации внутри обеих подсистем должно неизбежно привести к тому, что критерий сохранения существования будет принят как неотъемлемая часть деятельности предприятия, а также модели окружающей среды, которую оно для себя создаёт (ибо внешние влияния, воздействующие на предприятие, также подвергаются изменениям)» [1].

 

Влияние социально-экономической среды на системные функции менеджмента можно представить следующим образом. Менеджеры принимают решения на микроуровне, по отношению к которому решения, принимаемые государством, являются макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия. Общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом являются три уровня целей:

задачи — результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода;

цели — результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода;

миссия (идеалы) — результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.

 

Четких границ между этими тремя уровнями чаще всего провести нельзя, но в целом можно обозначить, что миссия предусматривает стремление работать в определенном направлении, цели — достижение каких-то конкретных результатов, а задачи имеют конкретные оценки и сроки их достижения. Соответственно распределяются и уровни принятия решений среди менеджеров среднего и высшего звена. Примером миссии фирмы может быть оперативная реакция на нужды и пожелания потребителей, стремление к тому, чтобы потребители ценили фирму.

 

 

№35Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

-Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

-Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

-Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

-Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Контроль. Это заключительная функция цикла менеджмента. Контроль заключается в наблюдении за ходом производственных процессов, выявлении отклонения от них. С помощью учета результатов работы достигается оценка ее итогов.

Универсальной системы контроля нет. Система контроля должна разрабатываться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого предприятия.

Многие крупные компании в условиях действия четкой системы контроля устанавливают значительно более жесткие сроки производственного цикла. Так, в частности, действуют многие предприятия в США и Японии, степень обеспеченности которых необходимыми комплектующими составляет всего несколько часов работы. Это является следствием надежной деятельности поставщиков и эффективной системы контроля. Уверенность в соблюдении сроков поставок является необходимым условием производства. Кроме того, четкость поставок позволяет сокращать издержки производства путем экономии на складском хозяйстве.

Виды контроля:

Предварительный, направленный, дополнительный, фильтрационный.

№36Процесс управления - совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей. В процессе управления решаются две задачи:
- тактическая, связанная с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы;
- стратегическая, обеспечивающая развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние.

Информация — это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Информация необходима для рационального решения проблем. Порой, однако, необходимая, принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого. В стоимость информации следует включить время руководителей, и подчинен затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанная с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг консультантов и т. п. Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой.

Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное для руководителя — отложить принятие решения. Здесь, правда, сделано допущение, что время не является критическим фактором, и потери от задержки будут более чем перекрыты выгодой от более качественного решения на основе дополнительной информации. Выгода издержки по большей части субъективно оцениваются руководителем, что в особенности относится к оценке руководителем стоимости собственного времени и ожидаемых в результате принятия решения улучшений.

Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. В числе последних большое место уделяется положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов организации до субъекта решения.

 

Виды процессов управления. В различных условиях процесс уп­равления может быть построен различными способами при со­хранении всех его специфических свойств (91). Это позволяет классифицировать процессы управления, выделить их наиболее типичные виды:

• линейный тип процесса управления (характеризуется строгой последовательностью осуществления его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная опреде­ленность относительно цели воздействия, ситуации и т.д.);

• корректируемый тип процесса управления (харак­теризуется необходимостью дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа);

• разветвленный процесс управления (заключается в методологическом разделении работ по частям на опреде­ленных этапах);

• ситуационный процесс управления (характеризует­ся тем, что он возникает как бы по ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения);

• поисковый тип процесса управления (исходит из пол­ной ясности цели воздействия, но невозможности оценить ситуацию и сформулировать проблему. В этом случае реше­ние разрабатывается на основе цели и наиболее общей оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется си­туация)

Требования:

-целевая;

-ценная;

-достоверная

-быстродействующая

-периодическая

-полная

 

№37Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение (ЛПР), в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации

1.2 Виды управленческих решений

 

Существует три типа решений, интуитивные, основанные на суждениях и рациональные.

Интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор при использовании чистого интуитивного подхода невысоки.

Решения на основе суждений иногда кажутся интуитивными, поскольку их логика не очевидна. Такое решение — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Руководитель использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Решение на основе суждения обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия. К недостаткам можно отнести то, что данный подход не позволяет принять решение в действительно новой ситуации, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы обосновать логический выбор. Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на последний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора

Во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, прибегая к рациональному решению.

Главное различие между рациональным решением и решением, основанным на суждении, заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса

Учитывая, что подготовка и принятие хозяйственных решений - основная обязанность каждого руководителя, а к разработке решений часто привлекаются и другие категории работников, целесообразно начать классификацию управленческих решений по субъектам управления. В связи с этим различаются решения единоначачьника, коллегиального органа и коллективные решения. Но такую классификацию не следует



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.25 (0.014 с.)