Развитие чрезвычайных органов Советского государства в период гражданской войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие чрезвычайных органов Советского государства в период гражданской войны



(середина 1918г. – 1920г.).

 

возникло несколько видов чр органов, что вызвано обстановкой гр войны (ГВ)

они носили временный характер, но обладали большими полномочиями

Создание чрезвычайных органов:

1. Совет рабочей и крестьянской обороны – создан 30.11.1918г. Он действует как комиссия СНК. В него входят: председатель СНК, представители ВЦИК, Реввоенсовета республик, ВСНХ, отдельных наркоматов.

задача - обеспечение единства действий воен властей и органов, обеспечивающих воен действия

цель - оперативнее решать вопросы

В 1920г. он был преобразован в Совет труда и обороны и перестал быть чрез органом; задача - восстановление НХ

2. ВЧК и местные ЧК - присвоили право расстрела, расследования и вынесения приговоров

осень 1918 - функции законодательно оформлены

ВЧК организованно укреплялся и превращался в главный орган обеспечения гос и общ порядка

Усиление ВЧК выразилось в:

- создание особых отделов (с янв 1919)

- создаются транспортные ЧК

- 1920 - создаются ЧК пограничной полосы; задача - вести борьбу с преступлениями (незаконное пересечение границы и т.д.)

работа ЧК усиливается в связи с введением Красного террора 5 сентя 1918 года (более широкое применение см казни, создание концентрационных лагерей)

вводися понятие ощественно-опасное лицо - не совершало преступление, но обладает авторитетом и связями; его можно до 5 лет заключить в концентрационный лагерь для изоляции

ВЧК и местные ЧК стали применять см казнь чаще (расстреляно свыше 5 тыс человек)

в дальнейшем за годы ГВ по приговорам ЧК было расстреляно более 12 тыс человек

при этом следует отметить, что белые расстреляли больше

"жертвы августа" - в авг 1918 белые захватили большие территории и производили жесткие репрессии

ВЧК создало свои ВС - корпус войск ВЧК (500 чел: 300 пехот и 200 - конница)

3. Революционные комитеты.

создавались в местносятх, объявленных на воен положении

состав: председатель исполкома советов, секретарь, высший военный начальник соответствующей территории.

решения обладали наибольшим авторитетом на территории, т.к.: решение, подписанное военным - обязательно для военных;... руководителем партии -... для членов партии;.... председателем совета -..

Они были губернского и уездного масштаба. Им практическим принадлежала полнота власти на местах. Необходимость создания ревкомов – выполнение функций органов власти там, где нет Советов (для организации выборов в советы), разрешение местных вопросов. Советы во время гражданской войны потеряли свое значение. На первое место выходят ВС. Роль советов v из-за ^ роли партии. Ревкомы – временное явление.

4. революционные трибуналы.

Весна – лето 1919г. они превращаются в чрезвычайные органы репрессии к контрреволюционерам.

Работали без заседателей. Трибуналы состоят из 3-4 постоянных членов. На заседание ревтрибунала свидетели, эксперты, обвинение и защита не вызываются. У них есть право вынесения приговоров по всем делам, возникающим в чрезвычайных комиссиях, право проверки следственных действий чрезвычайных комиссий и т.д. Решения трибунала считаются окончательными. Трибуналы могли увеличивать сроки рассмотрения дел, рассматривали дела о контрреволюционных и должностных преступлениях, спекуляции и др.

за время существования по решению трибуналов к см казни приговорено свыше 5 тыс человек

5. органы народного комитета продовольствия

11 июня 1918 - декрет "о продовольственной диктатуре": изымать излишки продовольствия; расписки, изымалось бесплатно

продотряды - 30 тыс человек

опирались на комитеты бедноты, Они учреждались на основании декрета о продовольственной диктатуре.

комбеды:

- сельские

-волостные.

бедняки получали 25% от забираемого хлеба

были ликвидированы 1 янв 1919 года

6. концлагеря – заключение общественно-опасных лиц. ВЧК расширило деятельность за счет общеуголовных преступлений, которые приобретают большое общественное значение;

 

Национально-государственное строительство Советского государства в 1917г. – 1922г.

