ТОП 10:

Создание вооруженных сил и ВЧК Советского государства (октябрь 1917г. – середина 1918г.)



Для борьбы с государственными преступлениями декретом СНК 7 декабря была создана - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В задачи ВЧК входило пресечение контрреволюционной и саботажной политики и действий на территории страны, со стороны кого бы они не исходили. В компетенцию комиссии входили также функции правосудия в виде предания суду революционного трибунала виновных лиц, право внесудебных репрессий, в том числе расстрелов и конфискации имущества.

В структурном отношении ВЧК подразделялись на отделы: организационный; информационный; по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

Во главе ВЧК стоял президиум: в составе председателя, 2-х заместителей и 2-х секретарей. На местах ЧК создавалась при каждом областном и губернском Совете, в приграничной полосе, в стратегических пунктах.

Под руководством ВЧК с марта 1918г. в губерниях и уездах стали дей­ствовать местные ЧК, получившие исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиций и конфискаций и создание специальных боевых отрядов. В октябре 1918 г. вступило в действие «Положение о ВЧК и местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности». ВЧК объявлялся в нем органом СНК, работающим в тесном контакте с Наркоматом юстиции и НКВД, а местные ЧК – отделами ме­стных советов. Кроме них действовали специализированные органы этой системы: пограничные, транспортные ЧК, особые отделы ВЧК в армии и на флоте. Это был мощный аппарат политических репрессий, железной рукой искоренявший контрреволюцию. Органы ЧК производили обыски и аресты, вели следствие, сами рассматривали дела по существу, определя­ли меры наказания и приводили в исполнение приговоры, в том числе смертную казнь. «Общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке.

Одним из первых решений II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов было создание Комитета по военным и морским делам. Вслед за этим началась чистка офицерского корпуса армии, устранявшая офицеров не разделявших идеологию нового правительства, либо препятствовавшей ей. 16 декабря 1917г. СНК принял декреты "Об уравнении всех военнослужащих в правах" и "О выборном начале и об организации власти в армии".

Однако на практике выборные командиры отнюдь не всегда могли обеспечить боеготовность частей и соединений, что заставило в условиях начавшейся гражданской войны вернуться к единоначалию и отказаться от комплектования войск по принципу добровольности, вследствие невозможности в таких условиях создания боевых резервов и отсутствия системы подготовки пополнений.

Вследствие этого декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. было объявлено об обязательном наборе в армию. 5-й Всероссийский съезд Советов в июне 1918 г. в постановлении "О строительстве Красной Армии" установил всеобщую обязательную воинскую повинность трудящихся в возрасте от 18 до 40 лет, отменил выборность командного состава, подтвердил принцип единоначалия, подчеркнул необходимость широкого использования знаний военных специалистов из числа генералов и офицеров. Такие принципы формирования армии распространялись и на флот. Призывом советская власть успешно реализовывала 2 цели: создавала собственные войска и лишала возможности белогвардейцев пополнять свои силы за счет населения регионов. Срок службы устанавливался в 6 месяцев. От призыва освобождались только явные калеки, психически больные и некоторые другие лица.

Важное значение в деле обеспечения интересов и безопасности республики имело воссоздание пограничных войск. 30 марта 1918г. было организовано Главное управление пограничной охраны при Наркомате финансов (до Октябрьской революции пограничные войска находились в ведении Министерства финансов). Одновременно началось формирование частей пограничных войск. 28 мая 1918г. Ленин подписал декрет СНК об учреждении пограничной охраны РСФСР, на которую возлагалась защита пограничных интересов РСФСР, а в пределах пограничной полосы - защита личности и имущества советских граждан.

Переход к регулярной армии существенно изменил структуру местных органов военного управления. При губернских, уездных и волостных советах были созданы комиссариаты по военным делам. В их компетенцию входил учет населения, годного к военной службе, призыв, обучение рабочих и крестьян военному делу, снабжение армии продовольствием и иным имуществом.

Принятые меры позволили советской власти создать ВС, способные защитить ее от иностранных интервентов и белогвардейской армии.

 

59. Создание милиции, суда и органов предварительного следствия Советского государства (октябрь 1917г. – середина 1918г.)