До революции 1917г. отношения не были построены на согласии и мире. 2.11.1917г.- Совнарком принимает «Декларацию прав народов России», которая признавала равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. Так, самостоятельной стала Финляндия. Была признана Украина, где 2 правительства – в Киеве и в Харькове. Юридически Россия – унитарное государство. В декабре 1918г. Россия была объявлена РСФСР. Принципы строительства федерации III съезд не определил, их должен определить договор между властью этого народа и центром. Федерации строятся на базе автономных областных союзов, они создаются в местностях, обладающих особенностями быта и национального состава. Создаются Кубанская, Донская, Черноморская, Тверская автономные республики.

В период гражданской войны и военной интервенции национально-государственное строительство шло по 2м направлениям: установление тесных связей между самостоятельными советскими республиками, развитие России как федеративного государства.

I направление. 16.11.1918г. – провозглашено восстановление советской власти в Украине, Эстонии (Эстляндская трудовая коммуна). 17.11.1918г. – восстановление советской власти происходит в Литве и Латвии. Во всех областях правящая партия – РКП(б). Она приступает к установлению тесных связей, которые выражались в том, что СНК в России послал своих представителей в СНК республик. Затем началась координация по линии отдельных наркоматов. Наступление Колчака обострило ситуацию. Так, под координацией наступил переход к военному союзу самостоятельных советских республик. Были ликвидированы таможенные границы. По линии ВСНХ также объединяются усилия. Военный союз оформляется декретом ВЦИК от 1.07.1919г. Из бывших советских республик выбывали прибалтийские государства. Создаются самостоятельные республики в Азербайджане, Армении и других государствах. В 1920г. военный союз самостоятельных советских республик стал дополняться хозяйственным союзом.

II направление. После восстановления советской власти автономные республики не были восстановлены, но национально-государственное строительство идет. Создается Башкирская, Татарская и другие автономные республики. Также появляется новая форма национально-государственного строительства – автономная область. В ноябре 1918г. создается трудовая коммуна немцев Поволжья, создается Карельская трудовая коммуна. Автономная республика обладала большим объемом прав, чем область. Правовое положение автономных областей и трудовых коммун в период политики военного коммунизма не было определено. Декретами ВЦИК и СНК закреплялся факт создания автономных областей и трудовых коммун, как у автономных частей РСФСР, и определялись их границы. Однако не были приняты Положения, закреплявшие статус автономных областей и трудовых коммун, что во многом объясняется отсутствием четких представлений по этому вопросу у центральных органов РСФСР, в том числе и у Наркомата национальностей.

Таким образом, процесс становления государственного устройства не был завершен в этот период и продолжался в последующем в условиях нэпа.

 

Общая характеристика основных направлений развития Советского государства

В период НЭПа (1921 – 1929гг.)

1921г. – начало нэпа. В связи с переходом к нэпу меняется содержание, методы и структура государственного аппарата. Главные направления процесса перехода к мирной жизни выражались в поиске оптимальных путей управления государственными предприятиями, организации жесткого контроля за деятельностью частных предпринимателей, расширении прав местных советов в решении региональных вопросов. В этот период на первый план вышли проблемы укрепления законности и правопорядка, создания эффективно действующей системы правоохранительных органов и правосудия, реформирования Красной Армии сообразно условиям мирного времени и потребностям в защите страны от внешних врагов.

а. Изменяется содержание госаппарата. На первое место выходит хозяйство, а военные расходы уменьшаются.

б. Меняются методы государственной деятельности. Они смягчаются. Государство делает упор на исполнение принятых решений.

в. Принятие обоснованных решений. Борьба с скоропалительными решениями. Государство внедряет плановые методы в свою деятельность.

г. В госаппарате следующие изменения: реорганизовываются ВС, ликвидируются чрезвычайные госорганы, проводится правовая политика «оживления» советов, реорганизуются правоохранительные органы, происходит децентрализация управления промышленностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.169.110 (0.026 с.)