Милиция. Часть милиции безразлично отнеслась к октябрьскому перевороту, но часть отрицательно. Она была ликвидирована. 28.10.1917г. – принято решение создать при горсоветах милицию, которая сосуществует с народной милицией. В милиции не было кадров. Жители некоторое время в году должны были привлекаться к охране общественного порядка. Когда в марте-апреле 1918г. произошел слом аппарата, было принято решение упразднить народную милицию. Осталась существовать только советская милиция. В июле 1918г. съезд председателей исполкомов губернских советов принял специальную резолюцию, в которой признал необходимым организацию советской рабоче-крестьянской милиции на профессиональных началах.

Суды. Уже в ноябре 1917 г. новое государство приступило к формированию единой судебной системы. Законодательную базу ее составили три декрета о суде: № 1 – от ноября 1917 г., № 2 – от февраля 1918 г. и № 3 – от июля 1918 г. Кро­ме них в ноябре 1918 г. было утверждено Положение о народном суде РСФСР.

Первым декретом была упразднена дореволюционная судебная система, ликвидированы старые суды, прокуратура и адвокатура, институт судеб­ных следователей. Взамен создавались местные коллегиальные суды в со­ставе одного судьи и двух очередных народных заседателей, избранных ме­стными советами. Они могли решать гражданские дела (с суммой иска до 3 тысяч рублей) и дела уголовные (с наказаниями до 2 лет лишения свобо­ды). Предварительное следствие осуществляли сами судьи, а обвинителя­ми и защитниками могли выступать любые лица, обладавшие граждан­скими правами. Апелляционный порядок обжалования дел отменялся. Кас­сационной инстанцией объявлялся уездный (или столичный) съезд местных судей, который мог отменить приговор, отправив дело на новое рассмотрение, или изменить его в сторону смягчения наказания.

Попытка воссоздать окружные суды, следственные комиссии и коллегии правозаступников для поддержки обвинения или защиты, предприня­тая в ходе реализации декрета о суде № 2, не увенчалась успехом. Эти ор­ганы, поскольку в них стали активно действовать старые юристы и левые эсеры, имевшие большое влияние в судебной сфере, были распушены осе­нью 1918 г. Что касается декрета о суде №3, то он лишь расширил компе­тенцию местных судов (иски до 10 тысяч рублей и наказание до 5 лет).

Большое значение имело Положение, которое унифицировало судеб­ную систему, учредив единую форму суда – народный суд (судья и от 2 до 6 заседателей). Судьи выбирались местными советами из людей, пользо­вавшихся гражданскими правами и имевшими опыт политической рабо­ты. Были созданы также коллегии обвинителей и защитников из должно­стных лиц при уездных и губернских исполкомах советов и комиссии для проведения предварительного следствия, которое осуществлялось ими вместе с милицией или судьями.

Новые суды руководствовались в своей практике декретами новой вла­сти, политическими программами партий, прежде всего, большевистской, «революционным правосознанием». Поначалу не возбранялось использо­вать «законы свергнутых правительств», если они не противоречили но­вым принципам. Но в 1918 г. все ссылки на старые законы были запреще­ны. В деятельности судов доминирующими стали социальные и политиче­ские мотивы, а подмена судебного решения решениями властных органов – нормой жизни.

Наряду с местными судами создавалась особая судебная система. Уже декрет о суде № 1 учредил революционные трибуналы, призванные бороть­ся с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». Такова была социальная направленность деятельности ревтрибуналов. В их со­став входили председатели и 6 заседателей, избиравшихся губернскими и городскими советами. Советы избирали и особые следственные комиссии ревтрибуналов.

Первыми стали действовать в январе 1918 г. ревтрибуналы печати, од­новременно их стали создавать повсеместно, на уровне республик, губер­ний, уездов и даже волостей. Декрет «о революционных трибуналах» от 17 мая 1918 г., подготовленный Наркоматом юстиции, предпринял попытку упоря­дочить их деятельность и ограничить ее пределами крупных центров. Бы­ло признано также нецелесообразным делить трибуналы по направлениям их работы. В целях централизации системы при ВЦИК создавались Рево­люционный Трибунал и Кассационный отдел, который рассматривал жа­лобы и протесты на приговоры местных трибуналов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.250 (0.009 с.)